РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 января 2018 года <адрес> Самарской области <адрес> районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Витвицкой Е.В., при секретаре Огановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к администрации городского округа <адрес> области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, Министерству социально-демографической и семейной политики по Самарской области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 26 апреля 2017 года об утрате статуса вынужденного переселенца, восстановлении и продлении статуса вынужденного переселенца и выдачи удостоверения, установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа <адрес> области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области Министерству социально-демографической и семейной политики по Самарской области о признании незаконным решения Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 26 апреля 2017 года об утрате статуса вынужденного переселенца, восстановлении и продлении статуса вынужденного переселенца и выдачи удостоверения, указав в заявлении, что в течение 15 лет она состояла в очереди на получение жилья в ГУ МВД РФ ПО Самарской области как вынужденный переселенец и ежегодно своевременно продлевала указанный статyc, срок которого истёк 26 апреля 2017 года, и далее не был продлён по независящим от неё обстоятельствам. Когда в январе 2017 года подошла её очередь на получение государственного жилищного сертификата по праву на его получение по статусу вынужденного переселенца ей было отказано в выдаче сертификата, более того и сам статус был утрачен, что лишило её возможности решить свою жилищную проблему. Обстоятельства, повлёкшие за собой негативные для неё последствия, произошли по халатности, недосмотру и бездействию лиц и членов комиссии, работающих по выдаче сертификата, введению её в заблуждение по поводу документов, запрашиваемых ими, полный перечень, которых был предоставлен ею для рассмотрения и проверки на обл. комиссии по выдаче сертификата. Все документы были приняты, проверены и находились в ведении и под надзором комиссии с февраля по 15 июня 2017 года. Замечаний и требований ей не предъявляли. Более того, в феврале месяце её учётное дело рассматривала обл. комиссия по выдаче сертификата, на момент проведения которой все необходимые документы имелись. Её статус вынужденного переселенца действовал, но не был оформлен на детей, так как они тогда с ней не проживали совместно. В связи с внесением изменений в Закон РФ от 10.02.1993 № 4530-1 её дети признавались членами её семьи независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца проживающими и ведущими с ней общее хозяйство. Право на получение сертификата по своему статусу имела она одна на момент заседания обл. комиссии в феврале 2017 года. Однако выдача сертификата комиссией планировалось на состав семьи 3 человека, поэтому ей не выдали сертификат, и его выдача была отложена. В начале марта ей позвонила ФИО2 специалист 1 категории - жил. отдел администрации города Кинеля, у которой до проведения комиссии находилось её учётное дело, и сообщила о его передаче со всеми приложенными документами для рассмотрения на жил. комиссию по выдаче сертификата Видовой в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. Там ей сказали что, статус имеет только она, а дети не имеют статуса вынужденного переселенца, как и права на доплату к сертификату. Ни каких дополнительных документов от нее не требовали. Таким образом, ФИО2 ввела её в заблуждение в начале марта после заседания обл. комиссии до второго заседания комиссии 15 июня 2017 года. С февраля по март, апрель, май и до 15 июня она ждала и периодически звонила ФИО2, узнавала о положении дел. За это время с апреля 2017 года истёк срок действия её статуса вынужденного переселенца из-за его своевременного не продления не по её вине, а из-за введения меня в заблуждение ФИО2, которая позвонила ей только 14 июня и потребовала срочно продлить статус, а в марте она не говорила и не предупреждала о необходимости его продления. Другие члены комиссии тоже бездействовали, недосмотрели и поздно обнаружили отсутствие продления, только накануне второго заседания обл. комиссии. Считает, что поскольку в произошедшем её вины нет, так как в течение 14 лет с 2002 она ежегодно, своевременно по своему заявлению продлевала статус, исполняла все требования Закона о вынужденных переселенцах решение от 26 апреля 2017 года об утрате статуса вынужденного переселенца является незаконным, поскольку оно противоречит Федеральному закону от 30 декабря 2015 г. № 467- ФЗ «О внесении 11 января 2016 года изменений в Закон Российской Федерации о вынужденных переселенцах» и нарушает её права и законные интересы. В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала, по указанным в заявлении основаниям, просила признать незаконным решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области от 26 апреля 2017 года об утрате статуса вынужденного переселенца. Восстановить и продлить статус вынужденного переселенца, выдать ей удостоверение. Ответчик - администрация городского округа <адрес> области в лице представителя по доверенности ФИО2 действующая в пределах предоставленных ей полномочий, исковые требования оставила на усмотрение суда и пояснила, что в феврале 2017 года на заседании областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральном законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на территории Самарской области было рассмотрено учетное дело ФИО1 как претендента на получение государственного жилищного сертификата в 2017 году. На момент проведения вышеуказанной комиссии ФИО1 были представлены все необходимые документы, статус вынужденного переселенца у ФИО1 действовал. В связи с внесением изменений в Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в части признания членами семьи вынужденного переселенца не только самого вынужденного переселенца, но и совместно проживающих с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруги (супруга), детей и родителей, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, ведущих с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем, выдача государственного жилищного сертификата ФИО1 была отложена по следующим основаниям: на момент регистрации ходатайства о признании ФИО1 вынужденным переселенцем совместно с ней проживали и вели общее хозяйство ее дети ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; выдача ФИО1 государственного жилищного сертификата в соответствии с внесенными изменениями в Закон Российской Федерации от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» планировалась на состав семьи 3 человека. Однако на заседании вышеуказанной областной комиссии представитель от УВМ ГУ МВД России по Самарской области не была согласна на включение в состав семьи ФИО1 ее детей. В связи чем, министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратилось с запросом в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за разъяснением Закона о вынужденных переселенцах в части определения отдельных категорий граждан, которые могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца. Ответ на запрос министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации пришел в июне 2017 года, согласно которому членами семьи вынужденного переселенца признаются совместно проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его дети, которые на момент регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем вели с ним совместное хозяйство. 15.06.2017 состоялось очередное заседание областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральном законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на территории Самарской области. На заседании указанной комиссии выяснилось, что срок действия статуса вынужденного переселенца у ФИО1 истек 26.04.2017 г., истец срок действия статуса вынужденного переселенца не продлила. Решением областной комиссии от 15.06.2017 по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральном законодательством» федеральной целевой программы. «Жилище» на 2015-2020 годы в выдаче ФИО1 государственного жилищного сертификата было отказано в связи с не продлением срока действия статуса вынужденного переселенца. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее - Закон) вынужденный переселенец обязан проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Частью 1 статьи 7 Закона определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, в который не входят принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем и контроль за продлением статуса вынужденного переселенца. На основании изложенного следует, что продление статуса вынужденного переселенца входит в обязанность самого вынужденного переселенца. Таким образом, администрация городского округа <адрес> области не является надлежащим ответчиком по данному делу. Дополнительно сообщаем, что ФИО1, несмотря на утрату статуса вынужденного переселенца, продолжает состоять в администрации городского округа <адрес> области на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «инвалиды». В настоящее время очередность ФИО1 в списке: - граждан, признанных в установленном законодательстве порядке нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, за № 45, дата постановки на учет 22.05.2002; инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за № 3, дата постановки на учет 22.05.2002. Ответчик - ГУ МВД России по Самарской области в лице представителя по доверенности ФИО5 исковые требования считает необоснованными, незаконными и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Экономические, социальные и правовые гарантии зашиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации регулируются следующими нормативными правовыми актами: Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»; Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 28.07.2017) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы"); Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденный приказом ФМС России от 29.06.2012 г. № 218 (Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России, а также порядком взаимодействия территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия). Истцу был предоставлен статус вынужденного переселенца 26.04.2002 г. Согласно ответа УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 15.08,2017 № 3/175203 826099 статус вынужденного переселенца утрачен ФИО1 по основанию, предусмотренному п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1, то есть в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. На основании п. 5 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: 1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; 2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; 3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; 4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; 5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; 6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; 7) не предоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома. В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, следующие документы: 1) заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; 2) заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных; 3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; 4) удостоверение вынужденного переселенца. Согласно п. 7 ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца может быть предоставлено в многофункциональный центр, а также с использованием единого портала в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Таким образом, продление статуса вынужденного, переселенца носит заявительный порядок, а основанием для продления срока действия статуса вынужденного переселенца является заявление вынужденного переселенца о продлении своего статуса. На основании п. 48 Административного регламента при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Пунктом 49 Административного регламента предусмотрено, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган но месту учета подается заявление о продлении срока действия статуса и документы, указанные в пунктах 17.2, 17.3 Административного регламента (этими документами являются: удостоверение вынужденного переселенца и заявление о согласии на обработку персональных данных, то есть, иных документов предоставлять нет необходимости). В пункте 52 Административного регламента указано, что заявление о продлении срока действия статуса в течение 1 рабочего дня с момента принятия заявления регистрируется в Журнале регистрации заявлений о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Поскольку истец до 26.04.2017 года своевременно не обратилась в органы внутренних дел с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, это явилось основанием для утраты статуса вынужденного переселенца ФИО1 Следовательно, ФИО1 должна была обратиться с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца до 26.04.2017 г., что ею своевременно не было сделано. Пунктом 22 Административного регламента предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. При этом решение об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца не выносится, срок предоставления статуса вынужденного переселенца прекращает течь на основании окончания срока предоставления указанного статуса. ФИО1 не были представлены в органы внутренних дел необходимые документы, свидетельствующие о наличии уважительных причин, в связи с наличием которых истец не мог обратиться в органы миграционного контроля до 26.04.2017 г. Кроме того, истец также не воспользовалась правом на подачу заявления о продлении статуса вынужденного переселенца через многофункциональный центр либо с использованием единого портала на электронном сайте государственных услуг. Полагают, что пропуск срока подачи в органы внутренних дел заявления о продлении действия статуса вынужденного переселенца произошел по вине истца, не обратившегося за продлением статуса вынужденного переселенца в установленный срок, в связи с чем просили в иске ФИО1 отказать. Ответчик - Министерство социально-демографической и семейной политики по Самарской области в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя и в иске отказать по следующим основаниям. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее - подпрограмма), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050. Согласно пункту 2 Правил ГЖС является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. То есть к полномочиям органа по контролю в сфере миграции отнесено включение гражданина в сводные списки вынужденных переселенцев, к полномочиям органа местного самоуправления — постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в отношении граждан-участников подпрограммы, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил, списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в хронологической последовательности, в какой указанные граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункту 26 Правил министерство на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно к 1 сентября утверждает сводный список граждан, изъявивших желание получить ГЖС на планируемый год, причем список должен формироваться в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления. Истица числилась за № 1 в представленном к 1 августа 2016 года администрацией г.о.Кинель списке граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2017 году. В утвержденном министерством 1 сентября 2016 года сводном списке граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2017 году по Самарской области, истица значились за № 10. Как следует из Правил, учетное дело гражданина-участника подпрограммы ведется органом местного самоуправления (см. пункт 45 Правил). Постановлением Правительства Самарской области от 07.08.2006 № 103 утвержден состав областной комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы на территории Самарской области» (далее - областная комиссия), а также Положение об областной комиссии, пунктом 6 которого предусмотрено, что к функциям данной комиссии относится проверка документов граждан-получателей ГЖС. Анализ областной комиссией запрошенного с целью проверки документов граждан-получателей ГЖС учетного дела истицы выявил, что Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области ФИО1 выдана справка как вынужденному переселенцу о составе семьи без учета проживающих совместно с вынужденными переселенцами их членами семей, у которых нет статуса вынужденного переселенца. Между тем, в соответствии с пунктом 44(2) Правил, органы местного самоуправления, осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органе по контролю в сфере миграции - сведения о гражданах, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил, и членах их семей. В подпункте «ж» пункта 5 Правил указано, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции (далее - орган по контролю в сфере миграции) в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно пункту 17 Правил, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина, признанного в установленном порядке вынужденным переселенцем - участника подпрограммы признаются проживающие с данным гражданином независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке. Таким образом, ГЖС выдаются вынужденным переселенцам на состав семьи, включая не имеющих статуса вынужденных переселенцев. На территории Самарской области справки вынужденным переселенцам выдает Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области. В соответствии с Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке. Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи. Однако Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области ФИО1 была выдана справка как вынужденному переселенцу о составе семьи без учета проживающих совместно с вынужденными переселенцами их членами семей, у которых нет статуса вынужденного переселенца. Аналогичные справки были выданы и другим гражданам-участникам подпрограммы. В связи с этим областной комиссией 09.03.2017 принято решение о необходимости направить запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о правомерности выдачи ГЖС вынужденным переселенцем, которым выданы справки Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области о составе семьи без учета проживающих совместно с вынужденными переселенцами их членами семей, у которых нет статуса вынужденного переселенца. Министерством получено разъяснение от Минстроя России (письмо от 17.05.2017 № 17155-ОК/07). Нормы Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» о том, что к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем, продублированы в положениях подпункта «б» пункта 17 Правил. При определении значения норматива общей площади жилого помещения, которое необходимо применять для расчета размера социальной выплаты, необходимо руководствоваться фактическими сведениями о составе семьи вынужденного переселенца. Право граждан (родственников) на получение социальной выплаты в составе семьи вынужденного переселенца может быть установлено путем анализа документов из всех доступных источников. Такими документами являются постановление/распоряжение органа местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений и справка о зарегистрированных по месту жительства вынужденного переселенца. Таким образом, областная комиссия вернулась к рассмотрению вопроса о выдаче ГЖС ФИО1 и других гражданам, которым были выданы справки Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области о составе семьи без учета проживающих совместно с вынужденными переселенцами их членами семей, у которых нет статуса вынужденного переселенца. Наличие у гражданина статуса вынужденного переселенца является одним из обязательных условий выдачи ГЖС, поэтому 15.06.2017 ФИО1 было отказано в выдаче ГЖС, поскольку указанным статусом истица не обладала. В случае восстановления у истицы статуса вынужденного переселенца право на получение сертификата может быть реализовано с учетом установленного законодательством порядка, изложенного выше (при обращении истицы в орган местного самоуправления, которым в министерство затем направляются списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС, на основании которых министерство утверждает сводный список и затем осуществляет выдачу ГЖС в порядке очередности с учетом даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления, по мере поступления бланков ГЖС в Самарскую область и при соблюдении всех необходимых условий для указанного получения ГЖС гражданином). Просили в удовлетворении требований ФИО1 отказать. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Как следует из п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года № 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. На основании п.п. 4 п. 2 ст. 6 названного Закона вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с п. 4 ст. 5 настоящего Закона (пп. 2 п. 2 ст. 9 Закона "О вынужденных переселенцах"). В силу пунктов 9, 17, 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29 июня 2012 г. № 218 решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия принимаются территориальным органом. Согласно п. 22 Административного регламента, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока действия статуса и документы, указанные в регламенте (пункт 49 регламента). Заявление о продлении срока действия статуса, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается в соответствии с пунктом 54 Административного регламента по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения. Судом установлено, что на основании решения Территориального органа Миграции в Самарской области от 26 апреля 2002 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был предоставлен статус вынужденного переселенца до 26 апреля 2016 года, а в последующем в срок до 26 апреля 2017 года. В связи с наличием у истицы названного статуса она была включена в список очередности на улучшение жилищных условий. В течение всего срока она ежегодно своевременно продлевала статус вынужденного переселенца, предоставляя необходимый пакет документов. В 2017 году ФИО1 являлась претендентом на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной программы «Жилище на 2015-2020 гола на территории Самарской области». Однако Решением областной комиссии от 15.06.2017 года в выдаче ФИО1 государственного жилищного сертификата было отказано в связи с непродлением срока действия статуса вынужденного переселенца. Как сказано в пункте 4 части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец обязан проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В соответствии с частью 5 статьи 5 названного Закона срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. При этом, частью 1 статьи 7 Закона определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, в который не входят принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем и контроль за продлением статуса вынужденного переселенца. Следовательно, исходя из приведенных правовых норм и установленного в судебном заседании, ФИО1 как лицо имеющее статус вынужденного переселенца, обязана была сама продлевать присвоенный ей статус, несмотря на то, что ей уже пришло время получать сертификат. Доводы истицы о том, что срок статуса вынужденного переселенца, истекший 26 апреля 2017 года, не был продлён по независящим от неё обстоятельствам: по вине специалиста жилищного отдела администрации города <адрес> области ФИО2, которая ввела её в заблуждение, не сообщив о том, что ей необходимо продлить статус, не нашли подтверждения при рассмотрении дела. При этом, истица знала о том, что для получения сертификата она должна была иметь статус вынужденного переселенца, а согласно должностной инструкции специалиста жилищного отдела администрации города <адрес> области в должностные обязанности ФИО2 не входит контроль за сроками продления статуса вынужденного переселенца. Это обязанность самого вынужденного переселенца. Доводы истицы о том, что ей не сообщили об утрате статуса, не могут быть приняты во внимание, поскольку регламентом не предусмотрено и правового значения не имеют. В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Между тем, истицей в нарушение требований закона в ходе рассмотрения настоящего дела иные доказательства в обоснование заявленных требований представлены не были. Поскольку судом установлен факт утраты статуса в связи с его не продлением при отсутствии уважительных причин, оснований для удовлетворения иска ФИО1 судом не усмотрено. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 19 февраля 2018 года. Председательствующий - |