РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18.05.2011 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Колесник О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Соловейчик Л., Соловейчик С.О., Романовой Л.Н. и Трескова В.А. о признании незаконным Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.02.2011 года №173 об отмене пункта 1 Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 15.09.2009 года №867 об утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Соловейчик Д.О., Соловейчик С.О., Романова Л.Н. и Тресков В.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене пункта 1 распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование своих требований указали, что распоряжением департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене пункта 1 распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01605 19 001» в целях приведения распорядительных актов департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара в соответствие с действующим законодательством, отменён пункт 1 распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:05 19 001». Данное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ они считают незаконным.
Распоряжением департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:05 19 001 (п. 1) утверждена схема расположения земельного участка площадью 763, 1 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом (литера АА1А2) с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населённых пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:05 19 001.
Из текста распоряжения № усматривается, что основанием для его принятия послужила ст. 36 Земельного Кодекса РФ, их – заявителей заявление от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АГ №, №, №, серия 63-А<адрес>.
В 2009 году они обратились в Министерство строительства и ЖКХ <адрес> с заявлением о предоставлении им в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 763, 1 кв. м. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ они являются собственниками расположенного на испрашиваемом земельном участке жилого дома.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ, правом бесплатно приобрести в собственность земельные участки, обладают граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки, с расположенными на них жилыми домами, приобретённые ими в результате сделок, совершенных до ДД.ММ.ГГГГ, но которые не были оформлены и зарегистрированы надлежащим образом.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ и ч. 2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, на тех же условиях и в полном объёме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно п.5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Пунктом 1 ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом, а также федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления должен утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Таким образом, утверждение данной схемы является не право органа местного самоуправления, а его обязанностью. Границы и размеры земельного участка определяются с учётом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учётом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В данном случае, как того требует действующее законодательство был составлен межевой план, границы участка согласованы со смежными землепользователями.
Распоряжение Департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:05 19 001», которым была утверждена схема расположения земельного участка площадью 763, 1 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом (литера АА1А2) с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:05 19001, по их мнению, полностью соответствовало требованиям п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 1,7 ст.36, п. 2 ст.35 Земельного кодекса, п.2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ, п.1.3 постановления Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. Постановлений Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№), правовое значение распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ заключается в определении площади земельного участка, собственником которого не может быть никто, кроме них - заявителей.
Как следует из п.8 ст.36 Земельного кодекса, испрашиваемый ими земельный участок может быть предоставлен исключительно после предоставления кадастрового паспорта указанного земельного участка. Отмена распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ делает невозможным постановку соответствующего земельного участка на кадастровый учёт и, по сути, лишает их возможности реализовать своё исключительное право, как собственников жилого дома, на получение земельного участка в собственность.
Вышеизложенное, по их мнению, позволяет сделать вывод о наличии у них правовых оснований на получения в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий им на праве общей долевой собственности дом, а также для образования земельного участка с площадью 763, 1 кв. м, с адресным ориентиром: <адрес>, однако препятствием для этого служит распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№.
Они считают, что оспариваемое распоряжение принято без законных оснований, поскольку, на дату его издания не было решения суда, вступившего в законную силу, о признании его недействительным, на департамент судом не возлагалась обязанность по его отмене. Анализ распоряжения № не показывает, какие нарушения закона были допущены при принятии п.1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать распоряжение департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене пункта 1 распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01605 19 001» недействительным, как нарушающее их права и свободы.
В судебном заседании ФИО3 заявителей, действующие на основании доверенностей, завяленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
ФИО3 Департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении, представила соответствующий отзыв.
ФИО3 ООО «Производственная ассоциация домостроительства» и ООО «Строй-Элит», привлечённых судом к участию в деле, в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований.
ФИО3 по <адрес>, Министерства строительства и ЖКХ <адрес> и ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном ФИО3 здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Положениями ст.47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, чтомуниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из материалов дела следует, что Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждён проект границ и предоставлен в аренду ООО «ПРАД» земельный участок для строительства жилой застройки, расположенный в границах улиц Арцыбушевской, Вилоновской, Буянова, Ульяновской в <адрес>.
Установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 обращались в УФАКОН по <адрес> с заявлением о постановке земельного участка с адресным ориентиром: <адрес> на государственный кадастровый учёт, в чём им было отказано.
Приказом департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ жилой дом (литера АА1А2), расположенный по адресу: <адрес> исключён из реестра муниципального имущества г.о. Самара (л.д. 71).
Приказом департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ приказ департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ отменён. В реестр муниципального имущества г.о. Самара внесены соответствующие изменения (л.д. 126).
Материалами дела подтверждается, что распоряжением департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:05 19 001 на основании заявления ФИО1, ФИО2, ФИО4 и ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АГ №, №, №, серия 63-А<адрес>, утверждена схема расположения земельного участка площадью 763, 1 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом (литера АА1А2) с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населённых пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01:05 19 001.
Материалами дела также подтверждается, что в целях приведения распорядительных актов департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара в соответствие с действующим законодательством, распоряжением департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене пункта 1 распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №:01605 19 001» отменён пункт 1 распоряжения департамента ФИО3 имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:05 19001».
В судебное заседание ФИО3 заявителя представлены свидетельства о праве общей долевой собственности заявителей на жилое здание, расположенное по адресу: г.о. Самара, <адрес>, литера АА1А2аа1, этажность 1 площадью 56,2 кв. м (серия свидетельств 63-АД №№, 053120, 053121, 053119; дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ).
Установлено, что основанием возникновения права собственности заявителей на объект недвижимости является постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации квартиры».
Судом установлено, в действительности в собственности заявителей находится не весь жилой <адрес>, а четырёхкомнатная <адрес> общей площадью 56,2 м2 в данном доме.Кроме указанной квартиры в доме существует подвал, по периметру, совпадающий с площадью помещения первого этажа. Данное обстоятельство подтверждается выездной проверкой, проведённой департаментом ФИО3 имуществом г.о. Самара. Согласно акту проверки объектов на территории г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, кроме квартиры и иных помещений на первом этаже, существуют подвальные помещения из кирпича.
По данным технического паспорта, составленного на жилое помещение с наименованием квартира по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект (в котором расположена квартира площадью 56,2 кв. м) имеет общую площадь 66,0 кв. м. Собственники квартиры не представили сведений о своих правах на 66 кв. м (площадь всего первого этажа) (л.д. 93-108).
Судом также установлено, что до 1982 года квартиры №№ в <адрес> использовались по целевому назначению, однако после смерти нанимателей не были распределены иным лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в силу того, что перестали отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для проживания. ФИО3 заявителей в судебном заседании не отрицали вышеуказанного обстоятельства.
Фактическое неиспользование объекта недвижимого имущества, в силу ст.235 Гражданского кодекса РФ не влечёт прекращения права собственности на него, соответственно, помещения (квартиры) №№ в доме по адресу: г.о. Самара, <адрес>, остались в собственности г.о. Таким образом, объект недвижимости – жилой <адрес>, находится в общей долевой собственности заявителей и г.о. Самара.
Учитывая, что вышеуказанный дом находится в общей долевой собственности заявителей и муниципального образования – г.о. Самара, признание за заявителями исключительных прав, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ, как единоличными собственниками здания, невозможно, соответственно, утверждение схемы расположения земельного участка на основании обращения заявителей в порядке статьи 36 Земельного кодекса РФ неправомерно, в связи с чем, соответствующее распоряжение отменено.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Ссылка заявителей на незаконность оспариваемого ими распоряжения ввиду его неправильного оформления, является несостоятельной, в связи с чем, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Действующим гражданским законодательством не регламентирован порядок оформлению правовых актов ненормативного характера.
Главным Государственно-правовым ФИО3 Президента РФ, Правовым ФИО3 Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правовым ФИО3 Аппарата Правительства РФ, Правовым ФИО3 Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерством юстиции РФ подготовлены Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, целью которых является обеспечение высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приёмов законодательной техники.
Пунктом 2 Методических рекомендаций регламентировано, что преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. При этом преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания; не делится на статьи; не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; не содержит легальные дефиниции; не формулирует предмет регулирования законопроекта; не нумеруется.
Таким образом, указание заявителей на обязательное описание конкретного нарушения, послужившего основанием для отмены пункта 1 распоряжения департамента от 15.09.2011 года №867, не основано на законе.
Ссылка заявителей на незаконность оспариваемого распоряжения в связи с тем, что оно не было опубликовано, также является несостоятельной, поскольку, положения части 2 статьи 47 Закона №131-ФЗ регулируют порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов. Правовые акты ненормативного характера подлежат опубликованию исключительно в случае указания об этом в самом акте.
Пунктом 3 ст. 42 Устава г.о. Самара предусмотрено, что распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара вступают в силу со дня их подписания. Указанные муниципальные правовые акты не подлежат опубликованию, если в самом акте не установлено иное.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Соловейчик Д.О., Соловейчик С.О., Романовой Л.Н. и Трескова В.А. о признании незаконным Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене пункта 1 Распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2011 года.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья