Дело № 2-2092/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2017 года г.Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Кардаш В.В.,
при секретаре Соломоновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным и отмене приказа в части установления размера ежемесячного денежного поощрения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. ДД.ММ.ГГГГ года истица замещает должность государственной гражданской службы Забайкальского края, <данные изъяты> отдела мониторинга местных бюджетов управления в сфере межбюджетных отношений Министерства финансов Забайкальского края. Служебный контракт с истицей заключен ДД.ММ.ГГГГ. Одной из составляющих оплаты труда в соответствии со служебным контрактом является ежемесячное денежное поощрение (далее – ЕДП) на условиях, предусмотренных Законом Забайкальского края «О государственной гражданской службе Забайкальского края» от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получала ЕДП в размере <данные изъяты> коэффициента. ДД.ММ.ГГГГ года истице стало известно, что размер ЕДП в отношении неё был снижен до низшего предела и составил <данные изъяты> коэффициента. За проработанное в Министерстве финансов Забайкальского края (ранее – Комитет по финансам Читинской области) время истица не имела ни одного дисциплинарного взыскания, качество и производительность её работы никогда не ставились под сомнение. По результатам аттестационной комиссии, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, истица была поставлена в кадровый резерв на замещение должности начальника отдела. На протяжении ДД.ММ.ГГГГ года поставленные перед истицей задачи в соответствии с должностной инструкцией выполнялись ею качественно и вовремя. ФИО1 полагает, что со стороны нанимателя в отношении неё была допущена дискриминация при изменении условий оплаты труда. С учетом уточнения исковых требований истица просит суд признать незаконным и отменить приказ Министерства финансов Забайкальского края №-лс от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Забайкальского края и ежемесячного денежного поощрения» в части установления консультанту ФИО1 размера ЕДП <данные изъяты> должностных оклада в месяц, оставив ЕДП в размере установленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> должностных оклада в месяц; взыскать с Министерства финансов Забайкальского края в пользу ФИО1 13 289 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании истица ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края по доверенности ФИО3 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указывает на то, что решение представителя нанимателя об установлении ЕДП гражданским служащим, в том числе ФИО1, было принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и в пределах установленных полномочий. Основанием для установления истице ЕДП в размере <данные изъяты> должностных окладов явились исключительно её деловые качества. Со стороны ответчика не было допущено дискриминации в отношении ФИО1
Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля ФИО4, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отношения, связанные с поступлением на гражданскую службу, её прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О государственной гражданской службе Забайкальского края».
Согласно ст.9 вышеназванного Закона Забайкальского края оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее – должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее – оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее – оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее – дополнительные выплаты).
Ежемесячное денежное поощрение в соответствии с п.5 ч.3 ст.9 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК относится к дополнительным выплатам.
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим, устанавливаются постановлением Губернатора Забайкальского края (ч.5 ст.9 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены размеры ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Забайкальского края, замещающих должности государственной гражданской службы Забайкальского края в министерствах Забайкальского края, согласно приложению к настоящему постановлению. В частности, для ведущих должностей государственной гражданской службы установлено ежемесячное денежное поощрение в размере от 2,8 до 4,2 должностных окладов в месяц.
Согласно абз.2 п.1 постановления Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ конкретные размеры ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих устанавливаются представителем нанимателя исходя из эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности соответствующего гражданского служащего с учетом проявленной инициативы, объема, качества и своевременности выполняемой работы.
В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об использовании средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Забайкальского края Министерства финансов Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пд ежемесячное денежное поощрение выплачивается гражданским служащим в пределах размеров, установленных постановлением Губернатора Забайкальского края. Размер ежемесячного денежного поощрения гражданского служащего устанавливается по решению руководителя Министерства, оформляемого приказом Министерства, исходя из эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности соответствующего гражданского служащего с учетом проявления инициативы, объема, качества и своевременности выполнения работы.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была принята на должность консультанта отдела мониторинга местных бюджетов управления в сфере межбюджетных отношений Министерства финансов Забайкальского края, с ней заключен служебный контракт.
В соответствии с разделом 3 Реестра должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ должность консультанта относится в ведущей группе должностей.
Приказом Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-лс «Об установлении размеров ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим Министерства финансов Забайкальского края с ДД.ММ.ГГГГ года» ФИО1 было установлено ЕДП в размере 3,7 должностных окладов в месяц.
На основании приказа Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-лс «Об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Забайкальского края и ежемесячного денежного поощрения» ФИО1 установлено ЕДП в размере 2,8 должностных окладов в месяц.
Из отзыва на исковое заявление следует, что причинами установления истице ЕДП в указанном размере с ДД.ММ.ГГГГ стали невысокая результативность исполнения должностных обязанностей, отсутствие проявления инициативы, низкий объем выполняемой работы. При этом, размеры ЕДП были пересмотрены и уменьшены не только в отношении ФИО1, но и в отношении иных государственных гражданских служащих Министерства финансов Забайкальского края, что следует из содержания приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-лс.
Как пояснила в судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО4, являющаяся начальником отдела мониторинга местных бюджетов управления в сфере межбюджетных отношений Министерства финансов Забайкальского края и непосредственным начальником истицы, ФИО1 является хорошим работником, свои должностные обязанности выполняет хорошо, но в работе у неё бывают ошибки, инициативу проявляет редко.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в конце 2016 года отделу организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях управления в сфере межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Министерства финансов Забайкальского края требовалась помощь в проведении совещаний с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по вопросам, связанным с рассмотрением параметров проектов местных бюджетов (так называемые «нулевые чтения»). Сотрудники отдела мониторинга местных бюджетов управления в сфере межбюджетных отношений Министерства финансов Забайкальского края помощи в проведении «нулевых чтений» сотрудникам отдела организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях не оказали, несмотря на устное распоряжение об этом руководства. В дальнейшем был издан приказ Министерства финансов Забайкальского от ДД.ММ.ГГГГ№-пд, которым отделу мониторинга местных бюджетов управления в сфере межбюджетных отношений поручено обеспечить непосредственную подготовку и проведение совещаний с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края по вопросам, связанным с рассмотрением параметров проектов местных бюджетов.
По смыслу положений статьи 191 Трудового кодекса Российской Федерации выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.
Поскольку разрешение вопроса о размере ЕДП относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который определил истице конкретный размер указанной премии в пределах установленных постановлением Губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№, при этом указанное стимулирование не входит в состав денежного содержания, а является дополнительной выплатой, суд приходит к выводу о том, что принятое ответчиком решение об установлении ФИО1 ЕДП в размере 2,8 должностных оклада в месяц является законным. При определении размера ЕДП представителем нанимателя учтены эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности истицы, проявление инициативы, объем, качество и своевременность выполнения работы.
При этом суд отмечает, что оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным работником является прерогативой работодателя, а отсутствие дисциплинарных взысканий само по себе не свидетельствует о ненадлежащей оценке деятельности истицы и необходимости выплаты ей ЕДП в определенном размере.
Доводы истицы о том, что в отношении неё имела место дискриминация при изменении условий труда, являются несостоятельными. При определении размера ЕДП ответчик руководствовался исключительно деловыми качествами ФИО1, при этом, не учитывая пол, расу, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность или непринадлежность к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Доказательств иного истицей в ходе рассмотрения дела суду представлено не было.
Суд учитывает также то, что изменение размера ЕДП в сторону его уменьшения имело место не только в отношении ФИО1, но и в отношении иных государственных гражданских служащих Министерства финансов Забайкальского края, в том числе занимающих должности консультантов.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным и отмены приказа Министерства финансов Забайкальского края №-лс от ДД.ММ.ГГГГ в части установления ФИО1 ежемесячного денежного поощрения в размере 2,8 должностных окладов в месяц. Производные требования о взыскании недоплаченного ЕДП и компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным и отмене приказа в части установления размера ежемесячного денежного поощрения, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2017 года.
Судья: Кардаш В.В.