Дело № 2-20/2019 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский городской суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.
при секретаре Михеевой К.Ю.,
с участием представителя ответчика по доверенности Пыльникова И.А,
третьего лица Анисимова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове
25 марта 2019 года
гражданское дело по иску Беляковой Н. В. к Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Белякова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение – квартиру, состоящую из одной комнаты, размером общей площади от 38,8 кв.м. до 40,8 кв.м.
Требования мотивирует тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 06 сентября 2010 г. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенной на втором этаже по адресу: <адрес>.
Собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру является Анисимов С.И.
Межведомственной комиссией 26 августа 2011 г. дано заключение №25 о необходимости проведения капитального ремонта многоквартирного <адрес>.
Многоквартирный дом включен в Адресную программу Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 25 июня 2013 г. №272-пп.
23 сентября 2015 г. она заключила предварительный договор мены жилых помещений №037/2015 с Администрацией МО «Городское поселение – г.Осташков», по условиям которого Администрация обязалась приобрести у застройщика в муниципальную собственность и передать ей жилое помещение – квартиру, состоящую из одной комнаты, размером общей площади от 38,8 кв.м. до 40 кв.м., но не более, взамен изымаемого аварийного жилого помещения.
Срок предварительного договора мены жилых помещений истек 23 сентября 2016 г. Основной договор не заключался. Администрация взятые на себя обязательства не выполнила.
Постановлением Осташковского городского округа №502 от 09 апреля 2018 г. утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018 г. Жилой дом № по проспекту <адрес> включен в программу.
Решение органа местного самоуправления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным жилым домом № с изъятием путем выкупа жилых помещений, в том числе и <адрес> не принималось, выкупная цена изымаемого жилого помещения не определялась, тем самым процедура предшествующая изъятию жилого помещения Администрацией не соблюдена. До настоящего времени договор мены между сторонами не заключен.
Поскольку до настоящего времени выкупная цена изымаемого жилого помещения не определена, равнозначное жилое помещение не предоставлено обратилась в суд с настоящими требованиями.
Истец Белякова Н.В. и ее представитель Утышев А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке, представили суду повторное ходатайство об отложении разбирательства дела в связи с намерением заключения с ответчиком мирового соглашения, которое, с учетом мнения участвующих в деле лиц, оставлено судом без удовлетворения.
Представитель ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности Пыльников И.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.
Третье лицо Анисимов С.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Беляковой Н.В. возражал, просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, действие которого, согласно пункта 2, распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Правоотношения между собственниками жилых помещений жилого дома, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, и органами государственной власти, органами местного самоуправления регулируются ст.32 Жилищного кодекса РФ, которой предусмотрен порядок изъятия у собственника жилого помещения для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч.1 ст.32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
В силу ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
При этом жилищное законодательство не предусматривает возможность возложения на государственный орган (орган местного самоуправления) обязанности по заключению таких соглашений с собственниками жилых помещений многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу. Соглашения заключаются добровольно в рамках процедуры изъятия жилых помещений путем выкупа.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп.
Таким образом, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
Материалами дела установлено, что Белякова Н.В. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 39,2 кв.м., расположенной на втором этаже по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 06 сентября 2010 г., удостоверенного Арефьевой Н.А., нотариусом Осташковского нотариального округа Тверской области р.№1-0-535. Собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру является Анисимов С.И. (л.д.8, 12).
Заключением межведомственной комиссии №25 от 26 августа 2011 г. постановлено провести капитальный ремонт многоквартирного жилого <адрес> (л.д.9,10, 37,38).
В целях участия в реализации Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и получения финансовой поддержки на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в МО «Городское поселение – г. Осташков» на 2013-2015 годы, постановлением Администрации МО «Городское поселение – г. Осташков» № 346 от 28.05.2013 года утверждена Адресная программа МО «Городское поселение – г. Осташков» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда МО «Городское поселение – г. Осташков» на 2013-2015 годы (л.д.40-54).
Законом Тверской области № 27-ЗО от 17.04.2017 года создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ, Муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории МО «Осташковский район»: городское поселение город Осташков, Ботовское сельское поселение, Ждановское сельское поселение, Залучьенское сельское поселение, Замошское сельское поселение, Мошенское сельское поселение, Свапущенское сельское поселение, Святосельское сельское поселение, Сиговское сельское поселение, Сорожское сельское поселение, Хитинское сельское поселение, объединены во вновь образованное муниципальное образование, наделенное статусом городского округа с наименованием Осташковский городской округ.
В силу п.2 ст.1 Устава Осташковского городского округа Тверской области органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Осташковский городской округ в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Осташковского района, городского поселения – город Осташков, Ботовского сельского поселения, Ждановского сельского поселения, Залучьенского сельского поселения, Замошского сельского поселения, Мошенского сельского поселения, Свапущенского сельского поселения, Святосельского сельского поселения, Сиговского сельского поселения, Сорожского сельского поселения, Хитинского сельского поселения.
Постановлением Осташковского городского округа №502 от 09 апреля 2018 г. утверждена Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018 г. Жилой дом №<адрес> включен в программу.
Решением Осташковского городского суда Тверской области от 19 октября 2018 г., вступившим в законную силу 15 января 2019 г. в удовлетворении исковых требований Администрации Осташковского городского округа Тверской области к Беляковой Н.В. и Анисимову С.И. о возложении обязанности заключить договор мены принадлежащего им на праве собственности жилого помещения – <адрес>, общей площадью 39,2 кв. м., расположенной в <адрес><адрес>, на находящееся в муниципальной собственности жилое помещение - квартиру № 16, общей площадью 60,4 кв. м., расположенную в строении № 1 дома № 8а по улице Строителей города Осташкова Тверской области, отказано. Основанием к принятию судом решения об отказе в иске явилось отсутствие согласия Беляковой Н.В., Анисимова С.И. на заключение договора мены и несоблюдение Администрацией процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения (л.д.25-28, 83-85).
13 августа 2018 г. Администрация Осташковского городского округа направила в адрес Беляковой Н.В. и Анисимова С.И. требование о реконструкции аварийного дома в срок до 15 сентября 2018 г. (л.д.58), которое получено и не исполнено.
Доводы истца о том, что органом местного самоуправления решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным жилым домом № с изъятием путем выкупа жилых помещений, в том числе и <адрес> не принималось, выкупная цена изымаемого жилого помещения не определялась, опровергаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.
Так, 20 ноября 2018 г. главой Администрации Осташковского городского округа принято постановление №1926 об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд (л.д.134).
Также Администрацией определена рыночная стоимость размера возмещения за жилое помещение, подлежащее изъятию, расположенное по адресу: <адрес>. Размер возмещения, согласно отчету №14/10-18ю составил 829 020 руб. (л.д.64-66).
Главой Администрации Осташковского городского округа 20 ноября 2018 г. принято постановление №1927 «О предоставлении Беляковой Н.В. и Анисимову С.И. возмещения за изымаемое жилое помещение» (л.д.63).
22 ноября 2018 г. в адрес Беляковой Н.В. и третьего лица Анисимова С.И. Администрацией направлены: копия постановления Администрации №1926 от 20 ноября 2018 г., проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выкупа и отчет об оценке изымаемого жилого помещения (л.д.61,62).
Таким образом, выкупная цена изымаемого жилого помещения в установленном законом порядке ответчиком определена.
Для переселения Беляковой Н.В. и Анисимова С.И. из аварийного дома в рамках реализации указанной Адресной программы, в которую был включен, в том числе и жилой <адрес><адрес> г.Осташкова Тверской области, Администрацией было приобретено жилое помещение – квартира №16, площадью 60,4 кв.м., расположенная в строении №1 дома №8а по ул.Строителей г.Осташкова Тверской области (л.д.55-57).
Обращение истца в суд с настоящим иском свидетельствует о том, что она выбрала предоставление иного жилого помещения вместо аварийного.
Как следует из вступившего в законную силу 15 января 2019 г. решения Осташковского городского суда Тверской области Беляковой Н.В. и Анисимову С.И. Администрацией была предложена мена <адрес> аварийном доме на квартиру № 16, находящуюся в муниципальной собственности, в новом многоквартирном жилом доме № 8а строение № 1 по ул. Строителей г.Осташкова Тверской области, однако Белякова Н.В. и Анисимов С.И. отказались от переселения в предложенное жилое помещение.
Доводы Беляковой Н.В. о несогласии с предложенной ей органом местного самоуправления квартирой сводиться к тому, что ей и Анисимову С.И. должны быть предоставлены отдельные квартиры.
Из приведенных норм права в их совокупности следует, что органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома в связи с его ветхостью и аварийностью, другим благоустроенным жилым помещением обеспечиваются лица, занимающие такие дома по договору социального найма, а в случае с собственником жилого помещения в таком доме, предоставление другого благоустроенного жилого помещения имеет иной определенный порядок, а именно собственнику жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем сносу, иное жилое помещение предоставляется в случае изъятия земельного участка, расположенного под этим домом, для государственных, муниципальных нужд, либо в случае включения лиц, проживающих в таком доме в региональную или муниципальную программу переселения из ветхого аварийного дома путем составления соглашения с собственником о выкупе либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, на что обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", указавшего, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, суду следует проверить, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан (абзац 2 пункта 37).
Этому разъяснению корреспондирует неоднократно высказанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием, гарантированное статьей 18 Конституции Российской Федерации, предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Предоставляемое ответчиком в рамках Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда жилое помещение благоустроено применительно к условиям города Осташкова (в данной квартире имеются холодное и горячее централизованное водоснабжение, канализация, центральное отопление, электроснабжение, туалет и ванная), оно является большим по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, находится в границах населенного пункта г.Осташкова Тверской области. Многоквартирный жилой дом введен в эксплуатацию, что указывает на его соответствие санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Согласно материалам дела <адрес>, расположенная в аварийном многоквартирном <адрес><адрес>, включенном в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, находится в долевой собственности истца Беляковой Н.В. и третьего лица Анисимова С.И.
Поскольку аварийное жилое помещение находится в долевой собственности, жилое помещение, предоставляемое в рамках Адресной программы по переселению граждан, также подлежит предоставлению в долевую собственность соразмерно их долям в общей долевой собственности на изымаемое недвижимое имущество, что соответствует требованиям п.9 ст.56.8 Земельного кодекса РФ, регулирующей особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Требование к равнозначности предоставляемого Администрацией Осташковского городского округа жилого помещения применительно к ст.32 Жилищного кодекса РФ, а также применительно к условиям, закрепленным в Адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Осташковского городского округа Тверской области, органом местного самоуправления соблюдено полностью.
От предоставленного Администрацией равнозначного жилого помещения по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Строителей, дом №8а, строение 1, квартира 16 истец Белякова Н.В. и третье лицо Анисимов С.И. отказались.
Постановления главы Администрации Осташковского городского округа от 20 ноября 2018 г. «Об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме для муниципальных нужд» и «О предоставлении Беляковой Н.В. и Анисимову С.И. возмещения за изымаемое жилое помещение» не оспорены.
Оснований для возложения на Администрацию Осташковского городского округа, действующей в рамках Адресной программы Осташковского городского округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обязанности по предоставлению отдельного жилого помещения по выбору истца, действующим законодательством не предусмотрено.
Оценивая доводы истца Беляковой Н.В., ссылающейся на предварительный договор №037/2015 г. мены жилых помещений, заключенный ею с Администрацией, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
В соответствии со ст.567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В силу ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (ст. 550 ГК РФ).
Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 (право преимущественной покупки) настоящего Кодекса.
Согласно ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
23 сентября 2015 г. между Администрацией МО «Городское поселение – г.Осташков» и Беляковой Н.В. был заключен предварительный договор мены жилых помещений, согласно которому Администрация обязуется приобрести у застройщика в муниципальную собственность МО «Городское поселение – г.Осташков» и передать в собственность Беляковой Н.В. жилое помещение – квартиру, состоящую из одной жилой комнаты, размером общей площади от 38,8 кв.м. до 40,8 кв.м., но не более, взамен изымаемого у Беляковой Н.В. аварийного жилого помещения. Белякова Н.В. обязуется передать в муниципальную собственность МО «Городское поселение – г.Осташков» 38,8 кв.м. приходящиеся на принадлежащие ей ? доли в праве общей долевой собственности на комнаты №№ в коммунальной <адрес>, расположенной в аварийном жилом <адрес><адрес> размером общей площади 39,2 кв.м. в том числе жилой площади 30,4 кв.м., с правом пользования площадью вспомогательных помещений в размере 12,5 кв.м. При этом в договоре не указан срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Таким образом, исходя из положений ст.429 ГК РФ, основной договор подлежал заключению между сторонами в течение года с момента заключения предварительного договора, т.е. до 23 сентября 2016 г.
В подписанном сторонами предварительном договоре не определены условия о предмете договора (не указана площадь, местонахождение, предоставляемого Администрацией жилого помещения), не указана выкупная цена изымаемого жилого помещения.
Также из содержания предварительного договора не усматривается, что соблюдены требования закона (ст.250, 246 ГК РФ) в отношении остальных участников общей долевой собственности при его заключении, доказательств обратному суду не представлено.
Поскольку предварительный договор мены квартир от 23 сентября 2015 г., заключенный между Администрацией и истцом Беляковой Н.В., не содержит в себе условия о предмете договора, выкупной цене изымаемого жилого помещения, оспариваемый договор не прошел государственную регистрацию, основной договор мены между сторонами не заключен, стороны с таким предложением друг к друг не обращались, представленный Беляковой Н.В. предварительный договор мены жилых помещений №037/2015, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований истца.
Ходатайство истца и его представителя об отложении судебного заседания не подлежит удовлетворению, так как данных о том, что стороны пришли к взаимному соглашению в целях урегулирования возникшего между ними спора, не представлено. Представитель Администрации по доверенности Пыльников И.А., а также третье лицо Анисимов С.И. возражали против заключения мирового соглашения.
На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Беляковой Н.В. надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Беляковой Н. В. к Администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение – квартиру, состоящую из одной комнаты, размером общей площадью от 38,8 кв.м. до 40,8 кв.м., оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме 01 апреля 2019 года.
Судья: