<данные изъяты> Дело № 2-2097/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2017 года
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Уваровой О.А., при секретаре Рустамовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» о возмещении материального ущерба, понуждении произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» о возмещении материального ущерба, понуждении произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг, взыскании денежной компенсации морального вреда (л.д. 2-3).
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца, по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали и пояснили, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес>.Указанный дом находится в управлении ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ». В результате ненадлежащего содержания и обслуживания управляющей компанией коммуникаций жилого дома, в подвальном этаже произошла аварийная ситуация в результате чего, отопительная система <адрес> вышла из строя. В период ноябрь 2015- январь 2017 года в жилом доме полностью отсутствовало отопление и горячее водоснабжение. Истец неоднократно обращалась к ответчику с просьбой произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей за недопоставленную услугу за указанный период, однако её обращения остались без внимания, перерасчет произведен не был, более того, управляющая компания указывала на наличие у истца задолженности по оплате за коммунальные услуги. Кроме того, из-за аварийной ситуации, произошедшей по вине ответчика, в квартире истца произошел разрыв трёх радиаторов, в результате чего, ФИО1 причинен материальный ущерб. Просила суд обязать ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» произвести перерасчет коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 57 826 руб. 53 коп., взыскать денежные средства в счет возмещения ущерба в сумме 30 150 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб.
Представитель ответчика ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не известил суд о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела (л.д., л.д. 81-82). При таких обстоятельствах, суд, признавая причины неявки представителя ответчика неуважительными, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Ранее Представитель ответчика ОП «Солнечногорский» ООО«ГУЖФ» по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 19-23). Указала, что объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения являющиеся собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ переданы в безвозмездное пользование Акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства». Полагала, что ненадлежащее содержание и обслуживание жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ничем ФИО1 не подтверждается, поскольку, по информации, полученной от руководителя АО «ГУ ЖКХ» ФИО4, теплоснабжение в период с ноября 2015 года по настоящее время подается исправно, нарушений сетей не выявлено, обращений в Государственную жилищную инспекцию <адрес> истец не представила, в соответствии с чем, у ответчика отсутствует обязанность произвести перерасчет коммунальных платежей по оплате отопления и горячего водоснабжения в сумме 57 826 руб. 53 коп. Пояснила, что истцом не доказан факт причинения материального ущерба ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» в сумме 30 150 руб., указав, что ответчик не является собственником <адрес>, соответственно, у него отсутствует бремя содержания оборудования, находящегося в пределах квартиры. Также возражала против удовлетворения требований ФИО1 о взыскании с ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» компенсации морального вреда. Полагала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.за ФИО1 имеется задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 68 006 руб. 67 коп. Просила в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив по делу свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.5). Управляющей организацией является ООО «ГУЖФ».
Обратившись в суд, ФИО1 просит обязать ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за период ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 57 826 руб. 53 коп., в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами предоставления коммунальных услуг, превышающими установленную продолжительность, взыскать с ответчика денежные средства в счет возмещения ущерба в сумме 30 150 руб., компенсацию морального вреда 10 000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с п. 14 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, коммунальная услуга "отопление" в течение отопительного периода должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно, допустимой продолжительностью перерыва отопления в течение 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, которая согласно п. 15 Приложения N в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C и не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к этим же Правилам.
В соответствии с п. 4 Приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг, коммунальная услуга "горячее водоснабжение" должна предоставляться бесперебойно, круглосуточно в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды:8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд;продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09)за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к этим же Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Пунктом 105,106,107,108, указанных выше Правил установлено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Пунктом 111 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей.
Таким образом, для осуществления перерасчета коммунальных услуг необходима совокупность фактов обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу с сообщением о факте нарушения качества коммунальной услуги, к исполнителю с заявлением о предоставлении услуг ненадлежащего качества.
В обоснование доводов истца ФИО1 о предоставлении коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения ненадлежащего качества суду представлен ответ Единой дежурно-диспетчерской Службы-112 Сергиево-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с которым усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в дежурно-диспетчерскую службу поступило сообщение от ФИО1 о нарушении качества оказания коммунальных услуг в <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>-<адрес> (л.д. 84).
Судом истребован журнал регистрации заявок о ненадлежащем оказании услуг, из которого усматривается наличие обращений по <адрес>. <адрес> об отсутствии отопления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44, 53). ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете оплаты за отопление ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с отсутствием отопления в ДД.ММ.ГГГГ г. в период отопительного сезона (л.д. 9).
В обоснование доводов истца, в части ненадлежащего содержания и обслуживания управляющей компанией коммуникаций жилого <адрес>, судом был допрошен свидетель <данные изъяты> который показал, что является собственником <адрес> по адресу: <адрес>-7<адрес>. Пояснил, что с ноября ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (включительно) в жилом доме полностью отсутствовало отопление и горячее водоснабжение, по причине аварийных ситуаций, произошедших в результате ненадлежащего содержания ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» коммуникаций жилого дома, расположенных в подвальном помещении. Пояснил, что жильцы <адрес> неоднократно обращались к ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» с просьбой произвести ремонтные работы по замене коммуникаций в подвальном этаже дома, однако, их обращения положительного результата не дали. Указал, что ему известно об аварийной ситуации в квартире истца, а именно, разрыве трёх радиаторов. Полагал, что разрыв радиаторов произошел, из-за аварийной ситуации в подвале жилого дома.
Указанные доказательства достоверно подтверждают факт обращения потребителя о предоставлении услуг ненадлежащего качества, согласуются между собой и соответствуют правилам установления ненадлежащего оказания услуг, предоставления коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение ненадлежащего качества, в связи с чем, имеются основания для понуждения ОП «Солнечногорский» ООО«ГУЖФ» осуществить перерасчет коммунальной услуги – отопление-горячее водоснабжение за период ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года - ДД.ММ.ГГГГ года.
Доказательств, опровергающих доводы истца, а также, доказательств предоставления коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение за период ноябрь 2015 года - январь 2017 года надлежащего качества, без перерывов, не превышающих установленную продолжительность, стороной ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Однако, суд не может согласиться с представленным истцом перерасчетом коммунальных услуг за период ноябрь ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 57 826 руб. 53 коп., поскольку он не соответствует установленным тарифам по коммунальным услугам - отопление и горячее водоснабжение.
Тариф коммунальной услуги отопление согласно лицевого счета по квартире истца за период ДД.ММ.ГГГГ г. составляет 1 394 руб. 42 коп., в месяц. Тариф коммунальной услуги горячее водоснабжение по квартире истца за период ноябрь ДД.ММ.ГГГГ г. составляет 433 руб. 10 коп., в месяц.
Таким образом, перерасчет ненадлежащим образом оказанной ОП «Солнечногорский» ООО«ГУЖФ» коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению за спорный период составляет 26 979 руб. 70 коп.
Истец также просит суд взыскать в его пользу материальный ущерб в сумме 30 150 руб., мотивируя свои требования тем, что в соответствии ненадлежащего содержания ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» коммуникаций жилого дома, в подвальном этаже дома произошла аварийная ситуация, в результате которой, в квартире истца произошел разрыв трёх радиаторов. В материалы дела ФИО1 представлена расписка, подтверждающая факт выполнения работ по демонтажу и монтажу комнатных радиаторов на сумму 30 150 руб.(л.д. 10-11).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Истец указывает, что в принадлежащей ей квартире произошел разрыв трёх отопительных батарей, вследствие чего ФИО1 причинён ущерб, связанный с ремонтом радиаторов.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения.
Согласно правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ определен состав общего имущества, которое включает в себя механическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного жилого и ( или) нежилого помещения ( квартиры), в частности п. 6 вышеуказанных правил предусматривает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных ( общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о том, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
Таким образом, к общему имуществу могут быть отнесены отопительные элементы (радиаторы, батареи), которые обслуживают несколько помещений и находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.
При таких обстоятельствах, поскольку разрыв отопительных батарей произошел в квартире истца, то ответственность за причиненный ущерб может быть возложена на лицо-нанимателя, собственника жилого помещения, вины управляющей компании ОП «Солнечногорский» ООО«ГУЖФ» в причиненном ущербе ФИО1 не усматривается в силу вышеуказанных норм.
Доводы истца и ее представителя о том, что разрыв радиаторов произошел вследствие гидравлического удара, не может быть принят во внимание, поскольку данный факт не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, надлежащих доказательств наличия причинно-следственной связи между причиненным ущербом и действиями ответчика в силу ст.56 ГПК РФ истцом не представлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возмещения материального ущерба в сумме 30 150 руб., поскольку истец является собственником жилого помещения, на которую возложена законом обязанность по надлежащему содержанию своего внутриквартирного имущества.
ФИО1, также заявлены требования к ответчику о возмещении компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации № «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Истец состоит с ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» в договорных отношениях, являясь потребителями коммунальных услуг. Нарушение прав потребителя является основанием для компенсации морального вреда.
Однако заявленный к возмещению размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей суд находит не соответствующим реальному размеру вины ответчика, исходя из фактических обстоятельств дела и принципа разумности, суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В соответствии с п.8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку истец согласно п.п.4 п.2 ст. 333.36 НК РФ при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, ответчик не представил суду доказательств тому, что имеет льготы по оплате госпошлины, то с ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1 009 руб.39 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 167,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» о возмещении материального ущерба, понуждении произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг, взыскании денежной компенсации морального вреда- удовлетворить частично.
Обязать ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» осуществить перерасчет ненадлежащим образом оказанной коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению предоставленной ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес> за период ноябрь 2015 года-январь 2017 года в сумме 26 979 (двадцать шесть тысяч девятьсот семьдесят девять) рублей 70 коп.
Взыскать с ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» о понуждении ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» осуществить перерасчет коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, компенсации морального вреда свыше взысканной суммы отказать.
Взыскать с ОП «Солнечногорский» ООО «ГУЖФ» государственную пошлину в размере 1 009 руб.39 коп. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд.
Судья <данные изъяты> О.А. Уварова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья <данные изъяты> О.А. Уварова