ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21 от 14.01.2011 Бобровского районного суда (Воронежская область)

                                                                                    Бобровский районный суд Воронежской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бобровский районный суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-21/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бобров 14 января 2011 г.

Бобровский районный суд Воронежской области

в составе: председательствующего Половец Е.Р.,

при секретаре Замараевой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Куцова Д.В.,

представителя заинтересованного лица Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - главы Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области ФИО1,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области в интересах муниципального образования Коршевское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бобровского района Воронежской области обратился в суд с заявлением в интересах муниципального образования Коршевское сельское поселение Бобровского муниципального района Воронежской области и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону (в части) (л.д.4-8).

Согласно заявлению решением № 45 Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения от 29.12.2009 г. утверждено «Положение о бюджетном процессе в Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» (далее по тексту - Положение) (с учетом изменений, внесенных решением Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения № 15 от 19.05.2010 г.). Данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах. Отдельные нормы данного Положения в настоящее время противоречат Бюджетному кодексу РФ, нарушают права и охраняемые законом интересы муниципального образования – Коршевское сельское поселение. Так, ч. 2 ст. 46 Положения, в нарушение ч. 3 ст. 217 БК РФ, не предусматривает таких оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом. Отсутствие закрепления всех оснований внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете создает возможность принимать произвольные решения органами местного самоуправления, увеличивает риск коррупционных проявлений. Кроме того, ст. 36 Положения «Муниципальные целевые программы» закрепляет, что порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных программ утверждается Советом народных депутатов, а также, что муниципальные целевые программы подлежат утверждению Советом народных депутатов Коршевского сельского поселения, хотя статья 179 БК РФ устанавливает, что этими полномочиями наделена местная администрация муниципального образования. Отнесение вышеуказанных полномочий к компетенции представительного органа является превышением установленных законом его полномочий, предоставляет Совету народных депутатов поселения право на принятие решения, отнесенного к компетенции исполнительного органа поселения, тем самым закрепляя дублирование полномочий представительного и исполнительного органа поселения, что нарушает интересы муниципального образования. Прокурор просит суд признать ст. 36, ч. 2 ст. 46 «Положения о бюджетном процессе в Коршевском сельском поселении» недействующими с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.4-8).

Помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Куцов Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - глава Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области ФИО1 в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, которым нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный процесс – это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 указанного ФЗ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст. 27 Устава Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области в исключительной компетенции Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, а также утверждение иных Положений и принятие иных нормативных правовых актов, определенных в данном Уставе.

Ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит, в том числе, из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить Бюджетному Кодексу.

Согласно ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ст. 7 Устава Коршевского сельского поселения к вопросам местного значения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, и др.

Согласно ч. 3 ст. 47 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 45 данного Устава обнародование муниципальных правовых актов в Коршевском сельском поселении осуществляется путем доведения до всеобщего сведения текстов муниципальных правовых актов, посредством размещения их в специально установленных местах, а также путем обеспечения беспрепятственного доступа к текстам муниципальных правовых актов.

Решением представительного органа Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области - Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 29.12.2009 г. № 45 принято Положение «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» и обнародовано в соответствии со ст. 45 Устава Коршевского сельского поселения путем размещения в общедоступных местах для жителей с. Коршево, о чем был составлен соответствующий акт от 29.12.2009 г. (л.д.9,10). Решением Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 19.05.2010 г. № 15 были внесены изменения в вышеуказанное Положение, данное решение было обнародовано путем размещения в общедоступных местах для жителей с. Коршево, о чем был составлен соответствующий акт от 19.05.2010 г. (л.д.14-16).

Таким образом, оспариваемый нормативный акт - Положение «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области»,  с изменениями от 19.05.2010 г., принято представительным органом поселения (ст.25 Устава) в пределах его компетенции (ст.27 Устава), с соблюдением правил введения его в действие, в том числе с соблюдением правил его обнародования (ст. 45 Устава).

Ч. 2 ст. 46 Положения «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» предусматривает основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Коршевского сельского поселения в соответствии с решениями главы администрации Коршевского сельского поселения без внесения изменений в решение Совета народных депутатов о бюджете Коршевского сельского поселения.

В нарушение ч. 3 ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ среди предусмотренных ч. 2 ст. 46 Положения «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись, отсутствуют такие, как: 1) в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете; 2) в случае размещения бюджетных средств на банковских депозитах в соответствии с Бюджетным кодексом.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В нарушение указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ ст. 36 Положения «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» устанавливает, что муниципальные целевые программы разрабатываются органами администрации Коршевского сельского поселения в соответствии с порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, утвержденным решением Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, ст. 36, ч. 2 ст. 46 Положения «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» противоречат ч. 3 ст. 217, ч. 1 ст. 179 РФ и подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку спорный нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда и на его основании были реализованы права граждан и организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда о признании Положения «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области» в части недействующим подлежит доведению до сведения населения путем размещения данной информации в соответствии со ст. 45 Устава в специально установленных для обнародования местах.

В связи с этим на основании ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на главу Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области обязанность представления в суд в месячный срок акта обнародования данного решения суда.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ заинтересованное лицо Совет народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области.

Признать ст. 36, ч. 2 ст. 46 Положения «О бюджетном процессе Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области», утвержденного Решением Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области от 29.12.2009 г. № 45, с изменениями, внесенными решением Совета народных депутатов Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области № 15 от 19.05.2010 г., недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать главу Коршевского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области довести до сведения населения Коршевского сельского поселения Бобровского района Воронежской области сообщение о данном решении суда путем размещения информации в общедоступных для жителей местах и в месячный срок представить в суд акт обнародования данного решения суда.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд.

Председательствующий Е.Р. Половец.