ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2093/2022 от 03.08.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-2093/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2022 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,

при ведении протокола помощником судьи Овадыковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Элисты, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Элисты Республики Калмыкия о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

заместитель прокурора города Элисты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты Республики Калмыкия (далее - ответчик) с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой города Элисты проведена проверка по обращению ФИО1 об отсутствии уличного освещения, дорожного покрытия по ул. Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9. По результатам проведенной проверки установлено, что участок дороги, проходящий по ул. Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 включен в Перечень дорог переходного типа с покрытием из инертного материала (асфальтобетонная крошка). Данная дорога ни уличным освещением, ни дорожным покрытием не обустроена. Обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении указанной дороги общего пользования, расположенной в границах города отнесена к компетенции Администрации города Элисты как органа местного самоуправления. Между тем ответчиком мероприятия по строительству дороги на протяжении длительного времени не проводились. В связи с выявленными нарушениями 17 февраля 2022 г. прокуратурой города Элисты внесено представление об устранении выявленных нарушений. Администрация города Элисты выявленные нарушения не устранила, сославшись на недостаточные объемы поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Элисты. Однако отсутствие финансирования не может являться основанием для освобождения Администрации города Элисты от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения. Указанное свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления своевременных мер по содержанию и обустройству дорог местного значения, что потенциально создает угрозу безопасности участников дорожного движения.

Просит суд возложить на Администрацию города Элисты в течение одного года со дня вступления в силу решения суда привести автомобильные дороги общего пользования по ул. Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 в соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Васильев Б.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель Администрации города Элисты, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, возражений, ходатайств об отложении судебного заседания в суд от указанного лица не поступало.

Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора г. Элисты Васильева Б.В., суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»), задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Указанная обязанность также предусмотрена п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Из пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 следует, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Государственным стандартом «ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а именно п. 5.2.4 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Как следует из материалов дела прокуратурой города Элисты на основании обращения ФИО1, проживающего по адресу: , проведена проверка по вопросу отсутствия уличного освещения, моста, подъездный путей к домовладению.

В ходе данной проверки установлено, что дорога по Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 включена в Перечень дорог переходного типа с покрытием из инертного материала (асфальтобетонная крошка). Данная дорога ни уличным освещением, ни дорожным покрытием не обустроена. Указанное свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления своевременных мер по содержанию и обустройству дорог местного значения, что потенциально создает угрозу безопасности участников дорожного движения.

По результатам проверки 17 февраля 2022 г. в адрес Администрации города Элисты внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

В соответствии с письмом Администрации города Элисты от 8 февраля 2022 г. дорога по жилой группе Гурвн Сала, 1 квартал, на участке от 1-го до 9-го дома включена в перечень дорог переходного типа с покрытием из инертного материала (асфальтобетонная крошка), подлежащих устройству ориентировочно в 2023 - 2024 гг. Работы по устройству дороги из асфальтобетонной крошки выполняются в порядке очередности по мере поступления инертного материала при фрезеровании верхнего слоя покрытия ремонтируемых дорог. В настоящее время указанные работы приостановлены и будут продолжены при наступлении положительных устойчивых температур. Для устройства линии уличного освещения по жилой группе Гурвн Сала, 1 квартал, на участке от 1-го до 9-го домов необходимо разработать проектно-сметную документацию. В связи с большой потребностью в строительстве сетей уличного освещения и тротуаров в районах малоэтажной застройки города Элисты и недостаточностью поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Элисты, работы ведутся исходя из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Элисты. В бюджете города Элисты на 2021 год и плановый период 2022 года финансовые средства на разработку проектно-сметной документации на строительство уличного освещения по жилой группе Гурвн Сала, 1 квартал, на участке от 1-го до 9-го домов не предусмотрены.

Недостаточные объемы поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Элисты не позволяют в полном объеме осуществить мероприятия по содержанию и ремонту улично-дорожной сети города Элисты.

Таким образом, вышеуказанная дорога находится в ведении Администрации города Элисты. До настоящего времени выявленные нарушения Администрацией г. Элисты не устранены, что сторонами не оспаривается.

Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют об имеющемся нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по местным дорогам г. Элисты, судебная защита которых гарантированна п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В данном случае установленные прокурором нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, что, по мнению суда, дает прокурору основания для предъявления в суде иска в интересах неопределенного круга лиц.

На основании абзаца 3 статьи 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исполнение судебного решения по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется, в противном случае будет поставлен под сомнение сам конституционный принцип исполнимости судебного решения.

Для того чтобы судебное решение было действенным, предполагается не только выбор истцом адекватного, исполнимого способа защиты права, но и проверка судом исполнимости заявленного требования, наличие условий для реализации указанного в резолютивной части индивидуально-конкретного правового предписания.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Таким основанием, предусмотренных федеральным законом, по мнению суда, являются положения ч. 2 ст. 13 ГПК РФ.

Полгая, что решение суда, которым на Администрацию города Элисты будет возложена обязанность организовать приведение освещения по улице Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу не будет исполнено, суд руководствуясь положениями ч.3 ст. 196 ГПК РФ, считает возможным возложить на Администрацию города Элисты обязанность организовать приведение освещения по улице Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» до 31 декабря 2024 г., поскольку, по мнению суда, к указному сроку Администрация города Элисты сможет организовать разработку проектно-сметной документации для линии уличного освещения, получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, предусмотреть финансирование указанных работ и их освоение.

В свете изложенного, исковые требования заместителя прокурора г.Элисты подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора города Элисты удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию города Элисты Республики Калмыкия обязанность привести автомобильные дороги общего пользования по улице Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 в соответствии с п. 5.2.4 «ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст., в течении одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию города Элисты Республики Калмыкия обязанность организовать приведение освещения по улице Гурвн Сала, 1 квартал, на участке домов № 1-9 в соответствии с требованиями «ГОСТ Р50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст., до 31 декабря 2024 г.

В остальной части иска заместителя прокурора города Элисты отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.З. Оляхинова

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия в окончательной форме принято 3 августа 2022 г.