Дело № 2-2093/2021
74RS0031-01-2021-002200-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2021 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Кульпина Е.В.,
секретаря Шикуновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фот <данные изъяты> к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания. Просила отменить взыскание, наложенное приказом Уральского управления Ростехнадзора от <данные изъяты><данные изъяты> в виде замечания.
Указала, что с данным взысканием она не согласна, поскольку указывала необходимые сведения в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год на своего супруга о его участии в деятельности <данные изъяты> в качестве директора и учредителя. Указывает, что ее супруг <данные изъяты> не является работником <данные изъяты> выполняющим работу по трудовому договору. Дивиденды единственному учредителю <данные изъяты> за 2019 год и предшествующие периоды не выплачивались. В качестве индивидуального предпринимателя супруг не зарегистрирован. Оснований для указания места работы или рода занятий, в том числе доходов <данные изъяты> от деятельности <данные изъяты> в справках за 2019 год и предшествующие периоды – нет. Следовательно ФИО3 были представлены полные и достоверные сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 года и предшествующие периоды, поэтому надлежащим образом исполнила возложенные на нее обязанности (л.д. 4-6).
В судебном заседании истец ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности № Д-330-46 от 11 января 2021 года (л.д. 198), в судебном заседании иск не признала. В судебном заседании и представленных в материалы дела письменных возражениях указала, что гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
На основании приказа Управления от <данные изъяты>-лс в порядке, установленном Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 Отделом кадров и спецработы Управления в отношении государственного инспектора ФИО3 была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе проверки установлено, что в представленной ФИО3 справке о доходах за 2018-2019 годы в отношении супруга <данные изъяты> не указана информация о месте работы, занимаемой должности, в случае отсутствия основного места работы – роде занятий.
На титульном листе предоставленных справок ФИО3 указала, что её супруг <данные изъяты> не работает.
В разделе 5 Справки о доходах <данные изъяты>. за 2018-2019 года «Сведения о ценных бумагах» указаны сведения о наличии у <данные изъяты> 100% доли уставного капитала в <данные изъяты>.
Приказом руководителя Управления №852-лс от 29.12.2020 к государственному инспектору ФИО3 было применено взыскание в виде замечания.
Считает, что процедура применения дисциплинарного взыскания, была ими соблюдена.
На основании изложенного, просит в удовлетворении исков об отмене распоряжений отказать (л.д. 81-89).
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего:
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено:
В соответствии со служебным контрактом от <данные изъяты> года ФИО2 была принята в Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на должность Государственного инспектора Магнитогорского территориального отдела, о чем издан соответствующий приказ <данные изъяты> года (л.д. 7-8, л.д. 9-14).
В связи с заключением брака, ФИО2 <данные изъяты> сменила фамилию на Фот (л.д. 237).
31 октября 2017 года издан приказ № <данные изъяты> о смене фамилии ФИО2 (л.д. 236).
На ФИО3 распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В силу пункта 2 части 1 статьи 20 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации обязан предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя.
Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи (часть 2 статьи 20 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации).
Согласно статье 59.1 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
В соответствии с положениями статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе Российской Федерации взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (часть 1).
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (часть 3)
Как следует из материалов дела, на основании приказа № <данные изъяты> проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО3 (л.д. 126). ФИО3 ознакомлена с приказом 27.10.2020 года (л.д. 126-127).
Как видно, из докладной от 18 декабря 2020 года проверка проводилась отделом кадров и спецработы самостоятельно в период с 26 октября по 18 декабря 2020 года, о чем ФИО3 уведомлена в установленном законом порядке (л.д.129-130). В ходе проверки установлено, что ФИО3 в справке о доходах за 2019 год не указала сведения о доходе супруга <данные изъяты> от результатов деятельности <данные изъяты>, где он единственный учредитель и исполнительный директор. Исходя из содержания письма УФНС по Челябинской области, сведения о доходах в отношении <данные изъяты>., полученных за 2018-2019 г. от налогового агента <данные изъяты> отсутствуют. На титульном листе справки о доходах за 2019 год ФИО3 указала сведения о том, что супруг не работает. При условии, что он фактически он участвовал в деятельности <данные изъяты> в качестве единственного учредителя и директора. На титульном листе справки о доходах за 2018-2019 годы не указана замещаемая должность <данные изъяты> По данным выписки из ЕГРЮЛ <данные изъяты> обозначен как директор <данные изъяты> Следовательно, это и есть род занятий, подлежавший указанию на титульном листе справки о доходах (л.д. 136-138).
Государственным инспектором ФИО3 представлены пояснения, в которых она указала, что в справках за 2019 года и предшествующие периоды на <данные изъяты> не указывались сведения об его участии в деятельности <данные изъяты> в качестве директора. Поскольку он является единственным единоличным исполнительным органом – директором. Фот Е.В., как единственный единоличный исполнительный орган не заключал трудовой договор с физическим лицом <данные изъяты>., вследствие чего <данные изъяты> на должности директора <данные изъяты>, как наемный работник по трудовому договору не состоит, в связи с чем не является работником <данные изъяты> выполняющим работу по трудовому договору, соответственно заработная плата ему не начисляется и не выплачивается. На основании изложенного полагает, что <данные изъяты> не является работником <данные изъяты>, соответственно документы, подтверждающие получение <данные изъяты> доходов, отсутствуют. Дивиденды единственному учредителю <данные изъяты> не выплачивались (л.д. 131-132).
Для проверки данного факта работодателем была создана комиссия для проведения служебного расследования.
24 декабря 2020 года состоялось заседание комиссии по проведению служебного расследования по данному факту. Комиссия приняла решение, что ФИО3 были представлены недостоверные и неполные сведения в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, рекомендовано применить в соответствии со ст. 59.1 ФЗ № 79-ФЗ взыскание «замечание» (л.д. 228-235).
29 декабря 2020 года приказом № <данные изъяты> в отношении ФИО3 применено взыскание - «замечание» за несоблюдение ст.59.1 и 59.3 ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выразившееся в предоставлении недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (л.д. 29).
30 декабря 2020 года с указанным приказом ознакомлена, что подтверждается ее личной подписью.
Таким образом, в нарушение требований, установленных указом Президента от 23.06.2014 года № <данные изъяты> государственный инспектор ФИО3 не указала в справке о доходах за 2018-2019 годы на своего супруга <данные изъяты>. сведения о месте работы и должности в качестве директора <данные изъяты>.
Суд не может принять доводы истца о том, что трудовой договор между <данные изъяты>» и его директором <данные изъяты>. не заключался и последний не является работником данной организации.
Особенности регулирования труда руководителя организации определены главой 43 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации (и локальными нормативными актами) осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
При этом, согласно ч. 2 ст. 273 Трудового кодекса Российской Федерации положения гл. 43 Трудового кодекса Российской Федерации распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда, в частности, руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации не содержат норм, запрещающих применение общих положений Кодекса к трудовым отношениям, когда происходит совпадение работника и работодателя в одном лице, хотя и исключает применение к подобным правоотношениям положений главы 43 Трудового кодекса Российской Федерации.
Порядок оформления трудовых отношений с единоличным исполнительным органом регламентируется, наряду с трудовым законодательством, законодательством, регулирующим правовое положение организаций различных организационно-правовых форм.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества, договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, от имени общества может быть подписан участником общества, председательствующим на общем собрании общества, председателем совета директоров, иным лицом, уполномоченным решением членов совета директоров.
Статья 39 указанного Федерального закона предусматривает, что в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
По смыслу указанных норм права, в ситуациях, когда директор является единственным участником общества с ограниченной ответственностью, трудовой договор с ним не заключается, так как по отношению к директору отсутствует работодатель. В указанном случае трудовые отношения с директором как с работником оформляются не трудовым договором, а решением единственного участника.
Таким образом, <данные изъяты> являясь единоличным исполнительным органом <данные изъяты> единственным участником, несмотря на отсутствие трудового договора является работником <данные изъяты>.
Из чего следует, что сведения о месте работы и должности <данные изъяты> подлежат внесению в справку о доходах.
Суд считает установленным, что процедура применения дисциплинарного взыскания работодателем была соблюдена.
29 декабря 2020 года приказом руководителя Управления № <данные изъяты> к ФИО3 применено взыскание – «замечание» (л.д. 142).
30 декабря 2020 года приказ истцом получен, о чем имеется ее подпись (л.д. 142).
Согласно пункта 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Суд исходит из того, что права и свободы человека и гражданина, в соответствии со статьей 2 Конституции РФ, являются высшей ценностью. Судебная защита прав – обязанность государства и должна быть справедливой, полной и эффективной, обеспечивать баланс интересов сторон.
Решение работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности может быть проверено в судебном порядке. Разрешая конкретное дело, суд исходит из общих принципов юридической ответственности (в частности, таких как справедливость, соразмерность, законность), оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе проверяет и оценивает обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, предшествующее поведение работника, его отношение к труду и другие.
Факт совершения ФИО3 дисциплинарного проступка установлен судом. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работодателем был соблюден.
Замечание относится к одному из видов дисциплинарных взысканий. Суд не оспаривает безусловного права работодателя самостоятельно выбирать вид дисциплинарного взыскания при совершении работником дисциплинарного проступка. При этом, работодатель, действительно, обязан исходить из принципов справедливости, равенства, соразмерности, законности, вины и гуманизма.
Суд считает, что при решении вопроса о применении к работнику дисциплинарного взыскания и его назначении работодателем в полной мере были учтены и характер, совершенного проступка, их последствия, тяжесть данного проступка.
Поскольку приказ о привлечении истицы к дисциплинарной ответственности является законным, права работника работодателем в данном случае нарушены не были, в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Фот <данные изъяты> к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отмене приказа № <данные изъяты>, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Челябинский областной суд через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий: / подпись /
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года.