ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-209/2016 от 25.03.2016 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-209/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Мостовской 25 марта 2016 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего- судьи Ермолова В.В.,

при секретаре Шабалиной И.Ю.,

с участием истицы Тюнякиной А.В.

представителя ответчика – администрации МО Мостовский район Лыхиной Т.В.,

представителя заинтересованного лица - отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Мостовский район Ересько С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тюнякиной А. В. к администрации МО Мостовский район о признании права на обеспечение жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Тюнякина А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО Мостовский район, в котором просит признать за ней, как за лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на обеспечение жилым помещением.

Исковые требования мотивированы тем, что она (девичья фамилия Атавова) осталась без попечения родителей в связи с тем, что ее отец, Атавов В. Г., умер <...>, мать, Атавова З. И., умерла <...>.

Постановлением главы администрации города Лабинска <...> от 14.07.1995 опекуном была назначена ее тетя Скиба В. А., проживающая по адресу: <...>.

04.12.2012 между истицей (Атавовой А.В.) и Тюнякиным А. С. был заключен брак, и ей присвоена фамилия «Тюнякина».

В связи с заключением брака она переехала на постоянное место жительство на территорию Андрюковского сельского поселения и с 18 декабря 2003 года зарегистрировалась по адресу: <...>.

13 марта 2015 года брак между мной и Тюнякиным А. С. расторгнут в установленном законом порядке.

В силу ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее -помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, относящимся к данной категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее -список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно ФЗ от 29.02.2012 № 15 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159- ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно п.8 ст. 7 Закона лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с заявлением о признании за ними права на обеспечение жилым помещением.

В силу юридической неграмотности и неосведомленности в вопросах реализации предусмотренных законом прав она не смогла реализовать принадлежащее ей право на получение жилого помещения. Кроме того, ее опекуну Скиба В.А. также не разъяснили о наличии у нее прав на обеспечение жилым помещением.

В судебном заседании истица Тюнякина А.В. поддерживала исковые требования и просила их удовлетворить, приведя в обоснование изложенные выше доводы.

Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Мостовский район Ересько С.А. не возражала против удовлетворения исковых требований Тюнякиной А.В.

Представитель ответчика – администрации МО Мостовский район по доверенности Лыхина Т.В., оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, считает иск Тюнякиной А.В. подлежащим удовлетворению.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения также закреплены в п.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае»

Кроме, того согласно п.7 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» заявление о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 30 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет.

При этом, согласно п.8 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилым помещением.

Из материалов дела следует, что Тюнякина (Атавова) А.В., <...> года рождения, является сиротой, что в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается имеющимися в деле свидетельством о ее рождении <...> от <...>, где имеются сведения о ее родителях, свидетельством о смерти ее отца Атавова В.Г. от <...> и свидетельством о смерти ее матери <...>, постановлением главы администрации гор. Лабинска Краснодарского края от 14.07.1995 <...> «Об установлении опеки над несовершеннолетней Атавовой О.В.», постановлением главы администрации Мостовского района Краснодарского края от 26.01.2001 <...> «О назначении выплаты денежных средств Атавовой О.В.» постановлено производить выплату ежемесячного денежного средства на содержание, исходя из установленных натуральных норм на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и учащихся в общеобразовательных школах Атавовой О.В., <...> года рождения <...> опекун Скиба В.А., свидетельством о расторжении барка между Тюнякиной А.В. и Тюнякиным А.С.

Суд приходит к выводу, что право истца на постановку в льготную очередь возникло у неё до достижения двадцатитрехлетнего возраста, срок обращения с заявлением на постановку в льготную очередь для предоставления жилья пропущен ею по уважительной причине. Истица в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, а также не обладая достаточными познаниями в области применения действующего законодательства, пропустила срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения по уважительным причинам.

Тюнякина А.В. не может быть лишена прав и социальных гарантий, предоставленных ею законом, как оставшийся без попечения родителей, по формальным основаниям - пропуск срока обращения на постановку в льготную очередь.

Основания возникновения жилищных прав и обязанностей, предусмотренных ст.10 ЖК РФ, имеются в силу прямого указания закона. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии со ст.11 ЖК РФ.

Учитывая, обстоятельства в связи с которыми Тюнякина А.В. не обратилась в установленный срок в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список нуждающихся в жилье, суд считает их уважительными.

До настоящего времени Тюнякина А.В. не реализовала принадлежащее ей право на получение жилого помещения, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений от 19.01.2016 <...>, поэтому суд приходит к выводу о том, что исковое заявление Тюнякина А.В. является законным, обоснованным и удовлетворяет его.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Тюнякиной А. В. к администрации МО Мостовский район о признании права на обеспечение жилым помещением.

Признать за Тюнякиной А. В., <...> года рождения, уроженкой <...>, право на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, относящихся к данной категории.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 30.03.2016.

Председательствующий

судья В.В. Ермолов