ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2096/2021 от 09.02.2022 Клинцовского городского суда (Брянская область)

УИД 32RS0015-01-2021-004451-72

Дело № 2-263/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2022 года г. Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Данченко Н.В.

при секретаре Летохо И.А.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика – Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области и третьего лица - УФНС России по Брянской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области о взыскании не выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за задержку выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Межрайонной ИФНС России № по Брянской области о взыскании недополученной суммы денежного содержания в размере 83074 руб. и компенсации за задержку указанной выплаты в размере 8999,70 руб.

В обоснование исковых требований указал, что он работал в налоговых органах с 06.02.2013г., замещал должность федеральной государственной гражданской службы в МИФНС России №1 по Брянской области. Приказом МИФНС России №1 по Брянской области от 24.03.2021г. с ним расторгнут служебный контракт, освобожден от должности <данные изъяты> и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности, пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с 31.03.2021г.

При увольнении работодателем ему была выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 99111,32 руб. Считает, что компенсация ему выплачена в неполном объеме. В расчет компенсации четырехмесячного денежного содержания не были включены премии за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, доведенных до инспекции сверх установленного фонда оплаты труда в сумме 111140 руб.; средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований сверхустановленного фонда оплаты труда в сумме 138082 руб. Данные выплаты носили систематический характер, производились в зависимости от результатов работы служащих, их личных вкладов в работу Инспекции в целом.

На его заявление о произведении перерасчета, Инспекция перерасчет не произвела, предоставила информацию о порядке расчета компенсации, указав суммы произведенных выплат, вошедших и не вошедших в расчет компенсации за 12 месяцев, предшествующих его сокращению.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, уточнив исковые требования в части компенсации за задержку выплаты и просил взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 83074 рублей, и денежную компенсацию за задержку выплаты этой компенсации за период с 01.04.2021г. по 09.02.2022г. в сумме 11364 руб. 53 коп.

Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № по Брянской области и привлеченного судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, УФНС России по Брянской области ФИО2, действующая по доверенностям, исковые требования с учетом их уточнений не признала. Дала пояснения, согласно представленным отзывам, указав, что данные выплаты не предусмотрены частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ» О государственной гражданской службе Российской Федерации» и не поименованы в Правилах исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. №562.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 27.07.2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).

Пунктом 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007г. № 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006г. №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации №601 от 07.05.2012г. "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014г. №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как усматривается из материалов дела, дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих ответчика производилось и в последующие годы, для чего ФНС России был разработан и утвержден механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам (в том числе ФНС России) дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда. В постановлениях предусмотрены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России в общем годовом объеме, без распределения между управлениями ФНС, а также без разделения по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы.

Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 06.02.2013г. ФИО1 проходил государственную гражданскую службу в межрайонной ИФНС России № по Брянской области в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок №2 МИФНС России №1 по Брянской области.

Из служебного контракта ФИО1 следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации ( должностного оклада); месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Брянской области единовременной выплаты при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативно – правовыми актами.

Приказом №01-02-06/75 Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области от 29.03.2021г. с ФИО1 расторгнут служебный контракт он освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы и 31.03.2021г. уволен в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации».

При увольнении ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») в сумме 99 111,32 руб., из расчета месячного содержания в сумме 24777,83 руб., то есть без учета средств материального стимулирования.

ФИО1 полагая, что ему не в полном размере выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, обратился в Межрайонную ИФНС России №1 по Брянской области с заявлением о перерасчете компенсации при увольнении.

По результатам рассмотрения МИФНС России №1 по Брянской области данного обращения ФИО1 16.12.2021г. дан ответ о том, что исчисление четырехмесячного денежного содержания было произведено ему в соответствии с пунктом 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации и требований Федерального Закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ. Выплаты, не предусмотренные частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской, в частности дополнительные средства материального стимулирования в расчет компенсации не включались. В расчет произведенной денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением не включены следующие выплаты: премии за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих, доведенных до инспекции сверх установленного фонда оплаты труда, в сумме 111140 руб. и средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований сверхустановленного фонда оплаты труда в сумме 138082 руб.

Судом установлено, что приказами Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области утверждено распределение бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов Брянской области сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года, за 1 - 4 квартал 2020 года, за 1- 2 кварталы 2021 года.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное истцу в соответствии с названными выше приказами работодателя материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка (денежного содержания) для расчета компенсации при увольнении.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 06.08.2014г № НД-4-5/15285@ о том, что для исчисления денежного содержания (для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014г. №238-7, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014г. №.238-7.

Таким образом, выплаченное истцу материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.

Согласно расчету истца, при увольнении ему должна была быть доплачена компенсация в размере четырехмесячного содержания в сумме 83074 руб. Указанный расчет судом проверен, является правильным и ответчиком не оспаривается.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО1 задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячного денежного содержания) в размере 83074 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового Кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Проанализировав представленный истцом расчет денежной компенсации на соответствие требованиям ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, суд также признает его правильным и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО1 компенсации (процентов) за задержку вышеуказанной выплаты, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, то есть, с 01.04.2021г. по день вынесения решения суда 09.02.2022г. в сумме 11364,53 руб. Которая рассчитана следующим образом: сумма задержанных средств - 83074,00 руб.

Период Ставка, % Дней Компенсация

01.04.2021 – 25.04.2021 4,5 25 623,06

26.04.2021 – 14.06.2021 5 50 1 384,57

15.06.2021 – 25.07.2021 5,5 41 1 248,88

26.07.2021 – 12.09.2021 6,5 49 1 763,94

13.09.2021 – 24.10.2021 6,75 42 1 570,10

25.10.2021 – 19.12.2021 7,5 56 2 326,07

20.12.2021 – 09.02.2022 8,5 52 2 447,91

итого 11364,53 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области о взыскании не выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и компенсации за задержку выплат, удовлетворить.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №1 по Брянской области в пользу ФИО1 не полностью выплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере 83074 рублей, компенсацию за задержку данной выплаты за период с 01.04.2021г. по 09.02.2022г. в сумме 11364,53 руб. Всего в размере 94 438 (девяносто четырех тысяч четырехсот тридцати восьми) рублей 53 копейки.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в месячный срок с даты изготовления судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Клинцовский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022г.

Председательствующий Н.В. Данченко