Дело №2-2094/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2018 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Лукьяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского областного отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» к Администрации города Пскова, Администрации Псковской области, Муниципальному казенному учреждению города Пскова «Служба благоустройства города», Государственному автономному учреждению культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» об обязании воздержаться от установки в границах охранных зон объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» металлической конструкции, представляющей текст на русском языке «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» или ее частей, а также бетонных блоков, используемых для укрепления ее основания; обязании восстановить положение на момент подачи искового заявления в границах охранных зон объекта культурного наследия в отношении нахождения на земельных участках в этих границах частей металлической конструкции, представляющей из себя текст «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», а также железобетонных блоков, используемых для укрепления ее основания,
УСТАНОВИЛ:
Псковское областное отделение Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации города Пскова, Администрации Псковской области, Муниципальному казенному учреждению города Пскова «Служба благоустройства города», Государственному автономному учреждению культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» об обязании воздержаться от установки в границах охранных зон объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» металлической конструкции, представляющей текст на русском языке «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» или ее частей, а также бетонных блоков, используемых для укрепления ее основания; обязании восстановить положение на момент подачи искового заявления в границах охранных зон объекта культурного наследия в отношении нахождения на земельных участках в этих границах частей металлической конструкции, представляющей из себя текст «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», а также железобетонных блоков, используемых для укрепления ее основания.
В обоснование заявленных требований указано, что **.**.2018 в средствах массовой информации опубликованы сведения о том, что Администрация города Пскова планирует до конца мая 2018 года установить на набережной реки Великой под стенами Псковского Кремля металлическую имиджевую рекламную конструкцию, которая представляет текст «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», состоящую из букв высотой более 5 метров, снабженных встроенной электроподсветкой.
По мнению истца, установка вышеуказанной конструкции в охранной зоне Псковского Кремля приведёт к нарушению п.1 1.11 Приложения №2 к Постановлению №674 Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», согласно которому в охранной зоне запрещается размещение рекламных конструкций любых форматов на земельных участках, на зданиях, строениях, сооружениях. Кроме того, в п. 10 Приложения к Постановлению указан запрет на установку крупногаборитных временных сооружений, за исключением, установленных на срок проведения публичных мероприятий.
Проект границ зон охраны свидетельствует о том, что земельный участок, на котором была установлена и планируется повторная установка конструкции, является охранной зоной Кремля.
Поскольку охрана памятника истории и культуры является неотъемлемой частью охраны интересов всего общества, то вследствие действий ответчиков могут быть затронуты права и законные интересы неопределённого круга лиц, в связи с чем истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В судебном заседании представители истца – ФИО1, ФИО2 и ФИО3, исковые требования поддержали в полном объеме, с учетом их уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Представитель ответчика Администрации города Пскова ФИО4 иск не признал. Указал, что спорная инсталляция в виде текста «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» размещена с целью благоустройства территории и является временной конструкцией устанавливаемой на период проведения публичных мероприятий. Администрация города Пскова, являющаяся собственником земельного участка, не имеет возражений против размещения инсталляции на земельном участке, принадлежащем Администрации города Пскова. Полагает, что спорный объект не является рекламным продуктом, также не относится к крупногабаритным объектам, размещение которых в охранной зоне Псковского Кремля запрещено, а относится к элементам благоустройства набережной реки.
Представитель соответчика Администрации Псковской области ФИО5 иск не признала. Указала, что в силу положений статьи 1 Закона Псковской области от 10.02.1998 N 5-ОЗ «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Псковской области» от имени Псковской области права собственника осуществляют органы государственной власти области. Полномочиями по закреплению имущества, находящегося в собственности области на праве оперативного управления, наделен Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, который передал спорный объект на праве оперативного управления ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция». По этим основаниям полагает, что Администрация Псковской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Полагает, что поскольку уполномоченным органом в лице Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия не выявлено нарушений требований законодательства вследствие установки спорного объекта в сфере охраны объектов культурного наследия, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Представитель соответчика ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция» ФИО6 иск не признала. Указала, что требования истца заявлены в интересах граждан и неопределенного круга лиц, однако Общество не является субъектом обращения в суд с рассматриваемым иском, поскольку спорные правоотношения (по разрешению установки инсталляции) относятся к ведению органов местного самоуправления. Инсталляция «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» является собственностью Псковской области и принадлежит ГАУК ПО «Театрально-концертная дирекция» на праве оперативного управления. Управление и распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Пскова и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования «Город Псков». При рассмотрении заявлений о выдаче разрешений на использование муниципальных земельных участков в целях размещения на них различных сооружений именно Администрация города Пскова проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 12 Положения № 126. Данная инсталляция рекламой не является. Доказательств наличия реальной угрозы для населения в связи с установкой конструкции в паводковой зоне истцом не представлено. В соответствии с требованиями закона, запрещено размещение крупногабаритных временных строений, сооружений, за исключением строений и сооружений, установленных на срок проведения публичных мероприятий. **.**.2018 г. учреждение обратилось в Администрацию г. Пскова с заявлением о согласовании установки инсталляции на набережной р.Великой к празднику «День России». В тот же день учреждение обратилось в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия с аналогичным заявлением. Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия в своем ответе указал на возможность установки инсталляции на период с **.**.2018 по **.**.2019. Соответственно, установка инсталляции не противоречит требованиям закона.
Представитель соответчика Муниципального казенного учреждения города Пскова «Служба благоустройства города» ФИО7 иск не признал. Указал, что **.**.2018 им были произведены действия по частичному монтажу инсталляции «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», поскольку о запретительных мерах наложенных судом ему не было известно.
Представитель третьего лица Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия ФИО8 возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что территория, на которой была установлена инсталляция «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», располагается в границах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля». Границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», утверждены постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 № 674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля». Полагает, что инсталляция «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» не является рекламной конструкцией, о чем имеются соответствующие разъяснения УФАС по Псковской области. Данная инсталляция не является строением или сооружением, упоминаемыми в п. 10 раздела I Приложения № 2 к Постановлению № 674, поскольку не является объектом капитального строительства в понятии Градостроительного кодекса Российской Федерации. Приказом Комитета от 28.12.2016 № 564, утвердившим предмет охраны исторического поселения, не запрещено устанавливать на набережных рек какие-либо конструкции и малые архитектурные формы. Инсталляция не нарушает горизонтальных линий крепостной стены Окольного города, так как расположена на нижней террасе набережной и по высоте не превышает отметку уровня дневной поверхности верхней набережной. Также инсталляция не «спорит» с вертикальными доминантами - с башнями Кремля, Окольного и Среднего города, и не накладывается на силуэт крепостных стен, башен и главной доминанты города Пскова - Троицкого собора. Пояснила, что инсталляция устанавливается как временный объект на период проведения праздников, вследствие чего Комитет не усматривает нарушений требований законодательства в сфере охраны объекта культурного наследия.
Представитель третьего лица - Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям ФИО9 возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что данная конструкция не может быть отнесена к социальной рекламе, возможность ее размещения на период проведения публичных мероприятий при соответствующем согласовании с уполномоченными органами не противоречит требованиям закона.
Представитель третьего лица УФАС по Псковской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. В письменном отзыве указал, что Псковским УФАС России рассмотрено обращение Псковского областного отделения BOO «ВООПИК» об установке на набережной реки Великая около Псковского Кремля в г. Пскове конструкции «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», о чём заявителю направлен ответ № ** от **.**.2018 г. Исходя из положений статьи 3 Федерального закона «О рекламе» и части 1 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектом рекламирования может быть тот товар, предназначенный для продажи и иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляем собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров. По результатам рассмотрения обращения Псковское УФАС России приняло решение об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и направлении обращения по подведомственности в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзацы третий и четвертый преамбулы Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает установление зон охраны объекта культурного наследия (статья 34).
Согласно пункту 2 статьи 34 названного Федерального закона, охранная зона - это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Приказом Минкультуры России от 17.06.2015 N 732-р «О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», XII - XIX вв. (Псковская область), в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» зарегистрирован объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», XII - XIX вв. (далее - ансамбль), расположенный по адресу (местонахождение): Псковская область, г. Псков, с присвоением ему регистрационного номера **.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Псковской области от 10.05.1999 N 37-ОЗ «О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», на основании согласования Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2013 N 9159-01-55/12-НМ Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 N 674 «Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
Утверждены режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Согласно Приложению №2 к постановлению областного Собрания депутатов от 26.12.2013 N 674, в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» запрещается: размещение крупногабаритных временных строений, сооружений, за исключением строений и сооружений, установленных на срок проведения публичных мероприятий (п. 10); размещение рекламных конструкций любых форматов на земельных участках, на зданиях, строениях, сооружениях (п.11).
Как установлено судом, в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» начаты работы по возведению металлической конструкции с текстом «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», принадлежащей на праве оперативного управления Государственному автономному учреждению культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция».
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Администрации Псковской области от 01.11.2013 N 510 утверждено Положение о Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия.
Согласно п. 1.1. указанного Положения, Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) на территории области.
Указанным Положением определены полномочия Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия, в том числе по согласованию размещения временных объектов в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Из материалов дела следует, что с целью соблюдения требований закона **.**2018, Государственное автономное учреждение культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» обратилось в Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия с заявлением о согласовании временной установки инсталляции «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» на набережной реки Великой в связи с проведением праздника «День России» на период с **.**.2018 по **.**.2019 (л.д. 202-204 том 1).
**.**.2018 Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия направил в адрес Государственного автономного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» ответ о возможности временной установки инсталляции на период **.**.2018 по **.**.2019 (л.д. 200 том 1).
В ходе рассмотрения дела в суде, представитель Администрации города Пскова указал об отсутствии возражений на установку временного объекта металлической конструкции «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» на период проведения праздничных мероприятий.
Таким образом, со стороны Государственного автономного учреждения культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» в соответствии с требованиями закона произведено согласование установки временной металлической конструкции с уполномоченными органами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Положения градостроительного кодекса относят сооружения к объектам капитального строительства и, как следствие, сооружение должно создаваться как объект недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вместе с тем, спорный объект не имеет признаков, квалифицирующих его как объект недвижимого имущества, в связи с чем не может быть определен как крупногабаритное сооружение, размещаемое на земельном участке на постоянной основе, а представляет собой сборную металлическую конструкцию, состоящую из букв русского алфавита.
Доводы представителей истца о том, что данная конструкция не может быть отнесена к элементам благоустройства, противоречат понятию элементов благоустройства определенному в Градостроительном кодексе.
Так, пунктом 38 статьи 1 ГрК РФ установлено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Спорный объект является металлической конструкцией и, как следствие, может быть отнесён к элементам благоустройства, в силу указанной нормы права.
Не могут быть признаны судом состоятельными утверждения представителей истца относительно того, что спорная конструкция является социальной рекламной и, являясь рекламным продуктом, не может быть размещена в границах памятника культурного наследия.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе), социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
По мнению суда, металлическая конструкция с надписью «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» не относится к рекламе, в связи с отсутствием в ней объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.
Кроме того, следует отметить, что в силу положений статьи 26 Закона о рекламе антимонопольные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
Как установлено материалами дела и подтверждено письменной позицией УФАС России по Псковской области, антимонопольный орган не выявил признаков рекламной продукции в указанной конструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из смысла указанной нормы следует, что предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Истец при обращении в суд должен доказать нарушение своих интересов. Указывая в тексте искового заявления и в ходе рассмотрения дела в суде в качестве нарушения своих прав на то, что наличие металлической конструкции мешает визуальному восприятию объекта культурного наследия, препятствует реализации прав граждан на доступ и приобщение к культурным ценностям, а также на сохранность названного объекта культурного наследия, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, истец не представил допустимых доказательств своим доводам.
Вместе с тем, из пояснений представителя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия следует, что металлическая конструкция не нарушает горизонтальных линий крепостной стены Окольного города, так как расположена на нижней террасе набережной и по высоте не превышает отметку уровня дневной поверхности верхней набережной. Также инсталляция не создает противоречие с вертикальными доминантами - с башнями Кремля, Окольного и Среднего города, и не накладывается на силуэт крепостных стен, башен и главной доминанты города Пскова - Троицкого собора.
Изложенное согласуется с представленными в суд фотоматериалами.
Несогласие представителей истца с обозначением спорной металлической конструкции временного характера как «инсталляция» либо «малая архитектурная форма» правового значения при разрешении заявленных требований не имеет, поскольку законом не запрещено размещение временных объектов на период проведения публичных мероприятий в границах объекта культурного наследия с соблюдением процедуры согласования с уполномоченными органами.
Доводы Общества, что спорная конструкция представляет угрозу для населения, ничем объективно не подтверждены.
Помимо нарушений прав истца, Общество ссылается на то, что обращение в суд с иском обусловлено необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.
Пунктов 6 Устава Общества установлено право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в судебных органах, в том числе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Из установленных по настоящему делу судом обстоятельств следует, что каких-либо доказательств того, что действиями (бездействием) ответчиков в настоящее время нарушаются права неопределенного круга лиц, либо в будущем могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, истцом не представлено. Не представлено и доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими лицами, чьи права нарушены.
В данном случае полномочия Общества на предъявление искового заявления в интересах неопределенного круга лиц ничем не подтверждены, что также свидетельствует о необоснованность заявленных требований.
Также суд отмечает, что, исходя из анализа положений статьи 12 ГК РФ, действующее законодательство не предусматривает возможность судебной защиты от предполагаемого или возможного в будущем нарушения права. Действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как понуждение к исполнению обязанности, которая возникнет в будущем, или запрет осуществлять действия в будущем.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 226 ГПК РФ, при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Истцом представлено в суд заявление о вынесении в адрес ответчиков частного определения по факту нарушения обеспечительных мер, наложенных судом.
Решение вопроса о необходимости вынесения частного определения является прерогативой суда. Лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений и могут лишь обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости вынесения частного определения.
Вместе с тем, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для применения положений ст. 226 ГПК РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Псковского областного отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» к Администрации города Пскова, Администрации Псковской области, Муниципальному казенному учреждению города Пскова «Служба благоустройства города», Государственному автономному учреждению культуры Псковской области «Театрально-концертная дирекция» об обязании воздержаться от установки в границах охранных зон объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» металлической конструкции, представляющей текст на русском языке «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ» или ее частей, а также бетонных блоков, используемых для укрепления ее основания; обязании восстановить положение на момент подачи искового заявления в границах охранных зон объекта культурного наследия в отношении нахождения на земельных участках в этих границах частей металлической конструкции, представляющей из себя текст «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ», а также железобетонных блоков, используемых для укрепления ее основания, отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.В. Лукьянова
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2018 года.