ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2094/2021 от 22.12.2021 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-2094/2021

18RS0009-01-2021-004264-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

c.Шаркан УР 22 декабря 2021 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,

при секретаре Перевозчиковой И.А.,

с участием истца Ямачевой Т.М.,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Шарканский район» Аверкиевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ямачевой Т.М. к Администрации муниципального образования «Шарканский район», ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования «Шарканский район» о признании незаконными распоряжений Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***-к, от <дата>№*** (в редакции распоряжения от <дата>№***), возложении обязанности произвести начисление заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного незаконным отстранением от работы,

установил:

Ямачева Т.М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Шарканский район» (далее по тексту – ответчик, работодатель, Администрация МО «Шарканский район») о признании незаконными распоряжений Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***-к, от <дата>№*** (в редакции распоряжения от <дата>№***), возложении обязанности произвести начисление заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного незаконным отстранением от работы, обосновав его следующим.

<дата> Администрация муниципального образования «Шарканский район» вынесла распоряжение №***-к об отстранении истца от работы в связи с отказом от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

С указанным распоряжением истец не согласна по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825 определен «Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» (далее - Перечень), отсутствие которых может повлечь отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998г. № 157-ФЗ.

Истец работает должности главного специалиста-эксперта архивного отдела Администрации муниципального образования «Шарканский район». Занимаемая ею должность отсутствует в указанном Перечне. Ответчик произвольно расширил Перечень, включив в него указанную должность, ссылаясь на п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 г. №2 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 08 октября 2021 г. № 3), в то время как в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ расширить указанный Перечень может только уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть Министерство здравоохранения РФ.

Включение муниципальных служащих в категорию работников, подлежащих обязательной вакцинации в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05.10.2021 №2 проведено на основании Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение №2 к Приказу Минздрава РФ «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» от 21 марта 2014г. №125н). Однако, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона № 157-ФЗ включение муниципальных служащих в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям как подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, лишь гарантирует право данной категории граждан на получение соответствующей профилактической прививки бесплатно. Указанные в Календаре прививки являются обязательными только для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, установленные Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825.

Согласно абз. 8 ч. 1 ст.76 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) основание для отстранения граждан от работ должно быть предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но не подзаконными актами. ТК РФ не предусматривает возможности устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений Главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Также ТК РФ не возлагает обязанностей на работодателя в части проведения иммунизации сотрудников от новой коронавирусной инфекции и Постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике, которое, по сути, лишь устанавливает цель и порядок проведения профилактических прививок.

Обязанность работодателя осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками действующим законодательством не предусмотрена.

Действующее законодательство не позволяет Главным государственным санитарным врачам субъектов РФ возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Министерство здравоохранения РФ, Роспотребнадзор, а также органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения. Работодатели в указанном перечне отсутствуют.

Более того, постановления Главных государственных санитарных врачей регионов РФ, принимаемые в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 сентября 1999г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, являются актами организационно-распорядительного характера (не являются нормативными правовыми актами).

Кроме того, ответчик не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки в силу ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ, в соответствии с которыми граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство.

При этом, согласно ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение указанных документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации-работодателя иметь в наличии данные сведения и копии данных медицинских документов.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020г. №441 был введен упрощенный порядок регистрации лекарственных препаратов в условиях пандемии. Указанный документ допускает ускоренную процедуру регистрации препаратов на основе неполных данных клинических исследований в чрезвычайных ситуациях (или для их предотвращения). Согласно Реестру разрешений на проведение клинических исследований (РКИ), размещенному на сайте «Государственного реестра лекарственных средств» (https://grls.rosminzdrav.ru/CIPermitionReg.aspx), на сегодняшний день клинические испытания ни одной из отечественных вакцин против новой коронавирусной инфекции завершены не были. Вакцины были введены в гражданский оборот до окончания полного объема клинических исследований. В инструкциях к препаратам («Спутник V» («Гам-Ковид- Вак»), «Спутник Лайт», «ЭпиВакКорона», «КовиВак») указано, что «лекарственный препарат зарегистрирован по процедуре регистрации препаратов, предназначенных для применения в условиях угрозы возникновения, возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Инструкция подготовлена на основании ограниченного объема клинических данных по применению препарата и будет дополняться по мере поступления новых данных». Декларации производителей вакцин о том, что производимые ими лекарственные препараты «на 99 % эффективны и безопасны» не могут подменять данные реальных комиссионных испытаний. Учитывая изложенное, любое принуждение работников со стороны работодателя к экспериментальному медицинскому вмешательству прямо нарушает ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

При этих обстоятельствах требование работодателя к работнику о прохождении вакцинации путем проведения профилактических прививок либо сбор работодателем медицинских данных работника, в том числе о противопоказаниях к вакцинации или иных причинах отказа от вакцинации, не соответствуют действующему законодательству.

Кроме того, в распоряжении Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** (в ред. распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***) ответчик предписывает осуществлять допуск к работе работников, не прошедших вакцинацию и не имеющих медицинского заключения о наличии противопоказаний для иммунизации, только при наличии отрицательного ПЦР-теста, проводимого каждые 72 часа за счет средств работника. При отсутствии отрицательного теста невакцинированного работника требуется отстранить от работы без сохранения заработной платы до момента представления отрицательного теста либо прохождения вакцинации (со ссылкой на ст. 76 ТК РФ).

С данным распоряжением истец также не согласна, считает его противозаконным и нарушающим её права, противоречащим положениям абз.7 ч.1 ст. 88, 213 ТК РФ.

В иных, помимо, указанных выше случаях, работодатель не вправе требовать предъявления результатов медицинского обследования и справку о состоянии здоровья работника, отстраняя его от работы (не допуская к работе), в том числе за отсутствие отрицательного ПЦР-теста. Сдача анализа крови на антитела от коронавирусной инфекции или прохождение ПЦР-тестирования законодательством не предусмотрены.

Более того, ПЦР-тестирование является медицинским вмешательством, в соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ недопустимо без информированного добровольного согласия гражданина.

Учитывая изложенное, истец с учетом уточнения (л.д.94) просила признать распоряжение Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***-к об отстранении её от работы незаконным; признать распоряжение от <дата>№*** (в редакции распоряжения от <дата>№***) незаконным; возложить обязанность на ответчика произвести начисление заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного незаконным отстранением от работы.

В судебном заседании истец доводы, изложенные в иске, поддержала. Дополнительно пояснила, что при отстранении её от работы работодателем – Администрацией муниципального образования «Шарканский район» УР был нарушен порядок отстранения. Так, <дата> ей объявили о её отстранении от работы, при этом какого-либо распоряжения об этом не было вынесено. После обращения к специалисту отдела кадров вынесено оспариваемое распоряжение об отстранении её от работы. Подтвердила, что с содержанием распоряжений работодателя от <дата>№*** и от <дата>№*** она ознакомлена через систему электронного документооборота, однако, будучи не согласной с ними, в указанной системе отметку об ознакомлении не сделала, посчитав, что, проставив указанную отметку (об ознакомлении), она, тем самым, выразит согласие с ними, что повлечет обязанность по их исполнению. Кроме того, действительно до <дата> она не предоставила работодателю документ, подтверждающий вакцинацию её первым компонентом вакцины, а также о наличии у нее медицинских противопоказаний для вакцинации. По состоянию на <дата> вакцинацию, в том числе однокомпонентной вакциной, она не прошла. Документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний, также не представила. Об отказе её от вакцинации был составлен акт, с которым она была ознакомлена. С распоряжением об отстранении от работы также ознакомлена. Полагает, что, отстранив её от работы с <дата> работодатель лишил её права на вакцинацию однокомпонентной вакциной до 01.12.2021. Кроме того, в распоряжении об отстранении её от работы не указан срок отстранения. Приводя и анализируя положения Трудового кодекса РФ, Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", законодательства о защите персональных данных, полагает изданные ответчиком распоряжения о проведении вакцинации, допуске к работе при предъявлении отрицательного ПЦР-теста незаконными, просит их отменить ввиду того, что наименование замещаемой ею должности не включено в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ №825 от15.07.1999. Полагает, что возложение обязанности по вакцинации нарушает её конституционное право на запрет без её добровольного согласия быть подвергнутой медицинским, научным или иным опытам.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Шарканский район» Аверкиева В.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что ответчик, будучи ознакомленной с оспариваемыми распоряжениями Главы Администрации МО «Шарканский район», изданными в пределах предоставленных ему полномочий, в срок до 01.11.2021 не представила документ о вакцинации первым компонентом вакцины и не представила документ о наличии у нее медицинских противопоказаний для вакцинации, от вакцинации отказалась, что явилось основанием для составления акта об отказе от вакцинации и издания распоряжения об отстранении её от работы с <дата> в связи с изданием Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021г.". Срок отстранения определен до окончания периода эпиденеблагополучия либо прохождения вакцинации.

В письменных возражениях на исковое заявление указано, что в соответствии с Уставом муниципального образования «Шарканский район», принятым Советом депутатов муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***, муниципальными правовыми актами являются постановления и распоряжения Администрации района (п.4 ч.1 ст. 38 Устава). Администрацией муниципального образования «Шарканский район» района руководит Глава муниципального образования на принципах единоначалия (ч.2 ст. 31 Устава). На основании постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 5 октября 2021 года «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID -19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году» Администрацией муниципального образования «Шарканский район» изданы распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О проведении профилактических прививок», от <дата>№*** «О внесении изменений в распоряжение Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О проведении профилактических прививок» (далее по тексту - распоряжение Администрации района).

Согласно указанным распоряжениям работникам Администрации муниципального образования «Шарканский район» установлено о необходимости пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в следующие сроки: до <дата> - первым компонентом; до <дата> - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной. Прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, письменно сообщить об этом начальнику отдела правовой и кадровой работы и представить подтверждающие документы не позднее <дата> и <дата> соответственно (п.1.2 распоряжения Администрации района). Кроме того, указанное распоряжение Администрации района дополнено пунктом 1.3, предусматривающим, что с <дата> допуск к работе работников, не прошедших вакцинацию и не имеющих медицинского заключения о наличии противопоказаний для иммунизации, осуществлять только при наличии отрицательного ПЦР-теста.

Распоряжения Администрации района направлены работникам Администрации муниципального образования «Шарканский район» для ознакомления через систему электронного документооборота и управления взаимодействием «DIREKTUM».

В связи с тем, что истцом <дата> в отдел правовой и кадровой работы Администрации района не представлен медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, а также медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для вакцинации, составлен акт об отказе от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID -19. Кроме того, истец Ямачева Т.М. выразила в устной форме отказ от вышеуказанной вакцинации.

Указанные причины явились основанием для издания распоряжения Администрации района <дата>№***-к «Об отстранении от работы», согласно которому Ямачева Т.М. отстранена от работы с <дата> без начисления заработной платы за период отстранения от работы.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, помимо случаев, перечисленных в части 1, также и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 статьи 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона № 157 ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решение о проведении профилактических прививок принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, которым указанное право предоставлено подп.6 п.1 ст. 51 Федерального закона №52-ФЗ.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 № 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Согласно статьи 1 Федерального закона №157-ФЗ календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям – нормативно-правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 № 1307н Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен позицией о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. В приказе приведены категории лиц, подлежащих обязательной вакцинации с разделением их на приоритеты трех уровней, в том числе, взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям. К приоритету 3-го уровня относятся «государственные гражданские и муниципальные служащие».

Согласно пункту 8 «Порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.

Таким образом, в силу закона (подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ, и. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ) главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации вправе на основе анализа эпидемиологической ситуации в регионе, в соответствии с приказом Минздрава России № 125н, принимать обязательные для исполнения постановления о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям той или иной категории граждан, выполняющим те или иные виды работ.

То есть, на основании приведенных норм в определенной эпидемиологической ситуации главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по определению видов работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, включая работы, не предусмотренные Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ N 825.

Неисполнение таких постановлений без уважительных причин свидетельствует о нарушении требований Федерального закона № 157-ФЗ, Федерального закона № 52-ФЗ и порождает для работодателя обязанность отстранить работника от работы в соответствии с абз.8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Реализуя имеющиеся полномочия, Главным государственным санитарным врачом по Удмуртской Республике 5 октября 2021 г. принято постановление «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году» (далее Постановление Главного государственного санитарного врача).

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача установлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации - государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Удмуртской Республики, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Удмуртской Республики, работникам органов власти Удмуртской Республики и подведомственных им организациям (п.1.3).

Предоставление отрицательного ПЦР-теста работниками является формой допуска к работе работника, в случае если последним не предоставлена работодателю медицинская справка о наличии противопоказания к профилактической прививке или документ, подтверждающий о прохождении вакцинации. Введение режима повышенной готовности регламентировано Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с п. 11 части 10 распоряжения главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV) на территории Удмуртской Республики» обязать граждан исполнять правила поведения, установленные собственниками и иными законными владельцами зданий, строений, сооружений (помещений в них), в части необходимости предъявления уполномоченным должностным лицам документов о вакцинации либо о перенесенном заболевании либо документов, подтверждающих отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19, и в целях проверки соответствия данных о посетителях, содержащихся в QR- кодах или документах, подтверждающих отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19, иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина.

Принятый на этой основе муниципальный правовой акт Администрации района регулирует не трудовые отношения, а отношения в сфере санитарного благополучия населения (л.д. 32-35).

Представители ответчика – ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования «Шарканский район», третьего лица - Администрации муниципального образования «Муниципальный округ «Шарканский район Удмуртской Республики» в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьего лица на основании п. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Администрация муниципального образования «Шарканский район» является юридическим лицом, которая согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 55-58), решению Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ «Шарканский район Удмуртской Республики» №02.32 от 08.11.2021 (л.д. 77-81), с 17.11.2021 находится в стадии ликвидации.

Протокольным определением суда от 08.12.2021 к участию в деле в качестве соответчика, к которому на основании п.4 ст.62 Гражданского кодекса РФ перешли полномочия по управлению деятельностью юридического лица в ликвидационный период, привлечена ликвидационная комиссия Администрации муниципального образования «Шарканский район» (л.д. 84-85).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Муниципальный округ «Шарканский район Удмуртской Республики» №02.04 от 08.11.2021 полномочия Главы муниципального образования «Шарканский район» прекращены в связи с истечением срока полномочий на основании п.2 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (л.д. 82).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ямачева Т.М. <дата> принята на муниципальную службу в Администрацию муниципального образования «Шарканский район» на старшую должность муниципальной службы – «главный специалист-эксперт» архивного отдела» на неопределенный срок, с ней в указанный день заключен трудовой договор №91 (л.д. 13-14, 36). Согласно п.п. 2.2, 2.2.14 трудового договора Ямачева Т.М. обязана соблюдать Конституцию РФ, Конституцию УР, федеральные законы и законы Удмуртской Республики, нормативно-правовых актов органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; исполнять поручения вышестоящих руководителей, за исключением неправомерных.

Распоряжением Главы Администрации района №***-к от <дата> истец переведена на должность ведущего специалиста-эксперта архивного отдела, а с <дата> – на должность главного специалиста-эксперта (л.д. 37, 38).

Исходя из ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Исходя из положений статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник при приеме на работу принимает на себя обязательства, в том числе, добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

Согласно статье 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Согласно ст.28 Устава муниципального образования «Шарканский район», утвержденного решением Шарканского районного Совета депутатов от 09.06.2005 N 21.01 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, который в силу ст. 38 Устава в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Уставом и решениями Районного Совета депутатов, издает распоряжения Администрации района по вопросам организации работы Администрации района.

В соответствии с п.3.1 ст. 31 Устава глава муниципального образования имеет первого заместителя главы Администрации района, который выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленным Главой муниципального образования, а в случае отсутствия Главы муниципального образования или невозможности исполнения им своих обязанностей - выполняет обязанности Главы муниципального образования.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что между истцом и ответчиком в связи с прохождением Ямачевой Т.М. муниципальной службы в Администрации муниципального образования «Шарканский район», сложились трудовые отношения.

Распоряжением Первого заместителя главы Администрации МО «Шарканский район» №*** от <дата> на работников Администрации МО «Шарканский район» возложена обязанность пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в следующие сроки:

- до 01.11.2021 – первым компонентом;

- до 01.12.2021 – вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной (п.1.1). Прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к вакцинации от новой коронавирусной инфекции, письменно сообщать об этом начальнику отдела правовой и кадровой работы и представить подтверждающие документы не позднее 01.11.2021 и 01.12.2021 (п.п. 1.1, 1.2) ( л.д. 9).

Распоряжением Главы муниципального образования «Шарканский район» №*** от <дата> пункт 1 указанного выше распоряжения дополнен пунктом 1.3 следующего содержания: «С 01.11.2021 допуск к работе работников, не прошедших вакцинацию и не имеющих медицинского заключения о наличии противопоказаний для иммунизации, осуществлять только при наличии отрицательного ПЦР-теста. Срок действия ПЦР определить 72 часа с момента регистрации результата анализа в лаборатории. При отсутствии отрицательного теста не вакцинированного работника отстранять от работы без сохранения заработной платы до момента представления отрицательного теста либо прохождения вакцинации. ПЦР-тесты проводятся за счет средств работника. Сотрудник, не прошедший вакцинацию от коронавирусной инфекции, обязан представить руководителю подразделения отрицательный ПЦР-тест, действующий 72 часа за один день до выхода на работу. Отдел правовой и кадровой работы после получения служебной записки издает распоряжение об отстранении сотрудника на основании ст. 76 ТК РФ».

<дата> комиссией Администрации МО «Шарканский район», в составе начальника отдела правовой и кадровой работы, начальника архивного отдела, главного специалиста-эксперта по кадровой работе составлен акт №*** об отказе от вакцинации против коронавирусной инфекции, из которого следует, что по состоянию на 13 час. 30 мин. <дата> главный специалист-эксперт Ямачева Т.М. не представила в отдел правовой и кадровой работы Администрации МО «Шарканский район» медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, а также медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для вакцинации. Кроме того, Ямачева Т.М. в их присутствии выразила в устной форме отказ от вышеуказанной вакцинации. О необходимости представить соответствующий медицинский документ в срок до <дата> Ямачева Т.М. уведомлена через систему электронного документооборота и управления взаимодействием DIRECTUM <дата>. Также Ямачева Т.М. уведомлена о том, что проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции при отсутствии медицинских противопоказаний для муниципальных служащих является обязательным по эпидемическим показаниям на основании постановления Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 №2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в <дата> году по эпидемическим показаниям» (л.д. 6, 52). Из содержания акта следует, что он составлен в присутствии Ямачевой Т.М., последняя с ним ознакомлена в тот же день – <дата>, о чем свидетельствует её подпись в нем.

Распоряжением Главы муниципального образования «Шарканский район» №***-к от <дата> на основании ст. 76 Трудового кодекса РФ, п.2 ст.5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 №2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» с 08 ноября 2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации главный специалист-эксперт Ямачева Т.М., отказавшаяся от профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции, и не имеющая противопоказаний для вакцинации, отстранена от работы. Указанным распоряжением указано о неначислении Ямачевой Т.М. заработной платы за период отстранения от работы (л.д. 12).

Оспариваемое истцом распоряжение первого заместителя главы Администрации МО «Шарканский район» №*** от <дата> в редакции распоряжения №*** от <дата>, издано по вопросам деятельности Администрации муниципального образования «Шарканский район», затрагивает права работников Администрации, в том числе и истца, занимающую должность главного специалиста-эксперта архивного отдела, в силу чего являются локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ст. 8 Трудового кодекса РФ), рассмотрение споров об оспаривании которых производится по правилам, закрепленным гражданским процессуальным законом, а не КАС РФ.

Распоряжение главы муниципального образования «Шарканский район» №***-к от <дата> об отстранении истца от работы, распространяет действие на Ямачеву Т.М. и, соответственно, затрагивает права последней, оспаривание которого относится к числу индивидуальных трудовых споров.

В силу п."ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (п. 2 и 3 ст. 12).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 157-ФЗ).

Коронавирусная инфекция (2019-nCov) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" отнесен ко II группе патогенности.

В связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30.01.2020 года на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) (далее новая коронавирусная инфекция COVID-19) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (в редакции от 31.01.2020).

Указом Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 N 42-РГ (с последующими изменениями и дополнениями) в связи с угрозой распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Удмуртской Республики с 18 марта 2020 года впредь до особого распоряжения введен режим повышенной готовности и реализуются дополнительные меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусмотрено, что Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (часть 2 той же статьи).

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 той же статьи).

Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (зарегистрирован в Минюсте России 25.04.2014 N 32115).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2021 N 47н "О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 N 125н" в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, изложена в следующей редакции:

"К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу".

Следовательно, профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н, которым также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в число которых включены, в том числе, муниципальные служащие.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 17.09.1998 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 323-ФЗ, ст. 1 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 323-ФЗ, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Федерального закона N 157-ФЗ, таблица 1 "Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок МУ 3.3.1.1095-02 "3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 N 2 (ред. от 08.10.2021) "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году" (далее - Постановление N 2) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания, а также в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, среди населения Удмуртской Республики, постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе, государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Удмуртской Республики, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Удмуртской Республики, работникам органов власти Удмуртской Республики и подведомственных им организаций (п.1.3 Постановления №2). Указанное положение постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пп. 3.4, 3.5, 3.21, 3.22, 3.26, 3.35 временных Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (приложение к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.08.2021 N 30-4/И/2-13481) (п.2 Постановления №2).

Пунктом 6 Постановления №2 Главам муниципальных образований Удмуртской Республики рекомендовано обеспечить контроль за проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего постановления, на подведомственных территориях.

Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, постановлено организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в п.1 настоящего постановления, в срок до 01.11.2021 - первым компонентом; в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом (пункт 7).

Следовательно, обеспечение исполнения указанного Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 N 2, путем издания работодателями – юридическими лицами, распоряжений о прохождении вакцинации в отношении категорий работников, указанных в п.1 названного постановления, требованиям трудового законодательства (статье 22 Трудового кодекса, согласно которой работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты), не противоречит.

Доводы истца об обратном, указанные в иске, в том числе о том, что включение в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям муниципальных служащих гарантируют лишь право на бесплатную вакцинацию, а на ответчика лишь возлагают обязанность организовать её проведение путем выездной вакцинации, а также предоставления времени для этого, свидетельствуют о неверном толковании указанных выше норм.

Ссылка истца на Постановление Правительства РФ N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", в котором не указаны муниципальные служащие, в том числе должность истца – главный специалист-эксперт архивного отдела, по мнению суда, основана на неверном толковании норм права.

Как указано выше, на основании анализа норм законодательства, в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Из буквального наименования Постановления N 825 видно, что в нем установлен перечень работ, требующих обязательного проведения профилактических прививок, однако, прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям. Это значит, что они проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания.

С учетом массовой заболеваемости новой коронавирусной инфекцией среди людей в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике N2 определены категории граждан в Удмуртской Республике, подлежащие обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в том числе муниципальные служащие.

Перечень работ, указанный в Постановлении N 825, предполагает проведение лишь специфической профилактики с учетом осуществления определенных видов работ.

На основании статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федерального закона N 52-ФЗ) работодатели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, в частности, относятся профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона N 52-ФЗ).

Как указано выше, исходя из положений пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ, прививка от коронавируса становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для категорий работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной (пункт 1 Письма Роструда от 13.07.2021 года N 1811-ТЗ).

Как указано выше, обязательность проведения вакцинации муниципальных служащих на территории Удмуртской Республики установлена Постановлением Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 N 2 (ред. от 08.10.2021) "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году".

Исключение из указанного Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике N2 положения об отстранении от работы, переводе на дистанционный режим работы с 01.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего постановления, не свидетельствует о незаконности действий ответчика, поскольку обязанность по отстранению от работы в установленных законом случаях, закреплена Трудовым кодексом РФ, а Главный санитарный врач по УР стороной трудовых отношений не является.

Перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, установлен статьей 76 Трудового кодекса РФ.

При этом приведенный в ней перечень не является исчерпывающим. Так, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (абзац 8 части 1 статьи 76 ТК РФ).

Отсутствие у работника профилактических прививок является основанием для отстранения его от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).

Соответственно, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (в настоящем случае – муниципальных служащих) вынесено постановление Главного государственного санитарного врача или его заместителя о проведении прививок против коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация становится обязательной для таких работников. При этом работодатель обязан отстранить от работы без сохранения заработной платы отказавшегося от прививки работника при отсутствии медицинских противопоказаний (пункты 1 и 8 Письма Роструда от 13.07.2021 N 1811-ТЗ).

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, связанных с изданием на территории Удмуртской Республики Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021 N 2, которое в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", является обязательным как для граждан, так и юридических лиц, суд считает, что изданное в соответствии с ним распоряжение №425 от 06.10.2021 о необходимости пройти вакцинацию, письменном сообщении об этом работодателю либо о наличии медицинских противопоказаний в указанные в нем сроки (пункты 1.1, 1.2 распоряжения, которые распространяются на работников), действующему законодательству не противоречит, издано в соответствии с полномочиями, предоставленными издавшими их должностными лицами Уставом муниципального образования «Шарканский район». Пункты 2, 3 указанного распоряжения прав истца не затрагивают, регламентируют организационные вопросы исполнения указанного распоряжения.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что истец Ямачева Т.М. является муниципальным служащим - работником Администрации муниципального образования «Шарканский район», занимает главную должность муниципальной службы главный специалист-эксперт архивного отдела Администрации муниципального образования «Шарканский район».

Как указано выше, распоряжением Первого заместителя главы Администрации МО «Шарканский район» №*** от <дата> на работников Администрации МО «Шарканский район» возложена обязанность пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в следующие сроки:

- до <дата> – первым компонентом;

- до <дата> – вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной (п.1.1). Прошедшим вакцинацию или имеющим противопоказания к вакцинации от новой коронавирусной инфекции, письменно сообщать об этом начальнику отдела правовой и кадровой работы и представить подтверждающие документы не позднее <дата> и <дата> (п.1.2) ( л.д. 9).

Распоряжением Главы муниципального образования «Шарканский район» №*** от <дата> пункт 1 указанного выше распоряжения дополнен пунктом 1.3 следующего содержания: «С <дата> допуск к работе работников, не прошедших вакцинацию и не имеющих медицинского заключения о наличии противопоказаний для иммунизации, осуществлять только при наличии отрицательного ПЦР-теста. Срок действия ПЦР определить 72 часа с момента регистрации результата анализа в лаборатории. При отсутствии отрицательного теста не вакцинированного работника отстранять от работы без сохранения заработной платы до момента представления отрицательного теста либо прохождения вакцинации. ПЦР-тесты проводятся за счет средств работника. Сотрудник, не прошедший вакцинацию от коронавирусной инфекции, обязан представить руководителю подразделения отрицательный ПЦР-тест, действующий 72 часа за один день до выхода на работу. Отдел правовой и кадровой работы после получения служебной записки издает распоряжение об отстранении сотрудника на основании ст. 76 ТК РФ».

С указанными распоряжениями работник Ямачева Т.М. ознакомлена, что ею не оспаривалось в судебном заседании, посредством системы электронного документооборота соответственно <дата> и <дата>, подтверждается выписками из системы электронного документооборота ответчика (л.д. 64, 65, 66-67, 68-69).

Истец Ямачева Т.М., как следует из акта №*** от <дата>, показаний сторон в судебном заседании в устной форме отказалась пройти указанную вакцинацию, документы, подтверждающие прохождение вакцинации первым компонентом вакцины, наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, работодателю не представила. С актом №*** от <дата> истец ознакомлена в день его составления – <дата>, что подтверждается её подписью в акте ( л.д. 6, 52).

На основании распоряжения Главы муниципального образования «Шарканский район» №***-к от <дата> истец с <дата> и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации отстранена от работы.

Истец Ямачева Т.М. была ознакомлена с указанным приказом <дата>, согласна с ним не была, что подтверждается ее подписью, а также соответствующей записью в распоряжении (л.д. 53).

Поскольку истец Ямачева Т.М., являясь муниципальным служащим, на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05.10.2021 N 2 относилась и относится к моменту рассмотрения дела к категории работников, подлежащих обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции, и, не имея противопоказаний к вакцинации, отказалась от ее прохождения заявив об этом работодателю в устной форме, что следует из содержания акта №*** от <дата>, в срок до <дата> не представила документ о вакцинации первым компонентом вакцины либо о наличии у нее медицинских противопоказаний к вакцинации, суд приходит к выводу, что отстранение от работы главного специалиста-эксперта Администрации МО «Шарканский район» Ямачевой Т.М. на основании распоряжения Главы МО «Шарканский район» №***-к от <дата> является законным.

Доводы истца от прохождения вакцинации в связи с тем, что лекарственные препараты против новой коронавирусной инфекции находятся в стадии клинических испытаний, в связи с чем несут риск состоянию здоровья, что равноценно медицинским, научным или иным опытам, доказательствами, представленными в дело не подтверждены, как и не подтверждено наличие у истца медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации.

Более того, Ямачева Т.М. перед прохождением вакцинации не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования, чего ею сделано не было.

При указанных обстоятельствах с учетом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, чем истец и воспользовалась, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемыми распоряжениями Главы муниципального образования «Шарканский район» её трудовых прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации.

Рассматривая доводы истца о незаконности распоряжения Главы муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** (в ред. распоряжения от <дата>№***) о допуске к работе работников, не прошедших вакцинацию и не имеющих медицинского заключения о наличии противопоказаний для иммунизации при наличии отрицательного ПЦР-теста (п.1.3 распоряжения), суд исходит из следующего.

Согласно абзацу седьмому части первой статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.

При приеме на работу с определенной спецификой претендент обязан пройти предварительное медицинское обследование и представить документ о состоянии здоровья и с последующими периодическими медицинскими обследованиями (статьи 65, 69 и 213 ТК РФ).

Таким образом, работодатель не вправе требовать от работника прохождения теста на коронавирус, если таковой не является обязательным элементом медицинского осмотра.

Диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья муниципального служащего в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N 984н (пункты 2, 4 Порядка).

При этом, в силу положений пункта 1 Порядка одним из результатов диспансеризации является выдача заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению.

Указанный выше порядок не предусматривает обязательное проведение лабораторного исследования крови на наличие (отсутствие) новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, возложение на муниципальных служащих обязанности представить руководителю подразделения отрицательный ПЦР-тест, действующий 72 часа, за один день до выхода его на работу, действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).

В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников (пункт 2).

Указанное решение о проведении обязательного медицинского осмотра в отношении муниципальных служащих (в части проведения диагностики методом полимеразной цепной реакции на коронавирусную инфекцию) суду не представлено.

Постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике №2 от 05.10.2021, на которое ссылается ответчик, указанную обязанность (прохождение не вакцинированными лицами медицинского осмотра путем диагностики методом полимеразной цепной реакции на коронавирусную инфекцию) не содержит.

Кроме того, согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Следовательно, проведение медицинских осмотров за счет работников действующим законодательством не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах, суд находит не соответствующим требованиям действующего законодательства п. 1.3 распоряжения Главы муниципального образования «Шарканский район» в части возложения на сотрудника, не прошедшего вакцинацию от коронавирусной инфекции, обязанности представления руководителю подразделения отрицательного ПЦР-теста, действующего 72 часа, за один день до выхода на работу и проведения его за счет средств работника, незаконным.

В иной части, в том числе о возможности с <дата> допуска к работе работника, не прошедшего вакцинацию и не имеющего медицинского заключения о наличии противопоказаний для иммунизации при наличии отрицательного ПЦР-теста, прав истца не нарушает, направлено, в том числе, на защиту его трудовых прав, поскольку при предъявлении отрицательного ПЦР-теста, работник будет допущен к работе.

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Поскольку отстранение работника от работы носило законный характер, оснований для начисления и выплаты заработной платы за период незаконного отстранения от работы у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ямачевой Т.М. к Администрации муниципального образования «Шарканский район», ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования «Шарканский район» о признании распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***-к «Об отстранении от работы», распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О проведении профилактических прививок» (в редакции распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» №*** от <дата> «О внесении изменений в распоряжение Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О профилактических прививках») незаконными, возложении обязанности произвести начисление заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного вынесением незаконного распоряжения об отстранении работника, - удовлетворить частично.

Признать незаконным подпункт 1.3 пункта 1 распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О проведении профилактических прививок» (в редакции распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» №*** от <дата> «О внесении изменений в распоряжение Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О профилактических прививках») в части возложения на сотрудника, не прошедшего вакцинацию от коронавирусной инфекции, обязанности представления руководителю подразделения отрицательного ПЦР-теста, действующего 72 часа, за один день до выхода на работу, проведении ПЦР-тестов за счет средств работников, незаконным.

Исковые требования Ямачевой Т.М. к Администрации муниципального образования «Шарканский район», ликвидационной комиссии Администрации муниципального образования «Шарканский район» о признании распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№***-к «Об отстранении от работы», подпунктов 1.1, 1.2 пункта 1, пунктов 2, 3, 4 распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О проведении профилактических прививок» (в редакции распоряжения Администрации муниципального образования «Шарканский район» №*** от <дата> «О внесении изменений в распоряжение Администрации муниципального образования «Шарканский район» от <дата>№*** «О профилактических прививках») незаконными, возложении обязанности произвести начисление заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного вынесением незаконного распоряжения об отстранении работника, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через Воткинский районный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: Л.Э. Лопатина

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2021 года.