ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-209/2018 от 10.04.2018 Кяхтинского районного суда (Республика Бурятия)

2-209/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.,

при секретаре Тарнуевой А.Г.,

с участием прокурора - помощника прокурора Кяхтинского района РБ Будаевой С.К., представителя ответчика администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Прокурора Кяхтинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации МО СП «<данные изъяты>».

Прокурор указал, что в соответствии со ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статья 24 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Истец отмечает, что порядок утверждения перечня информации о деятельности органов местного самоуправления и Перечень информации о деятельности администрации МО «<данные изъяты>» в сети Интернет утвержден постановлением МО СП «Первомайское» № 5 от 16.08.2014 г. Указанным муниципальным правовым актом вкладке «Городские и сельские поселения» сайта органа местного самоуправления МО «<данные изъяты>» (http://admkht.ru) в сети Интернет присвоен статус официального источника информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «<данные изъяты>».

Проведенной проверкой установлено, что муниципальным образованием сельское поселение «<данные изъяты>» не принято должных мер для исполнения требований действующего законодательства, в результате чего прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО СП «<данные изъяты>» внесено представление об устранении нарушений законодательства. По результатам рассмотрения представления требования законодательства исполнены не в полном объеме.

Прокурор указал, что размещенная в ДД.ММ.ГГГГ. на сайте информация не соответствует постановлению МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ поскольку отсутствуют сведения об основных мероприятиях, проводимых МО СП «<данные изъяты>», в том числе об официальных визитах, рабочих поездках главы и работников администрации МО СП «<данные изъяты>» (размещен только фотоотчет о праздновании Дня победы). Папка «Информация о деятельности муниципального образования» отсутствует. Отсутствуют сведения о полномочиях органа местного самоуправления; перечень правовых актов, определяющих полномочия; перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении Администрации МО СП «<данные изъяты>».

Кроме того, отсутствует информация о проектах муниципальных правовых актов; установленных формах обращений, заявлений и иных документов, принимаемых администрацией МО СП «<данные изъяты>», порядке обжалования муниципальных правовых актов. Сведения о закупках для муниципальных нужд за ДД.ММ.ГГГГ представлены только планом-графиком, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ. Папка «Информация об участии органа местного самоуправления в целевых или иных программах, международном сотрудничестве» является пустой. Вкладка «защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» в ДД.ММ.ГГГГ не заполнялась. В указанном разделе подлежат размещению сведения о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами и законами Республики Бурятия отсутствуют. Папка «Результаты проверок» является пустой, хотя в ней подлежат размещению сведения о проведенных проверках должностными лицами МО СП «<данные изъяты>» и результаты проверок в отношении указанных лиц. Папка «Официальные заявления, выступления» также является пустой. Вкладка «Статистическая информация» должна содержать данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям МО СП «<данные изъяты>», сведения об использовании администрацией, ее структурными подразделениями и подведомственными учреждениями выделяемых бюджетных средств, отсутствуют сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в местный бюджет. Фактически на главной странице размещена только программа социально-экономического развития на ДД.ММ.ГГГГ, основные демографические показатели на ДД.ММ.ГГГГ, перечень хозяйствующих субъектов по отраслям на ДД.ММ.ГГГГ, статические данные по населению на ДД.ММ.ГГГГ (численность по отдельным категориям). Иная информация за ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Папка «Информация о кадровом обеспечении» является пустой, должна содержать сведения порядке поступления на муниципальную службу, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, условия и результаты конкурсов, номера телефонов для получения информации о вакантных должностях, сведения о вакантных должностях. Папка «Информация о работе с обращениями граждан» является пустой, должна содержать сведения о порядке рассмотрения обращений и времени приёма граждан; нормативные правовые акты по вопросам работы с обращениями граждан; сведения о лице, к полномочиям которого отнесена организация приема заявителей и обеспечения рассмотрения обращений.

В соответствии с постановлением МО СП «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. администрация поселения должна размещать информацию также в дополнительных информационных разделах: «Новости» (еженедельно), «Противодействие коррупции» (не реже 1 раза в год) и «ТОС» (не реже 1 раза в квартал). Между тем, разделы «Новости» являются пустыми, информация о ТОСах отсутствует. Раздел «Противодействие коррупции» является пустым, тогда как должен содержать сведения о деятельности комиссии, нормативно-правовые акты, сведения о доходах муниципальных служащих.

Истец отмечает, что указанные нарушения являются недопустимыми, создают препятствия для анализа правоохранительными органами и институтами общественности имущественного положения муниципальных служащих, затрудняя реализацию мер по противодействию коррупции, препятствуют достижению основополагающих идей и смысла антикоррупционного законодательства, основанного на публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Кроме того, не размещение указанной информации нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, снижает качество административно-управленческих процессов, что может способствовать коррупционным проявлениям.

На основании изложенного, прокурор Кяхтинского района просит обязать администрацию МО СП «<данные изъяты>» принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции путем размещения на официальном сайте администрации МО «Кяхтинский район» во вкладке «Городские и сельские поселения района» информации за ДД.ММ.ГГГГ о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с перечнем информации о деятельности администрации МО «СП «<данные изъяты>» обязательной для размещения в сети Интернет», утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Будаева С.К., действующая на основании доверенности, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО1 в судебном заседании признал исковые требования прокурора, о чем подал заявление о признании иска, согласился о необходимости принятия мер к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции путем размещения на официальном сайте администрации МО «<данные изъяты>» информации за ДД.ММ.ГГГГ о деятельности органов местного самоуправления. Пояснил, что ранее в связи с отсутствием доступа в интернет, указанная работа была затруднительна. С ДД.ММ.ГГГГ имеется доступ к интернету, ведется работа по заполнению сайта в соответствии с требованиями законодательства.

Представитель ответчика администрации МО СП «<данные изъяты>» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Общий перечень информации, которую органы местного самоуправления обязаны разместить в сети Интернет на официальном сайте, указан в ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии с п.3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления.

Согласно ст.2 Закона Республики Бурятия от 16.03.2009 г. № 701-IV «О противодействии коррупции в Республике Бурятия» одной из задач противодействия коррупции является противодействие условиям, способствующим проявлению коррупции.

Организация доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со ст.9 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены требования к содержанию информации об органах местного самоуправления, размещенной в сети Интернет.

Из ч.7, 8 ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» при утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Судом установлено, что администрацией МО СП «<данные изъяты>» информация, подлежащая размещению в сети Интернет в полном объеме на официальном сайте в соответствии с требованиями норм закона не размещена, что подтверждается справкой о результатах проверки исполнения администрацией МО СП «<данные изъяты>» требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также сведениями, предоставленными непосредственно с официального сайта ответчика.

По итогам прокурорской проверки, для устранения выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в адрес МО СП «<данные изъяты>» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного суд считает, что со стороны ответчика допущены нарушения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Данный факт представитель ответчика не оспаривает.

При этом суд учитывает, что открытость органов местного самоуправления является важным условием формирования гражданского общества, прозрачность способствует усилению общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, что минимизирует коррупционные проявления.

При этом, суд учитывает позицию представителя ответчика администрации МО «<данные изъяты>» ФИО1, который иск признал и подал заявление о признании иска.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В ходе судебного заседания было достоверно установлено, что признание представителем ответчика ФИО1 исковых требований было произведено добровольно, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Поскольку у суда нет оснований полагать, что признание представителем ответчика совершено в целях сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения, суд принимает во внимание заявление представителя ответчика ФИО1 о признании требований прокурора в полном объеме.

Соответственно суд считает установленным в судебном заседании факт, что со стороны ответчика не выполнены требования Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Анализируя признание иска представителем ответчика, суд считает подтверждённым факт, что со стороны администрации МО «<данные изъяты>» допущены нарушения требований законодательства, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о размещении информации о деятельности органов местного самоуправления, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на информацию, закрепленного Конституцией РФ.

Оснований не принимать признание иска ответчиком у суда не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск прокурора Кяхтинского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Кяхтинского района Республики Бурятия, поданный в интересах Российской Федерации, в отношении неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «<данные изъяты>» принять меры к устранению нарушений законодательства о противодействии коррупции путем размещения на официальном сайте администрации МО «<данные изъяты>» во вкладке «Городские и сельские поселения района» информации за ДД.ММ.ГГГГ о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с перечнем информации о деятельности администрации МО СП «<данные изъяты>» обязательной для размещения в сети Интернет, утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Жарникова О.В.