Дело № 2- 20/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2014 года пгт.Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Мигаль О.И.
с участием помощника прокурора Южно-Курильского района Горшкова И.Ю.
при секретаре Радевич Т.Г.
с участием представителя Собрания МО «Южно-Курильский городской округ» ФИО1 (по ордеру)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании численности Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», признания Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», действующего в количестве 16 человек, и принятых им решений незаконными,
У с т а н о в и л :
10 сентября 2013 года ФИО2 обратился в Южно-Курильский районный суд с заявлением об оспаривании численности Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», признания Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», действующего в количестве 16 человек, и принятых им решений незаконными.
В обоснование заявленных требований указал, что решением Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» № 101 от 04 мая 2009 года изменена численность депутатов Собрания. Однако на выборах, прошедших в октябре 2009 года, Собрание должно быть избрано в прежней численности депутатов из 12 человек. Преждевременное изменение численности этого органа местного самоуправления нарушило его права путем издания неправомерных правовых актов.
Просит признать факт противоречащий ч.8 ст.44 Федерального закона РФ № 131 «О местном самоуправлении» в установлении структуры Собрания МО «Южно-Курильский городской округ» в количестве 16 депутатов на основании принятого решения, чем ущемлены его права, так и жителей пгт.Южно-Курильска, закрепленных ст.ст.17,18,19, 120 ч.1 Конституции РФ. Просит признать факт, что районное Собрание МО «Южно-Курильский городской округ» в количестве 16 человек, а также все принятые им решения – незаконными.
В судебном заседании заявитель ФИО2 до рассмотрения дела по существу заявил отвод председательствующему по делу, покинул зал судебного заседания, не желая участвовать в рассмотрении дела по существу.
Представитель Южно-Курильского районного Собрания ФИО1 (по ордеру) требования заявителя не признал, считает, что заявителем не определен правовой механизм защиты своего нарушенного права, но при любом положении дела, будь это производство по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих или исковое производство, считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, предельный срок исковой давности по делу истек 04 мая 2012 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, считает, что требования заявителя об оспаривании численности депутатского корпуса не могут быть удовлетворены, пояснив суду, что в 2009 году в связи с поступившими данными о превышении численности населения МО «Южно-Курильский городской округ» 10 тысяч человек Собранием были инициированы поправки в Устав муниципального образования в связи с необходимостью его приведения в соответствии с положениями ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Во исполнение этого Собранием муниципального образования на очередной сессии было принято решение от 04 мая 2009 года № 101, которым в часть 3 статьи 30 Устава были внесены изменения в части количественного состава депутатов. Данное решение является муниципальным правовым актом, и в соответствии с действующим положением было опубликовано в общественно-политической газете «На рубеже» от 01.07.2009 № 52. Данные изменения были зарегистрированы Министерством юстиции по Сахалинской области. Нарушений положений закона части 8 ст.44 131-ФЗ допущено не было, в связи с тем, что 9 созыв Собрания, действующий до 31 октября 2009 года, действие данного решения на себя не распространял – довыборы не проводились. А соответственно для нового созыва Собрания были применены положения Устава уже в новой редакции. Структура органов местного самоуправления осталась неизменной, увеличение числа депутатского корпуса есть ничто иное, как организационный вопрос самого Собрания. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут, процессуальные обязанности. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие покинувшего зал судебного заседания заявителя.
В силу статьи 68 Гражданского процессуального кодекса, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Выслушав объяснения представителя Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» ФИО1, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно ТВ суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу пункта 3 статьи 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» представительный орган муниципального образования по вопросам отнесенных его компетенции федеральным законом, законом субъекта РФ и Уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила для исполнения всеми на территории муниципального образования.
Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа.
Согласно статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В силу пункта 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального района: может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей; может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установлено численности представительного органа муниципального района.
Согласно пункту 7 подп.1 пункта 10 вышеназванной нормы Федерального Закона, численность депутатов представительного органа муниципального района определяется Уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся вопросы, принятые устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Южно-Курильское районное Собрание является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе 12 октября 1999 года.
Решением Собрания МО «Южно-Курильский городской округ» 04 мая 2009 года № 101 на очередной сессии были приняты изменения и дополнения к Уставу муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», которым в часть 3 статьи 30 Устава муниципального образования внесены изменения в части количественного состава депутатов, а именно Собрание состоит из 17 членов Собрания: главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, и 16 депутатов, избираемых по многомандатным округам.
Данное решение было опубликовано в общественно-политической газете «На рубеже» 01 июля 2009 года № 52 (8765) и зарегистрированы Министерством юстиции по Сахалинской области под регистрационным номером № RY 653090002009002.
Таким образом, судом установлено, что соблюдена процедура принятия решения в Устав муниципального образования об изменении численности депутатов представительного органа местного самоуправления.
Принимая такое решение, Собрание муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» действовало в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Изменение и дополнение в Устав были внесены в целях приведения его в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. От 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и продиктованы необходимостью приведения устава района в соответствии с действующим законодательством.
Так, Федеральный закон от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.35) устанавливает минимальную численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов следующим образом:
- на численность жителей менее 1000 человек – 7 депутатов и более;
-на численность жителей от 1000 до 10000 человек – 10 депутатов и более;
-на численность жителей от 10000 до 30000 человек – 15 депутатов и более;
-на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек – 20 депутатов;
-на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек – 25 депутатов;
-на численность жителей свыше 500 000 человек – 35 – депутатов.
Поскольку в 2009 года численность населения МО «Южно-Курильский городской округ» превысила 10 000 человек, в связи, с чем и были инициированы поправки в Устав муниципального образования в связи с необходимостью его приведения в соответствие с Федеральным законом № 131-ФЗ.
Доводы, изложенные в заявлении ФИО2 о том, что принятые изменения и дополнения, внесенные в Устав изменили структуру органов местного самоуправления, а именно изменена численность депутатов с 12 на 16 человек противоречат ч.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ, несостоятельны.
В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срок полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ структура органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 29 Устава МО «Южно-Курильский городской округ» определена структура органов местного самоуправления:
на территории МО «Южно-Курильский городской округ» избираются:
Собрание муниципального образование «Южно-Курильский городской округ» - представительный орган муниципального образования.
Глава муниципального образования – председатель Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», являющийся высшим должностным лицом муниципального образования.
На территории муниципального образования образуются:
Администрация муниципального образования – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования
Иные органы местного самоуправления муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий.
Поскольку согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа муниципального образования не является выборным должностным лицом местного самоуправления, структура органов местного самоуправления осталась неизменной, ссылки заявителя на несоответствие нормы решения Собрания муниципального образования от 04 мая 2009 года № 101 об изменении численности представительного органа Южно-Курильского муниципального городского округа требования ч.8 ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ являются, ошибочными.
Ссылки заявителя изложенные в заявлении ФИО2 о правовой неопределенности относительно вступления в действие вышеназванных изменений в Устав, а именно то, что измененная в мае 2009 года структура районного Собрания численностью депутатов с 12 на 16 не могла распространятся, на прошедшие выборы в октябре 2009 года, ошибочны, поскольку 9 созыв Собрания, действующий до 31 октября 2009 года, действие данного решения на себя не распространял, довыборы не проводились. Положения Устава в новой редакции были применены для нового созыва Собрания, именно в указанном численном составе.
Кроме того, суд считает, что права ФИО2, как гражданина, оспариваемым решением никоим образом не нарушены, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о нарушении его прав, а равно и других жителей преждевременным изменением количественного состава законодательной власти, путем издания неправомерных муниципальных правовых актов, являются необоснованными, поскольку заявителем не представлено никаких доказательств, подтверждающих нарушение каких-либо его прав.
Предположение заявителя о возможном наступлении иных результатов голосования ввиду увеличения количественного состава депутатов от партии «Единая Россия» не выбранных, а назначенных по списочному составу партии на предстоящий выборах 08 сентября 2013 года, не могут служить основанием для признания его прав нарушенными, и удовлетворения заявленных им требований.
Ссылка его в заявлении на причинение ущерба его правам и законным интересам жителям района также следует отвергнуть, так как он не наделен полномочиями обращения в суд в защиту и интересов неопределенного круга граждан.
Других оснований для признания неправомерных муниципальных правовых актов - незаконными, заявителем не приведены.
В соответствии с разъяснениями, содержащими в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая, что оспариваемое решение полностью соответствует требованиям приведенных выше действующему законодательству Российской Федерации, не противоречит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу положений статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (часть 1).
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 2).
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 настаивал на применение срока исковой давности, указав, что решение о внесении изменений в Устав относительно количества депутатов № 101 от 04 мая 2009 года было официально опубликовано в СМИ 18 июня 2009 года в номере 52 (8765) ПОГ «На рубеже». Общий срок исковой давности установлен статьей 196 Гражданского кодекса РФ и составляет три года, а по делам, вытекающим из публичных правоотношений – три месяца. Считает, что предельный срок исковой давности по данному делу истек 04 мая 2012 года, заявитель обратился в суд только в сентябре 2013 года, с пропуском срока более чем в один год.
Таким образом, заявитель с заявлением об оспаривании принятого решения обратился в суд 10 сентября 2013 года, то есть за пределами сроков, установленных статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями. 194-199, 254-257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО2 об оспаривании численности Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», признания Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», действующего в количестве 16 человек, и принятых им решений незаконными – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Сахалинский областной суд, через Южно-Курильский районный суд.
Судья – О.И.Мигаль
Решение изготовлено: 27 января 2014 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>