ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-20/19 от 13.02.2019 Баяндаевского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Баяндай ДД.ММ.ГГГГ

Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Цыреновой Л.Д., при секретаре Алсановой Г.Н., с участием старшего помощника прокурора Баяндаевского района Михайловой Г.В., представителя ответчика – администрации муниципального образования Баяндаевский район Буентуевой Ю.Е., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика- МБОУ «Васильевская СОШ» и представителя третьего лица -Управления образования АМО Баяндаевский район» Мануева А.С., представившего доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к МБОУ «Васильевская СОШ» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательной организации, к администрации муниципального образования «Баяндаевский район» об обязании обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Баяндаевского района обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к МБОУ «Васильевская СОШ» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательной организации, к администрации муниципального образования «Баяндаевский район» об обязании обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий, указав, что прокуратурой Баяндаевского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательных организациях. Так в МБОУ «Васильевская СОШ» выявлены следующие нарушения: здание школы не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; данный объект (территория) не оборудован инженерно-техническим средством и системой охраны- металлодетектором. Учредителем МБОУ «Васильевская СОШ» является администрация муниципального образования «Баяндаевский район», которая им финансируется в соответствии с законодательством на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ. Источниками формирования финансовых ресурсов образовательной школы являются бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с чем администрация муниципального образования «Баяндаевский район» обязана обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности обучающихся в образовательной школе. Поскольку МБОУ «Васильевская СОШ» является образовательной организацией, круг обучающихся в которой формируется и изменяется ежегодно, поэтому определить круг лиц, интересы которых нарушены либо будут нарушены в будущем не представляется возможным, с связи с этим прокурор обратился в интересах неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности, в том числе, антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей, является одним из направлений государственной политики РФ. При таких обстоятельствах прокурор вправе обратиться еще и в интересах РФ.

Истец просил суд обязать ответчика муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Васильевская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся образовательной организации, а именно: - оборудовать здание МБОУ «Васильевская СОШ» системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации; - МБОУ «Васильевская СОШ» оборудовать инженерно-техническим средством и системой охраны – металлодетектором. Обязать администрацию муниципального образования «Баяндаевский район» обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности обучающихся в МБОУ «Васильевская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В отзыве на исковое заявление ответчик администрация муниципального образования «Баяндаевский район» согласилась с необходимостью оснащения здания школы системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, необходимостью оборудования инженерно-техническим средством и системой охраны – металлодетектором.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Баяндаевский район» Буентуева Ю.Е. исковые требования прокуратуры признала, со сроком исполнения согласна.

Представитель ответчика –МБОУ «Васильевская СОШ» и представитель третьего лица - МКУ «Управление образования администрации муниципального образования Баяндаевский район» Мануев А.С. с исковыми требованиями прокурора согласен, со сроком исполнения согласен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно положениям п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.

В соответствии со статьей 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательное учреждение создает безопасные условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Частью 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).

Согласно Уставу МБОУ «Васильевская СОШ» учредителем данного образовательного учреждения является муниципальное образование Баяндаевский район, функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования Баяндаевского района.

К компетенции МБОУ «Васильевская СОШ» относится, в числе прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся и работников учреждения (Устав МБОУ «Васильевская СОШ»).

В соответствии с Уставом указанное образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за учащимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников учреждения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с п. 22 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного суд полагает, что МБОУ «Васильевская СОШ» не оборудовано системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуации, не оборудована инженерно-техническим средством и системой охраны- металлодетектором, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов на территории образовательного учреждения.

Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение при рассмотрении дела по существу и сторонами не оспаривались.

В связи с чем суд полагает исковые требования прокурора в части обязания МБОУ «Васильевская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации; обеспечить инженерно-техническим средством и системой охраны- металлодетектором, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления относится самостоятельное осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

На основании изложенного суд полагает возложить обязанность по обеспечению финансирования мероприятий, направленных на обеспечение безопасности обучающихся в МБОУ «Васильевская СОШ» на администрацию муниципального образования «Баяндаевский район».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, суд приходит к выводу о том, что требуемые прокурором сроки исполнения обязательств: на МБОУ «Васильевская СОШ» до ДД.ММ.ГГГГ и на АМО «Баяндаевский район» до ДД.ММ.ГГГГ, являются разумными, для выполнения возложенных на них обязательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Баяндаевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к МБОУ «Васильевская СОШ» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательной организации, к администрации муниципального образования «Баяндаевский район» об обязании обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий, удовлетворить,

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Васильевская средняя общеобразовательная школа» Баяндаевского района Иркутской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся в образовательной организации, а именно:

- оборудовать здание МБОУ «Васильевская СОШ системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;

- МБОУ «Васильевская СОШ» оборудовать инженерно-техническим средством и системой охраны- металлодетектором.

Обязать администрацию муниципального образования «Баяндаевский район» обеспечить финансирование мероприятий, направленных на обеспечение безопасности обучающихся в МБОУ «Васильевская СОШ», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Баяндаевский районный суд Иркутской области.

Судья Л.Д.Цыренова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Л.Д.Цыренова