Тарский городской суд Омской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тарский городской суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-21/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 11 января 2011 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К., представителя ответчика Администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности К, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 января 2011 года в г. Таре дело по
исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов несовершеннолетних, а также неопределенного круга лиц к администрации Тарского муниципального района Омской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению доступного дошкольного образования на территории г. Тара и Тарского района незаконным и о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории Тарского муниципального района дошкольные образовательные учреждения на 872 места,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд к Администрации Тарского муниципального района, указав, что прокуратурой организована проверка соблюдения законодательства об образовании в части организации предоставления органами местного самоуправления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Тара, в ходе которой выявлены нарушения. На территории города Тара проживает (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) 2414 детей в возрасте от 0 до 7 лет, в целом в Тарском муниципальном районе проживает 3841. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ муниципальная система дошкольного образования в городе Тара включает в себя 8 бюджетных дошкольных образовательных учреждений на 830 мест, а также 22 дошкольных образовательных учреждения, расположенных в сельской местности Тарского муниципального района, на 600 мест. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования в г. Тара, действует 830 мест. Фактически на данное количество мест принято 1300 детей, что превышает нормативную численность детей на 56,6%. Обеспеченность детей дошкольного возраста услугами учреждений дошкольного образования составляет 53,8% от общей численности детей дошкольного возраста, проживающих на территории города Тара. По данным Комитета по образованию Администрации Тарского муниципального района в книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений зарегистрировано всего 872 человека, из них в г. Тара – 768 детей, так детей 2007 года рождения, не обеспеченных услугами учреждений дошкольного образования, - 3, детей 2008 года рождения - 18, детей 2009 года рождения - 126, детей 2010 года рождения - 266, детей 2011 года рождения - 355. За период 2011 года количество мест в образовательных учреждениях в г. Тара, реализующих программы дошкольного образования, увеличилось на 20, всего за период с 2005 года по 2010 год органами местного самоуправления открыто 7 групп дошкольного образования для 140 детей. Постановлением Главы Администрации Тарского муниципального района от 19.05.2009 г. № 145 утверждена долгосрочная целевая программа Тарского муниципального района «Развитие системы образования Тарского муниципального района до 2013 года» (далее – Программа). Программой предусмотрено строительство детского сада в селе , на его строительство планируется израсходовать 8 млн. 300 тыс. рублей, кроме того, предусмотрено строительство детского сада в г. Тара, а также открытие 2 групп полного дня в КОУ «Тарская СОШ № 4» на 40 мест, на данные цели запланировано выделение денежных средств из местного бюджета в сумме 3351775 рублей. Кроме того, Программой предусмотрены мероприятия по созданию благоприятных условий для организации дошкольного образования (ремонт и материально-техническое оснащение), на данные мероприятия местным бюджетом предусмотрены денежные средства в сумме 22 860 рублей. Однако постановлением Главы Администрации Тарского муниципального района от 19.05.2009 г. № 145 расходы на данные цели в рамках реализации Программы предусмотрены в 2011 году, финансирование в 2012-2013 гг. на данные цели не предусмотрено. Фактически в 2011 году в муниципальных образовательных учреждениях создано 20 мест для детей дошкольного возраста. Проведение остальных мероприятий Плана не обеспечено должным финансированием из местного бюджета. Таким образом, как имеющиеся, так и запланированные темпы увеличения количества мест в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, не отвечают возрастающей потребности населения города Тара в услугах дошкольного образования в условиях сложившейся демографической ситуации. Таким образом, при формировании социальной инфраструктуры для детей должны учитываться основные права и законные интересы ребенка. В частности, право ребенка на получение дошкольного образования должно быть обеспечено путем создания по месту жительства ребенка образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей детей. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района (п. 11 ч. 1 ст. 15). Для определения количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Тарского муниципального района Омской области следует исходить из данных о количестве детей, стоящих в очереди на прием в дошкольные образовательные учреждения. Просит суд, признать незаконным бездействие Администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению конституционного права граждан на доступное дошкольное образование на территории города Тара и Тарского муниципального района Омской области, возложить на Администрацию Тарского муниципального района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории Тарского муниципального района дошкольные образовательные учреждения на 872 места.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Ниниашвили В.К. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил все указанное в иске. Уточнил исковые требования и просил возложить на ответчика обязанность организовать предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лица, имеющим право на получение такого образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснил дополнительно, что конкретное число детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду меняется и на момент исполнения решения суда возможно будет отличаться от первоначально заявленного числа 872. Настаивал на удовлетворении иска, считает, что ответчиком предпринимаются какие-то меры для решения данной проблемы, но учитывая количество детей, не обеспеченных дошкольным образованием, но эти меря явно недостаточны.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Тарского муниципального района Омской области по доверенности К исковые требования не признал, суду пояснил, что требование прокурора в части признания незаконным бездействия ответчика необоснованны. Администрация делает много для решения проблемы дефицита мест в детских садах. На самом деле нехватка мест в сельской местности отсутствует, в г. Тара существует очередь. Планируется строительство детского сада на 250 мест в г. Тара, частично на это пойдут средства местного бюджета 3 миллиона 351 тыс. руб., остальную часть выделяет Федеральный бюджет. На вопрос суда пояснил, что после 2009 года, когда был открыт детский сад «Нефтяник» места в детских садах в Таре не создавались. Администрация не может прогнозировать, какое количество мест будет необходимо в садах в будущем, иск прокурора- это вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Прокурор не указал, какую норму закона нарушила администрация. Обращаясь с иском в защиту неопределенного круга лиц, истец не указал, чьи конкретно интересы он защищает. Более того, решение суда, даже если иск будет удовлетворен, будет неисполнимым, так как средств для создания необходимого количества мест у ответчика нет. Просил отказать прокурору в удовлетворении его требований в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с информационным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ на территории г. тара проживает 2414 детей в возрасте от 0 до 7 лет. На ДД.ММ.ГГГГ в книгах учета будущих воспитанников зарегистрировано 768 детей. Ожидающих получения мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Тары. В 2011-2014 году на территории города планируется открытие двух групп полного дня и строительство детского сада на 14 групп (л.д. 7).
Таким образом, суд установил, что существует реальный дефицит мест в детских садах, что не опровергнуто представителем ответчика.
Согласно устава Тарского муниципального района Омской области установлено, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Устава Тарского муниципального района Омской области к исключительной компетенции Тарского муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета Тарского муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 8 Устава Тарского муниципального района Омской области предусмотрены полномочия Тарского муниципального района, к которым, в частности, в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Тарского муниципального района. (л.д. 10-28).
Из постановления Главы Администрации Тарского муниципального района Омской области от 19.05.2009 года №145 следует, что утверждена долгосрочная целевая программа Тарского муниципального района Омской области «Развитие системы образования Тарского муниципального района до 2013 года», вступающая в силу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-9).
В соответствии с долгосрочной целевой программой Тарского муниципального района «Развитие системы образования Тарского муниципального района до 2013 года» установлено, что предусмотрено строительство детского сада в селе , на его строительство планируется израсходовать 8 млн. 300 тыс. рублей, кроме того, предусмотрено строительство детского сада в г. Тара, а также открытие 2 групп полного дня в КОУ «Тарская СОШ №» на 40 мест, на данные цели запланировано выделение денежных средств из местного бюджета в сумме 3351775 рублей, а также Программой предусмотрены мероприятия по созданию благоприятных условий для организации дошкольного образования (ремонт и материально-техническое оснащение), на данные мероприятия местным бюджетом предусмотрены денежные средства в сумме 22 860 рублей (л.д. 29-45, 46-74).
Из распоряжения Главы Администрации Тарского муниципального района Омской области от 24.10.2011 года №443 следует, что Администрацией Тарского муниципального района утверждена документация об открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение проектных работ по объекту «Строительство детского сада на 250 мест с плавательным бассейном в г. Таре Омской области»
Суд признает, что ответчик предпринимает шаги для решения проблемы дефицита мест в детских дошкольных учреждениях, однако, учитывая вышеуказанные цифры очередников в детские сады, эти меры, по мнению суда, явно являются недостаточными.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 43 Конституции РФ предусмотрены право каждого на образование, а также государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 6.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Данный иск был заявлен прокурором не только в интересах детей, не обеспеченных на сегодняшний день местами в детских дошкольных образовательных учреждениях, но и в интересах иных лиц, круг которых не определен, но чьи права и интересы нарушаются тем, что необходимое количество мест в детских учреждениях отсутствует.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.
Поскольку вопрос об организации общедоступного бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения, суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, делает вывод о бездействии со стороны администрации Тарского муниципального района в части соответствующей организации предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.
Тот факт, что принимаются меры для решения данной проблемы, не свидетельствует об исполнении обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном учреждении, поскольку, как было указано выше, государством гарантируется возможность общедоступного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Судом установлено, что родителями несовершеннолетних подаются заявления об устройстве детей именно в муниципальные детские сады, которые не обеспечивают местами всех желающих; организована регистрация заявлений по дате их принятия, что позволило суду сделать обоснованный вывод о наличии дефицита мест в детских садах и определенной очередности.
При принятии решения суд не принимает доводы представителя ответчика, что на территории района ведется строительство новых детских садов, принимаются иные меры по организации дошкольного образования. Суд исходит из того, что принимаемые меры, в том числе строительство детского сада на 250 мест в г. Тара, с учетом того, что именно в г. Тара, по заявлению представителя ответчика, существует основной дефицит мест в детских учреждениях, не приведет к значительному сокращению очередности, то есть принимаемые администрацией меры не являются достаточными.
Доводы администрации, о том, что, учитывая финансовое положение района, невозможно осуществить мероприятия, связанные со строительством детских садов, не являются основанием к отказу истцу в удовлетворении иска. Обязанностью администрации района является обеспечение организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях на территории района. Учитывая предоставленные администрации полномочия, суд возлагает на нее соответствующую обязанность, что не противоречит Закону РФ "Об образовании" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при этом не обязывая совершать конкретные действия в рамках осуществления такой обязанности, в том числе по строительству детских садов в определенный срок. Поэтому, учитывая вышеуказанное, не основаны на законе и доводы администрации, что истец и суд вмешиваются в компетенцию органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 17.12.2009) целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
С целью реализации государственной политики в интересах детей создается социальная инфраструктура для детей, представляющая собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Таким образом, при формировании социальной инфраструктуры для детей должны учитываться основные права и законные интересы ребенка. В частности, право ребенка на получение дошкольного образования должно быть обеспечено путем создания по месту жительства ребенка образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей детей.
Согласно статей 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который предусматривает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время в книге учета будущих воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений зарегистрировано 872 человека, которые не обеспечены услугами учреждений дошкольного образования.
При этом также установлено, что до 2012 года Администрацией Тарского муниципального района Омской области ненадлежащим образом принимались меры по обеспечению детей услугами учреждений дошкольного образования, которые возложены на нее федеральным законодательством.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу в обоснованности требований Тарского межрайонного прокурора и необходимости их удовлетворения.
Суд полагает, что указанный в иске срок исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые Тарского межрайонного прокурора к администрации Тарского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Тарского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии достаточных мер по обеспечению реализации права граждан на доступное дошкольное образование на территории города Тара и Тарского муниципального района Омской области, незаконным.
Возложить на Администрацию Тарского муниципального района Омской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ (первого января две тысячи пятнадцатого года) организовать на территории Тарского муниципального района предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях лицам, имеющим право на получение данного вида образования.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд.
Судья :