ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2097/19 от 27.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело №2-2097/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2019 года г. Махачкала

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Багандова Ш.Б.

при секретаре Магомедовой В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО46, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО3, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО4, ФИО42, ФИО43, ФИО1, ФИО44 и ФИО5 к Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД (МЧС по РД), Министерству финансов РД и Правительству РД о взыскании ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера,

УСТАНОВИЛ:

ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО46, ФИО46, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО1, ФИО44 и ФИО45 обратились в суд с иском к Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД (МЧС по РД), Министерству финансов РД и Правительству РД о взыскании ущерба причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера.

В обоснование иска указывают следующее. Истцы являются жителями сел. Сергокалинского района Республики Дагестан пострадавшими в результате стихийного бедствия. 16.04.2013 года на территории Сергокалинского района РД произошло сильное землетрясение. В результате стихийно бедствия дома были полностью разрушены, или пришли в негодность для проживания. 30 апреля 2013 все необходимые документы, в том числе и акты обследования домов, были представлены в ГКУ РД «Центр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций», комиссия во главе с представителями МЧС по РД и Сергокалинского района выехали на места разрушений. Комиссией было документально установлено, что 51 жилой дом получил сильную степень пвреждения,1092 жилых дома получили слабую степень повреждения, пострадало 5160 человек, общая сумма ущерба составила 81483000 рублей. Истцам до сих пор не выплачено ни одной копейки. Все необходимые документы собраны и сданы по инстанциям, но решения о выплате не принято. В приложении к заявлению имеется полный список граждан на получение компенсации, утвержденный главой Сергокалинского района в 2013 году. Также в приложении имеются Акты обследования жилых домов.

Возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-Ф «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Указа Президента РФ от 10 января 2000 года №24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно вышеприведенным нормативным актам истцам должна была оказана как материальная единовременная помощь, так и выделение жилплощади, взамен утраченного жилища или денежная компенсация. В ст. 18 ФЗ от 21.12.1994г. № 68 в ред. ФЗ от 29.12.2010г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. Как следует из текста вышеуказанных законов и подзаконных актов, граждане РФ имеют право на выплаты. Единовременная материальная помощь - 10000 рублей на человека. Финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека; в связи с полной утратой имущества первой необходимости - 100000 рублей на человека.

Необходимые выплаты составляют:

Жители <адрес> РД

1. ФИО6 8 311 000 рублей. Единовременная помощь на 4 человек-40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 4 человека = 400 000 рублей. Всего - 8311000 рублей + 40000 рублей + 400 000 рублей = 8751000 рублей.

2. ФИО7 всего 4 человека, утраченная площадь жилья 158,1 кв.м. х 38320 рублей = 6058392 рубля. Единовременная помощь на 4 человек-40 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 4 человека = 400000 рублей. Всего 6 058 392 рубля +40 000 рублей+400000 рублей = 6 498 392 рубля.

3. ФИО8 - утраченная площадь 264,7 кв.м., всего 2 человека. Выплаты составят - 264,7 х 38320 рублей за квадратный метр = 10143304 рубля. Единовременная помощь на 2 человек - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 2 человека - 200 000 рублей. Всего - 10143304 рублей + 20 000 рублей + 200 000 рублей = 10 563304 рубля

4. ФИО9 всего 3 человека. Выплаты составят - утраченная площадь жилья - 191,3 кв.м. х 38320 рублей стоимость 1 кв.м. = 7 330 616 рублей. Единовременная помощь на 3 человек - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 3 человека = 300 000 рублей. Всего 7330616 рубля + 30000 рублей + 300 000 рублей = 7 660616 рубля.

Жители <адрес>

1. ФИО10 всего 8 человек, утраченная площадь жилья 469,6 кв.м. х 38320 рублей = 17 995 072 рубля. Единовременная помощь на 8 человек - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 8 человек = 8 00000 рублей. Всего 17 995 072 рубля + 80000 рублей + 800000 рублей = 18 875 072 рубля.

2. ФИО11 всего 8 человек, утраченная площадь жилья 469,6 кв.м х 38 320 рублей=17 995 072рубля. Единовременная помощь на 8 человек-80 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости-100 000 рублей х8 человек=800 000 рублей. Всего 17 995 072 рубля +80 000 рублей+800 000 рублей=18 875 072 рубля.

3. ФИО12 2 человека, утраченная площадь жилья 101,2 кв.м. х 38320 рублей = 3 877 984 рубля. Единовременная помощь на 2 человека - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 2 человек = 200000 рублей. Всего 3 877 984 рубля + 20 000 рублей + 200 000 рублей = 4 097 984 рубля.

4. ФИО13 7 человек, утраченная площадь жилья 96,5 кв.м. х 38 320 рублей = 3 697 880 рубля. Единовременная помощь на 7 человека - 70 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 7 человек = 700 000 рублей. Всего 3 697 880 рубля + 70 000 рублей + 700 000 рублей = 4 467 880 рубля.

5. ФИО14 8 человек, утраченная площадь жилья 326,6 кв.м. х 38 320 рублей = 12 515 312 рубля. Единовременная помощь на 8 человека - 80 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости- 100 000 рублей х8 человек=800 000 рублей. Всего 12 515 312 рубля + 80 000 рублей + 800 000 рублей = 13 395 312 рубля.

6. ФИО15 5 человек, утраченная площадь жилья 280,3 кв.м. х 38 320 рублей = 10741096 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500 000 рублей. Всего 10 741 096 рубля + 50000 рублей + 500 000 рублей = 11291096 рубля.

7. ФИО16 (ФИО72) ФИО16, утраченная площадь жилья - 203 кв.м. х 38320 = 7 778 960 рублей.

8. ФИО46 10 человек, утраченная площадь жилья 340,9 кв.м. х 38320 рублей = 13 063 288 рубля. Единовременная помощь на 10 человек - 100 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 10 человек = 1000 000 рублей. Всего 13063288 рубля +100000 рублей + 1000000 рублей = 14 163 288 рубля.

Жители <адрес>.

1. ФИО17 5 человек, утраченная площадь жилья 315,4 кв.м. х 38320 рублей = 12086128 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 12 086 128 рубля +50 000 рублей+500 000 рублей=12 636 128 рубля.

2. ФИО18 2 человека, утраченная площадь жилья 113,7 кв.м. х 38 320 рублей = 4 356 984 рубля. Единовременная помощь на 2 человек - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 2 человек = 200000 рублей. Всего 4 356 984 рубля + 20000 рублей + 200 000 рублей = 4 576 984 рубля.

3. ФИО19 7 человек, утраченная площадь жилья 246,9 кв.м. х 38320 рублей = 9461208 рубля. Единовременная помощь на 7 человек - 70000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 7 человек = 700000 рублей. Всего 9 461 208 рубля + 70000 рублей + 700000 рублей = 10231208 рубля.

4. ФИО20 1 человек, утраченная площадь жилья 115 кв.м. х 38320 рублей = 4406800 рубля. Единовременная помощь на 1 человека - 10000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей x l человек = 100 000 рублей. Всего 4 406 800 рубля +10000 рублей + 100000 рублей = 4 516 800 рубля.

5. ФИО21 9 человек, утраченная площадь жилья 256 кв.м. х 38320 рублей = 9809920 рубля. Единовременная помощь на 9 человек - 90000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 9 человек = 900 000 рублей. Всего 9809920 рубля + 90000 рублей + 900 000 рублей = 10 799 920 рублей.

6. ФИО47 3 человека, утраченная площадь жилья 236,8 кв.м. х 38320 рублей = 9 074 176 рубля. Единовременная помощь на 3 человека - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 3 человек = 300 000 рублей. Всего 9 074 176 рубля + 30000 рублей + 300000 рублей = 9 404 176 рубля.

7. ФИО23 5 человек, утраченная площадь жилья 273,8 кв.м. х 38320 рублей = 10 492 016 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 10492016 рубля + 50000 рублей + 500000 рублей = 11042016 рубля.

8. ФИО24 5 человек, утраченная площадь жилья 248,2 кв.м. х 38320 рублей = 9511024 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 9511024 рубля + 50000 рублей + 500 000 рублей = 10061024 рубля.

9. 3агидова ФИО25 4 человека, утраченная площадь жилья 74,9 кв.м. х 38320 рублей = 2 870 168 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человека = 400000 рублей. Всего 2 870 168 рубля +40000 рублей+400 000 рублей = 3 310 168 рубля.

10. ФИО26 8 человек, утраченная площадь жилья 382,6 кв.м. х 38320 рублей = 14 661 232 рубля. Единовременная помощь на 8 человека - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 8 человека = 800000 рублей. Всего 14 661 232 рубля + 80 000 рублей+800000 рублей = 15 541 232 рубля.

11. ФИО27 4 человека, утраченная площадь жилья 309,1 кв.м. х 38320 рублей = 11 844 712 рубля. Единовременная помощь на 4 человек - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 11 844 712 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 12 284 712 рубля.

12. ФИО28 4 человека, утраченная площадь жилья 98 кв.м. х 38 320 рублей = 3755360 рубля. Единовременная помощь на 4 человек - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 3755360 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 4195360 рубля.

13. ФИО48 3 человека, утраченная площадь жилья 102,4 кв.м. х 38 320 рублей=3 923 968 рубля. Единовременная помощь на 3 человек- 30 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 3 человек = 300000 рублей. Всего 3 923 968 рубля + 30000 рублей + 300000 рублей = 4 253 968 рубля.

14. ФИО30 5 человека, утраченная площадь жилья 172,8 кв.м. х 38320 рублей = 6621696 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500 000 рублей. Всего 621 696 рубля +50 000 рублей+500 000 рублей = 7 621 696 рубля.

15. ФИО31 8 человек, утраченная площадь жилья 442,1 кв.м. х 38320 рублей = 16 941 272 рубля. Единовременная помощь на 8 человек - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 8 человек = 800000 рублей. Всего 16 941 272 рубля +80 000 рублей+800 000 рублей = 17 821272 рубля.

16. ФИО32 4 человека, утраченная площадь жилья 206,3 кв.м. х 38320 рублей = 7905416 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 7905416 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 8345416 рубля.

17. ФИО44 3 человека, утраченная площадь жилья 104,8 кв.м. х 38320 рублей = 4015936 рублей. Единовременная помощь на 3 человека - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 3 человек = 300000 рублей. Всего 4015936 рублей + 30000 рублей + 300000 рублей = 4345936 рублей.

Жители <адрес>.

1. ФИО33 4 человека, утраченная площадь жилья 175,1 кв.м. х 38320 рублей = 6709832 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 709 832 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 7149832 рубля.

2. ФИО34 4 человека, утраченная площадь жилья 154,6 кв.м. х 38320 рублей = 5 924 272 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 5 924 272 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 6 364 272 рубля.

3. ФИО35 5 человек, утраченная площадь жилья 84,8 кв.м. х 38320 рублей = 3249536 рубля. Единовременная помощь на 5 человека - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 3249536 рублей + 40000 рублей + 400000 рублей = 3 799 536 рубля.

Жители <адрес>.

1. ФИО36 5 человек, утраченная площадь жилья 255 кв.м. х 38320 рублей = 9 771 600 рубля. Единовременная помощь на 5 человека - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 9 771 600 рубля + 50000 рублей + 500000 рублей = 10 321 600 рубля.

2. ФИО37 4 человека, утраченная площадь жилья 246,6 кв.м. х 38320 рублей = 9 449 712 рубля. Единовременная помощь на 4 человек - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости-100 000 рублей х 4 человек = 400 000 рублей. Всего 9 449 712 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 9 889 712 рубля.

3. ФИО38 6 человек, утраченная площадь жилья 200,2 кв.м. х 38320 рублей = 7 671 664 рубля. Единовременная помощь на 6 человек - 60000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 6 человек = 600000 рублей. Всего 7 671 664 рубля + 60000 рублей + 600000 рублей = 8331664 рубля.

4. ФИО39 6 человек, утраченная площадь жилья 182,7 кв.м. х 38320 рублей = 7001064 рубля. Единовременная помощь на 6 человек - 60000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 6 человек = 600000 рублей. Всего 7 001 064 рубля + 60000 рублей + 600000 рублей = 7 661 064 рубля.

5. ФИО40 2 человека, утраченная площадь жилья 136,2 кв.м. х 38 320 рублей = 5219184 рубля. Единовременная помощь на 2 человека - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 2 человека = 200000 рублей. Всего 5219184 рубля + 20000 рублей + 200000 рублей = 5439184 рубля.

6. ФИО41 3 человека, утраченная площадь жилья 103,2 кв.м. х 38320 рублей = 3954624 рубля. Единовременная помощь на 3 человека - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 3 человека - 300000 рублей. Всего 3954624 рубля + 30000 рублей + 300000 рублей = 4284624 рубля.

7. ФИО42 5 человек, утраченная площадь жилья 260,8 кв.м. х 38320 рублей = 9993856 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 9993856 рубля + 50000 рублей + 500000 рублей = 10543856 рубля.

8. ФИО43 5 человек, утраченная площадь жилья 104,3 кв.м. х 38320 рублей = 3996776 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 3996776 рубля + 50000 рублей + 500000 рублей = 4546776 рубля.

9. ФИО5 5 человек, утраченная площадь жилья 233 кв.м. х 38320 рублей = 8928560 рублей. Единовременная помощь на 5 человека - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 8928560 рублей + 50000 рублей + 500000 рублей = 9478560 рублей.

Жители с.Н.Мархи.

1. ФИО1 6 человек, утраченная площадь жилья 232 кв.м. х 38320 рублей = 8820240 рубля. Единовременная помощь на 6 человек - 60000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 6 человек = 600000 рублей. Всего 8820240 рубля + 60000 рублей + 600000 рублей = 9550240 рубля.

Просят суд взыскать с ответчиков ущерб, причиненный истцам в результате чрезвычайной ситуации природного характера следующим гражданам: Жители <адрес> РД

1. ФИО6 8 311 000 рублей. Единовременная помощь на 4 человек - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человека = 400000 рублей. Всего 8311000 рублей + 40000 рублей + 400000 рублей = 8751000 рублей.

2. ФИО7 всего 4 человека, утраченная площадь жилья 158,1 кв.м. х 38320 рублей = 6058392 рубля. Единовременная помощь на 4 человек - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человека = 400000 рублей. Всего 6058392 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 6498392 рубля.

3. ФИО8 - утраченная площадь 264,7 кв.м., всего 2 человека. Выплаты составят-264,7 х 38 320 рублей за квадратный метр = 10 143 304 рубля. Единовременная помощь на 2 человек - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 2 человека = 200 000 рублей. Всего 10143304 рублей + 20 000 рублей + 200 000 рублей = 10563304 рубля.

4. ФИО9 всего 3 человека. Выплаты составят - утраченная площадь жилья - 191,3 кв.м. х 38 320 рублей стоимость 1 кв.м. = 7330616 рублей. Единовременная помощь на 3 человек - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 3 человека = 300000 рублей. Всего 7330616 рубля + 30000 рублей + 300000 рублей = 7660616 рублей.

Жители <адрес>.

1. ФИО10 всего 8 человек, утраченная площадь жилья 469,6 кв.м. х 38320 рублей = 17995072рубля. Единовременная помощь на 8 человек - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 8 человек = 800000 рублей. Всего 17995072 рубля + 80000 рублей + 800000 рублей = 18875072 рубля.

2. ФИО11 всего 8 человек, утраченная площадь жилья 469,6 кв.м. х 38320 рублей = 17995072 рубля. Единовременная помощь на 8 человек - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 8 человек = 800000 рублей. Всего 17995072 рубля + 80000 рублей + 800 000 рублей = 18875072 рубля.

3. ФИО12 2 человека, утраченная площадь жилья 101,2 кв.м. х 38320 рублей = 3877984 рубля. Единовременная помощь на 2 человека - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 2 человек = 200000 рублей. Всего 3877984 рубля + 20 000 рублей + 200000 рублей = 4097984 рубля.

4. ФИО13 7 человек, утраченная площадь жилья 96,5 кв.м. х 38320 рублей = 3697880 рубля. Единовременная помощь на 7 человек - 70000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 7 человек = 700000 рублей. Всего 3697880 рублей + 70000 рублей + 700000 рублей = 4467880 рублей.

5. ФИО14 8 человек, утраченная площадь жилья 326,6 кв.м. х 38320 рублей = 12515312 рубля. Единовременная помощь на 8 человек - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 8 человек = 800000 рублей. Всего 12515312 рубля + 80000 рублей + 800000 рублей = 13395312 рубля.

6. ФИО15 5 человек, утраченная площадь жилья 280.3 кв.м. х 38320 рублей = 10741096 рубля. Единовременная помощь на 5 человек-50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 10 741 096 рубля +50 000 рублей+500 000 рублей = 11 291 096 рубля.

7. ФИО16 (ФИО72) ФИО16 - 7 778 960 рублей.

8. ФИО46 10 человек, утраченная площадь жилья 340,9 кв.м. х 38 320 рублей = 13063288 рубля. Единовременная помощь на 10 человек - 100000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 10 человек = 1 000000 рублей. Всего 13063288 рублей + 100000 рублей + 1000000 рублей = 14163288 рублей.

Жители <адрес>.

1. ФИО17 5 человек, утраченная площадь жилья 315,4 кв.м. х 38320 рублей = 12086128 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 12086128 рубля + 50000 рублей + 500000 рублей = 12636128 рублей.

2. ФИО18 2 человека, утраченная площадь жилья 113,7 кв.м. х 38320 рублей = 4356984 рубля. Единовременная помощь на 2 человека - 20000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 2 человек = 200000 рублей. Всего 4356984 рубля + 20000 рублей + 200000 рублей = 4576984 рубля.

3. ФИО19 7 человек, утраченная площадь жилья 246,9 кв.м. х 38320 рублей = 9461208 рубля. Единовременная помощь на 7 человек - 70000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 7 человек = 700000 рублей. Всего 9461208 рубля + 70000 рублей + 700000 рублей = 10231208 рубля.

4. ФИО20 1 человек, утраченная площадь жилья 115 кв.м. х 38320 рублей = 4406800 рубля. Единовременная помощь на 1 человека - 10000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей x l человек = 100000 рублей. Всего 4406800 рубля + 10 000 рублей + 100 000 рублей = 4 516 800 рубля.

5. ФИО21 9 человек, утраченная площадь жилья 256 кв.м. х 38 320 рублей = 9809920 рубля. Единовременная помощь на 9 человек - 90000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 9 человек = 900000 рублей. Всего 9809920 рубля + 90 000 рублей + 900 000 рублей = 10799920 рублей.

6. ФИО47 3 человека, утраченная площадь жилья 236,8 кв.м. х 38 320 рублей=9 074 176 рубля. Единовременная помощь на 3 человека - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х3 человек = 300000 рублей. Всего 9074176 рубля + 30 000 рублей + 300000 рублей = 9404176 рубля.

7. ФИО23 5 человек, утраченная площадь жилья 273,8 кв.м. х 38320 рублей = 10492016 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 10492016 рубля + 50 000 рублей + 500000 рублей = 11042016 рубля.

8. ФИО24 5 человек, утраченная площадь жилья 248,2 кв.м. х 38 320 рублей = 9511024 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 9511024 рубля + 50000 рублей + 500 000 рублей = 10 061 024 рубля.

9. 3агидова ФИО25 4 человека, утраченная площадь жилья 74,9 кв.м. х 38320 рублей = 2870168 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человека = 400000 рублей. Всего 2870168 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 3310168 рубля.

10. ФИО26 8 человек, утраченная площадь жилья 382,6 кв.м. х 38320 рублей = 14661232 рубля. Единовременная помощь на 8 человека - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 8 человека = 800000 рублей. Всего 14 661232 рубля + 80000 рублей + 800000 рублей = 15541232 рубля.

11. ФИО27 4 человека, утраченная площадь жилья 309,1 кв.м. х 38 320 рублей=11 844 712 рубля. Единовременная помощь на 4 человек- 40 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости-100 000 рублей х4 человек=400 000 рублей. Всего 11 844 712 рубля +40 000 рублей+400 000 рублей = 12 284 712 рубля.

12. ФИО28 4 человека, утраченная площадь жилья 98 кв.м. х 38 320 рублей = 3755360 рубля. Единовременная помощь на 4 человек - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 3755360 рубля +40000 рублей+400000 рублей = 4195360 рубля.

13. ФИО48 3 человека, утраченная площадь жилья 102,4 кв.м. х 38 320 рублей = 3 923 968 рубля. Единовременная помощь на 3 человек - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости- 100 000 рублей х 3 человек = 300000 рублей. Всего 3 923 968 рубля +30 000 рублей+300 000 рублей = 4 253 968 рубля.

14. ФИО30 5 человека, утраченная площадь жилья 172,8 кв.м. х 38 320 рублей=6 621 696 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500 000 рублей. Всего 6 621 696 рубля + 50 000 рублей + 500 000 рублей = 7 621 696 рубля.

15. ФИО31 8 человек, утраченная площадь жилья 442,1 кв.м. х 38 320 рублей = 16 941 272 рубля. Единовременная помощь на 8 человек - 80000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 8 человек = 800000 рублей. Всего 16 941 272 рубля + 80000 рублей + 800 000 рублей = 17 821272 рубля.

16. ФИО32 4 человека, утраченная площадь жилья 206,3 кв.м. х 38320 рублей = 7 905 416 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 7 905 416 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 8 345 416 рубля.

Жители <адрес>.

1.ФИО33 4 человека, утраченная площадь жилья 175,1 кв.м. х 38 320 рублей = 6 709 832 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 709 832 рубля + 40000 рублей + 400000 рублей = 7 149 832 рубля.

2.ФИО34 4 человека, утраченная площадь жилья 154,6 кв.м. х 38 320 рублей= 5 924 272 рубля. Единовременная помощь на 4 человека - 40000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости-100 000 рублей х 4 человек = 400000 рублей. Всего 5 924 272 рубля + 40 000 рублей+400 000 рублей= 6 364 272 рубля.

3.ФИО35 5 человек, утраченная площадь жилья 84,8 кв.м. х 38 320 рублей = 3 249 536 рубля. Единовременная помощь на 5 человека - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости -100 000 рублей х5 человек = 500 000 рублей. Всего 5 924 272 рубля +40 000 рублей+400 000 рублей = 3 799 536 рубля.

Жители <адрес>.

1. ФИО36 5 человек, утраченная площадь жилья 255 кв.м. х 38 320 рублей = 9 771 600 рубля. Единовременная помощь на 5 человека- 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500 000 рублей. Всего 9 771 600 рубля +40 000 рублей+400 000 рублей = 10 321 600 рубля.

2. ФИО37 4 человека, утраченная площадь жилья 246,6 кв.м х 38 320 рублей= 9 449 712 рубля. Единовременная помощь на 4 человек - 40 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х4 человек = 400 000 рублей. Всего 9 449 712 рубля +40 000 рублей+400 000 рублей = 9 889 712 рубля.

3. ФИО38 6 человек, утраченная площадь жилья 200,2 кв.м. х 38 320 рублей = 7 671 664 рубля. Единовременная помощь на 6 человек - 60 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости-100 000 рублей х 6 человек = 600 000 рублей. Всего 7 671 664 рубля +60 000 рублей+600 000 рублей = 8 331 664 рубля.

4. ФИО39 6 человек, утраченная площадь жилья 182,7 кв.м. х 38320 рублей= 7 001 064 рубля. Единовременная помощь на 6 человек - 60 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 6 человек = 600 000 рублей. Всего 7 001 064 рубля +60 000 рублей+600 000 рублей = 7 661 064 рубля.

5. ФИО40 2 человека, утраченная площадь жилья 136,2 кв.м. х 38 320 рублей = 5 219 184 рубля. Единовременная помощь на 2 человека - 20 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 2 человека = 200 000 рублей. Всего 5 219 184 рубля +20 000 рублей+200 000 рублей = 5 439 184 рубля.

6. ФИО41 3 человека, утраченная площадь жилья 103,2 кв.м. х 38 320 рублей = 3 954 624 рубля. Единовременная помощь на 3 человека - 30000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 3 человека = 300000 рублей. Всего 3 954 624 рубля +30 000 рублей+300 000 рублей = 4 284 624 рубля.

7. ФИО42 5 человек, утраченная площадь жилья 260,8 кв.м. х 38320 рублей = 9 993 856 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 9 993 856 рубля + 50 000 рублей+500 000 рублей = 10 543 856 рубля.

8. ФИО43 5 человек, утраченная площадь жилья 104,3 кв.м. х 38 320 рублей = 3996776 рубля. Единовременная помощь на 5 человек - 50 000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости - 100 000 рублей х 5 человек = 500000 рублей. Всего 3 996 776 рубля + 50000 рублей + 500000 рублей = 4 546 776 рубля.

Жители с.Н.Мархи.

1.ФИО1 6 человек, утраченная площадь жилья 232 кв.м. х 38320 рублей = 8 820 240 рубля. Единовременная помощь на 6 человек - 60000 рублей. Полная утрата имущества первой необходимости 100 000 рублей х 6 человек = 600000 рублей. Всего 8 820 240 рубля + 60000 рублей + 600000 рублей = 9 550 240 рубля.

От Министерства финансов РД в суд поступили возражения на исковое заявление, в котором указывают, что требования истцов о взыскании средств с Правительства Республики Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.

Истцы не представляли документы на получение компенсации в органы государственной власти республиканского уровня, они также не оспаривают незаконные действия или бездействия республиканских структур.

Правового обоснования взыскания суммы компенсации за счет средств республиканского бюджета РД не приводится, не конкретизированы требования к каждому ответчику.

В материалах дела не имеются экспертные заключения, составленные на тот период, которые указывают на причинную связь причиненных домам ущерба именно из-за стихии, имевшего место в 2013 году.

При рассмотрении данного спора в рамках заявленных требований, требования истцов не могут быть удовлетворены за счет средств республиканского бюджета РД.

Какие-либо доказательства о незаконных действиях гос. органов Республики Дагестан или должностных лиц этого уровня, за действия которых отвечала бы казна Республики Дагестан в суд не представлены.

Истцы представили в суд Акты обследования домов и список граждан на получение компенсационных выплат, за утраченное жилье в результате землетрясения.

При этом не указывается, в каких родственных отношениях состоят (и состоят ли вообще) между собой собственники жилья и остальные заявители. Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями следующих условий: - постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

В п.2 данного Постановления Правительства определено, что Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов, семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина, и его внуки.

Как видно из содержания искового заявления, истцы не представили в суд доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания семей в жилых домах, которые были повреждены стихийным бедствием (землетрясением), а также не предоставлены доказательства проживали ли данные граждане в момент землетрясения в указанных домовладениях.

Также, к материалам дела не приложены:

-копии документов, удостоверяющих личность всех членов пострадавшей семьи с отметкой о регистрации по месту жительства (паспорт, свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14 лет);

копии домовых книг, технических паспортов, другие правоустанавливающие документы на разрушенный (поврежденный) жилой дом;

фотографии поврежденного (разрушенного) жилого дома не менее 3 шт., снятых с разных точек, и наглядно отображающих повреждения (разрушения).

На обратной стороне фотографий должны быть указаны фамилия и инициалы владельца жилого дома, адрес жилого дома и заверены подписью и печатью должностного лица администрации муниципального образования; на поврежденные объекты жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы представляются комплект правоустанавливающих документов, подтверждающих право балансодержателя на объект, а также технический паспорт объекта свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выданное ГУ ФРС по <адрес>.

В списки пострадавших могут быть внесены только те граждане, которые имеют регистрацию и проживают в поврежденном (разрушенном) жилом доме в момент чрезвычайной ситуации.

Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Какие-либо доказательства о незаконных действиях государственных органов Республики Дагестан или должностных лиц государственного уровня, за действия которых отвечала бы казна Республики Дагестан, суду также не представлены.

Документы, представленные истцами в суд, принимались на муниципальном уровне, а не на республиканском уровне.

Еще одним существенным моментом является то, что список граждан на получение компенсационных выплат за утраченное жилье в результате землетрясения утверждается Правительством Республики Дагестан.

Список же, предоставленный истцами в суд, утвержден главой МР «<адрес>».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Считают, что по данному делу истцам подлежат доказыванию следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

постоянное проживание и регистрация истцов и членов их семьи в пострадавших домах, повреждение жилых домов в результате землетрясения;

признание жилых домов комиссией, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, непригодным для проживания и подлежащим сносу,

не утверждение Правительством РД реестра жилых домов истцов, непригодных для проживания и не утверждение списка с включением истцов на получение государственного жилищного сертификата;

неполучение истцами до настоящего времени жилищных сертификатов.

В обоснование своих требований истцами суду такие доказательства не представлены.

Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Заявляют также суду о применении сроков исковой давности к заявленным требованиям в установленном порядке. Как указывает истец, стихия произошла в апреле 2013 года, а в суд истцы обратились в мае 2019 года, то есть по истечении более 3-х лет с момента, когда истцы должны были знать о нарушении своих прав.

Просит суд в удовлетворении исковых требований истцов за счет Правительства РД и Министерства финансов РД отказать.

От Правительства РД в суд поступили возражения на исковое заявление, из которых следует, что Правительство РД исковые требование истцов считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Согласно абз. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация межмуниципального характера - в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации существуют четко установленные правила и порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РД от 21.12.2009 г. № 459 «Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

В соответствии с пунктом 2 Правил, финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти РД, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников.

При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти РД, администрации муниципальных районов и городских округов РД не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти РД, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.

Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.

Также истцами пропущены сроки исковой давности, установленные статьей 196 Гражданского кодекса РФ.

Согласно данной статье, общий срок исковой давности составляет три года определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Из материалов дела усматривается, что акты обследования жилых домов, составлены 20 апреля 2013 г., а исковое заявление истцами подано лишь в 2019 году, т.е. с пропуском сроков обращения в суд.

Согласно пункту 5 Правил в случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается.

В соответствии с абзацем «е» пункта 7 Правил, бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти РД и администрациям муниципальных районов и городских округов РД для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Администрация МО «Сергокалинский район» не обратилось в срок и в порядке, предусмотренном Правилами в Правительство РД о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Таким образом, действия Правительства РД законны и обоснованы, т.к. администрация МР «Сергокалинский район» не представила доказательства обращения в порядке, установленном Правилами в суд.

Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований к Правительству РД, ГУ МЧС РФ по РД, и Министерству финансов РД полностью.

В судебном заседании истцы ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69 и представитель истцов ФИО70 исковые требования по изложенным в заявлении основаниям поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.

Представитель Главного управления МЧС России по РД ФИО71, действующий на основании доверенности просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Министерства финансов РД ФИО73, действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам возражений, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель Правительства РД ФИО74, действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам возражений, просил отказать в его удовлетворении.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке Дагестанского филиала учреждения Российской академии наук геофизической службы РАН от 15 июля 2013 г. № 63/1, 16 апреля 2013г. в 16 часов 26 минут 58 секунд Московского времени произошло землетрясение энергетического класса К=12.67, j=6 баллов в эпицентре по шкале МСК-64. В населенных пунктах Сергоколинского района ощущалось от 6 до 5 баллов по шкале МСК-64.

Из представленных в суд актов от 19.04.2013г. обследования жилых домов, поврежденных в результате землетрясения, произошедшего 16 апреля 2013г. в Сергокалинском районе РД усматривается, что степень повреждения жилых домов сильная и дома не пригодны для дальнейшего проживания.

Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РД 17.06.2014 г., 08.07.2017 г. и 25.03.2015 г. направлен ответ коллективное обращение истцов о том, что к установленному сроку документы по обоснованию причиненного ущерба администрацией МО «Сергокалинский район» представлены не были, в случае непредставления обосновывающих документов вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается.

Также на коллективное обращение истцов отвечает Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций 07.04.2015г., что Администрацией муниципального образования «Сергокалинский район» к установленному сроку обосновывающие документы представлены не были, что не позволило Правительству РД своевременно обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из федерального бюджета на ликвидацию последствий землетрясения.

Суду представлен список граждан на получение компенсационных выплат за утраченное жилье в результате землетрясение от 16.04.2013г. на территории Сергокалинского района РД, утвержденный Главой администрации МР «Сергокалинский район» в 2013г.

Также представлены справки из администрации сельских поселений о том, что истцы согласно записям похозяйственных книг администрации, проживают по адресам жилых домов, которые получили повреждения в результате землетрясения, произошедшего на территории Сергокалинского района РД.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с п.3 ст.10 того же Закона Правительство РФ обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;

В соответствии со ст.5 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» классификация чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 18 Закона предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 11 ФЗ N 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится, в том числе: принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и в случае, если объем запрашиваемых бюджетных ассигнований, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, не использованного на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, не позднее одного месяца со дня введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 17.05.2011) "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 000 рублей, б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (ст.5 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Согласно ст. 24 ФЗ от 21.12.1994 г. № «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством субъектов РФ.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. N 459, действовавшим на момент наступления чрезвычайной ситуации, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Согласно указанным Правилам средства на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций выделяются за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, республиканских органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств республиканские органы исполнительной власти администрации районов и городов не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РД с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, республиканских органов исполнительной власти, страховых фондов и других источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых расходов. Обращения в котором отсутствуют указанные сведения, остаются без рассмотрения.

Средства из резервного фонда выделяются на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций местного и территориального уровня в соответствии с установленной классификацией чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.2 Правил финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, органов исполнительной власти Республики Дагестан, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и иных источников.

При отсутствии или недостаточности собственных средств органы исполнительной власти Республики Дагестан, администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Республики Дагестан с просьбой о выделении бюджетных ассигнований. В обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Республики Дагестан, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.

Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается без рассмотрения.

По поручению Правительства Республики Дагестан Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан совместно с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями в 3-месячный срок с даты подписания поручения рассматривают вопрос о выделении бюджетных ассигнований (п.3 Правил).

Как это предусмотрено в п.4 Правил, органы исполнительной власти Республики Дагестан и администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований представляют в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан не позднее одного месяца с даты подписания поручения, указанного в пункте 3 настоящих Правил, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований (далее - обосновывающие документы), в том числе и заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, если имеются объекты (здания и сооружения) с повреждениями основных несущих конструкций.

Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан.

Согласно п.5 Правил по результатам совместного рассмотрения с обратившимися органами исполнительной власти Республики Дагестан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан и организациями обосновывающих документов Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан вносят в Правительство Республики Дагестан соответствующие предложения.

В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований не рассматривается.

В целях оказания помощи пострадавшим гражданам, Правительство РД своими поручениями, неоднократно рекомендовано администрации МО «Сергокалинский район» представить документы по обоснованию выделения бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий землетрясения в установленном порядке в ГКУ РД «Центр Го и ЧС» для своевременного обращения в Правительство РФ, при необходимости, с просьбой о выделении средств из федерального бюджета на ликвидацию последствий землетрясения.

Администрацией муниципального образования для рассмотрения вопроса о выделении ему бюджетных ассигнований представляет не позднее одного месяца, с даты подписания поручения Правительства РД документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований.

Судом установлено, что документы, обосновывающие ущерб, причиненный, в результате землетрясения, администрацией МО «Сергокалинский район» в органы государственной власти республиканского уровня не представлены, в связи с чем на коллективные обращения истцов о выделении денежных средств даны ответы о невозможности оказания финансовой помощи жителям района, пострадавшим в результате землетрясения. Истцы также не оспаривают незаконные действия или бездействия республиканских структур в судебном порядке.

Не может быть принят во внимание список граждан на получение компенсационных выплат за утраченное жилье в результате землетрясения, утвержденный главой МР «Сергокалинский район», поскольку он утверждается Правительством Республики Дагестан.

Таким образом, каких-либо мер по реализации социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, объявленной 16 апреля 2013 года, и предусматривающей оказание финансовой помощи в связи с повреждениями жилых домов, администрацией МР «Сергокалинский» не принималось.

Кроме того, правового обоснования взыскания суммы компенсации за счет средств республиканского бюджета РД не приводится, не конкретизированы требования к каждому из ответчиков.

В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Отметкой в паспорте гражданина РФ подтверждается его регистрация по месту жительства (п. 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ".

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (п. 4 Правил N 713).

Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Поскольку такая регистрация подтверждает волеизъявление лица, осуществившего свой выбор места жительства, то за исключением случаев, свидетельствующих о нарушениях прав гражданина при регистрации, жилое помещение по которому зарегистрирован гражданин по месту жительства определяет его место жительства.

В силу вышеприведенного правового регулирования, регистрация пострадавших граждан по месту жительства или по месту пребывания в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, является необходимым условием для получения финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств Правительства РД.

Суду не представлены копии паспортов истцов, в которых имеются сведения о регистрации их по месту жительства в жилых домах, которые получили повреждения в результате чрезвычайной ситуации, свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14 лет, копии домовых книг, технических паспортов, свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, другие правоустанавливающие документы.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года и применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу указанных положений, а также п. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Согласно п.10. указанного Постановления, исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Описываемые в исковом заявлении события происходили в апреле 2013 года, с исковым заявлением в суд истцы обратились в апреле 2019 г., срок исковой давности пропущен. О применении срока исковой давности заявляется ответчиками в своих возражениях.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцами не представлены суду объективные и достаточные доказательства подтверждения требований, также с учетом пропуска срока исковой давности, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчиков суммы ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО46, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО3, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО4, ФИО42, ФИО43, ФИО1, ФИО44 и ФИО5 к Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД (МЧС по РД), Министерству финансов РД и Правительству РД о взыскании ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления его в мотивированном виде.

В мотивированном виде решение составлено 2 июля 2019 г.

Председательствующий Ш.Б.Багандов