З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 12 декабря 2016 года
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Папиной Е.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчинниковой С.И.,
с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2093/2016 по исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальник» о возложении обязанности раскрыть информацию о своей деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга, Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальник» о возложении обязанности раскрыть информацию о своей деятельности.
В обоснование искового заявления указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой была в ходе осуществления надзора за исполнением организациями коммунального комплекса законодательства о предоставлении коммунальных услуг было установлено следующее. МБУ «Коммунальник» 31.12.2014 зарегистрировано в качестве юридического лица, оказывает коммунальные услуги и услуги по водоотведению, сбору и вывозу отходов и мусора. Как следует из информации МБУ «Коммунальник» от 19.10.2016 №201 МБУ «Коммунальник» оказывает услуги населению и юридическим лицам по сбору и транспортировке ЖБО и септиков, нечистот из выгребных ям. Тарифы на водоснабжение и водоотведение были установлены МБУ «Коммунальник» администрацией Нижнеудинского муниципального образования. Информация в рамках раскрытия сведений Стандарта в сфере водоснабжения и водоотведения на сайте администрации Нижнеудинского муниципального образования, как органа тарифного регулирования, не была размещена учреждением. Вместе с тем, как показал мониторинг данных сведений, размещенных в части на портале Службы по тарифам Иркутской области, их актуализация не проводилась. Требования Стандартов в сфере водоснабжения и теплоснабжения не исполняются, потребители услуг учреждения вводятся в заблуждение относительно раскрытия информации. Отсутствие вышеуказанной информации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает требования Стандартов в сфере водоснабжения и водоотведения, не обеспечивает принцип «прозрачности» деятельности организации коммунального комплекса и, соответственно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок. Круг лиц, чьи права нарушаются бездействием МБУ «Коммунальник», является неопределенным, поскольку количество лиц, являющихся потребителями услуг предприятия, проживающих в конкретных квартирах жилого дома, не является постоянным и неизменным в силу рождения, смерти граждан, периодического изменения (возникновения и прекращения жилищных правоотношений), в связи с чем индивидуализировать и привлечь в качестве истцов указанный круг лиц не представляется возможным. Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц. Просит суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник» в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда раскрыть информацию о своей деятельности в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения путем опубликования на официальном сайте Нижнеудинского муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронным адресом http://www/n-udinsk.ru в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм»; раскрыть информацию о своей деятельности в сфере теплоснабжения путем опубликования на официальном портале Службы по тарифам Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронным адресом http://portal.eias.ru в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570 «О Стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования».
В судебном заседании старший помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М.В. иск поддержала в полном объеме и дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Просит суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник» в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда раскрыть информацию о своей деятельности в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения путем опубликования на официальном сайте Нижнеудинского муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронным адресом http://www/n-udinsk.ru в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм»; раскрыть информацию о своей деятельности в сфере теплоснабжения путем опубликования на официальном портале Службы по тарифам Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронным адресом http://portal.eias.ru в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570 «О Стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования».
Ответчик Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник», надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Прокурор согласен на рассмотрение дела в отсутствие ответчика. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанову М.В., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 3.2. Устава Муниципального бюджетного учреждения «Коммунальник» «Коммунальник», утвержденного постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 24 октября 2014г. №1038, Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник» осуществляет оказание коммунальных услуг и услуг водоотведения, сбор и вывоз отходов и мусора.
Согласно подпункту «г» пункта 51 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» потребитель вправе получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.
Согласно ст. 34 Федерального закона № 416- ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со ст.3.1 ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) стандарты раскрытия информации должны обеспечивать: 1) доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети "Интернет"; 2) прозрачность деятельности организаций коммунального комплекса при производстве регулируемых товаров, оказании услуг; 3) открытость регулирования деятельности организаций коммунального комплекса; 4) публичность условий реализации регулируемых товаров и услуг для потребителей (цена, качество, доступность, надежность); 5) неограниченный доступ потребителей к регулируемым товарам и услугам организаций коммунального комплекса; 6) публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных и производственных программ.
Постановлением Правительства Российской Федерации №6 от 17.01.2013 утвержден Стандарт раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее- Стандарт в сфере водоснабжения). Под раскрытием информации в данном документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
В п. 3 Стандарта в сфере водоснабжения определено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации; б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа; в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет"; г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.
В соответствии с п. 12 Стандарта в сфере водоснабжения в случае если регулируемая организация осуществляет несколько видов деятельности, информация о которых подлежит раскрытию в соответствии с настоящим документом, информация по каждому виду деятельности раскрывается отдельно. В случае если регулируемыми организациями оказываются услуги по холодному водоснабжению, водоотведению и (или) горячему водоснабжению по нескольким технологически не связанным между собой централизованным системам холодного водоснабжения, централизованным системам водоотведения и (или) централизованным системам горячего водоснабжения и если в отношении указанных систем устанавливаются различные тарифы в сфере холодного водоснабжения, в сфере водоотведения и (или) в сфере горячего водоснабжения, то информация раскрывается отдельно по каждой централизованной системе холодного водоснабжения, централизованной системе водоотведения и (или) централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 14 Стандарта регулируемыми организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о тарифах на регулируемые товары (услуги); в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям; д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к системе централизованного водоснабжения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения; и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения.
Согласно п.35 Стандарта в сфере водоснабжения регулируемыми организациями, осуществляющими водоотведение, подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о тарифах на регулируемые товары (услуги); в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям; д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к централизованной системе водоотведения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения; и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организации; к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения.
В соответствии с п.56 Стандарта в сфере водоснабжения регулируемыми организациями подлежит раскрытию информация в сфере горячего водоснабжения: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о тарифах на регулируемые товары (услуги); в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям; д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения; и) о способах приобретения товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 11 Стандарта в сфере водоснабжения, в случае если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: а) на официальном сайте в сети "Интернет" - в течение 10 календарных дней со дня изменения информации; б) в официальных печатных изданиях - в течение 30 календарных дней со дня изменения информации.
Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает, в том числе формы раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно Приказа ФСТ России №129 от 15.05.2013 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм».
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее- Стандарт в сфере теплоснабжения).
В соответствии с п.3 Стандарта в сфере теплоснабжения регулируемыми организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации; б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), - в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа; в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет"; г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.
В соответствии с п. 15 Стандарта в сфере теплоснабжения регулируемой организацией подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги); в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации; д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения; и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 12 Стандарта в сфере теплоснабжения в случае, если в раскрываемой информации произошли изменения, сведения об этих изменениях подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки: а) на официальном сайте в сети "Интернет" - в течение 10 календарных дней со дня изменения информации; б) в официальных печатных изданиях - в течение 30 календарных дней со дня изменения информации; в) в печатных изданиях - в течение 30 календарных дней со дня изменения информации.
Таким образом, судом установлено, что Тарифы на водоснабжение и водоотведение были установлены МБУ «Коммунальник» администрацией Нижнеудинского муниципального образования. Информация в рамках раскрытия сведений Стандарта в сфере водоснабжения и водоотведения на сайте администрации Нижнеудинского муниципального образования, как органа тарифного регулирования, не была размещена учреждением. Вместе с тем, как показал мониторинг данных сведений, размещенных в части на портале Службы по тарифам Иркутской области, их актуализация не проводилась. Требования Стандартов в сфере водоснабжения и теплоснабжения не исполняются, потребители услуг учреждения вводятся в заблуждение относительно раскрытия информации. Отсутствие вышеуказанной информации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает требования Стандартов в сфере водоснабжения и водоотведения, не обеспечивает принцип «прозрачности» деятельности организации коммунального комплекса и, соответственно, нарушает установленный в Российской Федерации законопорядок.
При таких обстоятельствах исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальник» о возложении обязанности раскрыть информацию о своей деятельности являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальник» о возложении обязанности раскрыть информацию о своей деятельности - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Коммунальник» в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда раскрыть информацию о своей деятельности в сфере холодного и горячего водоснабжения, водоотведения путем опубликования на официальном сайте Нижнеудинского муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронным адресом http://www/n-udinsk.ru в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 года № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 15 мая 2013 года № 129 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм»; раскрыть информацию о своей деятельности в сфере теплоснабжения путем опубликования на официальном портале Службы по тарифам Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с электронным адресом http://portal.eias.ru в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 №570 «О Стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Председательствующий Е.П. Папина