ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-20/2014 от 05.02.2014 Мантуровского районного суда (Костромская область)

  Дело № 2-20/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 г. Мантурово 5 февраля 2014 года

 Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

 председательствующего судьи Комарова А.Б.,

 с участием старшего помощника Мантуровского межрайонного прокурора Ларионовой Е.А.,

 при секретаре Липиной О.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора к администрации Мантуровского муниципального района [адрес] о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер к своевременной разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и об обязании до утверждения бюджета на 2015 год исполнить обязанность по разработке муниципальной адресной программы, а также размещении в средствах массовой информации долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2011-2015 годы и целевых установках 2020 года»,

У С Т А Н О В И Л  :

 В Мантуровский районный суд [адрес] обратился Мантуровский межрайонный прокурор с иском к администрации Мантуровского муниципального района [адрес] о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер к своевременной разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также не осуществлении информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и об обязании до утверждения бюджета на 2015 год исполнить обязанность по разработке муниципальной адресной программы, а также в не размещении в средствах массовой информации долгосрочной муниципальной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2011-2015 годы и целевых установках 2020 года». Свои требования мотивировал тем, что согласно распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Согласно указанной стратегии, целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Полномочия органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности закреплены в ст. 8 Федерального закона РФ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В ходе проверки исполнения требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Мантуровским муниципальным районом нарушаются требования указанного законодательства, выразившиеся в непринятии мер по осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Неисполнение требований законодательства в области энергосбережения и

 повышения энергетической эффективности приводит к перерасходу бюджетных средств и неэффективному использованию муниципального имущества, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также противоречит интересам государства.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Ларионова Е.А. исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям.

 Администрация Мантуровского муниципального района [адрес], будучи уведомленной о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в суд не направила. Из представленного письменного отзыва следует, что она исковые требования прокурора не признает. Постановлением главы Мантуровского муниципального района [адрес] от [дата] [номер] в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», была утверждена муниципальная целевая программа «Энергосбережение и повышение эффективности Мантуровского муниципального района [адрес] до 2015 года и целевых установок до 2010 года», которая в настоящее время действует. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности администрацией Мантуровского муниципального района осуществляется регулярно посредством распространения информации о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и выполнении иных действий в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (л.д.16-17).

 Заслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Согласно указанной стратегии, целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

 Согласно статьи 8 Федерального закона РФ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

 Указанные полномочия также предусмотрены пунктом 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах

 муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

 Согласно ч. 3 ст. 48 Федерального закона № 261-ФЗ, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до [дата].

 Статьей 22 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно посредством опубликования органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организации органами местного самоуправления распространения в средствах массовой информации тематических теле-и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В целях соблюдения интересов государства и достижения общественно полезных целей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществления информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение информации об установленных настоящим Федеральным законом правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях настоящего Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Постановлением главы администрации Мантуровского муниципального района от [дата] [номер] утверждена муниципальная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Мантуровского муниципального района [адрес] до 2015 года и целевых установок до 2020 года» (л.д.18).

 Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований законодательства, администрацией Мантуровского муниципального района мер к разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также к информационному обеспечению мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности до настоящего времени не принято. В средствах массовой информации региональные и имущественные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не публикуются, тематические радиопередачи, статьи о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области, не распространяются.

 Данное обстоятельство подтверждается эфирными справками радиостанций Ретро FM Мантурово 102,7 fm и Европа Плюс Мантурово105,7 fm, согласно которым, органами местного самоуправления материалы для проведения тематических радиопередач, а также статьи о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности и иной актуальной информации в данной области не направлялись (л.д.7.8).

 По мнению суда, неисполнение требований законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приводит к перерасходу бюджетных средств и неэффективному использованию муниципального имущества, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также противоречит интересам государства.

 Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, государства, муниципального образования.

 Согласно ч.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с за-

 явлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

 При установленных обстоятельствах, суд считает, что в целях повышения энергетической эффективности, исключения перерасхода бюджетных средств и неэффективного использования муниципального имущества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимо возложить на ответчика обязанность до утверждения бюджета на 2015 год исполнить обязанность по разработке муниципальной адресной программы, а также разместить в средствах массовой информации долгосрочную муниципальную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2011 - 2015 годы и целевых установках 2020 года».

 Таким образом, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Иск Мантуровского межрайонного прокурора к администрации Мантуровского муниципального района [адрес] удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Мантуровского муниципального района [адрес], выразившееся в непринятии мер к своевременной разработке и утверждению муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также осуществлению информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

 Обязать администрацию Мантуровского муниципального района [адрес] до утверждения бюджета на 2015 год исполнить обязанность по разработке муниципальной адресной программы, а также разместить в средствах массовой информации долгосрочную муниципальную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2011 - 2015 годы и целевых установках 2020 года».

 Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий: А.Б. Комаров

 Решение вступило в законную силу 11 марта 2014 года.