Дело № 2-2095/2019
36RS0005-01-2019-001552-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2019 года город Воронеж
Советский районный суд города Воронежа в составе: председательствующего - судьи Милютиной С.И., при секретаре Кузьминой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к МБОУ «Лицей «МОК №2» о восстановлении нарушенных прав ребёнка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, действуя в интересах своего сына ФИО3, обратилась в суд с названным иском. В обоснование своих требований указала, что 28 июня 2019 года она с сыном ФИО1<данные изъяты> пришли в МБОУ Лицей «МОК №2» подать заявление о зачислении его в <данные изъяты>. В присутствии инспектора ПДН и участкового уполномоченного полиции они обратились с данным вопросом к директору и секретарю МБОУ Лицей «МОК №2». В нарушение ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 2 ФЗ от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», заявления и документы у них принять отказались. При этом, они с сыном прописаны и проживают на территории, прикреплённой к МБОУ Лицей «МОК №2». <данные изъяты> ребенок обучался и успешно закончил, получив аттестат в этом учреждении. Он хотел бы продолжать обучение в данной школе. В приёме заявления о зачислении в <данные изъяты> отказали, мотивировав это «низким рейтингом» обучения ребенка, однако это не соответствует действительности, так как ФИО1 основные государственные экзамены сдал на 4, 4, 5, 5.
В сентябре 2017 г. ФИО2 обращалась в МБОУ Лицей «МОК №2» о приёме ФИО1 в <данные изъяты>, ему было отказано, вследствие этого ФИО3 пришлось учиться на <данные изъяты>, что повлияло на его успеваемость.
На основании изложенного истец просила: 1) принять соответствующие меры по факту нарушения «Закона об образовании в РФ» по получению среднего общего образования, 2) восстановить нарушенные права ребёнка, 3) обязать МБОУ Лицей «МОК №2» принять ФИО1 в <данные изъяты>, 4) взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.
В ходе рассмотрения дела ФИО2 уточнила исковые требования, просила 1) признать незаконным отказ МБОУ Лицей «МОК №2» в приёме заявления о зачислении ФИО1 в <данные изъяты> 2) признать незаконным отказ МБОУ Лицей «МОК №2» в зачислении ФИО1 в <данные изъяты> 3) обязать МБОУ Лицей «МОК №2» принять ФИО1 в <данные изъяты> 4) взыскать с ответчика денежные средства, как компенсацию за обучение ФИО1 в форме <данные изъяты> за 2019-2020 учебный год в размере 49804,92 рубля.
В судебном заседании, обратив внимание, что п.3 и п. 4 просительной части являются взаимоисключающими, требования о взыскании с ответчика денежных средств истица не поддержала. Остальные требования поддерживала, настаивала на их удовлетворении. Указала на то, что ответчик нарушил право ее ребенка на образование, ФИО1 живет на территории, относящейся к этому учебному заведению, он успешно окончил в нем <данные изъяты>, имеет желание продолжать обучение именно в данном лицее, так как там работают грамотные учителя и у ФИО1 хорошие отношения с учащимися. МБОУ «Лицей «МОК №2» является общеобразовательным учреждением, поэтому решение его руководства о создании только профильных классов в <данные изъяты> параллели, противоречит закону и уставу образовательного учреждения. Согласно муниципальному заданию школе предписывалось набрать в <данные изъяты> классы 191 человек, а она набрала только 80. В близлежащие школы устроить своего сына она не может, так как в МБОУ СОШ № 83 нет свободных мест, МБОУ СОШ № 72 им. Лукьянчинкова заявление о зачислении ею было подано, но ФИО1 написал заявление об отказе от обучения там. Их права нарушены также тем, что ответчик не уведомил их о месте и времени прохождения отбора учащихся в <данные изъяты> класс, они могли бы участвовать в отборе с 27.06.2019 г. по 02.07.2019г. (то есть по дату вынесения приказа о зачислении на обучение), также истица обратила внимание на то, что заявление о приеме в школу можно подавать до 31 августа.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, что в лицее в <данные изъяты> параллели нет общеобразовательного класса, имеются 3 профильных класса, которые были полностью укомплектованы к 26.06.2019г. Для учеников, имеющих намерение учиться в <данные изъяты> классе, был предусмотрен индивидуальный отбор, о чем истица была уведомлена на родительском собрании в еще сентябре 2018г. Такой отбор ФИО1 не прошел, он имеет 5 троек в аттестате, в течение года учился слабо, пропускал занятия. Принять ФИО1 в <данные изъяты> класс – означает нарушить правила приема учащихся в <данные изъяты> класс.
Представитель третьего лица – управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснил, что считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению. Ее ребенку отказали в приеме в 10 класс, так как не было свободных мест. На основании ст. 28 Закона об образовании, разработкой профессиональной программы занимается сама общеобразовательная организация. Для решения данного вопроса учитывается потребность учащихся и их родителей. Эта информация собирается в течение года на родительских собраниях, затем она изучается, анализируется. Если по результатам изучения потребностей нет необходимости создавать общеобразовательный 10 класс, он не создается, нарушения законодательства в этом нет. По поводу муниципального задания представитель третьего лица пояснил, что оно формируется на показателях предыдущего года, это план комплектования образовательного учреждения. Необходимую информацию в Управление предоставляет само образовательное учреждение, если у него план изменился, в муниципальное задание вносятся изменения. Отказ лицея в приеме ФИО3 в 10 класс действующему законодательству не противоречит. Его право на образование не нарушено, так как он имеет возможность обучаться в других образовательных учреждениях, территориально расположенных в районе его проживания.
Представитель третьего лица - департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ФИО6 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (ст. 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", далее Закон об образовании). В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование (ч. 4 ст. 10 Закона об образовании). В силу ст. 23 Закона об образовании образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности; общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или).
Согласно Уставу ответчик является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением (л.д. 86), входит в список базовых школ РАН (л.д. 126).
В соответствии со ст. 28 Закона об образовании, п. 1.12 Устава МБОУ «Лицей «МОК №2» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, иных локальных нормативных актов; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, прием обучающихся в образовательную организацию; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся и т.д. (л.д. 87-89).
Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 является <данные изъяты>ФИО1<данные изъяты> (л.д. 24). ФИО1 проходил обучение в <данные изъяты> в МБОУ «Лицей «МОК №2».
27.06.2019г. ФИО2 и ФИО1 пришли в МБОУ «Лицей «МОК №2» с заявлением о приеме ФИО1 в <данные изъяты> Как следует из иска и пояснений истца, упомянутое заявление у них не приняли, объяснили, что ребенок в силу принятого положения о правилах приема не может быть зачислен в <данные изъяты>. Не согласие с данными отказами явилось основанием для обращения в суд.
Согласно ст. 67 Закона об образовании правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч.ч. 3, 4 указанной нормы правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона об образовании организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
В Воронежской области на основании части 5 статьи 67 Закона образовании в Российской Федерации принят Закон Воронежской области от 27.05.2014 N 66-ОЗ "О случаях и порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения" (далее Закон № 66-ОЗ). Согласно ст. 2, ст. 3, ст. 4 Закона № 66-ОЗ организация индивидуального отбора допускается в случаях создания в образовательной организации класса (классов) с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) класса (классов) профильного обучения. Организация индивидуального отбора осуществляется в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов с пятого класса по результатам тестирования (собеседования) по соответствующим учебным предметам. Организация индивидуального отбора осуществляется в класс (классы) профильного обучения: 1) с десятого класса - по результатам успеваемости с учетом прохождения государственной итоговой аттестации по профильным предметам. Для организации индивидуального отбора в образовательной организации создается комиссия для организации индивидуального отбора. Организация индивидуального отбора осуществляется образовательной организацией в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом Воронежской области и принимаемыми образовательной организацией локальными нормативными правовыми актами по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующими правила приема, порядок и основания перевода обучающихся. Решение по итогам индивидуального отбора для приема либо перевода в класс (классы) профильного обучения принимается комиссией исходя из результатов государственной итоговой аттестации по профильным предметам или результатов промежуточной аттестации за курс десятого класса и дополнительного тестирования по профильным предметам, а также количества мест в классе (классах) профильного обучения.
Согласно Положению о приеме учащихся в <данные изъяты> класс с углубленным изучением предметов МБОУ «Лицей «МОК № 2» города Воронежа (в рамках проекта внедрения ФГОС СОО), прием учащихся осуществляется на конкурсной основе (на основании маркетинговых исследований запросов учащихся и их родителей). Порядок приема регламентирован данным Положением и доводится до сведения учащихся и их родителей на собраниях. Прием осуществляется на основе портфолио, которое включает в себя: результаты обучения учащихся по четвертям, результаты тестирования, результаты проектной деятельности учащихся, результаты зимней сессии, результаты ГИА, участие школьников в олимпиадах и др. Отбор в классы осуществляет комиссия, протокол комиссии утверждается решением Педагогического совета. Учащиеся, имеющие в аттестате 1-2 «3» по непрофильным предметам и успешно (на «4» и «5») сдавшие экзамены в форме ОГЭ по профильным предметам могут быть зачислены кандидатами в <данные изъяты> класс (л.д. 137).
В соответствии с приказом № от 17.06.2019г. директора МБОУ «Лицей «МОК №2» в 2019-2020 учебном году в параллели <данные изъяты> классов утверждены Физика, математика, информатика; История, экономика, право; Русский язык, литература, английский язык; Математика, экономика, право; Математика, химия, биология. Классы универсальной направленности в 2019-2020 учебном году не формировать (л.д. 154). Приказом от того же числа принято решение о создании комиссии по приему учащихся в <данные изъяты> класс, которой поручено рассмотреть результаты успешности учащихся, отраженные в рейтинге, утвердить на педагогическом совете список учащихся, рекомендованных к зачислению в 10 класс (л.д. 136).
Согласно протоколу заседания комиссии по приему учащихся в <данные изъяты> от 18.06.2019г., на нем слушали классных руководителей <данные изъяты> классов, которые довели до сведения собравшихся информацию о выборе учащимися профилей обучения и о результатах успешности учащихся, отраженных в рейтинге (л.д. 64-65), был представлен список рекомендованных к поступлению учащихся, постановили подать заявления о приеме в <данные изъяты> до 26.06.2019г.
Из протокола заседания Педагогического совета от 21.06.2019 г. видно, что на нем был утвержден список учащихся, рекомендованных к зачислению в <данные изъяты> (82 человека) (л.д. 138-141).
Информация о профильной специализации базовых школ РАН с обозначением класса должна была быть представлена в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области в срок до 26.06.2019г. (л.д. 131).
К этому времени рекомендованные к приему в 10 класс ученики подали соответствующие заявления о приеме (л.д. 61-63).
ФИО2 и ФИО1 пришли подавать заявление в лицей 27.06.2019г., то есть тогда, когда все три <данные изъяты>-тых класса, с учетом требований п. 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.07.2015 N 734 о наполняемости классов не более 25 чел., были укомплектованы.
Согласно ст.ст. 9, 10, 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Исходя из иска и пояснений истицы, 27.06.2019г. в лицее при их обращении с заявлением о приеме ребенка в <данные изъяты> присутствовали 3 заместителя директора, которые на поставленный ею вопрос устно ответили, что ФИО1 не проходит по рейтингу, поэтому не может быть принят в <данные изъяты>
Письменного ответа на заявление от 27.06.2019г. ответчик не дал, в чем усматривается нарушение норм вышеназванного закона (письменный ответ истица получила лишь на свое заявление, датированное 28.06.2019г. (л.д. 19, 50)), однако, на права З-ных это не повлияло, так как ко времени их обращения в лицей, свободных мест в параллели <данные изъяты> классов не было.
Более того, даже если бы они обратились с заявлением о приеме в <данные изъяты> до 26.06.2019г., как было предписано комиссией по приему учащихся, ответ также был бы отрицательный, поскольку ФИО1 не прошел индивидуальный отбор для зачисления в классы с углубленным изучением предметов, а общеобразовательный класс, как было указано выше, в лицее в 2019-2020г.г. не формировался.
Истца ссылалась на нарушение их прав тем, что их не уведомили о месте и времени прохождения отбора учащихся в <данные изъяты> класс, они могли бы участвовать в отборе с 27.06.2019 г. по 02.07.2019г. (то есть по дату вынесения приказа о зачислении на обучение (л.д. 52-54). Однако, как уже было сказано, отбор учащихся происходил в течение года, так как комиссией оценивались результаты обучения учащихся по четвертям, результаты тестирования, результаты проектной деятельности учащихся, результаты зимней сессии, результаты ГИА, участие школьников в олимпиадах и др. Согласно Положению о приеме учащихся в <данные изъяты> кандидатами к зачислению в <данные изъяты> могли быть учащиеся, имеющие в аттестате 1-2 «3» по непрофильным предметам и успешно (на «4» и «5») сдавшие экзамены в форме ОГЭ по профильным предметам. Как видно из материалов дела ФИО1 имеет пять оценок «3» по непрофильным предметам (л.д. 120), поэтому успешная сдача экзаменов в форме ОГЭ не давала ему привилегий для зачисления. В связи с изложенным, комиссия по приему учащихся в <данные изъяты> не рекомендовала ФИО3 к приему в <данные изъяты>
Информация о подходах к комплектованию <данные изъяты> была доведена до сведения ФИО2 на родительском собрании 06.09.2018г. (л.д. 56-57). О рейтинге учащихся, о формировании портфолио и поступлении в <данные изъяты> ФИО2 была дополнительно проинформирована индивидуально 13.04.2019г. (л.д. 55).
Таким образом, наличие низкого образовательного рейтинга не позволило ФИО3 быть принятым в <данные изъяты>, кроме того, на момент обращения с заявлением о принятии в <данные изъяты>, то есть на 27.06.2019г., все профильные классы были полностью укомплектованы и в них не было свободных мест. Данное обстоятельство, в силу ч. 4 ст. 67 Закона об образовании, является основанием для отказа в приеме в образовательную организацию.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика соответствуют действующему федеральному, региональному законодательству и принятым локальным нормативным актам. Нарушения прав на образование ФИО3 суд не усматривает, поскольку, как пояснял представитель третьего лица - управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж, у него есть возможность получить среднее общее образование в другой общеобразовательной организации, располагающейся на территории его проживания. Та же информация была предоставлена истице на ее заявление, датированное 28.06.2019г., на ее заявление, поданное в Управление в июле 2019г. (л.д. 19, 147-148).
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к МБОУ «Лицей «МОК №2» о признании незаконным отказа в принятии заявления о зачислении ребенка в <данные изъяты>, признании незаконным отказа в зачислении ребенка в <данные изъяты>, возложении обязанности принять ребенка в <данные изъяты> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Милютина С.И.
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2019