ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-209/2021 от 26.04.2021 Верхнебуреинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-209/2021

27RS0012-01-2021-000373-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Чегдомын 26 апреля 2021 г.

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Костиной Е.В.

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Верхнебуреинского муниципального района <адрес> о признании постановления главы района преждевременным, незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском, в котором просит суд признать преждевременным, незаконным и необоснованным постановление главы администрации Верхнебуреинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ; признать ее право и право ее семьи на постановку на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; обязать главу администрации Верхнебуреинского муниципального района устранить допущенное нарушение; взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию за оплаченную ею госпошлину 300 рублей, а также 350 рублей, потраченных ею на отправку почтовых отправлений в адрес ответчика.

Истец мотивирует свои требования тем, что ей было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с неполнотой предоставленных документов. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с письменным заявлением к ответчику с просьбой поставить ее и ее семью на учет как граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом к своему заявлению приобщила документы, согласно выше Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ-Фз: копию ее паспорта, копию трудовой книжки; заверенную надлежащим образом справку с места жительства о составе семьи; копию паспорта мужа ФИО2, копию свидетельства о заключении брака, копию трудовой книжки мужа ФИО2 копию ее пенсионного удостоверения ; копию пенсионного удостоверения мужа . Других документов в перечне выше названного Закона, для обращения по данному вопросу, не предусмотрено.

Пакет копий выше перечисленных документов, заверенных надлежащим образом с 2002 года с последующим обновлением, по требованию администрации района, уже имелись в администрации района, приобщены к материалам по заявлению ее мужа ФИО2, обращавшегося по аналогичному вопросу о постановке его и всех членов ее семьи на учет граждан имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но в феврале 2019 года он, она и их семья, решением главы администрации района были сняты с данного учета.

На момент ее обращения с письменным заявлением в администрацию района на территории Верхнебуреинского муниципального района, существовал карантин по случаю короновируса, а Федеральный закон не обязывает лично отвозить документы и подавать их в администрацию района, она выслала свое заявление с приложением выше перечисленных документов почтой заказным письмом с уведомлением в адрес главы администрации, надеясь, что ее, при необходимости, пригласят в администрацию района для предоставления оригиналов приложенных к заявлению документов, для их сверки и соответствующего заверения.

ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес поступило письмо из администрации муниципального района, в котором находилось извещение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ей отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Мотивом отказа в постановке на учет указано неполное предоставление документов, при этом каких именно документов, не указано. Не указано, каким образом и в какие сроки она имеет право обжаловать данное постановление, при этом, копии документов и оригинал справки о семейном положении, которые ею направлялись для постановки на учет в администрацию района, не возвращены.

Истец в судебное заседание, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не прибыла, предоставила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель истца – адвокат ФИО2 в судебное заседание не прибыл, был извещен о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не прибыл, предоставил письменные возражения, согласно которым с исковыми требованиями не согласен, просил в их удовлетворении отказать.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Верхнебуреинского районного суда <адрес> - www. vbureinsky.hbr@sudrf.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879.

Согласно пунктам 2 и 3 Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Пунктом 9Пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Положение) установлено, что для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1; б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении); г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (копия трудовой книжки либо документ, выданный Пенсионным фондом Российской Федерации); д) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства - в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания; е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).

В соответствии с 9(1). Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1;б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи (свидетельства о браке (свидетельства о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельства о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельства об усыновлении); г) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 9(2). Положения, копии документов, указанные в пунктах 9 и 9(1) настоящего Положения, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника.

Согласно пункту 10. Положения, заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению N 2 (далее именуется - книга регистрации и учета), к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения.

Книга регистрации и учета является документом строгой отчетности. В ней не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются подписью должностного лица, на которое возложена ответственность за осуществление регистрации и ведение учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, и печатью.

Пунктом 11. Положения установлено, что документы, представленные в соответствии с пунктом 9 либо пунктом 9(1) настоящего Положения, проверяются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления). В указанных целях органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивают: а) в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации: страховые номера индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, и членов его семьи; сведения, подтверждающие факт установления инвалидности, для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; б) в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них жилые помещения; в) в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции: документ, содержащий сведения о регистрации граждан по месту жительства в жилом помещении совместно с гражданином, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; документ, содержащий сведения о состоявшейся после ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Согласно пункту 11(1). Положения, документы, указанные в пункте 11 настоящего Положения, заявитель вправе представить самостоятельно.

В соответствии с пунктом 12. Положения, решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан.

Согласно пункту 12(1). Положения, основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Согласно пункту 13. Положения, уведомление о принятии решения о постановке гражданина на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Согласно пункту 14. Положения, в книге регистрации и учета производится запись о постановке гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, на учет или об отказе в постановке на учет с указанием номера и даты решения.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления Верхнебуреинского муниципального района наделены государственными полномочиями <адрес> по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В связи с чем, постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по оказанию государственной услуги «Регистрации и учета» граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего севера и приравненных к ним местностям».

В разделе 5 Административного регламента, содержится перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, так при обращении к специалистам для постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет следующие документы: а) заявление по форме (приложение N 1 к настоящему Регламенту); б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; е) справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; ж) справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания. (п.5.1)

Согласно пункту 5.3 Административного регламента, заявитель предоставляет документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Регламента, лично или почтовым отправлением с описью направленных заверенных нотариально документов.

В разделе 6 Административного регламента определены требования к предоставляемым заявителем документам. Так, заявление составляется по установленной форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту. Заявление заполняется от руки или на компьютере, должно быть подписано заявителем. В случае направления заявления почтовым отправлением подпись заявителя должна быть заверена в установленном порядке. (п. 6.1). Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть представлены в полном объеме и содержать достоверные сведения.(п. 6.2) Копии документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинников. Специалист делает на копиях надпись об их соответствии представленным подлинникам, заверяет своей подписью с указанием должности, фамилии и инициалов, подлинники документов возвращаются заявителю.(п.6.3) Заявитель несет ответственность за достоверность информации, представленной в документах.(п.6.4)

Пунктом 8.2 Административного регламента определено, что юридическим фактом для начала административной процедуры является обращение заявителя к специалисту с комплектом документов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Регламента.

В соответствии с пунктом 8.3 Административного регламента специалист, ответственный за прием и регистрацию документов, проверяет соответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством, удостоверяясь, что: документы (копии документов) представлены в полном объеме с предъявлением их подлинников; тексты документов написаны разборчиво, фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их места жительства написаны полностью; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений; документы не исполнены карандашом; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги определен в пункте 9 административного регламента, так одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является: - непредставление или предоставление не в полном объеме документов, перечисленных в п. 5.1 настоящего регламента.

Как установлено в судебном заседании, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратилась с письменным заявлением к ответчику с просьбой поставить ее и ее семью на учет как граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом к своему заявлению приобщила документы: копию ее паспорта, копию ее трудовой книжки; справку с места жительства о составе семьи; копию паспорта мужа ФИО2, копию свидетельства о заключении брака, копию трудовой книжки мужа ФИО2. копию ее пенсионного удостоверения ; копию пенсионного удостоверения мужа . Заявление и указанные документы были направлены почтой, при этом подпись ФИО3 в заявлении и копии документов не были заверены нотариально, подлинники документов в администрацию района не направлялись.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Верхнебуреинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГФИО3 отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с неполным предоставлением документов. (л.д.8)

Анализируя содержание приведенных выше пунктов Положения и установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ФИО3 о признании постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ преждевременным и необоснованным, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения, поскольку необходимые документы, отвечающие требованиям федерального закона и перечисленные в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879, для постановки на учет истцом представлены не были: копии документов, а также подпись ФИО3 в заявлении о постановке на учет не были заверены нотариально, подлинники документов для их сличения с копиями не предоставлялись, сама ФИО3 в администрацию района не обращалась. Указанным Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также Административным регламентом об оказании государственных услуг «Регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предусмотрена возможность истребования у граждан недостающих документов. По результатам проверки документов специалистом может быть принято только два решения: о постановке либо отказе в постановке на учет. Отказ в постановке на учет по тем основаниям, что не предоставлены все необходимые документы, не является препятствием для повторного обращения граждан с соответствующим заявлением о постановке на учет после исправления всех недостатков, послуживших основанием для отказа.

Требования истца о признании за ней и ее семьей права на постановку на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям также удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, истец не была поставлена на учет в связи с предоставлением неполного объема документов, на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям ранее не состояла, в связи с чем оценка наличия либо отсутствия у истца права на получения указанной социальной выплаты ответчиком дана не была, поэтому в настоящие момент требования истца не могут быть разрешены судом, поскольку в силу статьи 2 ГПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к администрации Верхнебуреинского муниципального района <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнебуреинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда.

Судья Е.В. Костина