ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2098/20 от 16.12.2020 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-2098/2020

УИД: 59RS0005-01-2020-001597-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Орловой А.Ю.,

при секретаре Пепеляевой К.О.,

с участием представителя истца Кондрашина Д.Л.,

представителей ответчиков Клюс Н.В., Оплетиной А.Б.,

представителя третьего лица Дьячкова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к публичному акционерному обществу специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданское обороне,

у с т а н о в и л:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» (далее – ПАО «Мотовилихинские заводы») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне, указывая, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны ПАО «Мотовилихинские заводы». В результате проверки установлено, что на территории ПАО «Мотовилихинские заводы» расположены четыре защитных сооружения гражданской обороны №00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), которые содержатся ПАО «Мотовилихинские заводы» в ненадлежащем виде, что влечет невозможность защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При проверке исполнения законодательства при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны выявлены следующие нарушения: 1) в нарушение требований пункта 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, на защитные сооружения ГО не разработана следующая документация: журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов; 2) в нарушение требований пунктов 3.2.1., 3.2.2 Правил при эксплуатации защитных сооружений ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических дверей и ставней, герметизации всего сооружения; ДЭС; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (элементы защитного сооружения ликвидированы, демонтированы); 3) в нарушение требований пункта 1.4., приложения №1 Правил для обслуживания защитного сооружения ГО в мирное время, не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО. Схемы организации группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения ГО не разработаны; 4) в нарушение требований пункта 4.1.1. Правил не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО; 5) в нарушение требований пунктов 4.1.3., 4.1.6. Правил комплексные оценки технического состояния защитных сооружений ГО в установленные сроки не проводятся, акты оценки не оформлены; 6) в нарушение требований пунктов 5.2.1., 5.2.2., 5.2.3. Правил планово-предупредительный ремонт строительных конструкций в установленные сроки не проводится, в результате чего с некоторых участков стен защитного сооружения ГО осыпается краска; 7) в нарушение требований пунктов 5.1.1., Таблица 2 Правил не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения ГО; 8) в нарушение требований пункта 4.1.6. Правил при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов в защитном сооружении ГО не составляется ведомость дефектов; 9) в нарушение пункта 5.2.3 Правил окраска помещений и конструктивных элементов защитного сооружения ГО в установленные сроки не производится; 10) в нарушение пункта 3.2.10. Правил элементы инженерных систем внутри защитного сооружения ГО окрашены не в соответствующие цвета; 11) в нарушение пункта 6.2.1. Правил отсутствуют обозначения защитного вооружения ГО; 12) в нарушение пункта 6.2.2. Правил на всех защитно-герметических дверях не указан порядковый номер; 13) в нарушение пункта 3.2.10. Правил защитно-герметические двери окрашены не в серый цвет; 14) в нарушение требований пункта 3.2.5. Правил Защитно-герметические двери находятся в открытом положении без подставок; 15) в нарушение требований пунктов 3.2.1., 4.1.3., 4.3.10. Правил притворы всех защитно-герметичных дверей не обеспечивают герметичность (уплотнительная резина повреждена, зачерствела); 16) в нарушение требований пункта 3.4.4. Правил не обеспечена надежная герметичность сооружения; 17) в нарушение требований пунктов 4.1.3., 4.3.10. Правил герметичность убежища не проверяется; 18) в нарушение требований пункта 6.2.3. Правил не обозначены маршруты движения к защитному сооружению ГО; 19) в нарушение требований пункта 3.2.10. Правил трубы систем отопления окрашены не в коричневый цвет; 20) в нарушение требований пункта 3.2.10. Правил баки запаса питьевой воды не окрашены в зеленый цвет; 21) в нарушение требований пункта 3.2.10. Правил воздуховоды окрашены не в белый цвет; 22) в нарушение требований пункта 4.3.9. Правил на воздуховодах защитного сооружения ГО не обозначено направление движения воздуха; 23) в нарушение требований пункта 3.5.5. Правил при использовании защитного сооружения ГО под складское помещение не представлен расчет категории по пожарной и взрывопожарной опасности, в следствие чего в складском помещении категории В1-ВЗ должно быть предусмотрено устройство автоматических установок пожаротушения и использования вытяжной вентиляции для дымоудаления. По указанным фактам 28 марта 2019 года Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми ПАО «Мотовилихинские заводы» внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, требования которого признаны обоснованными. В ответе на представление указано, что ПАО «Мотовилихинские заводы» составлен план по устранению выявленных нарушений, в настоящее время заключен договор на исследование защитных сооружений гражданской обороны. После проведения исследования будет решен вопрос о проведении ремонтно-восстановительных работ. Доказательств принятия предприятием всех зависящих от него мер по устранению указанных нарушений законодательства, а также доказательства наличия объективных препятствий для невозможности соблюдения требований гражданской обороны, не предоставлено. Предприятием в целях устранения нарушений проведена следующая работа: изданы приказ от 31 июля 2019 года №172 «О создании комиссии по списанию с учета защитных сооружений гражданской обороны» и распоряжение от 19 августа 2019 года «О мероприятиях по подготовке списания или изменения типа ЗС ГО»; подготовлено техническое задание по исследованию ЗС ГО - подвальных помещений здания цехов №№ 9, 10, 11; составлен акт технического состояния ЗС ГО - подвальных помещений здания цехов №№ 9,10, 11; проведен расчет категории ЗС ГО по пожарной и взрывопожарной безопасности; заключен договор на проведение работ по техническому обследованию строительных конструкций ЗС ГО. Причиной не устранения выявленных нарушений ПАО «Мотовилихинские заводы» указана, в том числе, процедура конкурсного производства, ввиду признания решением Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2018 года предприятия несостоятельным (банкротом). В свою очередь недостаточность финансовых средств сама по себе не свидетельствуют об отсутствии вины предприятия и не является обстоятельством, исключающим ответственность, а равно его обязанность по надлежащему содержанию таких объектов, их техническому обслуживанию и ремонту. Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования защитных сооружений гражданской обороны по его прямому назначению. Учитывая изложенное, прокурор Мотовилихинского района г. Перми просит возложить на ПАО специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» обязанность в срок не позднее 01 декабря 2020 года устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях №№00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35.

В ходе судебного разбирательства истец заявленные исковые требования уточнил, указал, что в реестре федерального имущества в составе казны Российской Федерации учтены сведения об объектах – защитных сооружениях №№00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35. В соответствии с п. 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе осуществляющего государственную казну Российской Федерации. Просил возложить на ПАО «Мотовилихинские заводы», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях №№00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Кондрашин Д.Л. на удовлетворении исковых требований, с учетом их уточнения, настаивал, поддержал доводы искового заявления. Дополнительно пояснил, что собственником защитных сооружений №№00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35 является ПАО «Мотовилихинские заводы». Нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях на сегодняшний день со стороны ответчика не устранены. Ссылка представителя ПАО «Мотовилихинские заводы» на то, что не выполняется требование пункта 14 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны» не состоятельна, так как указанный свод правил распространяется на вновь возводимые или реконструируемые защитные сооружения, в то время как в ходе судебного разбирательства установлена необходимость капитального ремонта защитных сооружений. Доводы ответчика о том, что устранение нарушений нецелесообразно, поскольку требует больших финансовых затрат, не является обстоятельством для освобождения ответчика от обязанности приведения защитных сооружений в исправное состояние, поскольку соблюдение требований законодательства о гражданской обороне юридическими лицами не ставится в зависимость от финансового положения.

Представитель ответчика ПАО «Мотовилихинские заводы» по доверенности Клюс Н.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что на территории ПАО «Мотовилихинские заводы» имеются подвалы здания сборочных цехов №№ 9,11 (инв. №25). Основанием приобретения права собственности на указанные объекты является включение данных объектов в План приватизации Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина. В приложении к Плану приватизации – в Акте оценки стоимости зданий и сооружений под порядковым №15 указано Здание производственное (инв.№ 25, цех № 9). Право собственности на указанное здание было зарегистрировано в установленном законодательством порядке, о чем выдано свидетельство о регистрации права собственности 59 ББ 058948 от 12 ноября 2008 года. Право собственности до настоящего времени в установленном порядке никем не оспорено, форма собственности имущества остается неизменной (частная собственность). Оснований считать подвалы объектами федеральной собственности (защитными сооружениями) в настоящее время не имеется. Исковое заявление не содержит ссылки на основание отнесения спорных объектов к защитным сооружениям гражданской обороны, исковые требования не мотивированы. Ранее между ОАО «Мотовилихинские заводы» и Комитетом по управлению имуществом Пермской области был заключен договор №19 от 22 мая 1996 года «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны», по которому предприятию было передано в качестве защитного сооружения, обеспечивающего персонал предприятия, защитное сооружение по адресу: г. Пермь, ул. Свердлова, 12а. Условиями указанного договора предусматривалось содержание защитного сооружения и другого имущества ГО за счет средств собственника (Российской Федерации). В 2008 году Федеральное агентство по управлению госимуществом по Пермскому краю передало защитное сооружение по адресу г. Пермь, ул. Свердлова, 12а в коммерческую аренду ООО «Консалтинг и Трейд» по договору аренды №01639 от 10 июля 2008 года без какого-либо согласования с пользователем ОАО «Мотовилихинские заводы». При таких обстоятельствах предприятие было вынуждено отказаться от исполнения договора №19 от 22 мая 1996 года. Таким образом, указанный договор в соответствии со ст.ст. 699, 450 ГК РФ прекратил свое действие. Предприятие неоднократно обращалось в компетентные органы с просьбой о заключении договора на обеспечение предприятия защитными сооружениями. Последнее письмо было направлено в МКУ «Пермское управление гражданской защиты» 16 апреля 2019 года. Договор на обеспечение предприятия защитными сооружениями не заключен. В ситуации отказа государственных органов в обеспечении ПАО «Мотовилихинские заводы» защитными сооружениями было принято решение о приведении подвалов цехов №№9, 11 в состояние соответствия требованиям законодательства о защитных сооружениях. Документация, необходимая для эксплуатации защитного сооружения, разработана в полном объеме. Поскольку длительное время подвалы не использовались в качестве защитных сооружений, их состояние является неудовлетворительным. Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Пунктом 2.5 Правил №538 установлено, что с учета снимаются ЗС ГО в случае утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно. У ответчика имеются основания полагать, что данные объекты не могут быть приведены в нормативное состояние убежищ. В особый период территория ПАО «Мотовилихинские заводы» подпадает в зону катастрофического затопления при разрушении тела плотины. В соответствии с п. 1.12 СНиП 11-11-77(87) на затопляемой территории не допускается строительство и эксплуатация убежищ. Письмом №24 от 27 марта 2020 года Отдел гражданской защиты Мотовилихинского района МКУ «Пермское городское управление гражданской обороны» на обращение ПАО «Мотовилихинские заводы» сообщил, что согласно выписке из «Сведения о химически опасных объектах, расположенных на территории Пермского края» от 27 января 2020 года, полученной из Главного управления МЧС России по Пермскому краю, территория ПАО «Мотовилихинские заводы», не подпадает в зону возможного химического заражения, согласно районного «Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» территория ПАО «Мотовилихинские заводы» попадает в зону катастрофического затопления. Территория ПАО «Мотовилихинские заводы» согласно заключению проектного института «Союзтрансмашпроект» от 15 сентября 1998 года признана в гидрогеологическом отношении неблагоприятной для строительства и эксплуатации сооружений ГО, так как при постоянной откачке воды возможно вымывание грунта и образование пустот, что приведет к деформации здания. Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что восстановление спорных объектов, их приведение в соответствие с нормативными требованиями к убежищам технически невозможно, что на основании пункта 2.5. Правил №583 свидетельствует о необходимости снятия с учета данных ЗС ГО. По этой причине ПАО «Мотовилихинские заводы» заключило с ООО «Проектная компания «Эксперт» договор на определение возможности восстановления данных объектов до состояния убежища. ГОСТ Р 42.4.03-2015 «Гражданская обороны. Защитные сооружения гражданской обороны. Классификация. Общие технические требования» установлено (п.5.1.), что защитные сооружения гражданской обороны подразделяют: на убежища; противорадиационные укрытия; укрытия. Как указано ранее, размещение на территории ПАО «Мотовилихинские заводы» защитных сооружений категории «убежище» не допустимо. Учитывая выводы, указанные в технико-экономических заключениях ООО «Проектная компания «Эксперт» о возможности изменения типа спорных защитных сооружений, ПАО «Мотовилихинские заводы» готово добровольно перевести спорные объекты в категорию «укрытие», привести в соответствие с нормативными требованиями, предъявляемым к укрытиям. Удовлетворение исковых требований приведет к грубейшему нарушению прав работников ПАО «Мотовилихинские заводы», поскольку формально они будут обеспечены защитными сооружениями, однако цель мероприятий гражданской обороны, заключающаяся в защите граждан от неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций, не будет достигнута. Просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае по доверенности Оплетина А.Б. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что между АО «Мотовилихинские заводы» и Комитетом по управлению имуществом Пермской области был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 22 мая 1996 года №19. Договором регулируются правоотношения по сохранению и содержанию спорных ЗС ГО. Срок действия договора в данном случае не определен, востребования спорного имущества со стороны Территориального управления не было. Таким образом, в настоящее время договор является действующим. Ответчик ПАО «Мотовилихинские заводы» является собственником спорного сооружения, в связи с чем обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства о гражданской обороне в данных защитных сооружениях лежит исключительно на ПАО «Мотовилихинские заводы». Кроме того, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, утвержденным приказом Росимущества от 29 сентября 2009 года №278, финансирование мероприятий по восстановлению защитных сооружений не предусмотрено.

Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Пермское городское управление гражданской защиты» по доверенности Дьячков А.Н. в судебном заседании пояснил, что отношения в области эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны регулируются приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». В результате проверки, проведенной Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми установлено, что защитные сооружения, расположенные на территории ПАО «Мотовилихинские заводы», не отвечают требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Поскольку выявленные недостатки на текущий момент не устранены, требования Прокурора Мотовилихинского района г. Перми о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в спорных защитных сооружениях являются законными и обоснованными.

Третьи лица Главное управление МЧС России по Пермскому краю, 1 Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в процессе не направили.

Выслушав доводы представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, допросив специалистов, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, исходя из следующего.

В соответствии с абзацем 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 4 названного Федерального закона).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны относятся: убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Пунктом 3 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» установлено, что убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

Организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 10 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»).

Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении №5 (пункт 2.1 Правил).

При режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 3.1.1 Правил).

При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункт 3.2.1 Правил).

Пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается их загромождение. Застройка участков вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО без согласования с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям не допускается. Во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. На период использования помещений ЗС ГО в интересах производства и обслуживания населения для закрытия дверных проемов устанавливаются обычные двери. При этом дверная коробка или вставляется в дверной проем, или прикладывается к нему. Входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод. Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации. Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона. Поверхности стен помещений убежищ лечебных учреждений затираются цементным раствором и окрашиваются масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью. Облицовка стен керамической плиткой не допускается. В операционно-перевязочных помещениях полы покрываются допущенными к применению синтетическими материалами светлых тонов. Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (пункты 3.2.3-3.2.10 Правил).

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО. Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции. Не допускается эксплуатация в мирное время: вентиляционных систем защищенной ДЭС; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70); средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей. При эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование. Малогабаритные защитные секции и унифицированные защитные секции, устанавливаемые на вытяжных системах, должны быть размещены в соответствии с проектной документацией в местах, где температура воздуха выше 0 град. С, для защиты устройств от обмерзания. Масляные противопыльные фильтры в случае неиспользования их при повседневной деятельности рекомендуется демонтировать и хранить в фильтровентиляционном помещении в масляной ванне или пропитать маслом и обвернуть полиэтиленовой пленкой. Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при оценке технического состояния. При использовании систем чистой вентиляции в мирное время допускается увеличение сопротивления противопыльных фильтров не более чем в два раза (запыление 50%). Сопротивление фильтра определяется по разности статических давлений до и после фильтра. Загрязненные ячейки фильтра очищаются от пыли с помощью стальной щетки и промываются в горячем 10% содовом растворе. После промывки в горячей воде и просушки ячейки фильтра пропитываются индустриальным маслом N 12 или веретенным маслом N 2 либо N 3. Помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65 - 70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий. В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С. В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток. Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы. Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2 - 3 часа для откачки воды. Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты. Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа. Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия). Дизельные электростанции после испытаний подлежат консервации. Расконсервация их производится в период перевода защитного сооружения на режим убежища и в период учений. После расконсервации не реже одного раза в неделю запускается дизель-агрегат и испытывается под нагрузкой 30 мин. Результаты испытаний заносятся в журнал учета работы ДЭС (пункты 3.2.11-3.2.25 Правил).

Судом установлено, что открытое акционерное общество специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» на основании бухгалтерского баланса на 30 сентября 2002 года, инвентаризационной описи недвижимого имущества ОАО «Мотовилихинские заводы» по состоянию на 30 сентября 2002 года является собственником 3-этажного производственного здания (лит. Щ) с подвалом, 2-мя крыльцами (лит. щ, щ1), 2-мя тамбурами (лит. щ2, щ3), назначение: нежилое, общая площадь 29309,3 кв.м., инв. №14752, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. 1905 года, д. 35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59 ББ 058948 от 12 ноября 2008 года.

Здание производственное цеха №9, 1957 года постройки с инвентарным номером №25 включено в План приватизации Пермского машиностроительного завода имени В.И. Ленина от 1992 года.

Согласно договору о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны №19 от 22 мая 1996 года, заключенного между АО «Мотовилихинские заводы» и Комитетом по управлению имуществом, АО «Мотовилихинские заводы» приняло по акту на ответственное хранение и безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе защитные сооружения 5 класса с номерами по соответствующему реестру 3113, 3114, 3115, 2 класса с номером 688.

Согласно распоряжению Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю №792-р от 14 июля 2010 года «О внесении в реестр федерального имущества защитных сооружений гражданской обороны» убежища №00014-25 площадью 91 кв.м., 5 класса ЗС ГО, 1957 года, №00885-25, площадью 91 кв.м., 5 класса ЗС ГО, 1957 года, №00886-25, площадью 92 кв.м., 5 класса ЗСГО, 1959 года, №00017-25, площадью 92 кв.м., 5 класса ЗСГО, 1959 года, включены в реестр федерального имущества (казна Российской Федерации).

Из паспортов, учетных карточек вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны следует, что убежища находятся в частной собственности ОАО «Мотовилихинские заводы», предназначены для укрытия работающих смен цехов.

В период с 20 августа 2018 года по 31 августа 2018 года Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Мотовилихинские заводы». В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения установленных требований в области гражданской обороны: не организована работа в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время; отсутствуют документы, подтверждающие разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; организацией, продолжающей работу в военное время, не осуществляется планирование и проведение мероприятий по повышению эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения; руководителем организации не утверждены программы курсового обучения в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации для личного состава формирований, личного состава служб и работников; отсутствуют документы, подтверждающие осуществление подготовки личного состава формирований, личного состава служб; не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны; не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны; руководители занятий по гражданской обороне не прошли подготовку в области гражданской обороны (не представлены документы, подтверждающие прохождение подготовки); не проведены комплексные учения, обеспечивающие подготовку органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций; к проверке не представлены документы, подтверждающие проведение в организации командно-штабных учений 1 раз в год продолжительностью до 1 суток; к проверке не представлены документы, подтверждающие проведение в организации командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов; не проводятся совместные штабные и раздельные тренировки; отсутствуют документы, определяющие номенклатуру и объем создаваемых запасов; в целях гражданской обороны не накоплены запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, не созданы необходимые нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; в составе сил гражданской обороны не созданы посты радиационного и химического наблюдения; организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, продолжающей деятельность в военное время, не созданы, не оснащены и не подготовлены спасательные службы; не утверждены функциональные обязанности, штатное расписание структурного подразделения организации, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны; отсутствуют документы, подтверждающие определяющие потребность в объектах гражданской обороны; не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны; не разработан план наращиваний инженерной защиты; не организована разработка и согласование с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений); не проведена подготовка личного состава эвакуационных органов; организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, продолжающей деятельность в военное время, не созданы силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий; не созданы и не оснащены силы охраны общественного порядка; не созданы аварийные и ремонтно-восстановительные формирования; не созданы и не подготовлены силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями; не разработан план осуществления комплексной маскировки организации, являющейся вероятной целью при использовании современных средств поражения; не созданы резервы материальных ресурсов, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций; не утвержден организационно-распорядительный документы, которым определены; номенклатура материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, объем материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; члены координационного органа РСЧС-КЧС (ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13); командно-штабные и штабные тренировки не проводятся; комплексные учения не проводятся.

ПАО «Мотовилихинские заводы» выданы предписания №7 и №21 от 31 августа 2018 года об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны в срок до 02 сентября 2019 года.

28 марта 2019 года прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне ПАО «Мотовилихинские заводы».

В результате проверки установлено, что на территории ПАО «Мотовилихинские заводы» расположены четыре защитных сооружения гражданской обороны №00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), выявлены следующие нарушения законодательства о гражданской обороне: 1) в нарушение требований пункта 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, на защитные сооружения ГО не разработана следующая документация: журнал оценки технического состояния ЗС ГО; сигналы оповещения гражданской обороны; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования; инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; инструкция по обслуживанию ДЭС; инструкция по противопожарной безопасности; правила поведения укрываемых в ЗС ГО; журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; схема эвакуации укрываемых из очага поражения; список телефонов; 2) в нарушение требований пунктов 3.2.1., 3.2.2 Правил при эксплуатации защитных сооружений ГО в режиме повседневной деятельности не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: защитно-герметических дверей и ставней, герметизации всего сооружения; ДЭС; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (элементы защитного сооружения ликвидированы, демонтированы); 3) в нарушение требований пункта 1.4., приложения №1 Правил для обслуживания защитного сооружения ГО в мирное время, не созданы звенья по обслуживанию защитного сооружения ГО. Схемы организации группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения ГО не разработаны; 4) в нарушение требований пункта 4.1.1. Правил не осуществляется оценка технического состояния ЗС ГО; 5) в нарушение требований пунктов 4.1.3., 4.1.6. Правил комплексные оценки технического состояния защитных сооружений ГО в установленные сроки не проводятся, акты оценки не оформлены; 6) в нарушение требований пунктов 5.2.1., 5.2..2., 5.2.3 Правил планово-предупредительный ремонт строительных конструкций в установленные сроки не проводится, в результате чего с некоторых участков стен защитного сооружения ГО осыпается краска; 7) в нарушение требований пунктов 5.1.1., Таблица 2 Правил не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических систем защитного сооружения ГО; 8) в нарушение требований пункта 4.1.6. Правил при обнаружении неисправностей и дефектов строительных и ограждающих конструкций, оборудования технических систем или их отдельных элементов в защитном сооружении ГО не составляется ведомость дефектов; 9) в нарушение пункта 5.2.3 Правил окраска помещений и конструктивных элементов защитного сооружения ГО в установленные сроки не производится; 10) в нарушение пункта 3.2.10. Правил элементы инженерных систем внутри защитного сооружения ГО окрашены не в соответствующие цвета; 11) в нарушение пункта 6.2.1. Правил отсутствуют обозначения защитного вооружения ГО; 12) в нарушение пункта 6.2.2. Правил на всех защитно-герметических дверях не указан порядковый номер; 13) в нарушение пункта 3.2.10. Правил защитно-герметические двери окрашены не в серый цвет; 14) в нарушение требований пункта 3.2.5. Правил Защитно-герметические двери находятся в открытом положении без подставок; 15) в нарушение требований пунктов 3.2.1., 4.1.3., 4.3.10. Правил притворы всех защитно-герметичных дверей не обеспечивают герметичность (уплотнительная резина повреждена, зачерствела); 16) в нарушение требований пункта 3.4.4. Правил не обеспечена надежная герметичность сооружения; 17) в нарушение требований пунктов 4.1.3., 4.3.10. Правил герметичность убежища не проверяется; 18) в нарушение требований пункта 6.2.3. Правил не обозначены маршруты движения к защитному сооружению ГО; 19) в нарушение требований пункта 3.2.10. Правил трубы систем отопления окрашены не в коричневый цвет; 20) в нарушение требований пункта 3.2.10. Правил баки запаса питьевой воды не окрашены в зеленый цвет; 21) в нарушение требований пункта 3.2.10. Правил воздуховоды окрашены не в белый цвет, 22) в нарушение требований пункта 4.3.9. Правил на воздуховодах защитного сооружения ГО не обозначено направление движения воздуха; 23) в нарушение требований пункта 3.5.5. Правил при использовании защитного сооружения ГО под складское помещение не представлен расчет категории по пожарной и взрывопожарной опасности, в следствии чего в складском помещении категории В1-ВЗ должно быть предусмотрено устройство автоматических установок пожаротушения и использования вытяжной вентиляции для дымоудаления.

По результатам проверки Прокуратурой Мотовилихинского район г. Перми 28 марта 2019 года ПАО «Мотовилихинские заводы» внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне.

30 апреля 2019 года ПАО «Мотовилихинские заводы» в адрес Прокурора Мотовилихинского района г. Перми направлено сообщение о принятых мерах по устранению законодательства о гражданской обороне.

Из протокола от 30 апреля 2019 года совещания по представлению Прокуратуры Мотовилихинского района об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне следует, что ПАО «Мотовилихинские заводы» установлен факт не соответствия требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям, подвалам сборочных цехов №10, №11, решено ходатайствовать перед конкурсным управляющим и кредиторами о выделении средств для устранения выявленных недостатков и приведения подвалов в соответствии с требованиями законодательства; провести работу по исследованию защитных сооружений гражданской обороны для оценки затрат на восстановление защитных сооружений, кроме того, решены вопросы по поводу привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.

Кроме того, 16 апреля 2019 года конкурсным управляющим ПАО «Мотовилихинские заводы» в адрес МКУ «Пермское управление гражданской защиты» направлено обращение о рассмотрении вопроса о выделении ПАО «Мотовилихинские заводы» защитных сооружений ГО или прикрепления к защитному сооружению, расположенному на территории Мотовилихинского района для укрытия персонала наибольшей работающей смены.

В период с 02 октября 2019 года по 22 октября 2019 года Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Мотовилихинские заводы». В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения установленных требований в области гражданской обороны: не организована работа в мирное и военное время комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время (не представлены документы, подтверждающие подготовку (обучение) по соответствующим программам комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время); отсутствуют документы, подтверждающие осуществление подготовки личного состава формирований, личного состава служб (не представлены документы, подтверждающие подготовку (обучение) по соответствующим программам командиров нештатных формирований гражданской обороны); руководители занятий по гражданской обороне не прошли подготовку в области гражданской обороны (не представлены документы, подтверждающие прохождение подготовки (обучения) по соответствующим программам); в целях гражданской обороны не накоплены запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не проведена подготовка личного состава эвакуационных органов (не представлены документы, подтверждающие прохождение подготовки (обучения) по соответствующим программам; организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, продолжающей деятельность в военное время, не оснащены силы охраны общественного порядка (документы, подтверждающие наличие оснащения не представлены). ПАО «Мотовилихинские заводы» выдано предписание №42 от 22 октября 2019 года об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны в срок до 02 сентября 2020 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка Мотовилихинского судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Мотовилихинские заводы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 03 декабря 2019 года ПАО «Мотовилихинские заводы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

24 января 2020 года ПАО «Мотовилихинские заводы» направило в адрес Прокурора Мотовилихинского района г. Перми сообщение об исполнении предписания, согласно которому для исполнения предписания прокуратуры Мотовилихинского района г. Перми от 28 марта 2019 года штабом ГО и ЧС составлен план по устранению недостатков по содержанию и эксплуатации ЗС ГО. Согласно плану устранения недостатков выполнены следующие мероприятия: 1) издан приказ от 31 июля 2019 №172 «О создании комиссии по списанию с учета защитных сооружений гражданской обороны» и распоряжение от 19 августа 2019 года «О мероприятиях по подготовке списания или изменения типа ЗС ГО»; 2) подготовлено техническое задание по исследованию ЗС ГО - подвальных помещений здания цехов №№9, 10, 11; 3) составлен акт технического состояния подвальных помещений здания цехов №№9, 10, 11; 4) проведен расчет категории подвальных помещений здания цехов №№9,10, 11 по пожарной и взрывопожарной безопасности; 5) направлен запрос в Территориальное управление Росимущества Пермского края о выделении земельного участка для строительства нового ЗС ГО для наибольшей работающей смены ПАО «Мотовилихинские заводы» или рефинансирования восстановления убежища по ул. Свердлова, 12. Получен ответ от 17 октября 2019 года о том, что выделение средств на проведение данных мероприятий федеральным бюджетом не предусмотрено; 6) направлен запрос в МКУ «Пермское управление гражданской защиты» о выделении для наибольшей работающей смены ПАО «Мотовилихинские заводы» ЗС ГО или прикрепления к ЗС ГО другой организации на территории Мотовилихинского района. Ответ в 2019 году не получен. Также указали, что решением Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2018 года ПАО «Мотовилихинские заводы» признано несостоятельным (банкротом) и назначена процедура конкурсного производства. Кроме того, идет процедура заключения договора на исследование ЗС ГО с ООО «Проектная компания «Эксперт». По результатам исследований подвалов планируется принять решение о ремонте ЗС ГО и составить план ремонтно-восстановительных работ; о списании ЗС ГО как не соответствующих действующим требованиям и техническим нормам, предъявляемым к ЗС ГО и о проведении процедуры списания и переводу в другой тип. По результатам исследования подвалов планируется подать иск в судебные органы о выводе из реестра федеральной собственности подвальных помещений здания цехов №№9, 10, 11. По результатам проведенной проверки начальник штаба ГО и ЧС Меркушев Н.Ю. привлечен к дисциплинарной ответственности. В связи со сложным финансовым положением просили продлить срок предоставления недостающих документов до 31 января 2020 года.

Из актов инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) от 14 августа 2018 года следует, что комиссия в составе первого заместителя главы администрации Мотовилихинского района г.Перми Илюшина А.Н., заместителя начальника МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» по Мотовилихинскому району Шумихина А.К., ведущего специалиста отдела защиты МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» Катаевой О.Ф., ведущего специалиста МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты по Мотовилихинскому району Клишиной Г.Я. проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитных сооружений, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35 и установила, что защитные сооружения не готовы к приему укрываемых.

18 марта 2020 года ПАО «Мотовилихинские заводы» издан приказ №30 «О создании комиссии по списанию или изменению типа защитных сооружений ГО», 24 ноября 2020 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Главное управление МЧС РФ по Пермскому краю, МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты направлены обращения о направлении представителей указанных организаций для включения в состав комиссии по списанию (изменению типа) защитных сооружений, расположенных на территории ПАО «Мотовилихинские заводы».

Из ответа Отдела гражданской защиты Мотовилихинского района МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» главному инженеру ПАО «Мотовилихинские заводы» Логинову А.Г. от 27 марта 2020 года следует, что согласно выписке из «Сведения о химически опасных объектах, расположенных на территории Пермского края» от 27 января 2020 года, вх. №6с, полученной из Главного управления МЧС России по Пермскому краю, территория ПАО «Мотовилихинские заводы» не попадает в зону возможного химического заражения. Согласно районного «Плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» территория ПАО «Мотовилихинские заводы» попадает в зону катастрофического затопления. Также имеется письмо в секретной части от 22 марта 2019 года №31с начальника ГУ ГЗ г. Перми.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени ПАО «Мотовилихинские заводы» несмотря на внесенные предписания, каких-либо мер, направленных на приведение ЗС ГО в соответствие с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений не принимает, ответчиком не оспаривается факт наличия нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны, указанных в предписаниях от 31 августа 2018 года, 22 октября 2019 года. Финансирование устранения указанных в предписаниях мероприятий в необходимой степени обеспечено не было.

В обоснование возражений по иску ответчик ПАО «Мотовилихинские заводы» ссылается на те обстоятельства, что восстановление спорных объектов, приведение их в соответствие с требованиями, предъявляемыми к убежищам, технически невозможно, в связи с чем данные объекты должны быть сняты с учета защитных сооружений гражданской обороны.

15 января 2020 года между ПАО «Мотовилихинские заводы» и ООО «Проектная компания «Эксперт» заключен договор на проведение работ по техническому обследованию строительных конструкций защитных сооружений гражданской обороны по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35, инв. №00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25.

Согласно техническо-экономическому заключению о возможности изменения типа защитного сооружения гражданской обороны №00014-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35, составленного по заказу ПАО «Мотовилихинские заводы» ООО «Проектная компания «Эксперт» техническое состояние строительных конструкций убежища: фундаментов и грунтов оснований - ограниченно-работоспособное; колонн и балок - работоспособное; наружных и внутренних стен - ограниченно-работоспособное; перегородок - удовлетворительное; покрытия убежища - работоспособное; наружного и внутреннего водоотвода - неудовлетворительное; вход в убежище оценивается как работоспособное; гидроизоляции - неудовлетворительное; дверей, полов, внутренней отделки - неудовлетворительное; аварийных выходов - аварийное. Техническое состояние инженерно-технических систем убежища: внутренней системы электроснабжения, электроосвещения - удовлетворительное; внутренних систем отопления, водоснабжения, канализации, связи, системы оповещения гражданской обороны помещений ЗС - неудовлетворительное; защитных устройств на входах, заборе и вытяжке воздуха - не отвечают требованиям, предъявляемым к ЗС ГО. Строительные конструкции убежища соответствуют требуемой защищенности, предъявляемой к ЗС ГО класса A-V. Объемно-планировочные и конструктивные решения, санитарно-технические системы не соответствуют требования предъявляемым к ЗС ГО. Общее техническое состояние строительных конструкций защитного сооружения исходя из технического состояния фундаментов и грунтового основания по обеспечению механической безопасности оценивается как ограниченно-работоспособное. Согласно письму МКУ «ПГУГЗ» по Мотовилихинскому району №24 от 27 марта 2020 года территория ПАО «Мотовилихинские заводы» попадает в зону катастрофического затопления, т.е. не выполняется требование п. 14 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». С учетом вышеизложенного следует, что обследуемые помещения убежища не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к убежищам, и использоваться в качестве ЗС ГО не могут. Помещения убежища находятся в работоспособном состоянии, инженерно-технические системы не готовы к приему укрываемых. Учитывая техническое состояние инженерных систем жизнеобеспечения и защитных свойств ЗС ГО и невозможность соблюдения требования п. 14 СП 88.13330.2014, рекомендуется в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и противорадиационных укрытий, перевести убежище на эксплуатацию в качестве укрытия, а инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса ЗС ГО, законсервировать. Обеспечить помещения укрытия оборудованием необходимым для эксплуатации в качестве укрытия). Для приведения строительных конструкций в нормативное состояние выполнить ремонтные работы согласно ведомости дефектов и повреждений (приложение 4) и локального сметного расчета (приложение 8): 1) выполнить гидроизоляцию строительных конструкций убежища в соответствии с п. 14.3 СП 88.13330.2014 (S=36,24 кв.м.); 2) выполнить устройство перемычки из уголков сечением 125x125x10. Работы производить по специально разработанному проекту; 3) после восстановления гидроизоляционного слоя, сбить ослабленные участки штукатурных (S=36,24 кв.м.), обработать поврежденные антисептиками (S=36,24 кв.м.), выполнить внутреннюю отделку стен в соответствии с требованиями п. 3.2 Приказа МЧС от 15 декабря 2002 года №583 и п. 5.2.7 СП 88.13330.2014; 4) удалить ослабленные участки защитного слоя бетона (S=3,3 кв.м.). Зачистить арматуру от продуктов коррозии. Восстановить защитный слой бетона; 5) выполнить ремонт потолка помещения №16 (S=32,5 кв.м.).

Согласно техническо-экономическому заключению о возможности изменения типа защитного сооружения гражданской обороны №00886-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35, составленного по заказу ПАО «Мотовилихинские заводы» ООО «Проектная компания «Эксперт» техническое состояние строительных конструкций убежища: фундаментов и грунтов оснований - ограниченно-работоспособное; колонн и балок - работоспособное; наружных и внутренних стен - работоспособное; перегородок - удовлетворительное; покрытия убежища - работоспособное; наружного и внутреннего водоотвода - неудовлетворительное; вход в убежище оценивается как работоспособное; гидроизоляции - неудовлетворительное; дверей, полов, внутренней отделки - неудовлетворительное; аварийных выходов - аварийное. Техническое состояние инженерно-технических систем убежища: внутренней системы электроснабжения, электроосвещения - удовлетворительное; внутренних систем отопления, водоснабжения, канализации, связи, системы оповещения гражданской обороны помещений ЗС - неудовлетворительное; защитных устройств на входах, заборе и вытяжке воздуха - не отвечают требованиям, предъявляемым к ЗС ГО. Строительные конструкции убежища соответствуют требуемой защищенности, предъявляемой к ЗС ГО класса A-V. Объемно-планировочные и конструктивные решения, санитарно-технические системы не соответствуют требования предъявляемым к ЗС ГО. Общее техническое состояние строительных конструкций защитного сооружения исходя из технического состояния фундаментов и грунтового основания по обеспечению механической безопасности оценивается как ограниченно-работоспособное. Согласно письму МКУ «ПГУГЗ» по Мотовилихинскому району №24 от 27 марта 2020 года территория ПАО «Мотовилихинские заводы» попадает в зону катастрофического затопления, т.е. не выполняется требование п. 14 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». С учетом вышеизложенного следует, что обследуемые помещения убежища не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к убежищам, и использоваться в качестве ЗС ГО не могут. Помещения убежища находятся в работоспособном состоянии, инженерно-технические системы не готовы к приему укрываемых. Учитывая техническое состояние инженерных систем жизнеобеспечения и защитных свойств ЗС ГО и невозможность соблюдения требования п. 14 СП 88.13330.2014, рекомендуется в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и противорадиационных укрытий, перевести убежище на эксплуатацию в качестве укрытия, а инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса ЗС ГО, законсервировать. Обеспечить помещения укрытия оборудованием необходимым для эксплуатации в качестве укрытия. Для приведения строительных конструкций в нормативное состояние выполнить ремонтные работы согласно ведомости дефектов и повреждений (приложение 4) и локального сметного расчета (приложение 8): 1) выполнить гидроизоляцию строительных конструкций убежища в соответствии с п. 14.3 СП 88.13330.2014 (S=47,84 кв.м.); 2) после восстановления гидроизоляционного слоя, сбить ослабленные участки штукатурных слоев (S=47,84 кв.м.), обработать поврежденные антисептиками (S=47,84 кв.м.), выполнить внутреннюю отделку стен в соответствии с требованиями п. 3.2 Приказа МЧС от 15 декабря 2002 года №583 и п. 5.2.7 СП 88.13330.2014; 3) выполнить ремонт потолка в местах протечек водонесущих коммуникаций помещения №36 (S=31,4 кв.м.).

Согласно техническо-экономическому заключению о возможности изменения типа защитного сооружения гражданской обороны №00885-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35, составленного по заказу ПАО «Мотовилихинские заводы» ООО «Проектная компания «Эксперт» техническое состояние строительных конструкций убежища: фундаментов и грунтов оснований - ограниченно-работоспособное; колонн и балок - работоспособное; наружных и внутренних стен - работоспособное; перегородок - удовлетворительное; покрытия убежища - работоспособное; наружного и внутреннего водоотвода - неудовлетворительное; вход в убежище оценивается как работоспособное; гидроизоляции - неудовлетворительное; дверей, полов, внутренней отделки - неудовлетворительное; аварийных выходов - аварийное. Техническое состояние инженерно-технических систем убежища: внутренней системы электроснабжения, электроосвещения - удовлетворительное; внутренних систем отопления, водоснабжения, канализации, связи, системы оповещения гражданской обороны помещений ЗС - неудовлетворительное; защитных устройств на входах, заборе и вытяжке воздуха - не отвечают требованиям, предъявляемым к ЗС ГО. Строительные конструкции убежища соответствуют требуемой защищенности, предъявляемой к ЗС ГО класса A-V. Объемно-планировочные и конструктивные решения, санитарно-технические системы не соответствуют требования предъявляемым к ЗС ГО. Общее техническое состояние строительных конструкций защитного сооружения исходя из технического состояния фундаментов и грунтового основания по обеспечению механической безопасности оценивается как ограниченно-работоспособное. Согласно письму МКУ «ПГУГЗ» по Мотовилихинскому району №24 от 27 марта 2020 года территория ПАО «Мотовилихинские заводы» попадает в зону катастрофического затопления, т.е. не выполняется требование п. 14 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». С учетом вышеизложенного следует, что обследуемые помещения убежища не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к убежищам, и использоваться в качестве ЗС ГО не могут. Помещения убежища находятся в работоспособном состоянии, инженерно-технические системы не готовы к приему укрываемых. Учитывая техническое состояние инженерных систем жизнеобеспечения и защитных свойств ЗС ГО и невозможность соблюдения требования п. 14 СП 88.13330.2014, рекомендуется в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и противорадиационных укрытий, перевести убежище на эксплуатацию в качестве укрытия, а инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса ЗС ГО, законсервировать. Обеспечить помещения укрытия оборудованием необходимым для эксплуатации в качестве укрытия. Для приведения строительных конструкций в нормативное состояние выполнить ремонтные работы согласно ведомости дефектов и повреждений (приложение 4) и локального сметного расчета (приложение 8): 1) выполнить гидроизоляцию строительных конструкций убежища в соответствии с п. 14.3 СП 88.13330.2014 (S=39,09 кв.м.); 2) после восстановления гидроизоляционного слоя, сбить ослабленные участки штукатурных слоев (S=39,09 кв.м.), обработать поврежденные антисептиками (S=39,09 кв.м.), выполнить внутреннюю отделку стен в соответствии с требованиями п. 3.2 Приказа МЧС от 15 декабря 2002 года №583 и п. 5.2.7 СП 88.13330.2014; 3) демонтировать бетонный пол помещения №12 (S=6,2 кв.м., толщина слоя 100 мм), с последующим устройством бетонной стяжки.

Согласно техническо-экономическому заключению о возможности изменения типа защитного сооружения гражданской обороны №00017-25, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35, составленного по заказу ПАО «Мотовилихинские заводы» ООО «Проектная компания «Эксперт» техническое состояние строительных конструкций убежища: фундаментов и грунтов оснований - ограниченно-работоспособное; колонн и балок - работоспособное; наружных и внутренних стен - работоспособное; перегородок - удовлетворительное; покрытия убежища - работоспособное; наружного и внутреннего водоотвода - неудовлетворительное; вход в убежище оценивается как работоспособное; гидроизоляции - неудовлетворительное; дверей, полов, внутренней отделки - неудовлетворительное; аварийных выходов - аварийное. Техническое состояние инженерно-технических систем убежища: внутренней системы электроснабжения, электроосвещения - удовлетворительное; внутренних систем отопления, водоснабжения, канализации, связи, системы оповещения гражданской обороны помещений ЗС - неудовлетворительное; защитных устройств на входах, заборе и вытяжке воздуха - не отвечают требованиям, предъявляемым к ЗС ГО. Доступ в помещения №№24, 25 (туалеты), помещение №26 (умывальная), помещение №27 (кладовая) не обеспечен. Строительные конструкции убежища соответствуют требуемой защищенности, предъявляемой к ЗС ГО класса A-V. Объемно-планировочные и конструктивные решения, санитарно-технические системы не соответствуют требования предъявляемым к ЗС ГО. Общее техническое состояние строительных конструкций защитного сооружения исходя из технического состояния фундаментов и грунтового основания по обеспечению механической безопасности оценивается как ограниченно-работоспособное. Согласно письму МКУ «ПГУГЗ» по Мотовилихинскому району №24 от 27 марта 2020 года территория ПАО «Мотовилихинские заводы» попадает в зону катастрофического затопления, т.е. не выполняется требование п. 14 СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны». С учетом вышеизложенного следует, что обследуемые помещения убежища не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к убежищам, и использоваться в качестве ЗС ГО не могут. Помещения убежища находятся в работоспособном состоянии, инженерно-технические системы не готовы к приему укрываемых. Учитывая техническое состояние инженерных систем жизнеобеспечения и защитных свойств ЗС ГО и невозможность соблюдения требования п. 14 СП 88.13330.2014, рекомендуется в целях снижения избыточных требований к содержанию убежищ и противорадиационных укрытий, перевести убежище на эксплуатацию в качестве укрытия, а инженерное оборудование, относящееся к специфике функционирования более высокого класса ЗС ГО, законсервировать. Обеспечить помещения укрытия оборудованием необходимым для эксплуатации в качестве укрытия. Для приведения строительных конструкций в нормативное состояние выполнить ремонтные работы согласно ведомости дефектов и повреждений (приложение 4) и локального сметного расчета (приложение 8): 1) выполнить гидроизоляцию строительных конструкций убежища в соответствии с п. 14.3 СП 88.13330.2014 (S=19,60 кв.м.), 2) после восстановления гидроизоляционного слоя, сбить ослабленные участки штукатурных слоев (S=19,60 кв.м.), обработать поврежденные антисептиками (S=19,60 кв.м.), выполнить внутреннюю отделку стен в соответствии с требованиями п. 3.2 Приказа МЧС от 15 декабря 2002 года №583 и п. 5.2.7 СП 88.13330.2014; 3) выполнить ремонт потолка в местах протечек водонесущих коммуникаций помещения №23 (S=43,0 кв.м.).

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста начальник проектно-сметного отдела ООО «Проектная компания «Эксперт» Марышева Ю.С. суду пояснила, что на основании письма МКУ «ПГУГЗ» по Мотовилихинскому району г. Перми №24 от 27 марта 2020 года в заключениях сделан вывод о нахождении территории ПАО «Мотовилихинские заводы» в зоне катастрофического затопления, какие-либо иные документы по данному факту в распоряжение не предоставлялись. Требования СП 88.13330.2014 распространяются на все защитные сооружения гражданской обороны. Восстановительные работы, указанные в заключениях, относятся к капитальному ремонту убежищ. Реконструкция убежищ нецелесообразна, но возможно перевести убежища в статус укрытий.

Допрошенная в качестве специалиста инженер ООО «Проектная компания «Эксперт» Байдина О.П. суду пояснила, что занималась расчетами ремонтных работ спорных объектов. Выводы в заключениях сделаны на основании действующих СНиП, ссылка в расчетах на них не делается.

К выводам, указанным в данных технико-экономических заключениях в п.п. 6,7, суд относится критически, поскольку данные выводы сделаны в отсутствие документов, подтверждающих нахождение спорных объектов в зоне катастрофического затопления, кроме того, ссылка в заключениях на невыполнение требования п. 14 СП 88.13330 «Защитные сооружения гражданской обороны» несостоятельна, поскольку согласно п. 4.1 Свода правил «Защитные сооружения гражданской обороны» СП 88.13330.2014 от 01 июня 2014 года настоящие положения должны соблюдать при проектировании вновь строящихся и реконструируемых защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий, укрытий), размещаемых в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых, и общественных зданий и других объектов, а также отдельно расположенных убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях (независимо от форм собственности) с учетом требований федеральных законов и нормативных документов, в то время как в ходе судебного разбирательства установлена необходимость капитального ремонта расположенных на территории ПАО «Мотовилихинские заводы» спорных защитных сооружений.

Ссылка представителя ответчика ПАО «Мотовилихинские заводы» на то, что устранение нарушений требует больших финансовых затрат, подлежит отклонению, поскольку соблюдение требований законодательства о гражданской обороне юридическими лицами не ставится в зависимость от финансового положения, в связи с чем заключения об экономической нецелесообразности проведения капитального ремонта защитных сооружений не могут быть приняты судом во внимание в качестве обстоятельства для освобождения ответчика от обязанности приведения защитных сооружений в исправное состояние.

Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела убежища, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35, с учета как объекты гражданской обороны не сняты, принадлежность объектов не изменялась.

На основании изложенного, оценив в совокупности доводы сторон, представленные доказательства, суд полагает, что поскольку при содержании объектов гражданской обороны ответчиком ПАО «Мотовилихинские заводы» допущены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583, учитывая те обстоятельства, что ПАО «Мотовилихинские заводы» в настоящее время является собственником спорных сооружений», то исковые требования Прокурора Мотовилихинского района г.Перми подлежат удовлетворению, на ответчика ПАО «Мотовилихинские заводы» следует возложить обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях №№№00014-25, №00017-25, №00885-25, №00886-25 (цех №9, цех №11), расположенных по адресу: г. Пермь, ул. 1905 года, 35.

В удовлетворении заявленных требований к ответчику Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермскому крае истцу следует отказать, поскольку право собственности ПАО «Мотовилихинские заводы» на спорные объекты недвижимости не оспорено, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При таких обстоятельствах, оснований для возложения обязанности по устранению нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермскому крае не имеется.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

С учетом важности защиты охраняемых законом прав, особенностей бюджетного процесса, объема необходимых мероприятий, длительности нарушения, мнения истца и отсутствия возражений ответчиков по данному вопросу, срок исполнения решения суда устанавливается в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.193,194,197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать публичное акционерное общество специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» устранить выявленные нарушения законодательства о гражданское обороне в защитных сооружениях №№ 00014-25, 00017-25, 00885-25, 00886-25 (цех №9, цех №11), расположенных по адресу: г.Пермь, ул. 1905 года, 35 в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.

Судья: