ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-21 от 22.07.2020 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2020 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре Ивановой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2020-001844-18 (производство № 2-2170/2020) по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации г. Иркутска о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилисьФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с иском к администрации г. Иркутска о признании права собственности на земельный участок.В основание иска истец указано, что истцам на праве собственности принадлежат жилые дома с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> на основании договоров купли-продажи и договоров дарения. Соглашением об определении долей была определена доля на домовладение состоящее из 3-х бревенчатых дома, находящихся по адресу: <адрес обезличен>. Участок под домами с кадастровым номером <Номер обезличен> был поставлен на кадастровый учет <Дата обезличена> на основании проекта межевания территории с учетом геодезической съемки фактического использования земельного участка. Истцами были приняты еры по оформлению в общедолевую собственность указанного земельного участка, а именно. Было подано заявление в администрацию КУМИ о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, на что получен отказ. В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другими федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Все прочно связанный с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. В связи с чем, истцы просят суд признать за ними право общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> в следующих долях: за ФИО2 право собственности в размере 19/144 доли; за ФИО1 право собственности в размере 32/144 доли;за ФИО5 право собственности в размере 25/144 доли; за ФИО3 право собственности в размере 19/144 доли; заФИО4 право собственности в размере 49/144 доли.

В судебном заседании истец ФИО4 свои исковые требования поддержал, повторив доводы иска. Суду пояснил, что все земельные участки, граничащие со спорным участком давно оформлены собственниками домов в собственность. Просил иск удовлетворить.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направили в судебное заседание представителя.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истцов ФИО6, действующий на основании доверенностей, требования иска поддержал, пояснив, что оснований для отказа в передачи участка в собственность истцам не имеется, участок сформирован под жилыми домами, находящимися в собственности истцов. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснив, что истцом действия ответчика в административном иске не обжалованы, обращение сразу с иском о праве неверно. Письменный отзыв поддержал, просил в иске отказать.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов о признании права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению в силу следующего.

В силу ст. 35 Конституции Российский Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как разъяснено в пункте 59Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Частью 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено право граждан и юридических лиц на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Истец ФИО2 являетсясобственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом 1896 года постройки по адресу: <адрес обезличен>. Это подтверждается договором купли-продажи от <Дата обезличена>

Истец ФИО1 является собственником 5/24 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом 1896 года постройки по адресу: <адрес обезличен>. Это подтверждается договором дарения от <Дата обезличена> на 1/8 доли и договором дарения от <Дата обезличена> на 2/24 доли.

Истец ФИО5 является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом 1917 года постройки по адресу: <адрес обезличен>. Это подтверждается договором купли-продажи от <Дата обезличена>.

Истец ФИО3 является собственником 1/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом 1917 год постройки по адресу: <адрес обезличен>. Это подтверждается договором купли-продажи от <Дата обезличена>, свидетельство о заключении брака от <Дата обезличена>, из которого видно, что ФИО8 приняла фамилию ФИО3, вступив в брак.

Истец А.В.ИБ. является собственником жилого дома 1917 года постройки по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена>.

Право истцов в указанных выше долях на здания по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровыми номерами <Номер обезличен> (собственность ФИО4), <Номер обезличен> (собственность ФИО1 и ФИО2 по ? доли каждый); <Номер обезличен> (собственность ФИО3 и ФИО5 по ? доли каждый) в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Росреестра по Иркутской области, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости на спорный земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> видно, что данный участок расположен по адресу: <адрес обезличен>, его площадь составляет 1 797 кв.м., относится к землям населенных пунктов для эксплуатации объектов капитального строительства. Испрашиваемый земельный участок имеет ровные формы, изломов не имеется, поставлен на кадастр с присвоенными координатами.

Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от <Дата обезличена> видно, что истцам отказано в предоставлении земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> в собственность в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке числятся ограничения прав, предусмотренные ст. 56.1 ЗК РФ, то есть резервирование земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Согласно представленному сообщению о перечне всех зданий и сооружений на испрашиваемомземельном участке расположено здание с кадастровом номером <Номер обезличен>, право собственности на которое не зарегистрировано, в связи с чем так же отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Рассматривая довод администрации г. Иркутска о ом, что невозможно передать истца в собственность земельный участок, поскольку на нем расположено здание, право собственности на которое, не закргистрировано, суд исходит из следующего.

Согласно п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, указанный в ответе администрации г. Иркутска при отказе в передаче участка, объект недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен> и который не был зарегистрирован, в настоящее время оформлен в собственность ФИО4, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В связи с чем, на момент рассмотрения спора основание, по которому было отказано в предоставлении участка, отпало.

Рассматривая довод стороны ответчика о наличии красной линии в пределах спорного земельного участка, суд исходит из следующего.

Суду представлена панорамная карта спорного земельного участка, на которой указаны границы испрашиваемого земельного участка, жилые дома истцов, которые находятся в пределах спорного земельного участка. Из карты видно, что по участку проходит линия, в том числе по жилому строению.

Официального подтверждения нахождение красной линии в пределах испрашиваемого участка суду не представлено.

Вместе с тем, несмотря на непредставление доказательств нахождения участка в пределах красных линиях, суд отмечает следующее.

В пункте 11 статьи 1ГрК РФ, красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Наряду с этим пунктом 2 части 3, частью 5 статьи 23ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных картах отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Таким образом, названные нормы, действовавшие в период решения Думы г. Иркутска от 28 октября 2016 года, которое принято в целях приведения муниципальных правовых актов города Иркутска в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, и внеся изменения в Генеральный план г. Иркутска, утвержденного 28 июня 2007 года, не предусматривали отображения в генеральном плане красных линий застройки.

Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации в указанный период регламентировались также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150, которая утратила силу с 23 июля 2018 г. (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации N 150), и Инструкцией о порядке проектированияи установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Так, пунктом 9 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N 150 предусматривалась возможность нанесения проектируемых красных линий на план современного использования территории (опорный план) при разработке генерального плана, совмещенного с проектом планировки.

Из пунктов 3.8 и 4.1 Инструкции РДС 30-201-98 также следует, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки (согласно Таблице соответствия Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ наименований градостроительной документации, утвержденной до его принятия, подлежащей инвентаризации, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", проект детальной планировки соответствует проекту планировки территории).

В пункте 4.3 Инструкции РДС 30-201-98 предусматривается, что в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки.

При этом следует также учесть, что в пунктах 12 и 13 раздела 3.1.5 Инструкции по разработке градостроительной документации N 150 также не предусмотрено отображение красных линий застройки на схеме транспортной инфраструктуры и схеме инженерной инфраструктуры генерального плана городского округа.

Таким образом, градостроительным законодательством допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.

Так, как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23ГрК РФ, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18ГрК РФ).

Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются: планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23ГрК РФ).

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26ГрК РФ).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41ГрК РФ).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 43ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. N 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности довода ответчика в части нарушения истцами градостроительных норм.

Кроме того, установление красной линии произведено без учета того, что спорный земельный участок предоставлен под строительство жилых домов еще в 1917 году и ранее (даты постройки домов), жилые дома были выстроены и введены в эксплуатацию.

Расположение земельного участка не противоречит Правилам землепользования и застройки, используется земельный участок по назначению и разрешенному виду использования.

В связи с чем, нанесение на план участка красной линии, в том числе и через жилой дом, не может служить основанием для препятствий передачи спорного участка истцами на праве долевой собственности как лицам, имеющим исключительное право на приобретение указанного участка в долевую собственность.

Протоколом общего собрания собственников земельных долей общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес обезличен>, истцы решили разделить указанный земельный участок в следующих долях ФИО2 – 19/144 доли; ФИО1 – 32/144 доли; ФИО5 – 25/144 доли; ФИО3 – 19/144 доли; ФИО4 – 49/144 доли.

Смежные со спорным земельным участком находятся в собственности граждан, чьи строение расположены на них.Это подтверждается выписками из ЕГРН в отношении земельного участка по адресу: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>.

В силу пп. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Суд, оценивая представленные доказательства, исходя из фактически установленных обстоятельств дела, учитывает, что на спорном жилом участке, расположены жилые дома истцов, они имеют исключительное право на приобретение указанного участка в долевую собственность, каких-либо обстоятельств, препятствующих для передачи истцам в собственность земельного участка судом не установлено.

В связи с чем, требования истцов о признании за ними право п общей долевой собственности на спорный земельный участок, в размере, установленном протоколом общего собрания (по сути соглашения) подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к администрации <адрес обезличен> о признании права собственности удовлетворить.

Признать за ФИО2 право собственности в размере 19/144 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Признать за ФИО1 право собственности в размере 32/144 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Признать за ФИО5 право собственности в размере 25/144 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Признать за ФИО3 право собственности в размере 19/144 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Признать за ФИО4 право собственности в размере 49/144 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Смирнова Т.В.

Решение в окончательной форме изготовлено<Дата обезличена>.