ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-210(2013) от 28.03.2013 Чудовского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-210 (2013)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Чудово 28 марта 2013 года

Чудовский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Шереметы Р.А.,

с участием помощника прокурора Чудовского района Новгородской области Герасимовой Е.С.,

представителя ответчика ООО «Новый день-УК» ФИО1,

при секретаре Ибрагимове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чудовского района Новгородской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Новый день - УК» о перерасчете платы за жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чудовского района Новгородской области, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Чудовский районный суд Новгородской области с иском к ООО «Новый день-УК» с иском об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования в структуре платы а содержание и ремонт жилья, собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика. В обоснование иска указано, что прокуратурой Чудовского района Новгородской области по заявлению жильцов <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения ООО «Новый день - УК» жилищного законодательства при начислении собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении по итогам открытого конкурса от ДД.ММ.ГГГГ, платы за содержание и ремонт жилого помещения, в ходе которой было установлено, что по результатам данного конкурса ООО «Новый день-УК» осуществляет управление домом по <адрес> в <адрес>, а также другими многоквартирными домами, включенными в лот . Установление платы за жилое помещение собственников помещений данных многоквартирных домов явилось результатом проведения ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> открытого конкурса по отбору управляющей организации, конкурсной документацией которого был определен тариф на содержание и ремонт жилого помещения и предусмотрен проект договора управления домом. По итогах данного конкурса ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и собственниками помещений в многоквартирных домах был заключен договор управления домами, в соответствии с п. 5.2 которого плата за содержание и ремонт жилья устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в доме в соответствии с требованиями законодательства и согласно приложению 5 (тарифам из конкурсной документации). Впоследствии действие данных договоров было пролонгировано на 2011 и 2012 годы. В ходе проверки установлено, что в состав тарифа на содержание и ремонт жилья, по которому ООО «Новый день-УК» начисляло собственникам и нанимателям помещений <адрес> в <адрес>, а также другим домам, участвовавшим в конкурсе по отбору управляющей организации, соответствующую плату, был включен тариф на электроэнергию в местах общего пользования. С ДД.ММ.ГГГГ согласно дополнительному соглашению к договору энергоснабжения электрической энергией от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Новый день-УК» и ООО «Новгородэнергосбыт» плату за электроснабжение многоквартирных домов, в том числе и предоставленное на общедомовые нужды (освещение мест общего пользования) начисляет ООО «Новгородэнергосбыт». Вместе с тем, размер паты за содержание и ремонт жилья, за счет которой ООО «Новый день -УК» оплачивало расходы на освещение мест общего пользования в участвующих в конкурсе домах (при том, что перечень услуг не изменился), ДД.ММ.ГГГГ на сумму данных расходов не уменьшился, что, по мнению прокурора, противоречит нормам жилищного законодательства и нарушает права собственников и нанимателей помещений казанных многоквартирных домов. В связи с выявленным нарушением в адрес исполнительного директора ООО «Новый день-УК» ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений с требованием произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении данной организации, оплата мест общего пользования в которых осуществлялась за счет средств, собранных на содержание и ремонт жилья. Данное предписание ответчиком исполнено не было.

В судебном заседании помощник прокурора Чудовского района Новгородской области Герасимова Е.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Новый день-УК» исковые требования прокурора Чудовского района Новгородской области не признал, представив письменные возражения на иск от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которых следует, что Установление платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «Новый день-УК», явилось результатом проведения ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Чудово открытого конкурса по отбору управляющей организации, документацией которого был определен тариф на содержание и текущий ремонт, а также перечень оказываемых услуг, что соответствовало п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491. В свою очередь в п. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. 35 Правил NQ 491 установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, и устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер тарифа на содержание и ремонт общедомового имущества в многоквартирных домах, а также перечень работ и услуг выполняемых в рамках договора являются условиями соответствующих договоров, которые являются действующими и изменения в которые могут быть внесены только в порядке предусмотренном законом. Как указано в письме Министерства регионального развития РФ от 18 июня 2007 года N 11356-ЮТ/О7 коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования, оплачиваются в составе платы за коммунальные услуги; количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение. В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденных постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354) содержание общего имущества не включает в себя освещение мест общего пользования, а указывается на необходимость обеспечить готовность внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения. Таким образом, по мнению ответчика, действия соответствуют действующему законодательству.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 36 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

При этом в соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (в редакции от 06.05.2011)содержится перечень мероприятий по содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния такого имущества.

Согласно п. 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (в редакции от 06 мая 2011 года) в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. В п. 7 Правил содержится правило о том, что собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.

В соответствии с п. 12 указанных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Судом установлено, что по результатам проведенного ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Чудово Новгородской области открытого конкурса по отбору управляющей компании лот , содержащий перечень многоквартирных домов, в том числе и <адрес> в <адрес>, домов выиграло ООО «Новый день-УК», которое с указанного времени на основании заключенных с собственниками помещений в указанных многоквартирных домах осуществляет управление общим имуществом собственников помещений данных домов, что подтверждается предоставленной конкурсной документацией, а также договорами управления многоквартирными домами.

Из содержания представленной конкурсной документации к открытому конкурсу по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории города Чудово от 2010 года, также ответ Администрации города Чудово от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в рамках проведения указанного конкурса администрацией города Чудово были отражены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые устанавливались на основании действующих тарифов на ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с категорией благоустройства жилых домов. При этом расчет тарифа «содержание и ремонт жилого фонда» по заказу Администрации города Чудово производился в 2008 году <данные изъяты><адрес>.

В заключенных ООО «Новый день-УК» договорах управления многоквартирными домами содержатся сведения о том, что управляющая компания по заданию собственников и за их счет помимо прочего обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества, состав которого определен в данных договорах (п.п. 3.1, 3.2). В п. 4.1 данных договоров содержатся права и обязанности управляющей организации, согласно которым она обязана осуществлять управление общим имуществом в многоквартирных домах в соответствии с условиями договоров и действующим законодательством с наибольшей выгодой для собственников и в соответствии с требованиями действующих руководящих документов, регламентирующих оказание жилищно-коммунальных услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Перечнем, указанном в приложении № 4 к договорам; обеспечивать нанимателей жилищными и коммунальными услугами установленного уровня качества (приложение № 2) в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления, или в соответствии с заявленными потребностями; заключать и корректировать договоры на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт общего имущества домов, поставку коммунальных услуг и другие необходимые договоры, связанные с эксплуатацией, текущим и капитальным ремонтом принятого в управление общего имущества жилых домов, осуществлять контроль за их выполнением; осуществлять систематический контроль за исполнением работ подрядными организациями с обязательным оставлением соответствующих актов в случаях некачественного выполнения работ, нарушения договоров по поставке коммунальных услуг, нарушения гарантийных обязательств по ремонтным и специальным работам по модернизации жилых домов; вести детализированный учет работ и услуг, предоставляемых или в течение длительного времени отсутствующих коммунальных услуг, а также услуг по санитарному и техническому обслуживанию; своевременно производить оплату выполненных работ, предоставленных жилищно-коммунальных услуг по заключенным договорам в соответствии с их фактически предоставленным качеством; производить начисление платежей нанимателям, собственникам и арендаторам за предоставленные жилищно-коммунальные услуги самостоятельно и с привлечением другой организации. Осуществлять расчеты с нанимателями, арендаторами, собственниками жилых помещений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и пр. При этом в соответствии п. 4.2 данных договоров управляющая организация вправе самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по указанным договорам; самостоятельно распоряжаться всеми финансовыми ресурсами, поступающим из соответствующих источников за оказываемы платные услуги, выполняемые силами и средствами управляющей организации, с учетом установленных данными договорами ограничений; вести расчеты с собственниками за предоставленные услуги и выполненные работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предъявлять счет-квитанции для оплаты, принимать средства по оплате на свой расчетный счет.

Согласно представленной ООО «Новый день-УК» справке от ДД.ММ.ГГГГ, в состав тарифа на содержание общедомового имущества <адрес> в <адрес>, (наряду с аналогичным тарифом, применяемым к иным находящимся в управлении ответчика многоквартирным домам) входят расходы на: санитарное содержание дома - <данные изъяты> м; техническое обслуживание общедомового имущества - <данные изъяты>. за 1 кв. м; текущий ремонт общедомового имущества <данные изъяты> за 1 кв. м; работы по установке ОДПУ - <данные изъяты> руб. за 1 кв. м; вывоз твердых бытовых отходов - <данные изъяты>. за 1 кв. м; освещение мест общего пользования - <данные изъяты> руб. за 1 кв. м; работу аварийно-диспетчерской службы <данные изъяты> руб. за 1 кв. м; обслуживание ВДГО (газовое оборудование) - <данные изъяты> руб. за 1 кв. м; услуги банка <данные изъяты> руб. за 1 кв. м; управление домом - <данные изъяты> руб. за 1 кв. м. Из чего следует, что размер фактических затрат за 2011 года по указанному дому составил <данные изъяты>. за 1 кв. м., при том, что размер тарифа по данному дому составляет <данные изъяты>. за 1 кв. м.

Вместе с тем, из содержания показаний свидетеля ФИО5 в суде, а также из содержания представленной ею пояснительной записки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она работает в ООО «Новый день - УК» <данные изъяты>. До октября 2012 года расчеты за электроэнергию с жителями многоквартирных домов ООО «Новый день -УК» производились следующим образом: плату за индивидуальное потребление электроэнергии жителям многоквартирных домов начисляло и собирало на свой расчетный счет ООО «Новгородэнергосбыт», которое счета за освещение мест общего пользования выставляло ответчику. Размер платы определялся по показаниям электросчетчиков на коммунальное освещение, а при отсутствии таковых, расчетным путем как произведение количества осветительных точек на их мощность и на число часов горения в расчетный месяц. В свою очередь ответчиком собственникам и пользователям многоквартирных домов плата за освещение мест общего пользования не выставлялась, поскольку данная услуга является коммунальной, и при отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии должна начисляться по нормативу потребления. Согласно п.3 части 1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, т.е. данный норматив должен был быть утвержден Администрацией Новгородской области. Вместе с тем фактически данный норматив на территории области отсутствовал. В связи с вышеизложенным, данная статья затрат оплачивалась ответчиком из средств, собираемых по статье «Содержание и ремонт общедомового имущества», однако не могла быть включена в структуру данного платежа, являясь коммунальной услугой, не подлежащей включению в жилищный тариф. После официального предписания прокурора Чудовского района, начиная с мая месяца 2012 года ООО «Новый день-УК» стало выставлять плату за освещение мест общего пользования жителям многоквартирных домов., оборудованных общедомовыми приборами учета, поскольку в таком случае данная плата рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой расхода электроэнергии, потребленной жителями дома, и распределялась между лицевыми счетами, согласно требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, пропорционально потребленному гражданином объему электроэнергии. С октября 2012 года вступили в законную силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, а также нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению, утвержденные Постановлением Администрации Новгородской области от 10 сентября 2012 года № 533. С этого момента изменился порядок расчетов жителей многоквартирных жилых домов за электроэнергию. Весь объем электроэнергии, потребляемый жителями данных домов как на личные нужды, так и на общедомовые нужды выставляется ООО «Новгородэнергосбыт» в адрес ответчика. Плата за электроэнергию на общедомовые нужды жителям домов, не оборудованных общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ), начисляется по нормативу потребления и выставляется отдельной строкой. В связи с большим объемом работ, связанных с начислением платы гражданам за потребленную электроэнергию, ООО «Новый день-УК» заключило с ООО «Новгородэнергосбыт» дополнительное соглашение к Договору энергоснабжения, по условиям которого ООО «Новгородэнергосбыт» взяло на себя обязанность по выставлению квитанций жителям многоквартирных жилых домов, а также сбор платежей за потребленную электроэнергию, в том числе за освещение мест общего пользования. Собираемые ООО «Новгородэнергосбыт» с жителей многоквартирных жилых домов денежные средства на свой расчетный счет, засчитывается как выполнение последними своих обязательств перед управляющей компанией.

Данные сведения подтверждаются договором энергоснабжения электрической энергией от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к данному договору от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что ООО «Новгородэнергосбыт» как Гарантирующий поставщик обязуется осуществить продажу электроэнергии, предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией Исполнителя (ООО «Новый день-УК»), а также путем заключения договоров с Сетевой организацией, обеспечить в интересах Исполнителя передачу электроэнергии. Исполнитель обязуется принимать и оплачивать приобретенную электроэнергию и оказанные услуги. Данную электроэнергию Исполнитель приобретает, в том числе в целях оказания потребителям - собственникам жилых помещений многоквартирного дома коммунальной услуги электроснабжения. Именно Гарантирующий поставщик (ООО «Новгородэнергосбыт») по заданию Исполнителя (ООО «Новый день-УК») осуществляет начисление и выставление сетов за потребленную ими электроэнергию, включая освещение мест общего пользования, а также сбор собранных средств.

Таким образом, судом установлено, что фактически услуга по освещению мест общего пользования ответчиком собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, находящийся в его управлении, не осуществлялась, в перечне предоставляемых услуг в соответствующих договорах управления многоквартирными домами не содержалась. В свою очередь тариф на оплату жилья, в который также входит оплата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в зависимости от категории конкретных многоквартирных домов был утвержден Администрацией города Чудово в рамках ее полномочий. Тот факт, что ООО «Новый день-УК» неправомерно перечисляло ООО «Новгородэнергосбыт» по счетам, выставленным за предоставление электроэнергии на освещение мест общего пользования, из статьи «содержание и текущий ремонт жилья», (данное нарушение в настоящее время устранено по представлению прокурора Чудовского района) сам по себе не является основанием для осуществления перерасчета взимаемой с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах платы, а может служить основанием для перераспределения указанных денежных средств на иные цели в пределах перечня установленных договорами управления работ и услуг, входящих в структуру содержания и текущего ремонта общего имущества таких домов. Кроме того, объем предоставляемых ответчиком услуг и работ, предусмотренных соответствующими договорами управления не изменился ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения, в связи с чем оснований для проведения перерасчета платы за жилое помещение собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, находящихся в правлении указанной организации, по мнению суда, не имеется.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд считает требования прокурора Чудовского района Новгородской области не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Чудовского района Новгородской области об обязании ООО «Новый день-УК» произвести перерасчет платы за жилые помещения собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении данной организации - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд Новгородской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть со 02 апреля 2013 года.

Судья: Р.А. Шеремета