ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-209/12 от 14.05.2012 Порховского районного суда (Псковская область)

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

14 мая 2012 года. г. Порхов.

Порховский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Никитина А.Б.,

при секретаре Комисаровой О.А.,

с участием заместителя прокурора Порховского района Семёновой Л.Е.,

представителя заявителя ФИО1,

представителя избирательной комиссии ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3, заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии Порховского района о результатах выборов по единому избирательному округу на выборах депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва,

У С Т А Н О В И Л:

Избирательное объединение «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия РФ» (далее - ПОО ПП КПРФ) обратилось в Порховский районный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Порховского района (далее - ТИК Порховского района, избирательная комиссия) № 37/261 от 06 марта 2012 года «О результатах выборов по единому избирательному округу на выборах депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва» в части распределения депутатских мандатов, а также возложить на ТИК обязанность произвести иные действия, направленные на восстановление избирательных прав заявителя:

- распределить количество мандатов, полученных избирательными объединениями, допущенными к участию в распределении депутатских мандатов по итогам голосования по единому избирательному округу на вышеуказанных выборах, в следующем количестве: Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» -1,

Псковское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» - 1;

Псковское областное отделение КПРФ - 2;

Псковское региональное отделение либерально-демократической партии России - 1;

Порховское районное местное отделение партии «Единая Россия» - 3;

- внести соответствующие изменения в оспариваемое постановление № 37/261;

- произвести соответствующее распределение депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов в порядке очередности зарегистрированных кандидатов в данном списке;

- после внесения изменений в оспариваемое постановление произвести извещение зарегистрированных кандидатов об избрании депутатами Собрания депутатов Порховского района;

- направить измененное оспариваемое постановление для опубликования в газете «Порховский вестник».

В ходе судебного разбирательства представителем заявителя уточнены требования в части извещения кандидатов об избрании депутатами (заявитель просит обязать ТИК известить кандидата ФИО5 об избрании депутатом Собрания депутатов Порховского района пятого созыва и исключить из списка избранных депутатов ФИО4) и в части изменений, требующихся в оспариваемом постановлении (заявитель просит в п. 2 постановления в строке под порядковым № 3 («Псковское областное отделение КПРФ») цифру «1», обозначающую количество мандатов, заменить цифрой «2», а в строке под порядковым № 5 (Порховское районное местное отделение партии «Единая Россия») цифру «4», обозначающую количество мандатов, заменить цифрой «3».

Данные требования обоснованы в заявлении тем, что при распределении депутатских мандатов по итогам выборов депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва, состоявшихся 04 марта 2012 года, избирательной комиссией нарушена методика, регламентированная ст. 110 Закона Псковской области «Избирательный Кодекс Псковской области», в результате чего депутатские мандаты по итогам голосования по единому избирательному округу на вышеуказанных выборах необоснованно были распределены в следующем количестве: Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» -1, Псковское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» - 1; Псковское областное отделение КПРФ - 1; Псковское региональное отделение ЛДПР - 1; Порховское районное местное отделение партии «Единая Россия» - 4.

В выборах по единому избирательному округу, предполагающих избрание восьми депутатов, принимали участие пять вышеуказанных избирательных объединений, каждому из которых, как допущенному к распределению депутатских мандатов, следовало распределить по одному депутатскому мандату, а дальнейшее распределение трех оставшихся нераспределенными депутатских мандатов производить на основании пунктов 3-5 ст. 110 Избирательного кодекса Псковской области путем последовательного деления суммы голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух, до числа оставшихся нераспределенных по единому избирательному округу депутатских мандатов; расположения полученных частных, определенных с точностью до шестого знака после запятой, по убывающей; распределения депутатских мандатов, получаемых соответствующим единым списком кандидатов, соответственно избирательной квоте, равной частному, порядковый номер которого равен числу распределяемых мандатов.

По мнению заявителя, при соблюдении такой методики общее количество голосов избирателей, полученных каждым избирательным объединением, в настоящем случае должно делится на «2» и «3», а тремя первыми частными, расположенными по убывающей, являются: 2448 (образуемое путем деления 4896 голосов избирателей, полученных Порховским районным местным отделением партии «Единая Россия», на 2), 1632 (образуемое путем деления 4896 голосов избирателей, полученных Порховским районным местным отделением партии «Единая Россия», на 3), 1098 (образуемое путем деления 2196 голосов избирателей, полученных Псковским областным отделением КПРФ, на 2). Следовательно, нераспределенные три депутатских мандата распределяются между Порховским районным местным отделением партии «Единая Россия» - 2 мандата, Псковским областным отделением КПРФ - 1 мандат, а общее количество мандатов, полученных избирательными объединениями, должно распределяться соответственно изложенному в требованиях заявителя.

Кроме того, оспариваемое постановление нельзя признать законным в связи с тем, что в нем в нарушение п. 4 ст. 110 Избирательного кодекса Псковской области не произведено распределение депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов в порядке очередности зарегистрированных кандидатов в едином списке кандидатов.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 заявленные требования поддержал, изложив аналогичные доводы. Также в подтверждение своей позиции пояснил, что при определении результатов выборов депутатов Собрания депутатов Псковского района Территориальной избирательной комиссией Псковского района применена основанная на той же ст. 110 Избирательного кодекса Псковской области методика, которая согласуется с указанными заявителем правилами.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Порховского района ФИО2 с требованиями ПОО ПП КПРФ не согласился, в судебном заседании и в представленных возражениях пояснив, что считает произведенное комиссией по итогам голосования распределение депутатских мандатов соответствующим порядку и методике, установленным ст. 109-110 Избирательного кодекса Псковской области, что подтверждается данными, полученными при обработке итогов голосования ГАС «Выборы». При распределении трех остававшихся нераспределенными мандатов сумма голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов по единому избирательному округу, делилась ТИК последовательно на соответствующие по своему количеству числу нераспределенных мандатов три делителя - «2,3,4», что соответствует правилам, изложенным в п. 3 ст. 110 кодекса, и обеспечивает пропорциональное распределение мандатов между избирательными объединениями соответственно полученным голосам избирателей. Частные под порядковыми номерами с 1 по 3 (2448,1632,1224) относились к списку Порховского районного местного отделения партии «Единая Россия», поэтому данному избирательному объединению были распределены все три мандата.

Представитель заинтересованного лица - Порховского районного местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО3 и заинтересованное лицо ФИО4, избранная депутатом Собрания депутатов Порховского района по единому списку кандидатов от местного отделения политической партии «Единая Россия», против удовлетворения заявленных требований возражали, указывая на то, что произведенное ТИК Порховского района распределение депутатских мандатов соответствует методике, установленной законодательством и результатам голосования.

Заинтересованное лицо ФИО5 - кандидат в депутаты Собрания депутатов Порховского района от ПОО ПП КПРФ, требования заявителя поддержал.

Представители заинтересованных лиц - Псковского регионального отделения политической партии «Справедливая Россия», Псковского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России», Псковского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, возражений по существу заявленных требований не предоставили.

Заместитель прокурора Порховского района Семёнова Л.Е. полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, так как порядок распределения избирательной комиссией депутатских мандатов соответствует методике, предусмотренной избирательным законодательством.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст.23 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом Псковской области от 01 августа 2003 года № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее Избирательный кодекс) установлено, что число депутатов представительного органа муниципального образования, вид избирательной системы, применяемой на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, устанавливается уставом муниципального образования (п.1 ст. 103); в муниципальных образованиях, имеющих статус «муниципальный район» и «городской округ», не менее 50 процентов депутатов представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за единые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с настоящим Законом (п. 2.2 ст. 103).

Статьями 109, 110 Избирательного кодекса Псковской области установлен порядок определения результатов выборов по единому избирательному округу, в том числе методика распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями.

В соответствии с пунктами 10,13 ст.109 Избирательного кодекса к распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные единые списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух, и за все эти списки было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Единые списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной статьей 110 кодекса. При этом до применения указанной методики из каждого единого списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в представительный орган муниципального образования по одномандатным избирательным округам. Каждому единому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.

Согласно предусмотренной статьей 110 Избирательного кодекса Псковской области методике пропорционального распределения депутатских мандатов, каждый единый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, получает по одному мандату (п.2); сумма голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух, до числа оставшихся нераспределенных по единому избирательному округу депутатских мандатов. Полученные по всем единым спискам кандидатов частные, определенные с точностью до шестого знака после запятой, располагаются по убывающей. В случае равенства числовых значений нескольких частных первым становится частное единого списка кандидатов, получившего большее число голосов избирателей, а в случае равенства голосов - частное единого списка кандидатов, зарегистрированного ранее. Частное, порядковый номер которого равен числу распределяемых мандатов, является избирательной квотой, а число равных ей или превышающих ее частных, которое имеет каждый единый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, есть число депутатских мандатов, получаемых соответствующим единым списком кандидатов (п. 3); затем производится распределение депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов в порядке очередности зарегистрированных кандидатов в едином списке кандидатов (п. 4); если после распределения депутатских мандатов зарегистрированный кандидат отказался его принять или депутатский мандат оказался вакантным, то указанный мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, из того же единого списка кандидатов (п.5).

Пунктом 2 статьи 16 Устава муниципального образования «Порховский район» Псковской области определено, что Собрание депутатов района состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах: 8 депутатов - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за единые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с действующим законодательством, и 8 депутатов - по одномандатным избирательным округам. Согласно пунктам 3, 4 ст. 9 Устава гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Псковской области; подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляет избирательная комиссия муниципального образования или территориальная избирательная комиссия.

Из объяснений участников судебного заседания и материалов дела (постановлений ТИК Порховского района №№ 16/92 от 21.01.2012 года, 17/101 от 22.01.2012 года, 16/98 от 21.01.2012 года, 16/95 от 21.01.2012 года, 18/104 от 23.01.2012 года; Списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями; постановлений ТИК №№ 21/115 от 31.01.2012 года, 21/124 от 31.01.2012 года, 22/143 от 01.02.2012 года, 26/223 от 14.02.2012 года, 27/232 от 15.02.2012 года, протокола заседания ТИК Порховского района от 06.03.2012, протокола № 2 от 06.03.2012 года, оспариваемого постановления ТИК № 37/261 от 06.03.2012 года) следует, что в состоявшихся 04 марта 2012 года выборах депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва по единому избирательному округу принимало участие пять избирательных объединений, получивших в результате голосования и распределения депутатских мандатов следующее количество голосов избирателей и мандатов: Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» -1810 голосов (15,73 %), 1 мандат; Псковское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» - 1406 голосов (12,22 %), 1 мандат; Псковское областное отделение КПРФ - 2196 голосов (19,08 %), 1 мандат; Псковское региональное отделение ЛДПР - 884 голоса (7,68 %), 1 мандат; Порховское районное местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - 4896 голосов (42,54 %), 4 мандата. При этом каждому из пяти избирательных объединений распределено по одному мандату, как гарантированному к распределению избирательным объединениям, получившим свыше 5% голосов избирателей, а Порховскому районному местному отделению партии «Единая Россия» также дополнительно распределены три остававшихся нераспределенными мандата.

Как усматривается из представленной ТИК Порховского района таблицы формы АИП 04-6-5 «Число депутатских мандатов, полученных избирательными объединениями по результатам выборов (с учетом мажоритарных округов)», подготовленной с применением государственной автоматизированной системы «Выборы», произведенное территориальной избирательной комиссией распределение депутатских мандатов по единому избирательному округу согласуется с данными, полученными с применением указанной ГАС, использование которой в силу положений ст.74 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является обязательным при подготовке и проведении выборов и референдума всех уровней, за исключением выборов в органы местного самоуправления поселений.

Оценивая доводы сторон, по разному при определении результатов выборов применяющих абз. 1 п. 3 ст. 110 Избирательного кодекса Псковской области (согласно которому, сумма голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух, до числа оставшихся нераспределенных по единому избирательному округу депутатских мандатов), суд, принимая во внимание, что формулировка указанной нормы допускает возможность ее неоднозначного толкования, тем не менее приходит к выводу, что методика пропорционального распределения депутатских мандатов между избирательными объединениями, примененная ТИК Порховского района, является верной и соответствует правилам, предусмотренным законом.

Такой вывод суд делает с учетом следующего.

Действующим законодательством, а именно пунктом 3 статьи 77 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установлена возможность отмены судом соответствующего уровня решения избирательной комиссии об определении результатов выборов в избирательном округе при нарушении правил определения результатов выборов только в том случае, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Конституция Российской Федерации в статье 3 провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 07 июля 2011 года № 15-П в рамках рассмотрения вопроса о возможности применения пропорциональной и смешанной избирательных систем на муниципальных выборах указано на то, что свободные и справедливые выборы обеспечивают действенную реализацию гражданами пассивного и активного избирательного права, а также формирование выборных органов и замещение мандатов на основании подлинной воли избирателей при соблюдении принципа равного избирательного права, в силу которого голоса избирателей имеют равный вес, т.е. одинаково влияют на результат выборов. Это, в частности, обязывает законодателя - если он допускает применение на муниципальных выборах тех или иных избирательных систем - предусматривать соответствующие гарантии, обеспечивающие справедливое определение результатов электорального волеизъявления, согласующееся с конституционно-правовой природой выборов. Пропорциональная избирательная система ориентирована на такое распределение депутатских мандатов, которое основывается на выявленном в результате голосования соотношении голосов, поданных избирателями за соответствующий список кандидатов. В своих конкретных очертаниях она достигает этой цели только в том случае, если число депутатских мандатов, получаемых каждым избирательным объединением (политической партией), будет адекватно полученной им поддержке избирателей.

Анализируя последствия применения установленной Избирательным кодексом Псковской области, а именно абз. 1 п. 3 ст. 110 кодекса, методики пропорционального распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу, в том смысле, который придается ей Псковским областным отделением КПРФ (последний делитель равен числу нераспределенных мандатов), суд полагает, что такой порядок распределения мандатов не обеспечивает справедливое определение результатов волеизъявления избирателей, поскольку в некоторых случаях допускает явное несоответствие числа мандатов, получаемых избирательным объединением, полученной этим объединением поддержке избирателей, например, при дополнительном (то есть после гарантированного распределения мандатов избирательным объединениям, получившим свыше 5% голосов избирателей) распределении двух мандатов между избирательными объединениями, одно из которых получило намного большую долю голосов избирателей, чем остальные объединения.

И напротив, методика, примененная ТИК Порховского района (количество делителей равно числу нераспределенных мандатов), полнее отвечает принципам адекватности числа депутатских мандатов, получаемых каждым избирательным объединением по итогам голосования, полученной ими поддержке избирателей, и позволяет распределить депутатские мандаты согласно действительной воле избирателей.

Кроме того, из грамматического толкования данной нормы (абз. 1 п. 3 ст. 110 Избирательного кодекса РФ), по мнению суда, усматривается, что наличие разделительного знака препинания - запятой между словосочетаниями «начиная с двух» и «до числа оставшихся нераспределенных по единому избирательному округу депутатских мандатов» указывает на то, что данные словосочетания несут разную смысловую нагрузку: словосочетание «начиная с двух», являющееся деепричастным оборотом, характеризует начальное число, с которого производится деление, а словосочетание «до числа оставшихся нераспределенных по единому избирательному округу депутатских мандатов», частью данного деепричастного оборота не являющееся, характеризует свойства ряда делителей, то есть их количество.

Не может служить поводом к признанию незаконным оспариваемого постановления ТИК Порховского района ссылка заявителя на результаты выборов депутатов Собрания депутатов Псковского района, в подтверждение чего представителем заявителя предоставлены суду таблица предварительных итогов от 05 марта 2012 года и таблица распределения мандатов между избирательными объединениями формы 6.15md, поскольку территориальная избирательная комиссия, организующая проведение муниципальных выборов, самостоятельна в определение результатов данных выборов, и, следовательно, аналогия определения результатов выборов применена быть не может.

Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление нельзя признать законным также в связи с тем, что в нем в нарушение п. 4 ст. 110 Избирательного кодекса Псковской области не произведено распределение депутатских мандатов внутри каждого единого списка кандидатов в порядке очередности зарегистрированных кандидатов в едином списке кандидатов, являются несостоятельными, поскольку такое распределение ТИК Порховского района было произведено, что подтверждается представленными в суд постановлениями ТИК № 37/262 от 06 марта 2012 года и № 39/265 от 12 марта 2012 года.

При таких обстоятельствах суд находит требования Псковского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии Порховского района о результатах выборов по единому избирательному округу на выборах депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение одного месяца с момента составления в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Порховский районный суд.

Решение в окончательной форме составлено 21 мая 2012 года.

Судья: _________________

С подлинным верно.

Судья Порховского районного суда: _____________________ А.Б.Никитин.