УИД 87RS0001-01-2020-000754-38
Дело № 2-209/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Анадырь 28 октября 2021 года
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Гребенщиковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Востровой И.А., секретарем судебного заседания Соболевой Е.А.,
с участием
прокурора – заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре) Никитина А.С.,
представителя ответчика - акционерного общества «Анадырский морской порт» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»,
установил:
в Анадырский городской суд поступило исковое заявление заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре) (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» (далее – Общество, АО «Анадырьморпорт») о возложении на АО «Анадырьморпорт» обязанности в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, назначить работников (работника), выполняющих функции мобилизационного и режимно-секретного подразделения; или заключить договор на обслуживание по секретному делопроизводству с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в области защиты государственной тайны и оформить допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну руководителю организации и назначенному работнику (допускается по совместительству) для работы с мобилизационными документами, для получения мобилизационного задания с учетом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации". В обоснование иска указано, что в силу п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 № 371 (далее - Положение) Федеральное агентство морского и речного транспорта является органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно или через подведомственные организации. Согласно Положению в функции Росморречфлота входят вопросы мобилизационной подготовки. Согласно п. 4.1.12 Устава ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», учреждение организует мобилизационную подготовку в морских портах. Приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 июля 2016 года № 005 на ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» возложено доведение установленных мобилизационных заданий до организаций морского транспорта, в том числе и АО «Анадырьморпорт». Сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций согласно Указу Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Получение и выполнение организацией мобилизационных заданий, относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну, возможно осуществлять при условии оформления лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и назначением работников (работника), выполняющих функции мобилизационного и режимно - секретного подразделения; или заключения договора на обслуживание по секретному делопроизводству с организацией, имеющей лицензию на оказание услуг в области защиты государственной тайны и оформления допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну руководителю организации и назначенному работнику (допускается по совместительству) для работы с мобилизационными документами. В результате проведения прокурорской проверки установлено, что приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№, письмом ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от ДД.ММ.ГГГГ№ ДСП на АО «Анадырьморпорт» возложено мобилизационное задание. Повторные письма о возложении на АО «Анадырьморпорт» мобилизационного задания и информация по созданию в организации соответствующих подразделений для выполнения задания в соответствии с требованиями законов направлены: ДД.ММ.ГГГГ за № ДСП; ДД.ММ.ГГГГ за №ДСП; ДД.ММ.ГГГГ за №. Вместе с тем АО «Анадырьморпорт» не организовало работу режимно-секретного подразделения, в связи с чем не выполнило установленное задание, сославшись на отсутствие использования в своей деятельности сведений, составляющих государственную тайну. Учитывая изложенное, прокурор просил суд удовлетворить предъявленные исковые требования.
В отзывах ответчика на иск от 29 апреля, 19 августа, 7 сентября 2021 года ответчик просит в удовлетворении иска отказать, поскольку получение лицензии носит заявительный и добровольный характер, понуждение к заключению договора не допускается. АО «Анадырьморпорт» не является портом в смысле, придаваемом законом, на него не может быть возложено мобилизационное задание. Срок исполнения данной обязанности – 6 месяцев объективно мал, исполнить данную обязанность возможно в срок 12 месяцев (л.д. 82-84, 154-155, 167-170).
Протокольным определением от 19 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» (далее – ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики») (л.д. 104-105).
29 сентября 2021 года прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ заявил ходатайство об изменении предмета иска (уточнении), в котором просил суд возложить на АО «Анадырьморпорт» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Протокольным определением суда от 29 сентября 2021 года данное изменение предмета иска принято к производству суда.
В пояснения по иску от 19 мая 2021 года, дополнениях к ним от 21 октября 2021 года ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» поддержало исковые требования прокурора (с учётом их уточнений заявлением от 29 сентября 2021 года), просило иск прокурора удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле - Никитин А.С. поддержал исковые требования с учётом изменения предмета иска 29 сентября 2021 года по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представить ответчика ФИО1 возражал против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в ранее представленных АО «Анадырьморпорт» возражениях.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в судебном заседании отсутствует, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
С учётом принятия изменения предмета иска 29 сентября 2021 года, предметом рассмотрения по настоящему делу являются требования прокурора к АО «Анадырьморпорт»: о возложении на АО «Анадырьморпорт» обязанности в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Согласно преамбуле Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ) данный Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее - организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее - граждане) в этой области.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ организации обязаны: организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности; создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники); разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий; проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время; выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации; при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени; оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: обеспечение своевременного оповещения и явки работающих (проходящих службу, обучающихся) в этих организациях граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов или подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части; обеспечение поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации; предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.
Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ).
Согласно п. 2 и 3 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного Указом Президента РФ от 02.10.1998 № 1175, военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.
Военно-транспортная обязанность распространяется, в частности на организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, причалы, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации.
Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В силу п. 33 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 № 1203, сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций, а также раскрывающие планы, содержание или результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций отнесены к государственной тайне.
Из приведенных норм законодательства следует, что сведения о мобилизационной подготовке и мобилизации, в том числе сведения о мобилизационных заданиях, вопреки позиции ответчика АО «Анадырьморпорт», отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну и меры, направленные на проведение мобилизационной подготовки и мобилизации (составной частью которых является военно-транспортная обязанность), по исполнению мобилизационных заданий должны выполняться всеми органами и организациями независимо от форм собственности. Иное толкование приведенных норм, несоблюдение требований законодательства, невыполнение возложенных мобилизационными заданиями обязанностей может повлечь негативные последствия по обеспечению защиты интересов государства, обеспечения нужд населения в военное время, причинить ущерб обороноспособности страны.
Нельзя согласиться с доводами АО «Анадырьморпорт» о том, что исковые требования прокурора нарушают право ответчика на свободу заключения договора, предусмотренное ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В п. 4 ст. 421 ГК РФ указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Следовательно, несмотря на закрепление п. 1 ст. 421 ГК РФ условия о свободе договора, данная норма предусматривает оговорку, согласно которой допускается понуждение к заключению договора, а именно: когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством, при этом законом также устанавливаются обязательные условия такого договора, содержание которых предписывает норма закона.
Вместе с тем приведенной выше ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ на организации возложена обязанность по заключению договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем исковые требования прокурора противоречат действующему законодательству, в том числе упомянутому принципу свободы договора.
Является необоснованным довод АО «Анадырьморпорт» о том, что ответчик не является субъектом, на который могут быть возложены обязанности по исполнению мобилизационного задания, так как по смыслу закона ответчик не является морским портом, а является стивидорной компанией без доли государственного участия.
На основании п. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в частности: объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1); владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании (пункт 6); морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (пункт 7); оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров (пункт 8); перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (пункт 9); технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов (пункт 10).
Исходя из Устава АО «Анадырьморпорт», утвержденного протоколом № 1 от 22.04.2020 годового общего собрания акционеров «ОАО «Анадырский морской порт», ответчик является юридическим лицом, образованным при приватизации государственного предприятия Анадырский морской порт в организационно-правовой форме акционерного общества. Основной целью деятельности общества является получение прибыли путем эффективного использования принадлежащего ему имущества в интересах общества и акционеров общества, при этом видами деятельности ответчика являются: деятельность грузового морского порта; деятельность морского пассажирского транспорта; детальность внутреннего водного пассажирского транспорта; деятельность внутреннего водного грузового транспорта; хранение и складирование прочих грузов; транспортная обработка контейнеров и прочих грузов; любая иная деятельность, направленная на получение прибыли Общества, за исключением запрещенной законодательными актами РФ.
Таким образом, АО «Анадырьморпорт» является владельцем объектов инфраструктуры морского порта – оператором морского терминала, осуществляющим эксплуатацию совокупности объектов транспортной инфраструктуры морского порта, следовательно, относится к морским портам в смысле, придаваемом этому понятию законом.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон РФ «О государственной тайне») обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в ст. 27 этого Закона.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
В силу ст. 17 Закона РФ «О государственной тайне» передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2016 № 428-9 приказом Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 июля 2016 года № 005 на АО «Анадырьморпорт» возложено мобилизационное задание по перевалке воинских грузов с транспортных судов в период мобилизации и военного времени (л.д. 6,7, 28-29, 31-32, 33,34,35).
В соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию Министерством транспорта РФ, утвержденным призом Министерства транспорта РФ от 22.08.2019 № 06, мобилизационное задание для АО «Анадырьморпорт» относится к сведениям, составляющим государственную тайну. Из-за отсутствия в АО «Анадырьморпорт» режимно-секретного подразделения мобилизационное задание доведено до ответчика под грифом «Для служебного пользования» не в полном объёме.
Как следует из содержания иска, ответчик АО «Анадырьморпорт» не имеет лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Данное обстоятельство не опровергалось ответчиком в ходе производства по делу.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у АО «Анадырьморпорт» вышеуказанной лицензии, суду не представлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
Мобилизационное задание до настоящего времени ответчиком АО «Анадырьморпорт» в полном объёме не принято по причине отсутствия лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, что подтверждается пояснениями третьего лица ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от 19 мая 2021 года (л.д. 118-121), письмами УФСБ России по Чукотскому АО от ДД.ММ.ГГГГ№/К-2204 (л.д. 28-29), ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» от ДД.ММ.ГГГГ№ДСП (л.д. 31-32), от ДД.ММ.ГГГГ№ДСП (л.д. 33), от ДД.ММ.ГГГГ№ДСП (л.д. 34), от ДД.ММ.ГГГГ№ДСП (л.д. 35), от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 38-41) письмами АО «Анадырьморпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 36), от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 37), от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 47), от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 49), письмами заместителя Губернатора Чукотского АО от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 42), от ДД.ММ.ГГГГ№дсп (л.д. 43-44).
С учетом изложенного требования прокурора о возложении на ответчика обязанности оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Нельзя согласиться с доводом ответчика о невозможности удовлетворения исковых требований по причине того, что прокурором в иске не указана степень секретности сведений (особой важности, совершенно секретно, секретно), содержащихся в мобилизационном задании, поскольку данный вопрос подлежит выяснению ответчиком в порядке исполнения решения суда при получении соответствующего вида лицензии.
В соответствии со ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Обсуждая вопрос об обоснованности заявленного прокурором срока для исполнения ответчиком решения суда, суд приходит к следующему.
В отзыве на иск от 19 августа 2021 года № Ю/3655 ответчик АО «Анадырьморпорт», ссылаясь на положения Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Приказом ФСБ России от 27.02.2009 № 75, считает, что в случае удовлетворения исковых требований прокурора ответчику для исполнения решения суда необходим срок равный 12 (двенадцати) месяцам с даты вступления решения суда в законную силу.
Между тем Приказом ФСБ России от 11.04.2014 № 202 утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности и признан утратившим силу Приказ ФСБ России от 27.02.2009 № 75.
В силу п. 16 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности, действующего с 29 июля 2014 года, срок предоставления государственной услуги, а именно выдача, продление срока действия, переоформление, выдача дубликата, приостановление действия или аннулирование лицензии, включая направление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, информирование заявителя о необходимости получения результата ее предоставления, составляет тридцать дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления (в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы заявителя решение принимается в пятнадцатидневный срок после получения заключения экспертизы, но не позднее чем через шестьдесят дней со дня подачи заявления и необходимых для этого документов. В зависимости от сложности и объема подлежащих специальной экспертизе материалов руководитель органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности, может продлить срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии до тридцати дней).
Таким образом, действующим в настоящее время Административным регламентом определены сроки по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, максимально составляющие до 90 дней (3 месяца).
Довод ответчика о необходимости введения в Устав Общества положений, предусматривающих ответственность руководства и сотрудников за разглашение государственной тайны, является несостоятельным, поскольку ответственность должностных лиц и граждан установлена положениями Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (статья 26), то есть установлена законом, в связи с чем объективная необходимость дублировать её в учредительных документах Общества отсутствует.
С учётом важности рассматриваемого вопроса (обеспечение защиты интересов государства, обеспечение нужд населения в случае военного времени, обороноспособность страны), необходимого комплекса действий по получению лицензии (необходимости прохождения генеральным директором (лицом, его замещающим) соответствующей аттестации, сертификации оборудования и программного обеспечения, создания и сертификации защищенного помещения, необходимости разработки и введения локальных нормативных актов, проведения специальной экспертизы организации) с учётом предельных сроков получения лицензии, установленных Административным регламентом, утверждённым Приказом ФСБ России от 11.04.2014 № 202, суд полагает разумным и достаточным установить ответчику срок исполнения решения суда равный 6 (шести) месяцам с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании подп.9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор при подаче иска в интересах неопределённого круга лиц освобождается от уплаты государственной пошлины.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей.
Учитывая изложенное с ответчика в бюджет городского округа Анадырь подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования заместителя Магаданского транспортного прокурора (с дислокацией в г. Анадыре), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Анадырский морской порт» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» - удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Анадырский морской порт» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить (получить) лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, для получения мобилизационного задания с учётом требований Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Взыскать с акционерного общества «Анадырский морской порт» в доход бюджета городского округа Анадырь государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы, представления в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Е.В. Гребенщикова
Мотивированное решение
изготовлено судом 29.10.2021
Копия верна
Судья Е.В. Гребенщикова