Заволжский районный суд Ивановской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Заволжский районный суд Ивановской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
дело № 2-21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(извлечение)
г. Заволжск 05 августа 2011 года
Заволжский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Безеги И.С.
с участием прокурора Заволжского района Ивановской области Астафьева Романа Геннадьевича, действующего в интересах неопределенного круга лиц
представителей ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга:
генерального директора ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга – Ф.В.
адвоката Санкт-Петербургской Объединенной Коллегии адвокатов – Ф.Н., представившего ордер № /…/ от /…/ года;
адвоката Ивановской городской коллегии адвокатов № 1 – С.Т., представившей ордер № /…/ от /…/ года;
адвоката Ивановской городской коллегии адвокатов № 1 – У.А., представившей ордер № /…/ от /…/ года;
при секретаре Гусевой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга, «О возложении на ЗАО «Стройхимматериалы» обязанности прекратить деятельность по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли по адресу: /…/»
установил:
18.01.2011 года прокурор Заволжского района Ивановской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в Заволжский районный суд Ивановской области к ЗАО «Стройхимматериалы» с иском о прекращении деятельности по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли по адресу: /…/.
Заявленные требования мотивированы тем, что 17 декабря 2009 года ЗАО «Стойхимматериалы» получило лицензию /…/ на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов I - IV класса опасности в соответствии с приложением к указанной лицензии.
Данная лицензия выдана Северо-Западным управлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На основании нее ЗАО «Стройхимматериалы» размещает отходы различного класса опасности, в том числе чрезвычайно опасные отходы (первого класса опасности), в глубинные горизонты земли по месту нахождения филиала ЗАО «Стройхимматериалы» по адресу: /…/.
В соответствия со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - это хранение и захоронение отходов. Данная статья ФЗ «Об отходах производства и потребления» также дает понятие захоронению отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в цепях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, ЗАО «Стройхимматериалы» осуществляет захоронение чрезвычайно опасных отходов в глубинные горизонты земли по месту нахождения филиала ЗАО Стройхимматериалы» по адресу: /…/, то есть в границах населенного пункта г. Заволжск.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским к сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи жилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В нарушение данных требований законодательства ЗАО «Стройхимматериалы осуществляет захоронение чрезвычайно опасных отходов в границах населенного пункта г. Заволжск, что свидетельствует об опасности причинения вреда в будущем населению г. Заволжска Ивановской области, создавая угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии с. п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживай транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с договором /…/ заключенным между ОАО «Х.», выступающего в качестве собственника отхода и являющегося Заказчиком ЗАО «Стройхимматериалы», являющегося Исполнителем услуг в период с 01.01.2010 по 01.07.2010 года оказаны услуги по размещению в глубинные горизонты земли на полигоне закачки, расположенном по адресу: /…/ следующих отходов:
а) отработанная серная кислота в количестве /…/ класс опасности – 1;
б) четыреххлористый углерод в количестве /…/ класс опасности - 1.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. № 524 лицензиат должен иметь в наличии паспорта отходов I - IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации «Об утверждении паспорта опасного отхода» от 02.12.2002 г. № 785 утверждена форма паспорта опасного отхода (приложение 1) и инструкция по его заполнению (приложение 2).
Согласно п. 1 «Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода» Паспорта опасного отхода составляются и утверждаются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Полномочиями по паспортизации отходов I – IV класса опасности в соответствии с пунктом 5.3.7. Постановления Правительства РФ Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» наделена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применение Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В ходе проверки установлено, что ЗАО «Стройхимматериалы» осуществляет сбор и размещение (в части захоронения) отходов: «кубовые остатки (четыреххлористый углерод марки «Б»), отработанная серная кислота в соответствии с договором на оказание услуг /…/,. заключенным с ОАО «Х.» без согласованных в установленном порядке паспортов на данные опасные отходы, что свидетельствует о нарушении требований подпункта «г» пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 года № 524.
В ходе проверки также установлено, что ЗАО «Стройхимматериалы» в нарушение вышеуказанных, требований осуществляет сбор и размещение отходов I - IV класса опасности, паспорта которых не согласованы с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: собственником отходов - ООО НПП «Т.» предоставлен паспорт опасного отхода - прочие отходы процессов преобразования и синтеза (отходная серная кислота) код /…/, который не согласован с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Между НПП «Т.» г. N, являющегося собственником отхода и выступающего в качестве Заказчика и ЗАО «Стройхимматериалы», являющегося Исполнителем заключен Договор /…/ на оказание услуг по размещению отходной серной кислоты. За истекший период 2010 года ЗАО «Стройхимматериалы» размещено /…/ указанной серной кислоты.
Исходя из положений ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (пункт 3.2, 4.7. 4.8) ГОСТ 30774-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» (пункт 5.2) специфика деятельности с отходами в виде наличия потенциальной опасности для окружающей природной среды и здоровья "человека обуславливает контроль со стороны государства за ее осуществлением, что и предопределяет для подтверждения достоверности внесенных в паспорт отходов сведений о согласования его с уполномоченным органом.
Таким образом, осуществление ЗАО «Стройхимматериалы» деятельности по размещению опасных отходов с неоднократным нарушением лицензионных требований создает опасность причинения вреда в будущем, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, создавая угрозу жизни и здоровью неопределенного крута лиц.
Указанные обстоятельства являются основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ от 26.01,1996 N 14-ФЗ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В случае осуществления обращения с опасными отходами с нарушением условий выданной лицензии риск причинения вреда в будущем, возрастает, и угроза из потенциальной превращается в реальную. Именно в данном случае исходя из положений действующего гражданского и экологического законодательства применима статья 1065 ГК РФ о запрещении причинения вреда в будущем.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При рассмотрении дела по существу, прокурор Заволжского района Ивановской области, поддержав первоначальные требования, подал дополнение к первоначальному исковому заявлению, согласно которого в соответствии со ст. 10.1, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (в редакции от 26.07.2010) «О недрах», основаниями возникновения права пользования участками недр для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов является решение Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 указанного закона Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Установлено, что согласно лицензии /…/, выданной Федеральным агентством по недропользованию МПР России, указанная лицензия выдана ЗАО «Стройхимматериалы» с целевым назначением и видами работ «захоронение промышленных сточных вод в глубокие горизонты». Таким образом, право пользования недрами для захоронения опасных отходов в глубокие горизонты Постановлением Правительства РФ ЗАО «Стройхимматериалы» не предоставлено.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с 01 января 2010 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Под объектами размещения отходов в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, хламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). При этом само размещение отходов трактуется как хранение и захоронение отходов.
Комплекс закачки сточных вод в глубокие горизонты, расположенный по адресу: /…/, принадлежащий ЗАО «Стройхимматериалы», в реестр объектов размещения отходов не внесен. При данных обстоятельствах деятельность по размещению отходов на указанном объекте подлежит запрещению.
Указанные обстоятельства являются основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В случае осуществления обращения с опасными отходами с нарушением условий выданной лицензии риск причинения вреда в будущем возрастает, и угроза из потенциальной превращается в реальную. Именно в данном случае исходя из положений действующего гражданского и экологического законодательства применима статья 1065 ГК РФ о запрещении причинения вреда в будущем.
Представитель ответчика Ф.В. исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области не признал полностью. На поданный иск представил письменные возражения (т.2 л.д. 75-80), согласно которых в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Гражданского процессуального кодекса судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности.
В заявлении указывается, что «... ЗАО «Стройхимматериалы» осуществляет захоронение чрезвычайно опасных отходов в границах населенного пункта г. Заволжска, что свидетельствует об опасности причинения вреда в будущем населению г. Заволжска Ивановской области, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц».
Учитывая, что судья рассматривающий его, проживает в г. Заволжске и иск заявлен, в том числе и в его интересах, он является стороной в настоящем судебном споре, указанные обстоятельства вызывают сомнения в его объективности и беспристрастности при рассмотрении дела.
В соответствии со ст. 222 ГПК РФ исковое заявление прокурора подлежало оставлению без рассмотрения.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор может обратиться в суд с подобным иском в связи с обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статья 45 ГПК РФ не предусматривает в качестве основания для обращения в суд результаты прокурорской проверки. В судебном заседании Истец подтвердил, что никаких обращений граждан, жителей города Заволжска о защите их интересов в связи с деятельностью ЗАО «Стройхимматериалы» по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли не было. Фактов причинения ущерба экологии района от производственной деятельности ЗАО «Стройхимматериалы» не зафиксировано.
При таких обстоятельствах у прокурора не было полномочий и оснований для заявления иска в защиту неопределенного круга лиц.
Заявление по фактам административного нарушения, не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства и принято с нарушением ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В обоснование требования о прекращении деятельности ЗАО «Стройхимматериалы» в своем первичном иске Прокурор ссылался на выявленные прокурорской проверкой случаи приемки опасных отходов с несогласованными в установленном порядке паспортами. Факт этих нарушений подтверждает административное нарушение, которое рассмотрено арбитражным судом Ивановской области 09 сентября 2010 года. В приеме такого заявления должно быть отказано судом согласно ст. 134 ч.1 ГПК РФ, поскольку оно не подлежало рассмотрению и разрешению в порядке гражданского производства.
Прокурор считает, что в соответствии со ст. 10.1 закона РФ «О недрах» основаниями права пользования участками недр для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов, является решение Правительства РФ. Таких прав Правительством РФ для ЗАО «Стройхимматериалы» не предоставлялось.
Истец не учел, что в этой редакции ст. 10.1 закона «О недрах» была изложена в Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Первоначальное право пользования недрами было предоставлено ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» на основании постановления Министерства природных ресурсов РФ от 28.06.2002 года №133-п для размещения промышленных сточных вод в пластах горных пород. До 2008 года в ст. 10.1 Закона «О недрах понятия «захоронение радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов» не содержалось.
Право пользования недрами перешло от ОАО «Заволжский Химзавод» к ЗАО «Стройхимматериалы» в соответствии со ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» в связи с приобретением в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота пользователя недр).
Понятие «промышленные сточные воды» расшифровано в п.3.4 Лицензионного соглашения, где приводится основные параметры химического состава промышленных сточных вод.
В действующей редакции Закона промышленные сточные воды по своим параметрам соответствуют и могут быть отнесены к понятию опасные отходы.
ЗАО «Стройхимматериалы» осуществляет свою деятельность строго в соответствии с Лицензией и лицензионным соглашением. В соответствии с условиями лицензии /…/ на осуществление деятельности «сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов 1-4 класса опасности» ЗАО «Стройхимматериалы» осуществляет сбор опасных отходов и их нейтрализацию путем разбавления водой с доведением характеристик химического состава образующихся промышленных отходов в соответствии с параметрами промышленных сточных вод, установленными в лицензионном соглашении.
Окончательные параметры промышленных отходов ЗАО «Стройхимматериалы» перед их закачкой в глубокие горизонты контролируются химической лабораторией и фиксируются в журнале.
Этот технологический процесс полностью соответствует условиям лицензии на пользования недрами /…/. Перед размещением отходов, в соответствии с лицензионным соглашением (Приложение №1 к лицензии /…/) отходы разбавляются до 5 класса опасности, что подтверждено «Обоснованием класса опасности сточных вод ОАО «Заволжский химический завод им. Фрунзе, подлежащих закачке в глубинные горизонты земли», выполненным Ректором ИГХТУ, профессором, доктором химических наук К.О. и заведующим кафедрой «Промышленная геология», профессором, доктором технических наук, К.В.
ЗАО «Стройхимматериалы» не несет ответственности в случае установления факта не внесения Комплекса закачки промышленных сточных вод в глубокие горизонты, по адресу: /…/, принадлежащий ЗАО «Стройхимматериалы» в реестр объектов размещения отходов.
Истец утверждает, что комплекс закачки сточных вод в глубокие горизонты, расположенный по адресу: /…/, принадлежащий ЗАО «Стройхимматериалы» в реестр объектов размещения отходов не внесен. Следовательно, деятельность по размещению отходов на указанном объекте подлежит запрещению.
Требование истца не обоснованы. Прокурор не представил доказательств невнесения комплекса в государственный реестр и не представил копию реестра, не указал где такой реестр опубликован.
ЗАО «Стройхимматериалы» 12 февраля 2010 года направило заявку в Верхнее-Волжское территориальное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на включение комплекса в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ответов из учреждения не поступило. У Общества нет данных о наличии «реестра» и кто отвечает за его формирование.
В соответствии с ч.1 ст.401 ГК РФ ответственность лица за неисполнение обязательства возникает только при наличии вины. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Для выполнения обязательства Общества, связанного с включением Комплекса в Государственный реестр от него требовалась уведомить уполномоченный орган о наличии такого объекта. Ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на государственный орган, не может быть возложена на заявителя.
Требования о прекращении деятельности в соответствии с п.2 ст. 1065 ГК РФ могут быть удовлетворены при условии причинения вреда, который является последствием эксплуатации предприятия.
Истец, ссылаясь на ст. 1065 ГК РФ, просит суд обязать ЗАО «Стройхимматериалы» прекратить деятельность по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли.
Вместе с тем, требование о прекращении деятельности в соответствии в п.2 ст. 1065 ГК РФ возможно при условии реального причинения вреда.
«Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.» (ч.2 ст.1065 ГК РФ).
Ни в заявлении прокурора, ни в материалах, представленных истцом в суд не содержится доказательств или утверждений о причиненном вреде в результате деятельности ЗАО «Стойхимматериалы» по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли. В судебном заседании истец заявил, что фактами причинения реального вреда от производственной деятельности ЗАО Стройхимматериалы» прокуратура не обладает.
Ссылки истца на нарушение ответчиком ч.5 ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч.2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», что сводится к запрету захоронения опасных отходов в границах населенного пункта г. Заволжск, не имеют отношения к деятельности Общества по размещению отходов в глубокие горизонты земли, которая регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах».
Комплекс на полигоне /…/ проектировался и построен именно в целях обеспечения экологической безопасности жителей г. Заволжска и акватории Волги в связи с деятельностью «Заволжского химического завода им. М.В. Фрунзе». Химические производства на территории завода существуют и сейчас.
Указанная деятельность осуществляется на основании Лицензии /…/, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору /…/.
Общество имеет лицензию на право пользования недрами для захоронения промышленных сточных вод в глубокие горизонты /…/, зарегистрирована /…/ МПР России Федеральным агентством по недропользованию.
ЗАО «Стройхимматериалы» предоставлен в пользование участок недр (/…/) в виде горного отвода, площадь проекции которого на плане составляет /…/ с ограничением по глубине до /…/ от поверхности земли.
Захоронение сточных вод, осуществляется ЗАО «Стройхимматериалы» на глубину /…/ в пласт горных пород, площадью проекции /…/. Проецируя на поверхность земли можно убедиться, что эта зона охватывает территорию, на которой находится более 60 населенных пунктов. Тем не менее, место захоронения отходов не связано с границами этих населенных пунктов и не осуществляется на территории этих населенных пунктов, в том числе территории г. Заволжска.
Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) своим протоколом /…/ рассмотрела заключение Государственной экспертизы материалов геолого-гидрогеологического обоснования дальнейшей промышленной эксплуатации Заволжского полигона захоронения промстоков ЗАО «Стройхимматериалы» в г. Заволжске Ивановской области и постановила считать возможным продолжение промышленной эксплуатации Заволжского полигона в течение 25 лет (до 2036 г.).
Требования истца о прекращении деятельности по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли противоречит общественным интересам.
Прекращение деятельности по размещению промышленных стоков в глубокие горизонты приведет к остановке предприятий, находящихся на промышленной площадке бывшего Заволжского химического завода и размещающих на Комплексе свои отходы. По меньшей мере, это лишит работы около 800 человек. Работа предприятий, которые не имеют возможности приостановить производство (например, котельная, отапливающая город Заволжск) приведет к сбросу своих отходов в р. Волга.
В силу того, что часть заводских цехов находится ниже уровни р. Волги, эти территории в связи с остановкой насосов промышленной канализации будут затоплены паводковыми водами. На промышленной площадке Заволжского химического завода 140 лет выпускается химическая продукция и последствия этой деятельности, в случае остановки работы Комплекса по закачке сточных промышленных вод, могут привести не к потенциальной, а реальной угрозе экологии региона в бассейне реки Волги.
Дело относится к компетенции Волжского межрегионального природоохранного прокурора. Пунктом 4 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 года №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» к компетенции Волжского межрегионального природоохранного прокурора (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) отнесено: «надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги,.. .».
Этим Приказом прокуроры субъектов Российской Федерации и тем более прокуроры районов субъектов РФ не наделены такими полномочиями.
Рассмотрение дела без участия Волжского межрегионального природоохранного прокурора или его представителя или без согласования с ним искового заявления нарушает установленный Генеральной прокуратурой порядок осуществления Прокурорами прокурорского надзора в соответствии с их полномочиями и компетенцией.
Таким образом истец, требуя вынести решение о прекращении деятельности ЗАО «Стройхимматериалы» по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли, обратился в Заволжский районный суд не имея на то оснований, в нарушение ч.1 ст. 45 ГПК РФ на основании результатов прокурорской проверки без какого либо волеизъявления граждан.
не представил суду доказательств реального причинения вреда, наступившего в результате деятельности ответчика,
не представил доказательств наличия рисков причинения, какого либо ущерба в будущем,
не привел никаких данных о том, в чем конкретно может выражаться реальный ущерб от деятельности ответчика, в результате каких нарушений технологического процесса при эксплуатации Объекта,
не доказал факта невнесения Комплекса по захоронению промышленных сточных вод в глубокие горизонты в государственный реестр объектов размещения отходов,
не доказал факт захоронения ЗАО «Стройхимматериалы» опасных отходов 1-4 класса опасности в глубинные горизонты.
заявил иск с нарушением Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 года №84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других, специализированных прокуратур».
Требование Истца противоречат общественным интересам, поскольку остановка эксплуатации комплекса может привести к экологической катастрофе.
Представители Ответчика: Ф.Н., С.Т., У.А. также полагали, что оснований для удовлетворения требований прокурора нет, по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) С.М. в ходе судебного заседания представил письменный отзыв на рассматриваемое исковое заявление (т. 2 л.д. 249-250) в соответствии с которым ЗАО «Стройхимматериалы» имеет действующую лицензию /…/ на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Также указанное предприятие имеет действующую лицензию /…/, выданную в установленном законом РФ порядке «О недрах», для захоронения промышленных сточных вод в глубокие горизонты.
Статья 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 30.12.2008) "Об отходах производства и потребления" указывает, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Таким образом, деятельность ЗАО «Стройхимматериалы» по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, а также деятельность, осуществляемая на основании лицензии /…/ соответствует федеральному законодательству о лицензировании, об отходах производства и потребления, о недрах. Две лицензии являются действующими, вступивших в законную силу решений судов об аннулировании указанных лицензий нет.
Росприроднадзор, в рамках предоставленных полномочий, осуществляет контроль (надзор) в установленной сфере. В случае выявления нарушений в области обращения с отходами производства и потребления, прав собственности, предпринимательской деятельности принимает меры, направленные на устранение нарушений. Росприроднадзор контроль (надзор) за действиями иных государственных органов по выдаче лицензионно-разрешительной документации не осуществляет.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» ведение Государственного реестра осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Информация о таких объектах как шламонакопитель (д. Михайловское) и комплекс закачки промышленных стоков в глубинные горизонты земли (г. Заволжск) - «Закачка» имеется в ГРОРО за №№ /…/ в соответствии с выписками из ГРОРО имеющимися в материалах дела.
С учетом изложенного, констатировать, что деятельность ЗАО «Стройхимматериалы», осуществляемая на основании лицензии /…/, а также деятельность, осуществляемая на основании лицензии /…/ является незаконной, необоснованно.
Одновременно с этим дополнил, что «Росприроднадзор» проверок Ответчика не осуществлял.
Прокурор Заволжского района Ивановской области – Астафьев Р.Г. заслушав пояснения представителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) С.М. пояснил, что поскольку факт внесения комплекса закачки промышленных стоков в глубинные горизонты земли нашел свое подтверждение, то данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения исковых требований.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явились. В тоже время на исковое заявление подан письменный отзыв (т.2 л.д. 65-67), согласно которого в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В рамках указанной компетенции первоначально право пользования участком недр на северо-западной окраине г. Заволжска Ивановской области с целью размещения промышленных сточных вод было предоставлено ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» на основании постановления Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.06.2002 № 133-П и Администрации Ивановской области от 18.06.2002 № 3.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 1992 года № 2395-1 «О недрах», к отходам переработки относятся, в том числе шламы, пыли и сточные воды. Следовательно, законодательство о недрах относит сточные воды к отходам. Пунктом 9 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривалось, что одним из оснований получения права пользования участками недр является совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа, исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для целей размещения промышленных и бытовых отходов в пластах горных пород.
Таким образом, решения по предоставлению ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» лицензии на захоронение сточных вод в глубокие горизонты были приняты в соответствии с действующей на тот момент редакцией Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
В связи с приобретением ЗАО «Стройхимматериалы» имущества ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» приказом Федерального агентства по недропользованию от 30.06.2009 № 563 в порядке ст. 17.1 Закона РФ «О недрах» лицензия была переоформлена на ЗАО «Стройхимматериалы».
В соответствии с лицензией на право пользования недрами /…/, ЗАО «Стройхимматериалы» размещает не опасные отходы, а сточные воды (абзац 3 бланка лицензий). Согласно пункту 3.2 лицензионного соглашения промышленные сточные воды, подлежащие размещению, представляют собой раствор серной кислоты, содержащий неорганические примеси и трудно окисляемые органические соединения. Техническая документация по закачке производственных сточных вод предусматривает разбавление серной кислоты промышленными стоками, что ведет к значительному снижению степени опасности для окружающей среды.
Мониторинг процесса закачки осуществляет ЗАО «Стройхимматериалы», ТЦ «Ивановский геомониторинг» и ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» по специально разрабатываемой программе.
Для оценки возможности дальнейшей эксплуатации полигона захоронения промстоков недропользователь с привлечением ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» и ФГУГП «Гидроспецгеология» в 2010 году выполнил отчет. Геологическое исследование возможности продолжения эксплуатации полигона подземного захоронения промстоков «3X3» в г. Заволжске Ивановской области», прошедший государственную экспертизу геологической информации (протокол ФГУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» /…/).
Проверка соблюдения ЗАО «Стройхимматериалы» условий пользования недрами проводилась Управлением Росприроднадзора по Ярославской области в 2008 году (до получения лицензии /…/). В ходе проверки выявлены нарушения в части выполнения сроков разработки программы мониторинга и проекта санитарно-защитных зон полигона.
Выявленные нарушения недропользователем устранены. При таких обстоятельствах срок действия лицензии /…/ продлен до /…/. Следовательно, на основании статей 10.1-12, 23.3 Закона Российской Федерации «О недрах», а также статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения требований заявленных прокурором Заволжского района Ивановской области нет.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица – администрации Заволжского городского поселения Ивановской области будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился.
Вместе с тем главой администрации Заволжского городского поселения – К.В. представлен отзыв по рассматриваемому делу в соответствии, с которым осуществление Ответчиком деятельности по размещению опасных отходов не должно нарушать лицензионные требования. Прием отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятий расположенных за пределами города и области недопустим.
Создание государственного контроля за деятельностью комплекса закачки сточных вод в глубокие горизонты позволит избежать опасности причинения вреда окружающей среде.
Совершенно недопустима закачка отходов без согласованных в установленном порядке паспортов на опасные отходы и заключений подтверждающих безопасность закачиваемых отходов и их соответствие установленным нормам.
Привлеченный к участию в деле в качестве специалиста по инициативе ответчика – Г.В., зарегистрированный в Отраслевом реестре экспертов научно-технической сферы, избранный действительным членом Международной академии минеральных ресурсов, имеющий квалификацию эксперта ГКЗ высшей категории, имеющий ученую степень доктора геолого-минералогических наук (т.2. л.д.252- 255) в ходе судебного заседания пояснил, что метод захоронения опасных отходов в глубокие горизонты земли обеспечивает их надежную изоляцию от среды обитания человека. Метод был разработан именно для того, чтобы обеспечивать такую безопасность. Он применяется на предприятиях, которые имеют в результате своей деятельности опасные отходы в жидком состоянии. Разработан для того, чтобы изъять крупные объемы опасных отходов в жидком состоянии из среды непосредственного обитания человека, в тех геологических условиях, где имеются возможности надежно прогнозировать их локализацию, в течение длительного времени, измеряемого тысячелетиями. Для пластов - коллекторов, в которые удаляются такие отходы, используются глубинные горизонты, надежно изолированные от залегающих подземных вод, морей, рек, в которых подземные воды имеют собственный возраст, измеряемый миллионами лет, а, иногда и миллиардами лет. Поэтому, если в такие условия поместить отходы, они будут вести себя также, как ведут себя месторождения нефти и газа, которые находятся в тех условиях миллионы лет. Метод нашел международное применение. Позволяет размещать в глубинных горизонтах земли даже ядерные отходы.
Полагает, что истец недостаточно представляет себе сущность этого метода.
Трудности при применении закона вызваны нечеткими формулировками в сопутствующих законах. Поднимался вопрос об устранении в законах противоречий, двусмысленных формулировок, но ничего не сделано. Единственный закон, которым следует руководствоваться, это закон «О недрах».
Истец отталкивается от того, что существует опасность для грядущих поколений, для окружающей среды. Однако опасаться не следует. Отходы будут находиться в глубинных горизонтах, постепенно расширяя площадь за счет поступления туда новых объемов. В каком пласте находятся отходы, как они двигаются и куда поступают, все это происходит под контролем.
Если бы в глубинные горизонты земли закачивали более концентрированные растворы чем указано в лицензионном соглашении, в том числе 4 хлористый углерод, то это не представляло бы угрозы для будущих поколений.
Опасные отходы - это отходы, содержащие экологически опасные элементы, а сточные воды - это более общее понятие, поскольку это сборные жидкие отходы производства. На разных ступенях технологической цепочки получают разные отходы производства, сточные воды их объединяют, они являются интегрированными жидкими отходами работы предприятий. Даже в научной литературе, зачастую, одно другим подменяется, а эти термины строго различны.
Перечень веществ, которые могут присутствовать в сточных водах, подлежащие закачке в глубинные горизонты земли, являющийся приложением к лицензии, не должен иметь ограничений. Обычно этот перечень готовит само предприятие из того состава отходов, которое имеется в техническом задании на получение лицензии.
На самом деле этот подробный перечень глубокого смысла не имеет.
Вещества, содержащиеся в сточных водах, оседают на породы, которые находятся в глубине, однако это не имеет практического значения, осядут эти растворы или нет, это на вопросы безопасности никак не влияет. На вопросы безопасности влияет вопросы возможность вибрации, поэтому в законе написано: обеспечить локализацию, это основное требование.
Главное при получении лицензии это наличие геологических условий и правильная локализация отходов, а не перечень веществ.
Общество очень заинтересовано, в том, чтобы полигоны, для закачки отходов в глубинные горизонты земли были, но существуют и опасения. Отсутствие визуального, прямого контроля вызывает недоверие у людей, которые недостаточно понимают суть процесса. Размещение отходов в глубокие горизонты природоохранный способ, направленный на удаление, захоронение опасных отходов, их локализацию.
Привлеченные к участию в деле в качестве специалистов по ходатайству прокурора Заволжского района К.Н., имеющий квалификацию инженер по специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», ученую степень кандидата химических наук, ученое звание доцента (т.2 л.д.183-188) и К.А. имеющий ученую степень доктора химических наук, ученое звание профессора по специальности «Физическая химия» (т.3 л.д. 34-37), являвшийся руководителем экспертной комиссии подготовившей заключение экпертой комиссии Государственной экспертизы материалов « Обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов для ЗАО «Стойхимматериалы» (т.1 л.д. 102-114) в ходе судебного заседания пояснили, что полигон для размещения производственных сточных вод был введен в действие для размещения только стоков Заволжского химического завода с его промышленной площадки.
В случае закачки сточных вод в глубинные горизонты земли с нарушением, могут произойти изменения в подземных горизонтах, что может повлиять на безопасность людей. Пролив сточных вод приведет к утечке сточных вод в реку Волга. Размещение в глубокие горизонты других отходов не исключается, однако все это должно быть предварительно изучено. Когда непонятен состав отходов, то не понятно, что мониторить. При отступлении от установленных правил по размещению сточных вод в глубинные горизонты земли, в долгосрочной перспективе может возникнуть потенциальная опасность выхода отходов на поверхность далеко за пределами Заволжского полигона, где-нибудь в Самаре или, например, в Нижнем Новгороде.
В случае закупорки скважины возможен взрыв по причине большого давления и повышения температуры. В случае если опасные отходы перед размещением в глубокие горизонты будут разбавлены, то это вовсе не говорит о том, что их нет. Они просто находятся в менее концентрированном виде.
Суд, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, специалистов приходит к следующему:
Прокурор Заволжского района Ивановской области, обратившись в Заволжский районный суд Ивановской области с исковым заявлением к ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга, действовал в строгом соответствии с требованиями ч.1 ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Рассматриваемое дело принято к производству Заволжским районным судом Ивановской области на основании ч.2 ст. 29 ГПК РФ, в соответствии с которой иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Гражданское законодательство предусматривает способы защиты гражданских прав. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области о возложении обязанности на ЗАО «Стройхимматериалы» прекратить деятельность по размещению опасных отходов в глубокие горизонты, основаны на положениях ст. 1065 ГК РФ, в соответствии с ч.1 которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Следовательно, исковое заявление прокурора Заволжского района подлежит рассмотрению Заволжским районным судом Ивановской области, с принятием решения по существу.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Закон Российской Федерации "О недрах", определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивая защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр, устанавливает разрешительный режим пользования недрами. В соответствии с частью первой его статьи 11, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с ч.2 федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа.
Ответчик – ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга имело лицензию на право пользования недрами /…/, а именно на захоронение промышленных сточных вод в глубокие горизонты земли, со сроком действия до 01 апреля 2011 года (продлено до 31 декабря 2035 года (т.2 л.д.119-126).
Данная лицензия зарегистрирована в МПР России Федеральное агентство по недропользованию /…/ за номером /…/ (т. 1 л.д. 174).
Как следует из п.п. 1.1 п.1 лицензионного соглашения (т.1 л.д. 176), являющегося неотъемлемой составной частью указанной лицензии в виде приложения 1, право пользования недрами с целью захоронения промышленных сточных вод в глубокие горизонты на территории Ивановской области предоставлено Владельцу лицензии на основании приказа Федерального агенстава по недропользованию (приложение 3 к лицензии) в соответствии со ст. 17.1 Закона Российской Федерации «О недрах», в связи с приобретением ЗАО «Стройхимматериалы» в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», имущества (имущественного комплекса) предприятия банкрота (пользователя недр) – ОАО «Заволжский химический завод имени М.В. Фрунзе».
ЗАО «Стройхимматериалы» принимает на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами, установленные лицензией ИВА 11245 ЗГ, включая невыполненные прежним пользователем недр.
Согласно п.п. 4.1 п.4 лицензионного соглашения (т.1 л.д.179) Владелец лицензии берет на себя обязанность в частности проводить размещение промышленных сточных вод в строгом соответствии с утвержденным технологическим регламентом.
Аналогичная обязанность была и у ОАО «Заволжский химический завод имени М.В. Фрунзе», согласно п. 4 лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии «На право пользования недрами» /…/ (представлено непосредственно в ходе судебного заседания).
Согласно п.п. 4.1 п.4 Постоянного технологического регламента ЗХЗ 026-282 опытно-промышленного комплекса по закачке производственных сточных вод в глубинные горизонты (далее Регламент) (т.3 л.д.79), сущность технологического процесса на опытно-промышленном комплексе заключается в приеме производственных сточных вод от цехов завода с последующей закачкой их в подземные горизонты.
Согласно содержания п.п. 4.2.1 п.4 (т.3 л.д.79-80), приему к закачке подлежат только общезаводские производственные сточные воды, которые представляют собой согласно п.п. 2.3 п.2 «Регламента» коррозионно-активный водный раствор серной кислоты (рН=0,3-2), кислотность (в перерасчете на Н2 SO4) 20-45 г/дм кубический содержащий неорганические примеси и трудно окисляемые органические соединения: содержащие взвешенные вещества до 45 г/дм кубический.
То, что аналогичный технологический процесс имелся и у ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» в ходе судебного заседания установлено в частности и из пояснений в ходе судебного заседания представителя ЗАО «Стройхимматериалы» Ф.В.
Фактически это подтверждается и тем, что ЗАО «Стройхимматериалы» при переоформлении лицензии приняло на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами, которые были установлены для ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе», а также содержанием изменений № 2 к «Регламенту» (т.3 л.д.145).
Из указанного следует, что ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» имело право на размещение в глубокие горизонты согласно указанной лицензии только промышленные сточные воды, образовавшиеся на промышленной площадке владельца лицензии, в результате собственного производства, по адресу: /…/
То, что полигон проектировался и построен для размещения в глубинные горизонты промышленных сточных вод именно ОАО «Заволжский химический завод им. М.В. Фрунзе» в ходе судебного заседания подтверждено и пояснениями представителя Ответчика – Ф.В., которые отображены в его письменном отзыве на исковое заявление.
Соответственно Ответчик принявший на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами, установленные лицензией /…/ также имеет право на размещение в глубокие горизонты только промышленных сточных вод образовавшихся на промышленной площадке предприятия.
Однако, пользуясь наличием лицензии на размещение в глубокие горизонты промышленных сточных вод, ЗАО «Стройхимматериалы» заниматься деятельностью по размещению в глубинные горизонты земли отходов 1-4 класса опасности, на что в соответствии с п.74 ст. 17 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ требуется отдельная лицензия.
Данный факт в ходе судебного заседания подтвержден содержанием договора между ответчиком и ОАО «Х.» /…/ (т. 1 л.д.30-34), согласно которого ответчик взял на себя в частности обязательство по использованию и утилизации (размещение, обезвреживание) промышленных отходов 1-4 класса опасности (отработанная серная кислота, четыреххлористый углерод).
На основании только данного договора Ответчик за период с 01 января по 01 июля 2010 года разместил в глубинные горизонты земли по адресу: /…/ отработанной серной кислоты /…/.
Кроме этого по состоянию на 16.07.2010 года, на основании договоров заключенного с:
ООО «Г» г. Москва Ответчик в глубинные горизонты земли разместил /…/тонн шлама нефтеотделительных установок;
НПП «Т» Ответчик в глубинные горизонты земли разместил /…/ отработанной серной кислоты;
ООО «Э.» /…/ Ответчик в глубинные горизонты земли разместил жидких химических отходов в производстве красителей и полупродуктов) /…/тонн, отработанной серной кислоты /…/ тонн, галогенсодержащих растворителей (метиленхлорид) /…/ тонн, отходов комбинированного состава, применяемых как добавки при изготовлении продуктов питания в количестве /…/ тонн, отходов с остатками этиленгликоля в количестве /…/ тонна;
ООО ПП «М» /…/ Ответчик в глубинные горизонты земли разместил отработанной аккумуляторной кислоты в количестве /…/ тонн;
ООО «Е» /…/ Ответчик в глубинные горизонты земли разместил отработанной аккумуляторной серной кислоты в количестве /…/ тонн, остатков этиленгликоля, потерявшего свои потребительские качества в количестве /…/ тонн, отработанной серной кислоты в количестве /…/ тонн, эмульсии и эмульсионных смесей для шлифовки металлов в количестве /…/ тонна;
ООО «У» /…/ Ответчик в глубинные горизонты земли разместил аммиачной воды в количестве /…/ тонн.
Все указанные отходы относятся к 1-4 классу опасности.
Данные обстоятельства подтверждены в ходе судебного заседания и содержанием договоров на оказание услуг (т.1 л.д.30-34, 88-91), протоколов согласования цены (т.1 л.д.35), актов сдачи-приема отходов (т.1 л.д.36-44), платежных поручений (т.1 л.д.45-86, 97-99), счета-фактуры (т.1 л.д.95), акта (т.1 л.д.96).
Также они подтверждены письменным ответом генерального директора ЗАО «Стройхимматериалы» - Ф.В. от /…/ года, в прокуратуру Заволжского района Ивановской области (т.1 л.д.22-23), согласно которого за период с января по 01 июля 2010 года ЗАО «Стройхимматериалы» разместило (утилизировало) в глубинные горизонты земли /…/ тонн опасных отходов 1 класса /…/ тонн опасных отходов 2 класса /…/ тонны опасных отходов 3 класса, /…/ тонны опасных отходов 4 класса.
К утверждениям представителей ответчика о том, что размещение отходов поступивших от сторонних организаций не противоречит требованиям имеющихся у ответчика Лицензии, поскольку до их размещения в глубокие горизонты, они доводятся в результате разбавления с промышленными сточными водами предприятия и водой до требований разрешенных лицензионным соглашением суд относится критически. Во первых потому, что предприятие не имеет законного права на размещение в глубинные горизонты отходов сторонних организаций, а во вторых даже если отходы относящиеся к 1-4 классу опасности и разбавить до требований указанных в лицензии, то таковыми и останутся и после этого, однако уже в разбавленном виде, о чем в ходе судебного заседания дали пояснения и специалисты К.А., К.Н..
Вместе с тем, у суда нет оснований не доверять и вышеуказанным пояснениям Г.В. привлеченного к участию в деле в качестве специалиста согласно которых способ размещения опасных отходов в глубинные горизонты является природоохранным, направлен на удаление, захоронение опасных отходов и безопасен при условии правильной локализации.
Однако при всем этом нужно учесть, что в соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» размещение в глубокие горизонты земли опасных отходов возможен только при наличии на данный вид деятельности лицензии, а работа по нему должна поводиться в строгом соответствии с лицензионным соглашением.
Доводы прокурора Заволжского района Ивановской области – Астафьева Р.Г. о том, что деятельность Ответчика по размещению отходов 1-4 класса опасности в глубокие горизонты создает опасность причинения вреда в будущем, нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, создавая угрозу жизни и здоровью неопределенного крута лиц, суд находит убедительными, поскольку размещение отходов 1-4 класса опасности это деятельность подлежащая лицензированию, а в соответствии со ст. 4 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08августа2001года N128-ФЗ, все виды деятельности подлежащие лицензированию могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, регулирование которых не может осуществляться иными методами.
Решая вопрос об опасности вреда от деятельности ЗАО «Стройхимматериалы», который может явиться основанием к иску о пресечению деятельности, создающей такую опасность, суд учитывает и то, что законодателем отходы относящиеся к 1-4 классу опасности, согласно ст. 4.1 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08августа2001года N128-ФЗ классифицированы как чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные.
Также учитывает суд и то, что четыреххлористый углерод в частности, которого Ответчик только за первую половину 2010 года разместил в глубокие горизонты в количестве /…/ тонны ядовит при вдыхании паров, попадании внутрь через желудочно-кишечный тракт или всасывании через кожные покровы и слизистые оболочки. Разрушает озоновый слой и отнесен к запрещенным продуктам в соответствии с дополнениями к Монреальскому протоколу (1987). Он обладает наркотическим действием, поражает центральную нервную систему. Поступление его в организм в больших дозах вызывает тяжелые дистрофические изменения в печени, почках, сердце и других органах. Смертельная доза 30-60 мл (Промышленные хлорорганические продукты. Справочник, М., 1978, с.35-44, А.А.Каспаров, В.Н. Фросин. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.).
Совокупность вышеизложенных обстоятельств свидетельствует о том, что Ответчик в соответствии с имеющейся у него лицензией вправе размещать в глубокие горизонты земли только промышленные сточные воды с промышленной площадки предприятия и что имеются законные основания для пресечения его деятельности по размещению в глубокие горизонты отходов 1-4 класса опасности.
По убеждению суда удовлетворение требований прокурора Заволжского района Ивановской области не противоречит общественным интересам, а наоборот направлено исключительно на защиту конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народа, проживающего на соответствующей территории.
Вместе с тем, принятие такого решения не препятствует Ответчику размещать в глубокие горизонты промышленные сточные воды того химического состава, который ему разрешен п.п. 3.4 п.3 лицензионного соглашения (приложение № 1 к лицензии /…/) (т.1 л.д.178), являющиеся сточными водами, образовавшимися в результате производственной деятельности на промышленной площадке предприятия.
На основании изложенного, ч.1 ст. 1065, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Заволжского района Ивановской области удовлетворить.
Запретить ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга деятельность по размещению опасных отходов в глубокие горизонты земли по адресу: /…/, обязав ЗАО «Стройхимматериалы» г. Санкт-Петербурга прекратить данный вид деятельности.
Решение может быть обжаловано и на него может быть внесено представление в Ивановский областной суд через Заволжский районный суд Ивановской области в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья Безега И.С.