ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-20/20 от 11.03.2020 Черемшанского районного суда (Республика Татарстан)

Дело №2-20/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Черемшан

резолютивная часть решения составлена и объявлена 11 марта 2020 года

в мотивированном виде решение составлено 13 марта 2020 года

Черемшанский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Макарова Д.В., при секретаре судебного заседания Булычевой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Исполнительному комитету Черемшанского муниципального района Республики Татарстан о взыскании недополученной суммы социальной выплаты,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование иска указал, что решением общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района Республики Татарстан от 4 октября 2013 года №279, он и его члены семьи из 4-х человек были включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», в последующем переименованной в «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

В целях реализации своего права, истец использовал собственные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства жилья. Размер субсидии составляет 70 % от расчетной стоимости строительства жилого дома и субсидия на состав семьи из 4-х человек составляет 1 449 000 рублей.

19 июля 2016 года, 25 мая 2017 года, 30 мая 2017 года, 7 июня 2017 года, 6 августа 2017 года, 2 августа 2018 года, 20 августа 2018 года была получена социальная выплата (субсидия) на общую сумму 369 000 рублей, хотя в соответствии с законодательством субсидия должна выделяться один раз в полном объеме. Оставшуюся недополученную сумму субсидии Исполнительный комитет Черемшанского муниципального района не перечислил. В связи с чем, для завершения строительства жилого дома она была вынуждена использовать свои денежные средства и денежные средства, взятые по договору займа у других лиц. На основании изложенного, истица просит суд взыскать с Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района РТ 1 080 000 рублей в качестве недополученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

Определением Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 10 февраля 2020 года ФИО2 привлечена к участию в деле в качестве соистца.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 и представитель ФИО3 исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представители ответчика ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, по мотивам, изложенным в возражении, просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ФИО7 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания. Представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что договоры и все материалы дела свидетельствуют о том, что социальные выплаты были направлены на строительство жилого дома. Исполнительным комитетом в 2019 году была запрошена от истца актуализированная справка, выданная специализированной организацией для определения остатка сметной стоимости строительства. Запрашиваемый исполнительным комитетом документ истцом по настоящее время не предоставлен. А также за наличие в муниципальном районе нескольких участников прошлых лет, не получивших социальные выплаты в полном объеме, ответственен исполнительный комитет. Просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Заслушав истцов их представителя, представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приложение № 2 к Правилам предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Татарстан бюджетам муниципальных образований Республики Татарстан на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты). Социальные выплаты гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) местных бюджетов. Социальные выплаты, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) средств местного бюджета, составляют не более 70 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств граждан составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Как следует из пункта 4 Типового положения, гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 12 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 16 настоящего Типового положения. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий, осуществляемое органами местного самоуправления по месту постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 8 Порядка предоставления социальных выплат гражданам, гражданин, которому предоставляется социальная выплата, имеет право ее использовать:

а) на приобретение жилого помещения в сельской местности. Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин постоянно проживает;

б) на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома);

в) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.

В судебном заседании установлено, что 21 сентября 2013 года ФИО1 обратился с заявлением к руководителю Исполнительного комитета Черемшанского муниципального района о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Социальное развитие села до 2013 года».

На основании решения общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ от 4 октября 2013 года № 279 ФИО1 включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», как граждане, проживающие в сельской местности.

Судом установлено, что всем требованиям, установленным Типовым положением, ФИО1 и ее семья на момент включения в указанный список соответствовали, и представители ответчика – Исполнительного комитета Черемшанского района данный факт в судебном заседании не оспаривали.

Для получения субсидии 28 июня 2016 года между ФИО1 и ПАО «Ак Барс» Банк-подразделение Альметьевский филиал ДО «Черемшанский №1» было заключено соглашение об открытии банковского счета для перечисления субсидии по ФЦП.

Из справки выданной ФИО1 Черемшанской группой МРФ №11 РГУП «Бюро технической инвентаризации № 167 от 10 мая 2016 года следует, что у объекта незавершенным строительством, расположенного по адресу: <адрес>, на дату технической инвентаризации от 10 мая 2016 года, процент готовности составляет 30%.

Согласно протоколу № 105/1 заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от 5 июня 2016 года был утвержден список согласно выделенного лимиту по ФЦП, из которого видно ФИО1 выделена субсидия в размере 200 000 рублей, которая согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 80 и расходно-кассовому ордеру № в112721421 от 19 июля 2016 года была получена ФИО1

Согласно протоколу № 123 заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от 12 апреля 2017 года был утвержден список согласно выделенного лимиту по ФЦП, из которого видно ФИО1 выделена субсидия в размере 100 000 рублей, которые согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности за №50 от 16 мая 2017 года и расходно-кассовых ордеров № в113484260 от 29 мая 2017 года, №в133539844 от 30 мая 2017 года, №в133803689 от 7 июня 2017 года, №в137426921 от 4 августа 2017 года были получены ФИО1 Кроме этого, согласно расходным кассовым ордерам №в157098396 от 2 августа 2018 года и №в158106199 от 20 августа 2018 года ФИО1 получил 59 000 рублей.

Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья составляет 2 569 100 рублей.

15 мая 2017 года между Исполнительным комитетом Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (заказчик) и ФИО1, ФИО2, <данные изъяты> и <данные изъяты> (получатель) заключен договор на перечисление социальных выплат (субсидий) № (без номера) на строительство объекта по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – граждане, проживающие в сельской местности, согласно которой Заказчик предоставляет Получателю социальную выплату (субсидию) в размере 100 000 рублей.

15 мая 2018 года между Исполнительным комитетом Черемшанского муниципального района Республики Татарстан (заказчик) и ФИО1, ФИО2, <данные изъяты> и <данные изъяты> (получатель) заключен договор на перечисление социальных выплат (субсидий) № 25 на строительство объекта по федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – граждане, проживающие в сельской местности, согласно которой Заказчик предоставляет Получателю социальную выплату (субсидию) в размере 69 000 рублей.

Согласно протоколу № 140 заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от 14 июня 2018 утвержден список участников ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на период до 2020 года» согласно выделенного лимита на 1 транш 2018 года из которого видно, что ФИО1 выделена субсидия в размере 69 000 рублей.

Согласно протоколу № 159 заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от 24 мая 2019 года в утвержденных списках согласно выделенного лимиту на 1 транш 2019 года по ФЦП истец отсутствует.

Из протокола №171 заседания общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района от 23 декабря 2019 года следует, что ФИО1 не включен в список участников 2 транша 2019 года категории граждан проживающие в сельской местности подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» (переходник 2016).

Согласно реестру граждан получивших субсидию на улучшение жилищных условий, проживающих в сельской местности, по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» за 2013-2019 годы по Черемшанскому муниципальному району по состоянию на 01 января 2020 года, размер социальной выплаты ФИО1 составляет 1 449 000 рублей, перечислено на строительство (приобретение объекта) в размере 369 000 рублей, недофинансировано - 1 080 000 рублей.

На основании решения общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ от 20 июня 2019 года № 692, участника ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» как граждане, проживающие в сельской местности ФИО1 заменена на ФИО2

На основании решения общественной жилищной комиссии Черемшанского муниципального района РТ от 23 декабря 2019 года № 714 ФИО1 не включен в список участников 2 транша 2019 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий по ФПЦ «Устойчивое развитие сельских территорий» как граждане, проживающие в сельской местности. Основанием явилось не предоставление документов о готовности дома для определения остатка сметной стоимости строительства.

Согласно акту по обследованию домов построенных в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», дом расположенный по адресу: РТ, <адрес> на 24 января 2020 года, находится в высокой степени готовности, инфраструктура жизнедеятельности (газ, электричество, водопровод) подключены, истец со своей семьей проживают в указанном доме.

В соответствии с пунктом 20 Типового положения министерство на основании представленных исполнительными комитетами муниципальных районов списков, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и документов утверждает сводный список на очередной финансовый год и формирует сводный список на плановый период, а также уведомляет исполнительные комитеты муниципальных районов о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные сводные списки.

В случае, если размер субсидии недостаточен для предоставления социальной выплаты одному получателю, в сводный список включается участник мероприятия (с его согласия) на условиях частичного предоставления социальной выплаты в размере, соответствующем этому размеру субсидии. При формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год указанный участник включается в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются приказом Министерства.

Таким образом, в нарушение пункта 20 Типового положения Исполнительный комитет Черемшанского района Республики Татарстан после частичного предоставления субсидии, при формировании следующего сводного списка на соответствующий финансовый год ФИО1 и ФИО2 не включил в список под номером 1 для предоставления оставшейся части социальной выплаты, тем самым незаконно лишил их права на получение недополученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.

К доводам представителя ответчика о том, что ФИО1 не предоставил документы о готовности дома для определения остатка сметной стоимости строительства, суд относится критически.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск ФИО1, ФИО2 к Исполнительному комитету муниципального образования, «Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан», третьему лицу Министерству сельского хозяйства и продовольствии Республики Татарстан, о взыскании недополученной суммы социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности удовлетворить.

Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования «Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан» в пользу ФИО1, ФИО2 1 080 000 (один миллион восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек в качестве недополученной социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности и возврат государственной пошлины в сумме 13 600 (тринадцать тысяч шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы через Черемшанский районный суд Республики Татарстан.

Судья: Д.В.Макаров

Публикацию на сайте разрешаю

Судья