ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-209/2021 от 28.10.2021 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

УИД 87RS0001-01-2020-000754-38

Дело № 2-209/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Анадырь 28 октября 2021 года

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Гребенщиковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Востровой И.А., секретарем судебного заседания Соболевой Е.А.,

с участием

прокурора – заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре) Никитина А.С.,

представителя ответчика - акционерного общества «Анадырский морской порт» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»,

установил:

в Анадырский городской суд поступило исковое заявление заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре) (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» (далее – Общество, АО «Анадырьморпорт») о возложении на АО «Анадырьморпорт» обязанности в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, назначить работников (работника), выполняющих функции мобилизационного и режимно-секретного подразделения; или заключить договор на обслуживание по секретному делопроизводству с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в области защиты государственной тайны и оформить допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну руководителю организации и назначенному работнику (допускается по совместительству) для работы с мобилизационными документами, для получения мобилизационного задания с учетом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". В обоснование иска указано, что в силу п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 371 (далее - Положение) Федеральное агентство морского и речного транспорта является органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации. Согласно Положению в функции Росморречфлота входят вопросы мобилизационной подготовки. Согласно п. 4.1.12 Устава ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», учреждение организует мобилизационную подготовку в морских портах. Приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 июля 2016 года № 005 на ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» возложено доведение установленных мобилизационных заданий до организаций морского транспорта, в том числе и АО «Анадырьморпорт». Сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций согласно Указу Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Получение и выполнение организацией мобилизационных заданий, относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну, возможно осуществлять при условии оформления лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и назначением работников (работника), выполняющих функции мобилизационного и режимно - секретного подразделения; или заключения договора на обслуживание по секретному делопроизводству с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в области защиты государственной тайны и оформления допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну руководителю организации и назначенному работнику (допускается по совместительству) для работы с мобилизационными документами. В результате проведения прокурорской проверки установлено, что приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от ДД.ММ.ГГГГ ДСП на АО «Анадырьморпорт» возложено мобилизационное задание. Повторные письма о возложении на АО «Анадырьморпорт» мобилизационного задания и информация по созданию в организации соответствующих подразделений для выполнения задания в соответствии с требованиями законов направлены: ДД.ММ.ГГГГ за ДСП; ДД.ММ.ГГГГ за ДСП; ДД.ММ.ГГГГ за . Вместе с тем АО «Анадырьморпорт» не организовало работу режимно-секретного подразделения, в связи с чем не выполнило установленное задание, сославшись на отсутствие использования в своей деятельности сведений, составляющих государственную тайну. Учитывая изложенное, прокурор просил суд удовлетворить предъявленные исковые требования.

В отзывах ответчика на иск от 29 апреля, 19 августа, 7 сентября 2021 года ответчик просит в удовлетворении иска отказать, поскольку получение лицензии носит заявительный и добровольный характер, понуждение к заключению договора не допускается. АО «Анадырьморпорт» не является портом в смысле, придаваемом законом, на него не может быть возложено мобилизационное задание. Срок исполнения данной обязанности – 6 месяцев объективно мал, исполнить данную обязанность возможно в срок 12 месяцев (л.д. 82-84, 154-155, 167-170).

Протокольным определением от 19 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» (далее – ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики») (л.д. 104-105).

29 сентября 2021 года прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ заявил ходатайство об изменении предмета иска (уточнении), в котором просил суд возложить на АО «Анадырьморпорт» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Протокольным определением суда от 29 сентября 2021 года данное изменение предмета иска принято к производству суда.

В пояснения по иску от 19 мая 2021 года, дополнениях к ним от 21 октября 2021 года ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» поддержало исковые требования прокурора (с учётом их уточнений заявлением от 29 сентября 2021 года), просило иск прокурора удовлетворить в полном объёме.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле - Никитин А.С. поддержал исковые требования с учётом изменения предмета иска 29 сентября 2021 года по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представить ответчика ФИО1 возражал против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в ранее представленных АО «Анадырьморпорт» возражениях.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в судебном заседании отсутствует, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

С учётом принятия изменения предмета иска 29 сентября 2021 года, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования прокурора к АО «Анадырьморпорт»: о возложении на АО «Анадырьморпорт» обязанности в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Согласно преамбуле Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ) данный Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ организации обязаны: организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности; создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники); разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий; проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время; выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации; при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени; оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части; обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации; предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).

Согласно п. 2 и 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175, военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Военно-транспортная обязанность распространяется, в частности на организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, причалы, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации.

Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В силу п. 33 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций, а также раскрывающие планы, содержание или результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций отнесены к государственной тайне.

Из приведенных норм законодательства следует, что сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации, в том числе сведения о мобилизационных заданиях, вопреки позиции ответчика АО «Анадырьморпорт», отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну и меры, направленные на проведение мобилизационной подготовки и мобилизации (составной частью которых является военно-транспортная обязанность), по исполнению мобилизационных заданий должны выполняться всеми органами и организациями независимо от форм собственности. Иное толкование приведенных норм, несоблюдение требований законодательства, невыполнение возложенных мобилизационными заданиями обязанностей может повлечь негативные последствия по обеспечению защиты интересов государства, обеспечения нужд населения в военное время, причинить ущерб обороноспособности страны.

Нельзя согласиться с доводами АО «Анадырьморпорт» о том, что исковые требования прокурора нарушают право ответчика на свободу заключения договора, предусмотренное ст. 421 Гражданского кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В п. 4 ст. 421 ГК РФ указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Следовательно, несмотря на закрепление п. 1 ст. 421 ГК РФ условия о свободе договора, данная норма предусматривает оговорку, согласно которой допускается понуждение к заключению договора, а именно: когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством, при этом законом также устанавливаются обязательные условия такого договора, содержание которых предписывает норма закона.

Вместе с тем приведенной выше ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ на организации возложена обязанность по заключению договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем исковые требования прокурора противоречат действующему законодательству, в том числе упомянутому принципу свободы договора.

Является необоснованным довод АО «Анадырьморпорт» о том, что ответчик не является субъектом, на который могут быть возложены обязанности по исполнению мобилизационного задания, так как по смыслу закона ответчик не является морским портом, а является стивидорной компанией без доли государственного участия.

На основании п. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в частности: объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1); владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (пункт 6); морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (пункт 7); оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров (пункт 8); перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (пункт 9); технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов (пункт 10).

Исходя из Устава АО «Анадырьморпорт», утвержденного протоколом № 1 от 22.04.2020 годового общего собрания акционеров «ОАО «Анадырский морской порт», ответчик является юридическим лицом, образованным при приватизации государственного предприятия Анадырский морской порт в организационно-правовой форме акционерного общества. Основной целью деятельности общества является получение прибыли путем эффективного использования принадлежащего ему имущества в интересах общества и акционеров общества, при этом видами деятельности ответчика являются: деятельность грузового морского порта; деятельность морского пассажирского транспорта; детальность внутреннего водного пассажирского транспорта; деятельность внутреннего водного грузового транспорта; хранение и складирование прочих грузов; транспортная обработка контейнеров и прочих грузов; любая иная деятельность, направленная на получение прибыли Общества, за исключением запрещенной законодательными актами РФ.

Таким образом, АО «Анадырьморпорт» является владельцем объектов инфраструктуры морского порта – оператором морского терминала, осуществляющим эксплуатацию совокупности объектов транспортной инфраструктуры морского порта, следовательно, относится к морским портам в смысле, придаваемом этому понятию законом.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон РФ «О государственной тайне») обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в ст. 27 этого Закона.

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

В силу ст. 17 Закона РФ «О государственной тайне» передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 № 428-9 приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 июля 2016 года № 005 на АО «Анадырьморпорт» возложено мобилизационное задание по перевалке воинских грузов с транспортных судов в период мобилизации и военного времени (л.д. 6,7, 28-29, 31-32, 33,34,35).

В соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию Министерством транспорта РФ, утвержденным призом Министерства транспорта РФ от 22.08.2019 № 06, мобилизационное задание для АО «Анадырьморпорт» относится к сведениям, составляющим государственную тайну. Из-за отсутствия в АО «Анадырьморпорт» режимно-секретного подразделения мобилизационное задание доведено до ответчика под грифом «Для служебного пользования» не в полном объёме.

Как следует из содержания иска, ответчик АО «Анадырьморпорт» не имеет лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Данное обстоятельство не опровергалось ответчиком в ходе производства по делу.

Доказательств, свидетельствующих о наличии у АО «Анадырьморпорт» вышеуказанной лицензии, суду не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.

Мобилизационное задание до настоящего времени ответчиком АО «Анадырьморпорт» в полном объёме не принято по причине отсутствия лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что подтверждается пояснениями третьего лица ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от 19 мая 2021 года (л.д. 118-121), письмами УФСБ России по Чукотскому АО от ДД.ММ.ГГГГ/К-2204 (л.д. 28-29), ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от ДД.ММ.ГГГГДСП (л.д. 31-32), от ДД.ММ.ГГГГДСП (л.д. 33), от ДД.ММ.ГГГГДСП (л.д. 34), от ДД.ММ.ГГГГДСП (л.д. 35), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-41) письмами АО «Анадырьморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49), письмами заместителя Губернатора Чукотского АО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42), от ДД.ММ.ГГГГдсп (л.д. 43-44).

С учетом изложенного требования прокурора о возложении на ответчика обязанности оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Нельзя согласиться с доводом ответчика о невозможности удовлетворения исковых требований по причине того, что прокурором в иске не указана степень секретности сведений (особой важности, совершенно секретно, секретно), содержащихся в мобилизационном задании, поскольку данный вопрос подлежит выяснению ответчиком в порядке исполнения решения суда при получении соответствующего вида лицензии.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Обсуждая вопрос об обоснованности заявленного прокурором срока для исполнения ответчиком решения суда, суд приходит к следующему.

В отзыве на иск от 19 августа 2021 года № Ю/3655 ответчик АО «Анадырьморпорт», ссылаясь на положения Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Приказом ФСБ России от 27.02.2009 № 75, считает, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора ответчику для исполнения решения суда необходим срок равный 12 (двенадцати) месяцам с даты вступления решения суда в законную силу.

Между тем Приказом ФСБ России от 11.04.2014 № 202 утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности и признан утратившим силу Приказ ФСБ России от 27.02.2009 № 75.

В силу п. 16 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности, действующего с 29 июля 2014 года, срок предоставления государственной услуги, а именно выдача, продление срока действия, переоформление, выдача дубликата, приостановление действия или аннулирование лицензии, включая направление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, информирование заявителя о необходимости получения результата ее предоставления, составляет тридцать дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления (в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы заявителя решение принимается в пятнадцатидневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через шестьдесят дней со дня подачи заявления и необходимых для этого документов. В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до тридцати дней).

Таким образом, действующим в настоящее время Административным регламентом определены сроки по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, максимально составляющие до 90 дней (3 месяца).

Довод ответчика о необходимости введения в Устав Общества положений, предусматривающих ответственность руководства и сотрудников за разглашение государственной тайны, является несостоятельным, поскольку ответственность должностных лиц и граждан установлена положениями Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (статья 26), то есть установлена законом, в связи с чем объективная необходимость дублировать её в учредительных документах Общества отсутствует.

С учётом важности рассматриваемого вопроса (обеспечение защиты интересов государства, обеспечение нужд населения в случае военного времени, обороноспособность страны), необходимого комплекса действий по получению лицензии (необходимости прохождения генеральным директором (лицом, его замещающим) соответствующей аттестации, сертификации оборудования и программного обеспечения, создания и сертификации защищенного помещения, необходимости разработки и введения локальных нормативных актов, проведения специальной экспертизы организации) с учётом предельных сроков получения лицензии, установленных Административным регламентом, утверждённым Приказом ФСБ России от 11.04.2014 № 202, суд полагает разумным и достаточным установить ответчику срок исполнения решения суда равный 6 (шести) месяцам с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании подп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор при подаче иска в интересах неопределённого круга лиц освобождается от уплаты государственной пошлины.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.

Учитывая изложенное с ответчика в бюджет городского округа Анадырь подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» - удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «Анадырский морской порт» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Взыскать с акционерного общества «Анадырский морской порт» в доход бюджета городского округа Анадырь государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы, представления в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись) Е.В. Гребенщикова

Мотивированное решение

изготовлено судом 29.10.2021

Копия верна

Судья Е.В. Гребенщикова