Дело № 2-209/2022
24RS0051-01-2022-000326-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Тасеево 22 августа 2022 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Заречной В.В.,
при секретаре Купцовой А.А.,
с участием представителя истца КГКУ «УСЗН» - ФИО1, действующей на основании доверенности,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО2 о взыскании неосновательного полученных денежных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Истец – Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (далее – КГКУ «УСЗН») обратилось в Тасеевский районный суд с иском к ответчику ФИО2 о взыскании неосновательного полученных денежных сумм. Свои требования мотивировало тем, что 30 сентября 2021 года ФИО2 обратилась в Территориальный отдел КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по ведению личного подсобного хозяйства». Территориальным отделением КГКУ «УСЗН» принято решение о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11 октября 2021 года № с ФИО2 заключен социальный контракт с 03 декабря 2021 года № сроком на 06 месяцев (с 01 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года). Согласно социального контракта ФИО2 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100000 рублей 00 копеек на ведение личного подсобного хозяйства, перечисленная на расчетный счет последней, указанный в заявлении. 16 мая 2022 года Территориальное отделение КГКУ «УСЗН» принято решение о прекращении оказания ФИО2 государственной социальной помощи и расторжении социального контракта в одностороннем порядке на основании с п.п. 10 п. 35 Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан – прекращение в период действия социального контракта деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по инициативе получателя, в связи с тем, что на основании информации, полученной из службы технической поддержки налогов службы от 13 мая 2022 года, ФИО2 не числится в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с 03 декабря 2021 года (зарегистрировалась и снялась с учета в один день – 03 декабря 2021 года). В адрес ФИО2 Территориальным отделением КГКУ «УСЗН» направлено уведомление от 17 мая 2022 года № о прекращении оказания государственной помощи и возврате полученных денежных средств в размере 100000 рублей 00 копеек. Однако, до настоящего времени денежные средства на расчетный счет КГКУ «УСЗН» не поступили. Просит взыскать с ФИО2 незаконно полученную сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 100000 рублей 00 копеек в пользу КГКУ «УСЗН»; взыскать с ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере 3200 рублей 00 копеек.
Определением Тасеевского районного суда от 20 июля 2022 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено министерство социальной политики Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца КГКУ «УСЗН» ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что условия заключения социального контракта были соблюдены и с ФИО2 был заключен социальный контракт, по которому КГКУ «УСЗН» выполнило свои обязательства и перевело на расчетный счет ФИО2 100000 рублей; однако, как впоследствии выяснилось, ФИО2 была зарегистрирована в качестве плательщика налога на профессиональный доход 03 декабря 2021 года и снята в качестве такового в тот же день, в связи с чем было принято решение о прекращении оказания государственной и социальной помощи и досрочном расторжении контракта, и тем самым ФИО2 незаконно получила 100000 рублей, которые до настоящего времени не возвращены. Доводы ответчика ФИО2 о том, что она зарегистрировалась плательщика налога на профессиональный доход, потом снялась с учета и впоследствии опять зарегистрировалась в качестве плательщика налога на профессиональный доход считает несостоятельными.
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признала в полном объеме, по существу иска пояснила, что она обратилась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» с заявлением о предоставлении ей государственной социальной помощи, которое было рассмотрено и она была приглашена для заключения социального контракта. 03 декабря 2021 года она при помощи специалистов зарегистрировалась в качестве плательщика налога на профессиональный доход, но поскольку её это не устроило, то она отказалась подписывать социальный контракт и снялась с учета как плательщик налога на профессиональный доход; через некоторое время она успокоилась и вернулась в территориальное отделение КГКУ «УСЗН», где после того как повторно встала на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход подписала социальный контракт. Денежные средства по социальному контракту ей были переведены, она их потратила согласно целевому назначению, о чем ежемесячно предоставляла соответствующие отчеты.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, министерства социальной политики Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания, не явился, о причине не явки не уведомил, о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие не просил. Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие участников на рассмотрение дела в отсутствии неявившегося участника, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковых требований относительно предмета спора.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем…возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу норм ст. 15, ст. 1064, ст. 1102 Гражданского кодекса РФ для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установить наличие вреда, его размер, противоправность действий причинителя вреда, наличие его вины (умысла или неосторожности), а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных факторов материально-правовая ответственность ответчика не наступает.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», государственная программа включает, в том числе подпрограмму «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности».
Мероприятия Подпрограммы направлены на исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.
Согласно пункту 3.4.11 вышеуказанной Государственной программы, мероприятие, предусмотренное строкой 2.13 (государственная социальная помощь на основании социального контракта отдельным категориям граждан) перечня мероприятий, предусматривает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан и осуществляется в Порядке назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, приведенном в приложении № 11 к Подпрограмме.
В соответствии с п. 1 Государственной программы Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан устанавливает механизм назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, проживающим на территории Красноярского края.
В соответствии с п. 2 Порядка, право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19 ноября 2020 года № 10-4371 «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае».
Согласно п.п. 2 п. 7 Порядка уполномоченное учреждение заключает социальный контракт с малоимущим одиноко проживающим гражданином, малоимущей семьей на срок не более чем на 12 месяцев - в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности или ведению личного подсобного хозяйства. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Подпунктом 3 пункта 8 Порядка установлено, что малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, представивший заявление о назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 14 Порядка от имени своей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия по ведению личного подсобного хозяйства
В соответствии с п. 11 Порядка при реализации мероприятия, указанного в подпункте 3 пункта 8 Порядка, заявителю предоставляется единовременная денежная выплата в размере не более 100000 рублей для ведения личного подсобного хозяйства. Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании документов, подтверждающих стоимость планируемых к приобретению в период срока действия социального контракта товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, а также продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, утвержденной статьей 6 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
В судебном заседании установлено, что 30 сентября 2021 года ФИО2 обратилась с заявлением в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан.
08 октября 2021 года решением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан ФИО2 назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта (самозанятые) в размере 100000 рублей 00 копеек; период назначения – с 01 октября 2021 года по 31 марта 2022 года.
11 октября 2021 года территориальным отделением КГКУ «УСЗН» ФИО2 было направлено уведомление о том, что последней необходимо явиться 03 декабря 2021 года для подписания социального контракта.
Из справки о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2021 год от 03 декабря 2021 года, ФИО2 поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
03 декабря 2021 года между КГКУ «УСЗН» и ФИО2 был заключен социальный контракт № на срок с 01 декабря 2021 года по 31 мая 2022 года, в соответствии с которым ФИО2 предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100000 рублей 00 копеек на ведение личного подсобного хозяйства, которая была перечислена на расчетный счет последней.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», ФИО2 заключила социальный контракт с КГКУ «УСЗН», на основании которого ей была предоставлена единовременная денежная выплата в размере 100000 рублей 00 копеек на ведение личного подсобного хозяйства, перечисленная на ее расчетный счет, что подтверждено письменными доказательствами, и не отрицалось ФИО2 в ходе судебного заседания.
В соответствии с п.п. 10 п. 35 Порядка уполномоченное учреждение принимает решение о прекращении оказания государственной помощи и досрочном расторжении социального контракта в течение 10 дней со дня установления следующих обстоятельств: прекращение в период действия социального контракта деятельности в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по инициативе получателя (при реализации мероприятий, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 8 Порядка).
Из материалов дела следует, что 03 декабря 2021 года ФИО2 поставлена на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Согласно информации с официального сайта ФНС России, по состоянию на 03 декабря 2021 года ФИО2 не является плательщиком налога на профессиональный доход.
13 мая 2022 года ТО КГКУ «УСЗН» был получен ответ на запрос из службы технической поддержки налоговой службы, согласно которому ФИО2 с 03 декабря 2021 года не числится в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (зарегистрировалась и снялась с учета в один день – 03 декабря 2021 года). При этом, суд находит несостоятельными доводы ответчика ФИО2 о том, что после того как она была снята с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, она в тот же день встала на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, поскольку из представленной справки от 03 декабря 2021 года следует, что в графе «дата снятия с учета» какие-либо сведения отсутствуют, тем самым суд приходит к выводу, что при заключении социального контракта ФИО2 была представлена справка о постановке последней в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, оформленная до снятия ФИО2 с указанного учета. Указанные сведения также подтверждены представленными в материалы дела ответами на судебные запросы МИФНС № 8 по Красноярскому краю.
16 мая 2022 года на основании решения территориального отделения КГКУ «УСЗН» о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта, прекращено оказание государственной социальной помощи и досрочно расторгнут социальный контракт от 03 декабря 2021 года № с 16 мая 2022 года на основании п.п. 10 п. 35 Приложения № 11 «Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан» к подпрограмме «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» Постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан».
16 мая 2022 года ТО КГКУ «УСЗН» было направлено уведомление ФИО2 о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта.
17 мая 2022 года территориальным отделением КГКУ «УСЗН» было направлено уведомление ФИО2 о возврате полученных денежных средств в размере 100000 рублей 00 копеек, которое до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с п. 36 Порядка получатель обязан извещать уполномоченное учреждение об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10, 12, 13 пункта 35 Порядка, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений). Соответствующее извещение представляется получателем с приложением подтверждающих документов лично (непосредственно в уполномоченное учреждение) либо направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме на официальный адрес электронной почты уполномоченного учреждения.
Согласно п. 38 Порядка денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представление документов с заведомо неполными и (или) недостоверными сведениями, сокрытие данных или несвоевременное извещение об изменении сведений, являвшихся основанием для принятия решения о назначении или продолжения оказания ему (его семье) государственной помощи либо наступления обстоятельств, влекущих прекращение оказания ему (его семье) государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта), возмещаются им добровольно в течение 30 дней со дня получения от уполномоченного учреждения уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи, а в случае отказа от добровольного возврата средств истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что ФИО2 не известила территориальное отделение КГКУ «УСЗН» о том, что с 03 декабря 2021 года она не числится в налоговом органе в качестве налогоплательщика на профессиональный налог. Кроме того, ФИО2 не возместила добровольно, в течение 30 дней со дня получения территориальному отделению КГКУ «УСЗН» уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта денежные средства в виде предоставленной ей единовременной денежной выплаты в размере 100000 рублей 00 копеек на ведение личного подсобного хозяйства.
Принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств добровольного возмещения суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в размере 100000 рублей 00 копеек, либо доказательств своей невиновности, исключающей гражданско-правовую ответственность, при доказанности наличие вреда и его размера, противоправности действий причинителя вреда, наличия его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями, суд находит законным и обоснованным удовлетворить заявленные КГКУ «УСЗН» требования в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» к ФИО2 о взыскании неосновательного полученных денежных сумм, - удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО2 в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» сумму государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в размере 100000 (сто тысяч) рублей 00 копеек; сумму уплаченной государственной пошлины в размере 3200 (три тысячи двести) рублей 00 копеек, а всего 103200 (сто три тысячи двести) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.
Председательствующий: В.В. Заречная
Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2022 года.