Дело № 2-2098/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Волгоград 01 августа 2017 года
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе: председательствующего судьи Буланцевой О.Ю.,
при секретаре Казаровой З.В.,
с участием представителя В.,
ответчика Щ.,
его председателя Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Щ. о понуждении к заключению договоров купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (далее по тексту - Департамент) 07.04.2017г. проведена продажа объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ.
03.04.2017г. в Департамент от Щ. поступили заявки на приобретение муниципального имущества без объявления цены в электронной форме по 6 лотам. По итогам торгов победителем признан Щ., предложивший наиболее высокую цену по 6 лотам:
1. нежилое помещение площадью 614,5 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, стоимостью 2 000 000 руб.;
2. встроенное нежилое помещение площадью 95,0 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, стоимостью 400 000 руб.;
3. нежилое помещение в многоквартирном доме площадью 386,5 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, стоимостью 700 000 руб.;
4. нежилое помещение площадью 67,6 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, стоимостью 200 000 руб.;
5. нежилое помещение в многоквартирном доме площадью 260,2 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, стоимостью 600 000 руб.;
6. нежилое помещение в многоквартирном доме площадью 255,5 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ стоимостью 500 000 руб.
ДАТА ИЗЪЯТА. комиссией по проведению торгов составлен протокол об итогах продажи объектов муниципального имущества, однако Щ. в нарушение п.16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, уклоняется от заключения договоров купли-продажи, в связи с чем истец просит понудить ответчика заключить договоры купли-продажи указанного выше недвижимого имущества на условиях, определенных проектами данными договоров.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и пояснила, что ответчик является недобросовестным участником электронных торгов, ранее Щ. уже отказывался от заключения аналогичных договоров купли-продажи недвижимого имущества, что приводило к срыву продаж муниципального имущества и, соответственно, нарушению прав истца на получение денежных средств за реализованное недвижимое имущество.
Ответчик Щ. исковые требования не признал и пояснил, что истец, несмотря на его неоднократные обращения, не обеспечил ему до проведения электронных торгов осмотр выставленных на продажу объектов недвижимости, после проведения торгов, но до подписания договоров купли-продажи он, Щ., стал настаивать на осмотре спорных нежилых помещений, на что получил отказ. Пытаясь самостоятельно осмотреть указанные нежилые помещения, он убедился, что они находятся явно в неудовлетворительном состоянии, часть помещений завалена строительным мусором, входные металлические двери заварены, состояние коммуникаций осмотреть не представилось возможным, в связи с чем подписывать типовые договоры купли-продажи, содержащие указание на удовлетворительное состояние приобретаемого имущества, он отказался.
Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, объяснения ответчика поддержала, пояснив, что она вместе со Щ. безрезультатно добивалась осмотра указанных помещений, в связи с чем ответчик как покупатель, лишенный права на достоверную информацию о приобретаемых объектах, обоснованно отказывается подписывать договоры купли-продажи недвижимого имущества, которое ему не предъявлено к осмотру. Также представитель ответчика пояснила, что сложившаяся ситуация ни коим образом не нарушает права истца, поскольку в соответствии с п.18 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме в случае незаключения в установленный срок договоров купли-продажи продажа муниципального имущества без объявления цены в электронной форме признается несостоявшейся и данное имущество повторно выставляется на торги.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, его представителя и исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Данный вывод суда основан на следующем.
ДАТА ИЗЪЯТАг. Департаментом размещено Информационное сообщение ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ о продаже Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме, перечень предметов продажи, состоящий из 8 лотов, приведен в Приложении ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, в том числе:
1. нежилое помещение площадью 614,5 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ;
2. встроенное нежилое помещение площадью 95,0 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.;
3. нежилое помещение в многоквартирном доме площадью 386,5 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ;
4. нежилое помещение площадью 67,6 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ
5. нежилое помещение в многоквартирном доме площадью 260,2 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ
6. нежилое помещение в многоквартирном доме площадью 255,5 кв.м., расположенное по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, 3.
ДАТА ИЗЪЯТА в Департамент от Щ. поступили заявки на приобретение муниципального имущества без объявления цены в электронной форме по указанным 6 лотам.
ДАТА ИЗЪЯТА. Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда проведена продажа объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ.
По итогам электронных торгов победителем признан Щ., предложивший наиболее высокую цену по всем 6 лотам.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.13 Федерального закона от ДАТА ИЗЪЯТАг. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа муниципального имущества осуществляется предусмотренными Законом способами, к числу которых относится продажа имущества без объявления цены.
В силу ст.24 указанного Федерального закона продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст.15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены.
Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.
Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в ст.16 настоящего Федерального закона.
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Абзацем 2 пункта 9 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАг. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 указанного Положения, покупателем имущества признается – при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества – претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.
ДАТА ИЗЪЯТАг. комиссией по проведению торгов муниципального имущества, состав которой утвержден распоряжением Департамента ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫр от ДАТА ИЗЪЯТА., составлен протокол ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ об итогах продажи объектов муниципального имущества без объявления цены в электронной форме, объявленной в соответствии с информационным сообщением ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА.
Пунктом 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002г. №549 (в ред. постановлений Правительства РФ от 12.02.2011г. №71, от 03.03.2012г. №178), предусмотрено, что договор купли-продажи имущества заключается не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи.
Согласно радела 11 информационного сообщения о проведении продажи №17-15 от 07.03.2017г. договор купли-продажи имущества заключается между продавцом и победителем продажи без объявления цены в электронной форме в течение 5 дней со дня подведения итогов продажи имущества без объявления цены в простой письменной форме по месту нахождения продавца. Для получения протокола об итогах продажи без объявления цены и проекта договора купли-продажи имущества победителю продажи на следующий день после подведения ее итогов необходимо обратиться в Департамент.
В силу пунктов 110, 111 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г. №860, зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя лицом, заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене имущества. Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку. Претендент вправе подать только одно предложение по цене имущества, которое не может быть изменено.
В нарушение вышеуказанных норм закона Щ. в установленные сроки договоры купли-продажи недвижимого имущества с истцом не заключил. Однако данное обстоятельство не является основанием для понуждения ответчика к заключению договоров купли-продажи в судебном порядке по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии с п.122 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012г. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, при уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.
Согласно пункту 18 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года N 549 "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены", при уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества признается несостоявшейся.
Статьей 32 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены обязательные условия договора купли-продажи государственного или муниципального имущества, а также могут содержаться иные условия, установленные сторонами договора по взаимному соглашению.
Применительно к порядку заключения договора купли-продажи в порядке приватизации при применении обозначенного способа приватизации протокол о результатах проведенных приватизационных процедур не имеет силу основного договора, а является предварительным договором. Протокол о результатах продажи имущества в порядке приватизации, как и договор купли-продажи, оформляется в письменной форме, содержит условия, позволяющие определить предмет и другие существенные условия основного договора, в нем указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор, что соответствует пунктам 2, 3 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу указанного по результатам совершения приватизационных процедур, при наличии победителя для сторон возникает не право, а обязанность заключить соответствующий договор купли-продажи.
Таким образом, подавая заявку на участие в торгах, Щ. выразил свое волеизъявление, как субъект договорных отношений в рамках принципа свободы договора, на согласие с условиями проведения торгов. При этом суд учитывает, что правила проведения торгов в электронном виде не содержат каких-либо условий об уплате покупателями неустойки в виде штрафа в процентном отношении от предложенной цены в случае уклонения покупателя от подписания договора купли-продажи или отказа от оплаты имущества в установленные сроки.
Исключение либо изменение победителем торгов отдельных условий торгов, противоречило бы смыслу таких торгов, основанных на предложении, что все претенденты не только были знакомы, но и были согласны с условиями будущего договора, были готовы их принять в предложенной организатором торгов редакции.
При этом доводы ответчика о том, что его уклонение от заключения договоров связано с несогласием с условиями договоров в части указания на «удовлетворительное» состояние объектов продажи, а также с невозможностью осмотра объектов недвижимости до подписания договоров, суд не принимает, поскольку разделом 9 Информационного сообщения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ предусмотрен порядок ознакомления с документами и информацией об имуществе, условиями договора купли-продажи имущества, в частности, определен порядок подачи запросов на осмотр помещений, выставленных на торги, который производится до подачи заявки на участие в торгах, равно как и возможность ознакомиться в Департаменте муниципального имущества с документацией по продаваемым объектам, условиями договора купли-продажи.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Щ., не исполнив свою обязанность по заключению договоров купли-продажи в установленный срок, утратил право на заключение таких договоров, что в силу п.122 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме является основанием для признания продажи муниципального имущества без объявления цены в электронной форме ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА. несостоявшейся по лотам, в отношении которых Щ. признан победителем, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Щ. суд полагает необходимым отказать. При этом суд учитывает, что причина, по которой Щ. уклонился от заключения договоров, не является юридически значимым обстоятельством.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента муниципального имущества администрации Волгограда к Щ. о понуждении к заключению договоров купли-продажи недвижимого имущества отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 04 августа 2017г.
Судья О.Ю.Буланцева