ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-20/20 от 03.02.2020 Кизилюртовского районного суда (Республика Дагестан)

Гр.дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"03" февраля 2020 <адрес> районный суд РД

в составе председательствующего судьи Хасаева А.Х.,

с участием старшего помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дибирова М.Д.,

при помощнике Алхановой А.З., секретаре Нугаевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Мусалаеву Гаджимураду Османовичу о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочного материала на АГЗС «Заря» в селе Н.<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан,

УСТАНОВИЛ:

Кизилюртовский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Мусалаеву Гаджимураду Османовичу о приостановлении деятельности по реализации горюче-смазочного материала на АГЗС «Заря» в селе Н.<адрес>, создающей опасность для жизни и здоровья граждан. При этом прокурор ссылается на то, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной и промышленной безопасности при реализации сжиженного углеводородного газа (далее - СУЕ) на автозаправочной станции «Заря», расположенной в сел.Н.<адрес>, в ходе которой установлено, что индивидуальным предпринимателем Мусалаевым Г.О., осуществляющим эксплуатацию АГЗС в сел.Н.<адрес> в нарушение Федерального закона от 21 июля 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - закон №116-ФЗ) договор об обслуживании с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями не заключил, собственные профессиональные аварийно-спасательные службы не создал, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности не принял, не разработал план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, аттестацию не прошел.

В соответствии с требованиями пункта 15 Правил безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива, утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» Организация, эксплуатирующая автозаправочную станцию, обеспечивает эксплуатацию систем газоснабжения, оборудования, относящегося к работе автозаправочной станции, а также прием газомоторного топлива из автомобильных цистерн, хранение газомоторного топлива в резервуарах, заправку газомоторного топлива в баллоны автотранспортных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящих Правил, других норматив правовых актов и нормативно-технических документов;

Пунктом 12 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Однако, вопреки требованиям ч.1 ст.9 закона №116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не продлен.

Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ руководители организации, граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, несут персональную ответственность за ее соблюдение.

Федеральным законом от 22.07.2008г. -Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - закон -Ф3) установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима (далее - ПНР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности

Приказом МЧС России от 05.05.2014г. «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее - ТБП) устанавливаются требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств»

Проверкой, проведенной совместно с ОНД и ПР по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м МЧС России по <адрес> установлены следующие нарушения пожарной безопасности при реализации моторного топлива на АГЗС: Отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (п. 2 ППР в РФ )1; не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) зданий кафе и подсобных помещений в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п.21 ППР РФ ); при заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 ППР в РФ ); планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы (п.9 НПБ 111-98*); на выезде и въезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п.9 НПБ 111-98*); расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС с одностенными резервуарами составляет менее 100 метров (п.32, таб П.6.4 НПБ 111-98*); расстояние от зданий операторной до топливно-раздаточной колонки (СУГ) составляет менее 9 метров (п.6.2, таб.2 НПБ 111-98*); АЗС не оснащена телефонной или радиосвязью (п.43 НПБ 111-98*); АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п.43 НПБ 111-98*); помещения АЗС (кафе, подсобные помещения) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п.96* НПБ 111-98*); между заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. (приложение 6 п.13 НПБ 111-98*); отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающая предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п.19.4 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*); резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 111-98*); заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*); сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п.20.10 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.24* НПБ 111-98*); не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (ст.133 ФЗ); не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст.20 № 123-ФЗ); общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение п.20.1 НПБ 111-98*.

Дальнейшая эксплуатация АГЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.

В этой связи, нарушаются права граждан на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду, установленные ст.ст.7, 20, 41 Конституции Российской Федерации. В интересах обеспечения прав граждан на здоровье и благополучную окружающую среду прокурор вправе обратиться в суд с постановкой вопроса о запрете незаконной деятельности АГЗС.

Согласно ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива.

Старший помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дибиров М.М. требования, изложенные в исковом заявлении прокурора, полностью поддержал и просил их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Ответчик Мусалаев Гаджимурад Османович исковые требования признал и пояснил, что предпринимаются меры к устранению указанных в исковом заявлении нарушений пожарной и промышленной безопасности, и он не возражает против приостановления деятельности по реализации газомоторного топлива.

Заслушав объяснения прокурора и исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора является обоснованным и основанным на законе, в связи, с чем подлежит удовлетворению.

Так, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем Мусалаевым Г.О. в нарушение ч.1 ст.9 закона №1 16-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, срок действия которого истек ДД.ММ.ГГГГ, не продлен.

Кроме того, опасный производственный объект (АЗС), эксплуатируемый индивидуальным предпринимателем Мусалаевым Г.О., вопреки требованиям ч.1 ст.9 закона №116-ФЗ эксплуатация взрывоопасного производственного объекта производится без получения лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В нарушение ч. 1 ст.9 116-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного промышленного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте не продлен.

Вместе с этим, выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПИР). Так, на территории АЗС отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил (п. 2 ППР в РФ )1; не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) зданий кафе и подсобных помещений в соответствии с инструкцией изготовителя и не составлен акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) (п.21 ППР РФ ); при заправке транспортных средств топливом не соблюдаются следующие требования: расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства не обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (пп. «в» п. 450 ППР в РФ ); планировка АЗС не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за её пределы (п.9 НПБ 111-98*); на выезде и въезде с территории АЗС отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 метра или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п.9 НПБ 111-98*); расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до МАЗС с одностенными резервуарами составляет менее 100 метров (п.32, таб П.6.4 НПБ 111-98*); расстояние от зданий операторной до топливно-раздаточной колонки (СУГ) составляет менее 9 метров (п.6.2, таб.2 НПБ 111-98*); АЗС не оснащена телефонной или радиосвязью (п.43 НПБ 111-98*); АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п.43 НПБ 111-98*); помещения АЗС (кафе, подсобные помещения) не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п.96* НПБ 111-98*); между заправочными островками с другими видами топлива не устроены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич) высотой не менее 2 м. (приложение 6 п.13 НПБ 111-98*); отсутствует автоматическая система противоаварийной защиты, обеспечивающая предотвращение дальнейшего развития аварии (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.) (приложение 6 п.19.4 НПБ 111-98*); резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п. 20.5 НПБ 111-98*); резервуары с жидким моторным топливом не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90% заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95% заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с. (п.54 НПБ 111-98*); заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6 п. 20.9 НПБ 111-98*); сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т.п.) (приложение 6 п.20.10 НПБ 111-98*); для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.24* НПБ 111-98*); не представлена сопроводительная документация с информацией о показателях пожарной опасности на реализуемые СУГ и жидкое моторное топливо (ст.133 ФЗ); не представлена документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаровзрывоопасности или пожарной опасности. Отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (ст.20 № 123-ФЗ); общая вместимость резервуара для СУГ превышать нормативное значение п.20.1 НПБ 111-98*.

Дальнейшая эксплуатация АГЗС с нарушениями норм и правил пожарной и промышленной безопасности может влечь за собой человеческие жертвы, поскольку жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, работающих на данном объекте, а также посещающих его (водители транспортных средств, сотрудники контролирующих органов и т.д.), подвергаются опасности.

Ответчик каких-либо доказательств полного устранения указанных в исковом заявлении нарушений норм и правил пожарной и промышленной безопасности не представил.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Таким образом, требования прокурора основаны на законе и обоснованы представленными доказательствами, в связи с чем суд находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.193-199, 254-257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Мусалаева Гаджимурада Османовича по реализации горючих газов в автогазозаправочной станции «Заря» в селе Н.<адрес> до устранений нарушений требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: