ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-20/20 от 14.02.2020 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-20/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2020 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующей судьи Пакулы М.Р.

при секретаре Остапчук Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Самкова А.А. к Совету министров Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Институт «Шельф», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым о признании незаконным отказа по внесению изменений в распоряжение, а также о признании незаконными распоряжений от 30 мая 2017 года № 580-р, от 30 ноября 2018 года № 1451-р,

У С Т А Н О В И Л

Самков А. А. обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Совету министров Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым о признании незаконным отказа по внесению изменений в распоряжение, а также о признании незаконными распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ-р, от ДД.ММ.ГГГГ-<адрес> исковые требования мотивирует тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>. С письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ему была направлена копия распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд». Согласно пункта 1 Перечня земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд, являющегося приложением к указанному распоряжению, принято решение изъять для государственных нужд с целью строительства и реконструкции автомобильной дороги Симферополь – Красноперекопск – Армянск -граница с Украиной от земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 1 302 кв. м – земельный участок площадью 552 кв. м. Однако изыматься часть земельного участка может лишь в случае, если участок является делимым, то есть когда в результате изъятия образуются самостоятельные земельные участки, разрешенное использование которых может осуществляться без переводы их в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимые участки могут изыматься лишь целиком. Изъятие части земельного участка с кадастровым номером по планируемой схеме приведет к невозможности использования оставшейся части земельного участка, образуемого из участка с кадастровым номером , так и нежилого здания с кадастровым номером по назначению – для осуществления

предпринимательства. Он (Самков А.А.) обратился в Совет министров Республики Крым с просьбой внести изменения в распоряжение от 30 мая 2017 года № 580-р, а именно в пункте 1 Перечня земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд в графе «площадь предполагаемая к изъятию, в том числе площадь образуемого земельного участка, кв. м» заменить «552 кв. м» на «1302» и дополнить Перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд пунктом 13, в котором указать и нежилое здание с кадастровым номером . Согласно сообщения Аппарата Совета министров Республики Крым, полученного 11 октября 2018 года, указанное его (Самкова А.А.) обращение направлено для рассмотрения в Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым. 07 ноября 2018 года он (Самков А.А.) получил письмо Государственного комитета дорожного хозяйства Республики Крым, согласно которого правовых оснований для изъятия частей земельных участков, не вошедших в постоянную полосу объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Красноперекопск – Армянск - граница с Украиной км 108+000-км 111+000» отсутствует. Указанное решение он (Самков А.А.) считает не основанным на законе, поскольку станет невозможным использование участка для осуществления предпринимательства, нежилое здание, расположенное на земельном участке, в нарушении градостроительных норм, будет находится в непосредственной близости с автомобильной дорогой и к нему отсутствует проезд. Кроме того, даже принимая самые минимальные значения, минимальная площадь земельного участка необходимая для обслуживания и эксплуатации нежилого здания площадью 148, 7 кв. м с кадастровым номером по <адрес>, составляет 1 000 кв. м. Также при осуществлении изъятия части земельного участка площадью 552 кв. м расстояние от здания до вновь образованной межи будет составлять 1,6 – 2, 6 м. Однако согласно Своду правил СП 41.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* расстояние от зданий до красных линий должно быть не менее 5, 0 м. На основании изложенного просит отказ по внесению изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд» незаконным; признать распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд», а именно пункта 1 Перечня земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд в графе «площадь, предполагаемая к изъятию, в том числе площадь образуемого земельного участка кв. м» «552 кв. м» местоположение: <адрес>, кадастровый , противоречащим закону; внести в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд нежилое здание с кадастровым номером площадью 148, 7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок общей площадью 1302 кв. м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 2-5).

В уточненном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Самков А.А. также указал на то, что просит признать распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2018 года № 1451-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р» в части изъятия земельного участка с кадастровым номером , а именно пункта 1 Перечня земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятия для государственных нужд в графе «Площадь, предполагаемая к изъятию, в том числе площадь образуемого земельного участка, кв. м, «463 кв. м», местоположение: <адрес>, кадастровый , противоречащим закону и внести в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд нежилое здание с кадастровым номером площадью 148, 7 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок общей площадью 1302 кв. м, кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> (т. 1 л.д. 32-39, 42-45).

Определением суда от 06 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика, были привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Институт «Шельф», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым (т. 1 л.д. 200-201)

В судебном заседании истец и его представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме. При этом истец пояснил, что с декабря 2016 года для осуществления реконструкции здание кафе полностью разрушил.

Представитель ответчика - Совета министров Республики Крым и представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, указывая на то, что в установленном законом порядке была утверждена и согласована техническая документация по объекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной (км 108+000 – км 111+000)», были проведены соответствующие экспертизы. Поскольку на момент проведения изъятия у истца земельного участка здания кафе фактически не существовало, и истец с соответствующими заявлениями не обращался, вопрос об изъятии этого объекта не обсуждался. Распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд» и от 30 ноября 2018 года № 1451-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р» были приняты в соответствии с утвержденной и согласованной технической документацией по строительству автомобильной дороги и без внесения изменений в нее невозможно решить вопрос о внесении изменений в распоряжения Совета министров Республики Крым.

Представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью «Институт «Шельф», Министерства транспорта Республики Крым в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежаще, причин неявки суду не сообщили, заявлений о рассмотрении дела в их отсутствии либо об отложении судебного заседания не подавали.

Представитель Государственного комитета дорожного хозяйства Республики Крым в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался по имеющемуся в материалах дела адресу нахождения учреждения. Однако судебная повестка возвратилась в суд за истечением срока хранения.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса на основании представленных доказательств.

Выслушав доводы участников процесса, пояснения эксперта ФИО5, проверив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат

удовлетворению в силу следующих оснований.

Так, судом установлено, что 22 октября 2015 года Советом министров Республики Крым было принято распоряжение № 985-р, которым Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» определено заказчиком по разработке документации по планировке территории для размещения линейных объектов по строительству и реконструкции автомобильной дороги в Республике Крым (т. 3 л.д. 106).

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Самков А.А. приобрел нежилое здание площадью 148, 7 кв. м с кадастровым номером , и земельный участок под ним площадью 1302 кв. м с кадастровым номером (категория земли – земли населенных пунктов, разрешенное использование – предпринимательство), расположенные по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 6-7).

ДД.ММ.ГГГГ Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за Самковым А.А. было зарегистрировано право собственности на указанное недвижимое имущество, что подтверждается выпиской из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 8, 10).

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 марта 2017 года № 315-р была утверждена документация по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной (км 108+000 – км 111+000)», предусмотренного федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 (т. 3 л.д. 107). Распоряжениями Совета министров Республики Крым от 16 августа 2018 года № 898-р и от 25 апреля 2019 года № 506-р в документацию по планировке территории для размещения указанного объекта были внесены соответствующие изменения (т. 3 л.д. 108-109).

30 мая 2017 года Советом министров Республики Крым было принято распоряжение № 580-р «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд», в частности участка площадью 552 кв. м из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. При сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым указанное распоряжение было направлено в адрес правообладателя изымаемого земельного участка (т. 1 л.д. 12-13, т. 2 л.д. 13-17, 20-27).

В целях реализации распоряжения Совета министров Республики Крым от 03 ноября 2017 года № 1260-р «О заключении государственных контрактов на осуществление комплекса мероприятий по проведению землеустроительных и кадастровых работ, проектировки документации по планировке территории и других необходимых работ, по проведению оценочных работ до 2020 года» 26 декабря 2017 года Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и Обществом с ограниченной ответственностью «Институт «ШЕЛЬФ» был заключен государственный контракт № 1317 на осуществление комплекса мероприятий по проведению землеустроительных и кадастровых работ, корректировке документации по планировке территории и других необходимых работ в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, по реализации объектов федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года (т. 1 л.д. 219-248).

На обращение Самкова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым указало на то, что федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополю до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790, предусмотрена реализация мероприятия «Строительства и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Красноперекопск – Армянск -граница с Украиной (км 108+000 км 111+000). Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» является заказчиком (застройщиком) строительства Объекта. Согласно пункта 3 статьи 11.3, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельных участков, а также осуществление процедуры изъятия земельных участков, объектов недвижимого имущества, расположенных в постоянной полосе отвода проектируемой автомобильной дорогам, необходимых для реализации объекта, осуществляется исключительно в соответствии с документацией по планировке территории, в данном случае в соответствии с утвержденной распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 марта 2017 года № 315-р. На основании указанной документации и предоставленного Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», как заказчиком (застройщиком) строительства объекта, ходатайства об изъятии земельных участков для государственных нужд от 10 апреля 2017 года № 16/2774 Минимуществом Крыма обеспечено принятие распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р, в том числе об изъятии земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадь изъятия 552 кв. м. Принимая во внимание то, что заказчиком разработки документации по планировке территории (проекта межевания территории) является Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», осуществить внесение запрашиваемых изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р возможно при условии внесения государственным заказчиком корректировки в данную документацию в части изменений изымаемой площади земельного участка, а также дополнения перечня изымаемого имущества объектом капитального строительства с кадастровым номером . Минимуществом Крыма направлен соответствующий запрос в адрес Службы с просьбой обозначить позицию по возможности внесения указанных изменений (т. 1 л.д. 20).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым на обращение Самкова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на обращение Самкова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, указали на отсутствие правовых оснований для изъятия частей земельных участков, не вошедших в постоянную полосу объекта, поскольку документация по планировке территории строительства объекта разрабатывалась на основании утвержденной проектно-сметной документации, прошедшее государственную строительную экспертизу (т.1 л.д. 21, 22).

30 ноября 2018 года Советом министров Республики Крым было вынесено распоряжение № 1451-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года № 580-р» в части указания площади изымаемого земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, - 463 кв. м. При сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым копия указанного распоряжения была направлена в адрес правообладателя изымаемого земельного участка (т.1 л.д. 40-41, т. 2 л.д. 46-74).

Как усматривается из заключения судебной землеустроительной экспертизы от 19

декабря 2019 года (т. 3 л.д. 3-17) при осуществлении изъятия части земельного участка площадью 463 кв. м от общей его площади 1302 кв. м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, дальнейшее использование вновь образуемого земельного участка площадью 839 кв. м невозможно для размещения в его границах нежилого здания кафе общей площадью 148, 7 кв. м с кадастровым номером , так как данной площади в соответствии с требованиями СП 42:13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* недостаточно для обслуживания и эксплуатации нежилого здания кафе, а также расстояние от здания кафе до красной линии (<адрес>) будет не соответствовать требованиям п. * 3.24 ТСН 31-320-2000 г. Москва (МГСН 4.14-98) Предприятия общественного питания.

Дальнейшее использование вновь образованного земельного участка площадью 839 кв. м невозможно для размещения, обслуживания и эксплуатации нежилого здания кафе площадью 148, 7 кв. м с кадастровым номером в его границах в соответствии с требованиями СП 42:13330.2016 «градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* и ТСН 31-320-200 г. Москва (МГСН 4.14-98) Предприятия общественного питания (с Изменениями № 1, 2). Рекомендуемая площадь земельного участка необходимая в соответствии со строительными нормами и правилами для обслуживания и эксплуатации нежилого здания кафе общей площадью 148, 7 кв. м с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с учетом планировочных решений представленных в материалах технической инвентаризации БТИ составляет от 1 000 кв. м до 1 250 кв. м (0, 1 га - 0, 125 га) с учетом, что расстояние от здания кафе до красной линии должно составлять не менее 6 м.

Согласно документации по межеванию и планировке территорий для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь -Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной» подъезды к земельному участку, на котором расположено нежилое здание – кафе по <адрес> отсутствуют. На дату осмотра имеются фактические подъезды к земельному участку, на котором расположено нежилое здание – кафе по <адрес>. С учетом документации по межеванию и планировке территорий для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной» предложить варианты организации подъездов с <адрес> не представляется возможным.

По состоянию в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к земельному участку площадью 1302 кв. м с кадастровым номером 90:12:180103:210 были организованы подъезды с <адрес> в <адрес>, в том числе соответствующие проекту землеустройству.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО5 заключение судебной землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ поддержал, пояснив, что на дату осмотра здание кафе «Укромное» лит. «А» разрушено, имеется только фундамент толщиной 20 см. Целевое назначение – для предпринимательства земельного участка, оставшегося после изъятия в собственности Самкова А.А. не измениться, однако он не сможет быть использован под кафе.

Согласно пункта 1, 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в

государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.

В силу статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

В силу статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.

К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Орган местного самоуправления или орган исполнительной власти, принявшие решение об изъятии, в том числе по результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости и (или) переговоров с ними об изъятии земельных участков, по согласованию с лицом, подавшим ходатайство об изъятии земельных участков (при его наличии), вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

Решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется (пункт 10 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 6 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В соответствии со статьей 280 Гражданского кодекса Российской Федерации лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, принимая во внимание установленные факты и соответствующие им правоотношения, а также оценивая представленные доказательства, учитывая то, что в установленном законом порядке утверждена и согласована документация по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной (км 108+000 – км 111+000)», предусмотренного федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790, и на момент проведения изъятия у Самкова А.А. земельного участка здание кафе не существовало, при этом Самкову А.А. было достоверно известно о принятом решении об изъятии у него участка, он имеет возможность использовать по целевому назначению оставшуюся у него в собственность часть участка, а именно для предпринимательства, заявленные исковые требования и выбранный способ защиты суд находит безосновательными не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 55-57, 59-60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении искового заявления Самкова А.А. к Совету министров Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «Институт «Шельф», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Министерство транспорта Республики Крым о признании незаконным отказа по внесению изменений в распоряжение, а также о признании незаконными распоряжений от 30 мая 2017 года № 580-р, от 30 ноября 2018 года № 1451-р - полностью отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующая судья М.Р. Пакула

Мотивированное решение составлено и подписано 21 февраля 2020 года.