Дело № 2-20/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
р.п. Белый Яр 08 февраля 2019 года
Верхнекетский районный суд Томской области в составе судьи Давыдчика Я.Ф., при секретаре Трегуб Т.А., с участием:
истца Костюк А.Я.,
представителей ответчика Администрации Верхнекетского района Томской области по доверенности: Б., Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюк Александры Яковлевны к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании действий по определению очереди в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г., незаконными, возложении обязанности восстановить в прежней очереди, к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
У С Т А Н О В И Л:
Костюк Александра Яковлевна (далее Костюк А.Я. – истец) обратилась в суд с иском к Администрации Верхнекетского района Томской области (далее Администрация Верхнекетского района – ответчик) о признании действий по определению очереди в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г., категория граждан – пенсионеры (далее – сводный список на 2018 г.) под №75, незаконными, возложении обязанности восстановить в прежней очереди в сводном списке на 2018 г. под №7, к Департаменту архитектуры и строительства Томской области (далее Департамент архитектуры и строительства Томской области – ответчик) о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование исковых требований в исковом заявлении указано, что истец включена в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с составом семьи 3 человека. Дата подачи заявления о постановке на учет – 03.04.1998 г., с указанной даты состояла на учете в категории «работающие». Решением районной комиссии от 22.04.2011 г. переведена из категории «работающие» в категорию «пенсионеры», право на пенсию возникло 21.08.2001 г. Очередность в категории «пенсионеры» установлена под №158 исходя из стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В последующем номер очереди в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья категория «пенсионеры» изменялся и на 01.01.2017 г. определен под №10. При формировании сводного списка граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2018 г., ее очередь в категории «пенсионеры» определена под № 7 исходя из даты подачи заявления о постановке на учет. Департаментом архитектуры и строительства Томской области истец включена в сводный список граждан - получателей жилищного сертификата в 2018 г. 13.04.2018 г. Костюк А.Я. письменно уведомлена о получении жилищного сертификата и необходимости предоставления соответствующих документов. Жилищный сертификат в 2018 году истец не получила, в связи с тем, что решением суда Верхнекетского района Томской области порядок формирования сводного списка граждан признан несоответствующим законодательству о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. После внесения Администрацией Верхнекетского района Томской области изменений в оспариваемый список ее очередь изменилась с №7 на №75, Департамент архитектуры и строительства Томской области исключил ее из списка граждан – получателей жилищного сертификата в 2018 г.
Истец полагает, что виновными действиями Администрации Верхнекетского района и Департамента архитектуры и строительства Томской области она была лишена реальной возможности получить в 2018 году жилищный сертификат.
Костюк А.Я. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, суду дополнительно пояснила, что простояла в очереди на получение жилищного сертификата в категории «работающие» 13 лет. В 2011 году Администрация Верхнекетского района предупредила ее о необходимости перехода в другую очередь «пенсионеры», т.к. право на пенсию у нее возникло в 2001 г., окончательно она вышла на пенсию в 2009 г. На дату перехода в категорию «пенсионеры» очередь ее в категории «работающие» уже была под № 7. Полагает, что если бы ее не вынудили перейти в другую категорию, она бы уже получила жилищный сертификат. Не согласна с тем, что в сводном списке граждан на 2018 г. ответчик определил ее очередь под №75, считает, что при переходе из одной категории граждан в другую, номер очереди должен сохраняться, поскольку федеральным законном от 25.10.2002 г. №125-ФЗ предусмотрено сохранение права на получение жилищной субсидии в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. Указала, что при изменении очереди К. в сводном списке на 2018 г. после вынесения решения судом от 22.01.2018 г., ее очередь измениться не должна была. Также считает, что ответчик Администрация Верхнекетского района допустила волокиту в своей работе и своевременно не направила в адрес Департамента архитектуры и строительства представленные ею документы на получение жилищного сертификата, в связи с чем ей не был выдан жилищный сертификат.
Представитель ответчика Администрации Верхнекетского района Томской области по доверенности Б., в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, по тем основаниям, что сводный список на 2018 г. сформирован законно и обоснованно на основании действующего законодательства о жилищных субсидиях, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом вступившего в законную силу решения Верхнекетского районного суда Томской области от 22.01.2018 г.
Представитель ответчика Администрации Верхнекетского района Томской области по доверенности Ц., в судебном заседании полагала, что требования Костюк А.Я. удовлетворению не подлежат. Дополнительно пояснила, что в 2011 г. Костюк А.Я. написала заявление о переводе ее из категории «работающие» в категорию «пенсионеры», так как на тот момент гражданам, стоящим в очереди в категории «работающие» жилищные сертификаты, не выделялись, большей частью они выдавались гражданам, состоящим в категории «инвалиды», «пенсионеры». При переходе в другую категорию очередь Костюк А.Я. сначала была определена под № 158 по северному стажу, впоследствии с учетом разъяснений Департамента архитектуры и строительства поставлена по дате подачи заявления о постановке на учет и определена под № 7. При пересмотре порядка формирования очереди в связи с решением суда от 22.01.2018 г. очередь Костюк А.Я. в сводном списке на 2018 г. определена исходя из даты постановки на учет и номера заявления, указанных в журнале учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района, имеющих право на получение субсидии на строительство и приобретение жилья в соответствии с действующей нормой закона на дату изменения условий, на основании которых Костюк А.Я. была поставлена на учет в категорию «работающие», после нее в очереди в сводном списке состоят только те граждане, которые подали заявления о постановке на учет позже, чем Костюк А.Я.
Представители ответчика Департамента архитектуры и строительства в Томской области Ж., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ и С., действующий по доверенности ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представили в суд письменный отзыв, в котором указали, что Департамент архитектуры и строительства в Томской области является ненадлежащим ответчиком по иску Костюк А.Я., так как обязанность по выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам не относится к полномочиям Департамента.
Заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также решений организаций, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, споры об осуществлении прав, соединенные с требованиями о признании незаконными ненормативных актов этих органов или организаций, являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов незаконными, если их исполнение привело к возникновению, изменению, прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Таким образом, требования истца Костюк А.Я. подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ, поскольку заявленные требования связаны с предоставлением за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим израйонов Крайнего Севераи приравненных к ним местностей, что согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации данными в абз.5 и 6 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статья 1 указанного Федерального закона устанавливает, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.
Согласно ст. 10 указанного Федерального закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным выше Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
В соответствии с п. 3 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
На территории Томской области государственные полномочия по регистрации и учету граждан, выезжающих из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", переданы органам местного самоуправления, в том числе органам местного самоуправления муниципального образования «Верхнекетский район», что следует из закона Томской области от 13.04.2006 N 73-ОЗ (ред. от 05.05.2016) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно пункту 9 Положения для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства установленный перечень документов.
На каждого гражданина, поставленного на учет, заводится учетное дело, которое содержит все документы, являющиеся основанием для постановки на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в книге регистрации и учета (пункт 16 Положения).
Пунктом 17 Положения, установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3 по категориям граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными; работающие граждане; граждане, выезжающие из населенных пунктов.
Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 01 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19 Положения).
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что 03 апреля 1998 года Костюк А.Я. обратилась в Администрацию Верхнекетского района Томской области с заявлением и приложенными к нему документами на получении субсидии на строительство и приобретение жилья.
Заявление Костюк А.Я. зарегистрировано в журнале учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района, имеющих право на получение субсидии на строительство и приобретение жилья, 03 апреля 1998 г. под № 292.
В судебном заседании представитель ответчика Ц. пояснила, что в 1997 году журнал учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района, имеющих право на получение субсидии на строительство и приобретение жилья, велся в рукописном виде, начиная с 1998 года по неизвестным ей причинам, такой журнал велся только в электронном виде.
Как следует из выписки из протокола заседаний районной комиссии по вопросам обеспечения регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей № 96 от 03.04.1998 г. Костюк А.Я. с составом семьи из 3 х человек включена в состав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, северный стаж работы при постановке на учет составил 23 г. 01 м.09 дней, категория при постановке на учет – «работающие». Заведено учетное дело №.
В материалах учетного дела Костюк А.Я. имеется заявление от 11.04.2011 г. о переводе ее из категории «работающие» в категорию «пенсионеры». Решением районной комиссии от 22.04.2011 г. Костюк А.Я. переведена из категории «работающие» в категорию «пенсионеры», очередность в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, в категории «пенсионеры» установлена Администрацией Верхнекетского района Томской области исходя из количества северного стажа под № 158.
Согласно списку граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья категория «работающие» по состоянию на 01.01.2011 г. Костюк А.Я. до перехода в категорию «пенсионеры» состояла в очереди по указанной категории под № 7.
В дальнейшем, очередность Костюк А.Я. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья по категории «пенсионеры», приведена в соответствии с действующим законодательством, исходя из даты постановки на учет - 03.04.1998 г. (выписка из протокола заседания районной комиссии от 30.06.3017 г. № 10), и как следует из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья категория «пенсионеры» по состоянию на 01.01.2018 г. очередь Костюк А.Я. определена под № 10.
Порядок формирования сводного списка граждан – участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 г., на момент совершения оспариваемых действий ответчика по определению очереди истца на получение жилищной субсидии в 2018 г. определен разделом II Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы».
Пунктом 24 Правил установлено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (за исключением списка граждан, указанных в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пункте 17 настоящего Положения (пункт 24 Положения).
В соответствии пунктом 25 Положения утвержденные в соответствии с пунктом 24 Положения списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья
На основании Распоряжения Губернатора Томской области от 04.10.2011 г. № 310-р «О мерах по реализации на территории Томской области основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов по основному мероприятию, утвержденного приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области от 12.07.2018 г. № 20-п на Департамент архитектуры и строительства в сфере реализации мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» возложены, в том числе полномочия по оформлению и выдаче органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов.
С учетом указанных выше норм федерального и регионального законодательства орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Департамент архитектуры и строительства Томской утверждает единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формирует сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году и выдает органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области государственных жилищных сертификатов в связи с чем является надлежащим ответчиком по требованию Костюк А.Я. о возложении обязанности выдать ей государственный жилищный сертификат.
Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются: в том числе, в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральнымзаконом"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), - в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством реализация предусмотренного Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ права на предоставление жилищных субсидий с 1 января 2003 года поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, то есть предусматривает возможность получения жилищной субсидии лишь в порядке очередности.
10.02.2017 г. Костюк А.Я. обратилась в Администрацию Верхнекетского района с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата в соответствии в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2018 году для приобретения жилья в г. Томске.
В сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, категория граждан – пенсионеры, утвержденном главой Верхнекетского района в августе 2017 г., очередь Костюк А.Я. определена под № 7.
13.04.2018 г. ответчик Администрация Верхнекетского района письменно уведомила Костюк А.Я. о том, что она включена в список получателей государственных жилищных сертификатов по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г. в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с п.4 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанного выше основного мероприятия Костюк А.Я. предложено в течение месяца со дня получения уведомления представить соответствующие документы.
22.01.2018 г. Верхнекетским районным судом Томской области вынесено решение по гражданскому делу по иску К. к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании действий по определению очереди в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г., имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей, под № 68 незаконными, определении очереди в данном сводном списке в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г.
Указанным выше решением суда, вступившим в законную силу 27.04.2018 г., требования истца удовлетворены частично. Действия Администрации Верхнекетского района Томской области, выразившиеся в определении очереди К. под № 68 в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г. признаны незаконными, на Администрацию возложена обязанность определить очередность Кукшинского А.А. в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Апелляционным определением Томского областного суда от 27.04.2018 г. решение Верхнекетского районного суда Томской области от 22.01.2018 г. оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В связи с вступлением решения Верхнекетского районного суда Томской области от 22.01.2018 г. в законную силу Администрацией Верхнекетского района Томской области в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г. внесены соответствующие изменения.
В результате чего, исходя из представленного в суд вновь сформированного сводного списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г. очередь истца определена под № 75, о чем Администрация Верхнекетского района Томской области уведомила Костюк А.Я. 04.07.2018 г.
Как пояснила представитель ответчика Ц., исполняя решения суда и определяя очередь К. в сводном списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», очередность других лиц в списке была изменена, в том числе, и Костюк А.Я., поскольку их очередность не соответствовала нормам закона.
Костюк А.Я., считая, что она должна состоять в сводном списке граждан на 2018 г. под № 7, а не под №75, как определено Администрацией Верхнекетского района после внесения изменений сводный список на 2018 г., указывает на то, что статьей 2 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ установлено, что граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан, т.е. поскольку на дату перехода из категории «работающие» в категорию «пенсионеры» ее номер очереди в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат, по категории «работающие» был определен под № 7, следовательно, такая же очередность должна быть сохранена и при переходе в другую категорию, и соответственно такой же номер очереди должен быть и при ежегодном формировании сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в соответствующем году.
Указанные доводы истца не состоятельны и основаны на неправильном понимании ст. 2 Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 г.
Так, до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентировалось Федеральными законами № 116-ФЗ от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и № 131-ФЗ от 25.07.1998 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статья 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 17 августа 1996 года предусматривала, что очередность предоставления субсидий гражданам определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании положений статьи 2 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержались и в статье 10 Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 г. - очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным постановлением главы администрации Томской области № 211 от 9 июня 1999 г. порядком определения очередности предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сдачи занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования на территории Томской области очередность предоставления жилищных субсидий гражданам устанавливалась исходя из продолжительности их стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Российской Федерации (п. 3).
С 01.01.2003 года правоотношения, возникшие по поводу предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Часть 3 ст.2 Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» действительно предусматривает, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
По смыслу указанной выше нормы изменение законодательного регулирования предоставления жилищных субсидий в связи с принятием соответствующего федерального закона не является основанием для перерегистрации с иной датой постановки на очередь и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона № 125-ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Таким образом, сохранение очередности в данном случае связано с изменением законодательного регулирования, а не с переходом граждан, состоящих в очереди на получение жилищных субсидий, из одной категории в другую.
Доводы Костюк А.Я. о том, что при пересмотре ответчиком очереди К. в сводном списке на 2018 г. после вынесения решения суда от 22.01.2018 г. по его иску, ее очередь измениться не должна была также несостоятельны.
Судами первой и апелляционных инстанций по указанному выше гражданскому делу по иску К. к Администрации Верхнекетского района порядок формирования Администрацией Верхнекетского района Томской области сводного списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 г., основанный на нарушении законных интересов других лиц, имеющих первоочередное право на получение жилищной субсидии, а также на не соблюдении порядка очередности ее предоставления, признан противоречащим целям и задачам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и положениям ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Исследовав сводный список граждан на 2018 г., в котором Костюк А.Я. определена под № 7 суд установил, что часть граждан, в том числе и Костюк А.Я. не могли быть поставлены в очередь на получение жилищных сертификатов раньше К., поскольку подали заявления о постановке их на учет в более поздние сроки, чем он.
Таким образом, Администрация Верхнекетского района осуществляя работу по приведению в соответствие с действующим законодательством о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сводный список граждан на 2018 г., и определяя очередь К. в указанном списке не могла не изменить очередность граждан, поставленных в указанном списке с нарушением указанного законодательства.
Федеральным законом № 212-ФЗ от 17.07.2011 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившим в силу с 1 января 2012 года в статью 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ внесены следующие изменения: очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
До указанного выше изменения законодательства в отношении граждан, состоящих в очереди, имеющих право на получение жилищных субсидий, в случае изменения условий, на основании которых они были поставлены на учет, порядок перехода в другую категорию определялся в соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 года (в редакции до 07.11.2008 г.), которым было предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления,) либо они подлежат снятию с учета.
Согласно сводному списку граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, утвержденному 22 июня 2018 г. в связи с принятием Верхнекетским районным судом Томской области решения от 22.01.2018 г. Администрацией Верхнекетского района очередь К. определена под №.
Представитель ответчика Ц. в судебном заседании пояснила, что очередь Костюк А.Я. определена исходя из даты постановки на учет и номера заявления, указанных в журнале учета граждан, выезжающих из Верхнекетского района, имеющих право на получение субсидии на строительство и приобретение жилья в соответствии с действующей нормой закона на дату изменения условий, на основании которых Костюк А.Я. была поставлена на учет в категорию «работающие», после нее в очереди в сводном списке состоят только те граждане, которые подали заявления о постановке на учет позже, чем Костюк А.Я.
Анализируя указанный сводный список, суд установил следующие обстоятельства.
Условия, на основании которых Костюк А.Я. была поставлена на учет в категорию «работающие», изменились до вступления в силу Федерального закона № 212-ФЗ от 17.07.2011 г. (21.08.2001 года возникло право на трудовую пенсию по старости, северный стаж 23 г. 01 мес. 09 дней), в связи с чем в сводный список по категории «пенсионеры» она должна быть поставлена по дате подачи первоначального заявления – 03.04.1998 г.
Как следует из сводного списка, Костюк А.Я. поставлена в очередь за В.., которая также как и истец переведена из категории "работающие" 04.06.2008 г. с северным стажем 23 года 02 мес.19 дней и поставлена в очередь по дате постановки на учет - 30.04.1997 г.
После Костюк А.Я. в очереди под № 76 состоит П., которая также как и истец подала заявление о постановке на учет 03.04.1998 г., заявление №, переведена из категории "работающие" с северным стажем 20 л. 08 мес. 17 дней и поставлена по дате постановки на учет.
С номера 1 по номер 60 и с номера 64 по 72 (граждане, подавшие заявление о постановке на учет в период с 26.04.1997 г. по 01.01.2003 г.), очередь определена исходя из продолжительности стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Российской Федерации в соответствии с законодательством о жилищных субсидиях, действующего до вступления в законную силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Под № 61,62,63 в сводном списке значится С., М., Ш., условия, на основании которых они были поставлены на учет в других категориях, изменились до вступления в законную силу Федерального закона № 212-ФЗ от 17.07.2011 г., поэтому в категорию «пенсионеры» они поставлены по дате подаче первоначального заявления: 26.04.1997 г. в зависимости от номера, под которым зарегистрированы их заявления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия Администрации Верхнекетского района Томской области по определению очереди истца в сводном списке граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, утвержденном 22 июня 2018 г. под № 75 не противоречат положениям Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не нарушают права других лиц на первоочередное получение социальной выплаты и не противоречит принципу очередности обеспечения данной социальной выплатой.
Администрация Верхнекетского района Томской области при определении очереди истца действовала в соответствии с указанным выше законодательством о жилищных субсидиях в пределах предоставленных ей полномочий, права и законные интересы истца не нарушены, Костюк А.Я. не лишена возможности получить жилищный сертификат в порядке установленной очередности, ее очередь в сводном списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году определен под № 60.
Доводы истца о том, что она не получила жилищный сертификат по причине того, что Администрация Верхнекетского района допустила волокиту в своей работе и своевременно, в то время, когда она значилась в очереди под №7, не направила в адрес Департамента архитектуры и строительства Томской области представленные ею документы на его получение отклоняются, поскольку после того как 13.04.2018 г. она была уведомлена о включении в список получателей государственных жилищных сертификатов 27.04.2018 г. вступило в законную силу решение Верхнекетского районного суда от 22.01.2018 г., которым порядок формирования сводного списка граждан признан несоответствующим законодательству о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следовательно, направление документов истца и других лиц, чья очередь в исходном сводном списке на 2018 г. была определена не в соответствии с указанным выше законодательством повлекло бы нарушения прав граждан на получение социальной выплаты, вставших на учет в более ранние сроки и большим стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
При таких обстоятельствах требования истца к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании действий по определению очереди в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г., незаконными, возложении обязанности восстановить в прежней очереди под № 7 удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что требование Костюк А.Я. о восстановлении в сводном списке в прежней очереди под №7 удовлетворению не подлежит, следовательно, требование, заявленное к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о выдаче жилищного сертификата, также не подлежит удовлетворению, поскольку получение жилищного сертификата находится в прямой зависимости от очередности в сводном списке. Согласно сведениям, представленным Администрацией Верхнекетского района, в 2018 году 31 человек получил государственные жилищные сертификаты, в том числе из категории «пенсионеры» 5 человек. Принимая во внимание, что очередь истца определена под номером 75, то у суда отсутствуют основания, возлагать на ответчика обязанность выдать истцу жилищный сертификат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Костюк Александры Яковлевны к Администрации Верхнекетского района Томской области о признании незаконными действий по определению очереди в сводном списке граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 г., возложении обязанности восстановить в прежней очереди, к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Верхнекетский районный суд Томской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подписано Я.Ф. Давыдчик
На момент размещении на сайт не вступило в законную силу.