ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2092/2017 от 27.11.2017 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-260/2018

Поступило в суд 27.11.2017 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 г. г.Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Карповой Л.В.

с участием прокуроров Стулиной О.Ж., Красноухова Д.И.,

при секретаре Медведевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бердска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Бердска об обеспечении беспрепятственного доступа к водным объектам,

установил:

Прокурор г. Бердска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации города Бердска об обеспечении беспрепятственного доступа к водным объектам.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой г. Бердска проведена проверка по коллективному обращению жителей г. Бердска о нарушении водного законодательства в районе домов №№ 62,63 ул. Калинина г. Бердска. Установлено, что между земельными участками с кадастровыми номерами по ул. Калинина установлены бетонные блоки, препятствующие свободному доступу граждан к водному объекту. Территория, на которой расположены бетонные блоки общего пользования, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Лица, причастные к установке бетонных блоков, проведенной проверкой не установлены. 01.08.2016 г. прокуратурой г. Бердска главе Администрации города Бердска вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. Согласно информации администрации города Бердска от 05.12.2016 г. №3393-05/01-18, указанные бетонные блоки будут демонтированы до 01.06.2017 г. Проведенной 21.11.2017 г. проверкой установлено, что бетонные блоки, препятствующие доступу к водному объекту – реке Бердь, не демонтированы. Таким образом, наличие бетонных блоков, препятствующих свободному доступу граждан к водному объекту, нарушает права неопределенного круга лиц.

По указанным основаниям прокурор г. Бердска в защиту интересов неопределенного круга лиц просит обязать Администрацию города Бердска обеспечить беспрепятственный доступ к береговой полосе реки Бердь путем демонтажа бетонных блоков, препятствующих доступу.

Прокуроры Стулина О.Ж., Красноухов Д.И в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Бердска ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которому мае 2016 года был выявлен факт самовольного возведения бетонных блоков на территории общего пользования по ул. Калинина между земельными участками с кадастровыми номерами . 23.08.2016 г. специалисты МКУ «УЖКХ» выезжали на осмотр бетонных блоков для принятия решения по способу их демонтажа. Было установлено, что между земельными участками с кадастровыми номерами по улице Калинина в г. Бердске имеется проход протяженностью около 20 метров, ширина данного прохода не превышает 3-х метров, при этом путь к воде преграждает угловая железобетонная опора ЛЭП-0,4кВ с подкосом, принадлежащая Бердскому «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети», склад бетонных плит, бетонное ограждение. При данных обстоятельствах возможность подъезда техники для демонтажа бетонных блоков отсутствует. МКУ «УЖКХ» г. Бердска направило обращение в административно-техническую инспекцию города Бердска для проверки законности установки указанного забора и владельца бетонных плит. В соответствии с ответом административно-технической инспекции города Бердска ограждение территории ул. Калинина, 62 находится в границах земельного участка. Бетонные блоки, ограничивающие свободный доступ к водному объекту, принадлежат владельцу земельного участка с кадастровым номером Л.П. По факту складирования бетонных плит на проезде между участками возле дома ул. Калинина 62/1 в отношении Л.П. 27.06.2017 г. административно-технической инспекцией составлен административный протокол по ст. 8.22 Закона Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». 06.07.2017 г. данный протокол был рассмотрен на административной комиссии города Бердска, на которой было принято решение о назначении Л.П. административного наказания в виде штрафа. 21.06.2017 г. председателем Совета депутатов г. Бердска, представителями администрации г. Бердска, Бердского «РЭС», административно-технической инспекции проведено выездное совещание по вопросу обеспечения свободного прохода от ул. Калинина к реке Бердь, в ходе которого приняты решения: Административно-технической инспекции проработать вопрос о наличии признаков административного правонарушения Л.П. по факту складирования бетонных плит на проезде между участками с кадастровыми номерами Бердскому «РЭС» проработать вопрос по технической возможности переноса столба электропередач; Бердскому «РЭС» организовать работы по переносу опоры электропередач; заместителю главы администрации (по строительству) провести кадастровые работы по определению соответствия возведенного забора границам земельных участков с кадастровыми номерами 54:32:010553:61 и 54:32:000000:22; Управлению земельных отношений администрации в случае несоответствия возведенного забора границам земельного участка с кадастровыми номерами инициировать обращение в суд за защитой нарушенных прав администрации г. Бердска. 31.07.2017 г. и 16.08.2017 МКУ «УЖКХ» письменно обращалось к начальнику Бердского «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети» с просьбой сообщить, на какой стадии находится исполнение 2 и 3 пункта протокола от 21.06.2017. Письмом от 27.10.2017 Бердское «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети» сообщило о технической возможности переноса опоры, сумме затрат и необходимости согласования проведения данных работ с МБУ «ГорСвет», на балансе которой находится данная опора. На основании вышеизложенного после проведения Бердским «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети» работ по переносу угловой железобетонной опоры ЛЭП-0,4кВ с подкосом и ликвидации Л.П. склада бетонных плит появится возможность подъезда специализированной техники для демонтажа бетонных блоков. Бездействие МБУ «ГорСвет» и Бердского «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети» приводит к невозможности обеспечения беспрепятственного доступа к водным объектам. Исполнение решения с заявленными требованиями не представляется возможным в связи с тем, что указанные выше лица бездействуют и препятствуют демонтажу бетонных блоков. В дальнейшем, при исполнении решения суда их незаконное бездействие может привести к нарушению прав администрации г. Бердска.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица МКУ «УЖКХ» П.В. сочла исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что только после проведения Бердским «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети» работ по переносу угловой железобетонной опоры ЛЭП-0,4кВ с подкосом и ликвидации Л.П. склада бетонных плит появится возможность подъезда специализированной техники для демонтажа бетонных блоков (л.д.47-48).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица филиала «Черепановские электрические сети» АО «Региональные электрические сети» М.И. пояснил, что между Администрацией г. Бердска, ОАО «Региональные электрические сети», МБУ «ГорСвет» 23 декабря 2013 г. заключен договор аренды №6374-13/1 объектов электросетевого хозяйства (движимого имущества). Собственником имущества по договору является Администрация города Бердска, арендодателем/балансодержателем - МБУ «ГорСвет». На основании договора аренды АО «Региональные электрические сети» обязано своевременно производить текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества своими силами и за свой счет. Перенос железобетонной опоры ЛЭП-0,4кВ не входят в обязанности АО «Региональные электрические сети» по данному договору.

Выслушав прокуроров, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Судом установлено, что между земельными участками с кадастровыми номерами по <адрес> установлены бетонные блоки, препятствующие свободному доступу граждан к водному объекту.

Проверкой прокуратуры г.Бердска установлено, что территория, на которой расположены бетонные блоки общего пользования, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 ФЗ РФ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

01.08.2016 г. прокуратурой г. Бердска главе Администрации города Бердска вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 7-8).

05.12.2016 г. Администрацией г. Бердска прокурору г. Бердска дан ответ, что для принятия решения по демонтажу бетонного ограждения необходим свободный доступ к месту проведения работ. В связи со складированием Л.П. бетонных блоков на проезде между участками с кадастровыми номерами свободный проезд к указанному месту отсутствует. При осмотре установлено, что на данный момент демонтаж складированных бетонных блоков невозможен в связи с тем, что на месте проезда установлена опора электроосвещения, принадлежащая Бердскому «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети». Руководителем административно-технической инспекции города Бердска проведена встреча с начальником Бердского «РЭС» филиала «Черепановские электрические сети» и Л.П. Достигнута договоренность о том, что в мае-июне 2017 г. будет проведен демонтаж опоры электроосвещения силами Бердского «РЭС», после чего Л.П. уберет бетонные блоки. Доступ к месту проведения работ и демонтажу бетонного ограждения будет свободен. Согласно информации МКУ «УЖКХ» г. Бердска бетонные блоки будут демонтированы в срок до 01.06.2017 г. (л.д. 8-10).

21.06.2017 г. председателем Совета депутатов г. Бердска, заместителем главы администрации (по строительству), заместителем главы администрации (по городскому хозяйству), заместителем начальника управления земельных отношений администрации, главным специалистом административно-технической инспекции, начальником Бердского «РЭС», директором МКУ «УЖКХ», начальником правового отдела МКУ «УЖКХ», главным специалистом ПТО МКУ «УЖКХ» проведено выездное совещание по вопросу обеспечения свободного прохода от ул. Калинина к реке Бердь, в ходе которого приняты решения: 1) Административно-технической инспекции проработать вопрос о наличии признаков административного правонарушения Л.П. по факту складирования бетонных плит на проезде между участками с кадастровыми номерами ; 2) Бердскому «РЭС» проработать вопрос по технической возможности переноса столба эл. Передач, срок – 30.06.2017 г.; 3) Бердскому «РЭС» организовать работы по переносу опоры эл. Передач, срок – 30.06.2017 г.; 4) заместителю главы администрации (по строительству) провести кадастровые работы по определению соответствия возведенного забора границам земельных участков с кадастровыми номерами , срок – 30.06.2017 г.; 5) Управлению земельных отношений администрации, в случае несоответствия возведенного забора границам земельного участка с кадастровыми номерами инициировать обращение в суд за защитой нарушенных прав администрации г. Бердска (л.д. 13).

Из акта административно-технической инспекции г. Бердска от 21 июня 2017 г. следует, что на проезде между земельными участками с кадастровыми номерами в районе дома ул. Калинина, 62/1 г. Бердска выявлен факт складирования бетонных плит. Собственником участка и владельцем бетонных плит является Л.П. (л.д. 25).

Постановлением Административной комиссии г. Бердска №270 о назначении административного наказания от 05 июля 2017 г. Л.П. за совершение административного правонарушения назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей (л.д. 22).

Из данного постановления следует, что Л.П. нарушил требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства. Нарушены требования п.п. 3 ст. 3 радела 4 Правил благоустройства на территории г. Бердска, утвержденных постановлением администрации г. Бердска от 24.01.2014 г. №278.

Согласно сообщению филиала «Черепановские электрические сети» АО «Региональные электрические сети» перенос опоры по ул. Калинина в г. Бердске для обеспечения свободного прохода к реке Бердь имеет техническую возможность с использованием дополнительных объёмов работ, материалов. Вышеуказанные работы необходимо согласовать с арендодателем (балансодержателем) МБУ «ГорСвет», так как согласно договору аренды они не входят в плановые и аварийные работы в электрических сетях (л.д. 32).

23.12.2013 г. между Администрацией г. Бердска (собственник), ОАО «Региональные электрические сети» (арендатор), МБУ «ГорСвет» (арендодатель/балансодержатель) заключен договор аренды №6374-13/1 объектов электросетевого хозяйства (движимого имущества), по которому арендодатель/балансодержатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату следующее имущество: инженерные сети и коммуникации, полный перечень, характеристики и месторасположение которых указаны в Приложении №1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора; оборудование и прочее движимое имущество, полный перечень, характеристики и месторасположение которых указаны в Приложении №2, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора (л.д. 63-69).

Из справки помощника прокурора г. Бердска Красноухова Д.И. от 10.11.2017 г. следует, что по состоянию на 10.11.2017 г. требования прокуратуры г. Бердска не исполнены, бетонные блоки, ограничивающие свободный доступ к водному объекту Администрацией г. Бердска не демонтированы (л.д. 15).

Как пояснил помощник прокурора г. Бердска Красноухов Д.И. в судебном заседании, им неоднократно проводились проверки относительно обеспечения свободного доступа к реке Бердь, в ходе которых установлено, что бетонные блоки не демонтированы. Он лично присутствовал на данной территории, где расположен земельный участок, принадлежащий физическому лицу, через который имеется доступ к бетонным блокам, на участке имеются ворота, которые постоянно открыты. У Администрации города Бердска имеется возможность обеспечить проезд техники, необходимой для демонтажа блоков. Блоки не являются частью конструкции соседних стен, между которыми они находятся, поэтому имеется возможность обеспечить снос бетонных блоков без участия специализированной крупногабаритной техники.

Согласно п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

П. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ).

Таким образом, наличие бетонных блоков между земельными участками с кадастровыми номерами по ул. Калинина г. Бердска новосибирской области создает препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и нарушает права граждан, предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора г.Бердска в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,103 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Бердска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Бердска обеспечить беспрепятственный доступ к береговой полосе реки Бердь путем демонтажа бетонных блоков, препятствующих доступу, расположенных между земельными участками с кадастровыми номерами по ул. Калинина г. Бердска.

Взыскать с Администрации города Бердска в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Председательствующий /подпись/ Л.В. Карпова

Мотивированное решение составлено 19.02.2018г.