Дело № ******
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2020 г
УИД 66RS0№ ******-09
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Гурина К.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием заместителя Уральского транспортного прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с иском к федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о возложении обязанностей.
В обоснование иска указал, что Свердловской транспортной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** проведена проверка исполнения Екатеринбургской региональной поисково-спасательной базой-филиала ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» законодательства в области обеспечения безопасности воздушного десантирования в гражданской авиации, о безопасности полетов, по итогам которой выявлены нарушения в рассматриваемой сфере правоотношений. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасения в Российской Федерации, в соответствие с которыми настоящие правила обязательны для исполнения всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы, в том числе и для ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр». Проверкой установлено, что согласно свидетельству, выданному центральной аттестационной комиссией Росавиации, Екатеринбургская региональная поисково-спасательная база уполномочена на ведение аварийно-спасательных и других работ в чрезвычайных ситуациях. Екатеринбургская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и создана в целях выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасания и оснащается специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. Основной задачей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований является, в том числе поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № ****** к Требованиям.
По итогам проверки установлено, что Екатеринбургская поисково-спасательная база в полной мере не оснащена необходимой специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, указанными в приложении № ****** к Требованиям.
Так, в нарушение п. 12 Требований Екатеринбургская поисково-спасательная база не оснащена грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) - 1 шт., гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом, транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники - 1 шт., снегоходом - 1шт., прицепом для транспортировки снегохода - 2 шт., нартами к снегоходу- 2 шт., катером спасательным с мотором 1 шт., прицепом для транспортировки катера - 1 шт., лодкой спасательной (3-4 местной, надувной, жесткомодульной конструкции) с мотором - 1шт., прицепом для транспортировки лодки - 1шт., оборудованием для спасательных катеров -1 комплот, радиостанцией КБ-диапазона (5-100 Вт) - 1 комплект, комплектом гидравлического аварийно-спасательного инструмента - 2шт., пневмодомкратом из силовых эластомерных конструкций грузоподъемностью 5-20т-1 шт., автогенорезательной ранцевой установкой (с резаками, шлангами, редукторами, баллонами) - 1шт., мотопомпой типа М-600- 1 шт., подъемно-переносным устройством типа «Таль» (5т.) - 1 шт., передвижной электролебедкой - 1шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам - 1 шт., телевизором типа «Поиск» - 1 шт., дыхательными аппаратами с запасными баллонами и ЗИП - 6 комплектов, надувным модулем - 1 шт., вакуумными матрасами - 10 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких - 3 шт.
Несоблюдение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» вышеприведенных требований законодательства создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операций и оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия.
На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просит обязать ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» оснастить Екатеринбургскую региональную поисково-спасательную базу грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) - 1 шт., гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом, транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники - 1 шт., прицепом для транспортировки снегохода - 1 шт., нартами к снегоходу - 1 шт., катером спасательным с мотором - 1 шт., прицепом для транспортировки катера 1 шт., прицепом для транспортировки лодки – 1 шт., оборудованием для спасательных катеров - 1 комплект, радиостанцией КВ-диапазона (5-100 Вт) - 1 комплект, комплектом гидравлического аварийно-спасательного инструмента - 2шт., пневмодомкратом из силовых эластомерных конструкций грузоподъемностью 5-20т- 1 шт., автогенорезательной ранцевой установкой (с резаками, шлангами, редукторами, баллонами) – 1 шт., мотопомпой типа М-600- 1 шт., подъемно-переносным устройством типа «Таль» (5т.) - 1 шт., передвижной электролебедкой - 1шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам - 1 шт., дыхательными аппаратами с запасными баллонами и ЗИП - 6 комплектов, надувным модулем - 1 шт., вакуумными матрасами – 10 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких - 3 шт. в течении одного года шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании заместитель Уральского транспортного прокурора ФИО3 на удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ «Уральский АПСЦ» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил суду письменные возражения, в которых просил в исковых требованиях отказать, а также рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** (пункт 3) на транспортные прокуратуры возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов в сфере функционирования воздушного транспорта, безопасности полетов и авиационной безопасности.
Екатеринбургская региональная поисково-спасательная база ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», создана приказом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № П-01-2019/247-9.
В соответствии с п.п. 1.1, 5 ст. 88 Воздушного кодекса Российской Федерации организация единой системы авиационно-космического поиска и спасания осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства.
Согласно п. 3 Положения о единой системе авиационно-космического поиска и спасания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, в состав единой системы входят органы, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации (далее - ФАП-530), в соответствии с которым настоящие правила обязательны для исполнения всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой системы, в том числе и для ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр».
Пунктами 5, 6 ФАП-530 закреплено, что для целей поиска и спасания руководителями организаций, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, на которые возложено осуществление поиска и спасания, организуется поисково-спасательное обеспечение, которое включает в себя: организацию дежурства сил и средств, органов обслуживания воздушного движения (управления полетами); оснащение сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением; оснащение воздушных судов и летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения.
Как следует из материалов дела, проверкой установлено, что согласно свидетельству, выданному центральной аттестационной комиссией Росаивации, Екатеринбургская региональная поисково-спасательная база уполномочена на ведение аварийно-спасательных и других работ в чрезвычайных ситуациях.
Екатеринбургская региональная поисково-спасательная база является филиалом ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» и создана в целях выполнения поисковых и аварийно-спасательных работ в Уральской зоне авиационно-космического поиска и спасания и оснащается специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.
Основной задачей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований является, в том числе поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 12 Требований региональные поисково-спасательные базы должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении № ****** к Требованиям.
Так, в нарушение п. 12 Требований Екатеринбургская поисково-спасательная база не оснащена грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1) - 1 шт., гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом, транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники - 1 шт., прицепом для транспортировки снегохода - 1 шт., нартами к снегоходу - 1 шт., катером спасательным с мотором - 1 шт., прицепом для транспортировки катера 1 шт., прицепом для транспортировки лодки – 1 шт., оборудованием для спасательных катеров - 1 комплект, радиостанцией КВ-диапазона (5-100 Вт) - 1 комплект, комплектом гидравлического аварийно-спасательного инструмента - 2шт., пневмодомкратом из силовых эластомерных конструкций грузоподъемностью 5-20т- 1 шт., автогенорезательной ранцевой установкой (с резаками, шлангами, редукторами, баллонами) – 1 шт., мотопомпой типа М-600- 1 шт., подъемно-переносным устройством типа «Таль» (5т.) - 1 шт., передвижной электролебедкой - 1шт., сигнально-маркерным устройством контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1» - 15 шт., прибором обнаружения спасателей по активным меткам - 1 шт., дыхательными аппаратами с запасными баллонами и ЗИП - 6 комплектов, надувным модулем - 1 шт., вакуумными матрасами – 10 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких - 3 шт.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Несоблюдение ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» вышеприведенных требований законодательства создает угрозу нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц, свидетельствует об отсутствии поддержания постоянной готовности к участию спасателей учреждения в проведении поисково-спасательных операций и оказанию помощи пострадавшим и эвакуации их с места бедствия.
На основании изложенного суд, удовлетворяет исковые требования Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» о возложении обязанности.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Возложить на федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» обязанность в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить Екатеринбургскую региональную поисково-спасательную базу одним грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ-1), одним гусеничным (на шипах низкого давления) тягачом, транспортёром для перевозки личного состава, грузов и техники, одним прицепом для транспортировки снегохода, одними нартами к снегоходу, одним катером спасательным с мотором, одним прицепом для транспортировки катера, одним прицепом для транспортировки лодки, одним комплектом оборудования для спасательных катеров, одним комплектом радиостанции КВ-диапазона (5-100 Вт), двумя комплектами гидравлического аварийно-спасательного инструмента, одним пневмодомкратом из силовых эластомерных конструкций грузоподъёмностью 5-20 тонн, одной автогенорезательной ранцевой установкой (с резаками, шлангами, редукторами, баллонами), одной мотопомпой типа М-600, одним подъемно-переносным устройством типа «Таль» (5 тонн), одной передвижной электролебедкой, пятнадцатью сигнально-маркерными устройствами контроля двигательной активности спасателей типа «SOS-1», одним прибором обнаружения спасателей по активным меткам, шестью комплектами дыхательных аппаратов с запасными баллонами и ЗИП, одним надувным модулем, десятью вакуумными матрасами, тремя аппаратами искусственной вентиляции легких.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Гурин К.В.