Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 ноября 2018 года г. Симферополь Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе: председательствующего судьи Каралаш З.Ю., при секретаре Оверченко В.В., с участием истца ФИО5, представителя Администрации города Симферополя, представителя МКУ Управление образования Администрации города Симферополя ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации города Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации города Симферополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить место дошкольном учреждении, у с т а н о в и л : Истец обратился в суд с настоящим иском. В обоснование требований в исковом заявлении указывает, что в 2015 году дочь истца ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения была поставлена в списки очередников в дошкольное учреждение «Дельфин». В настоящее время место в дошкольном образовательному учреждении не предоставлено. В ответе на обращение истца в Администрацию <адрес> было указано, что по состоянию на 2014 год на учете в ДОУ числилось более 12 тысяч детей, по состоянию на январь 2018 года очередь составляет 17821 ФИО3. Администрация <адрес> имела достаточное количество времени с 2014 года для устранения данной ситуации. С учетом уточненных требований, просит признать незаконным бездействие Администрации <адрес> и Муниципального казенного учреждения Управление образования Администрации <адрес> по непредоставлению места в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении <адрес>. Обязать администрацию <адрес> и Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации <адрес> предоставить малолетней ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении <адрес> по месту жительства ФИО3 в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать с Администрации <адрес> и Муниципального казенного образовательного учреждения Управление образования Администрации <адрес> в пользу истца моральный ущерб в размере 50 000 рублей. Взыскать судебные расходы. В судебном заседании истец поддержал доводы искового заявления. Суду дополнительно пояснил, что первоначально ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении места в ДОУ «Дельфин» и «Русалочка». ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о предоставлении места в ДОУ «Дельфин», «Антошка», «Солнышко». Ответчиком Администрацией <адрес> были предоставлены суду письменные возражения в которых Администрация иск не признала, указала, что путевки направления в ДОУ выдаются в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Комплектование ДОУ осуществляется автоматически системой «Электронная очередь в ДОО <адрес>. При этом с ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер ФИО3 в очереди не определяется. В настоящее время свободные места в дошкольных учреждениях города отсутствуют. Направить ФИО3 в дошкольное учреждение вне очереди не представляется возможным, поскольку нарушит права других детей, стоящих в очереди. В <адрес> ведется планомерная работа по увеличению сети дошкольных учреждений. В соответствии с Федеральной целевой программой «Социально – экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года» продолжается строительство ДОУ на территории <адрес>. С 2017 года было начато строительство 7 ДОУ на 260 мест и 1 ДОУ на 120 мест. Кроме того за счет Республиканской адресной инвестиционной программы ведутся работы по строительству 5 модульных детских садов на 100 мест каждый. Срок окончания работ – декабрь 2018 года. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Ответчиком МКУ Управление образования Администрации <адрес> в материалы дела представлены письменные пояснения из которых следует, что направления в ДОУ <адрес> выдаются в строгом соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады). Управление образования Администрации города не управляет системой электронной очереди, размещенной на сайте rkdoo.ru. Техническое сопровождение электронной очереди в ДОО Республики Крым осуществляет разработчик ГУП РК «Крымтехнологии». Процедура комплектования (выдача направлений) осуществляется в автоматическом режиме системой «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» и происходит с учетом следующих параметров: возрастная группа, наличие льготной категории, дата регистрации заявления. Номер очереди ФИО3 рассчитывается автоматически системой в момент комплектования с учетом названных параметров. В судебном заседании представитель ответчиков ФИО7 возражала против удовлетворения требований. Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему. Из материалов дела следует, что истец является отцом несовершеннолетней ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из материалов дела следует, что ФИО3 С.Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения была зарегистрирована в электронной очереди на получение места в МБДОУ № «Дельфин» и МБДОУ № «Русалочка» заявление №. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца в МБДОУ № «Дельфин», МБДОУ № «Антошка», МБДОУ № «Солнышко». Из ответа МКУ Управление образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО3 Э.И. на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении места в дошкольном учреждении следует, что направление в дошкольные учреждения <адрес> выдаются в строгом соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детский сады)» в порядке электронной очереди, согласно заявке руководителя учреждения о наличии свободных мест. Комплектование дошкольных учреждений. С ДД.ММ.ГГГГ на сайте Электронной очереди в ДОО Республики Крым заявления отражаются в общем реестре всех очередников в возрасте от 2 до 6 лет конкретного дошкольного учреждения. Порядковый номер ФИО3 в очереди не определяется. Специалисты управления образования информацией о порядковых номерах очередников не располагают. Электронная очередь в ДОО – это поименный список детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ, формируемый в соответствии с датой постановки на учет и наличием права на предоставление места в ДОУ во внеочередном, либо первоочередном порядке (если таковые имеются). Количество свободных мест на новый учебный год определяется руководителем дошкольного учреждения исходя из Санитарно – эпидемиологических требований. Процедура комплектования (выдачи направлений) осуществляется в автоматическом режиме с учетом следующих параметров: возрастная группа, наличие детей льготной категории, дата регистрации заявления. Номер очереди ФИО3 рассчитывается автоматически системой в момент комплектования с учетом всех параметров. Из сообщения начальника Управления образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в электронной очереди на получение места в МБДОУ № «Дельфин», МБДОУ № «Антошка», МБДОУ № «Солнышко» от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3ДД.ММ.ГГГГ будет предоставлено направление в ДОУ в порядке определенном муниципальными правовыми актами и согласно электронной очереди при наличии свободных мест в МБДОУ № «Дельфин», МБДОУ № «Антошка», МБДОУ № «Солнышко». В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ФИО3 во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ФИО3. Государства-участники обязуются обеспечить ФИО3 такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры. Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. ФИО1 устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Законодательные гарантии конституционного права ФИО3 на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ФИО3 в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ФИО3 для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ФИО3 на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ФИО3 двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ФИО3 факт обращения родителей (законных представителей) ФИО3 для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ФИО3 в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ФИО3 на получение дошкольного образования. Согласно Положения о Муниципальном казенном учреждении Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым (приложение 27 к решению 22 сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№), МКУ Управление образования организует предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ Симферополь, организует ведение учета детей с разграничением по льготным категориям, нуждающихся в получении дошкольного образования, комплектует дошкольные образовательные организации детьми (п. 3.4 Положения). Комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений <адрес> обеспечивается соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача путевок в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утвержденному постановлением Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями и дополнениями), в порядке электронной очереди, согласно заявке руководителя учреждения о наличии свободных мест. Вышеуказанным Административным регламентом установлено, что право на внеочередное зачисление в дошкольное учреждение имеют дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан, дети прокуроров, дети судей, дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (пункт 2.8 Административного регламента). Право на первоочередное зачисление ФИО3 в учреждение имеют дети- инвалиды и дети, дети из многодетных семей, один из родителей которых является инвалидом, дети военнослужащих, дети сотрудников полиции, дети сотрудников ФСКН, дети сотрудников МЧС (пункт 2.8 Административного регламента). ФИО3 С.Э. стоит на очереди, права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении не имеет, указанное следует из материалов дела. Согласно пункту 2.5 Административного регламента номер очереди ФИО3 определяется автоматически в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Дата постановки ФИО3 на учет - это день принятия заявления в порядке, определенном Административным регламентом Управления образования <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на учет детей для предоставления мест в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады)», количества заявителей, имеющих право на внеочередное и первоочередное зачисление в дошкольное образовательное учреждение, количества заявителей, отозвавших заявление. Предоставление муниципальной услуги обеспечивается при наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении для детей соответствующей возрастной категории. Судом установлено, что изначально истцом заявление было подано о предоставлении места в МБДОУ № «Дельфин» и МБДОУ № «Русалочка». Из ответа начальника МКУ Управление образования Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что количество мест, подлежащих комплектованию на 2017/2018 учебный год в МБДОУ № «Дельфин» в ясельную группу 40 детей, в МБДОУ «Русалочка (общеразвивающие группы) в ясельную группу – 27 мест. Количество мест, подлежащих комплектованию детей в МБДОУ № «Дельфин» на 2018/2019 учебный год в младшую группу – 8 мест. Комплектование детей в МБДОУ № «Русалочка» на 2018/2019 учебный год в ясельную и младшую группу не проводилось. Согласно Уставам МБДОУ № «Русалочка» и МБДОУ № «Дельфин» в дошкольном учреждении функционируют группы: раннего возраста - дети от 2 до 3 лет, младшего возраста – дети от 3 до 4 лет. Контингент воспитанников формируется по возрасту, при этом возраст рассчитывается на начало учебного года, а именно с 1 сентября текущего года. Все дети, получившие направления в возрастную группу для детей 3-4 лет имеют дату регистрации заявления ранее чем у ФИО3 истца – ДД.ММ.ГГГГ за исключением детей льготных категорий. В подтверждение представленных сведений, в ответе начальника МКУ Управление образования Администрации <адрес> приведен перечень конкретных заявлений с указанием номера заявления, даты рождения ФИО3, даты постановки на учет, а также сведений о принадлежности к льготным категориям. Из указанных сведений, содержащихся в электронном модуле «Электронная очередь ДОО <адрес>», следует, что все дети, получившие направления в указанные дошкольные образовательные учреждения в 2017/2018 учебном году и в 2018/2019 учебном году имели дату регистрации заявления ранее даты регистрации заявления ФИО3 истца, за исключением детей льготных категорий. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при предоставлении места в указанных дошкольных образовательных учреждениях о стороны ответчика имеет место соблюдение требований очередности постановки на учёт и выдачи путевок в дошкольные образовательные учреждения. При этом, истец не имеет преимущественного права на определение ребёнка в учреждение вне очереди. Доказательств иного истцом в материалы дела не представлено. Следовательно, непредставление ребёнку истца места в дошкольных образовательных учреждениях, указанных в заявлении истца, связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что удовлетворение заявленных истцом требований приведет к направлению ФИО3 в дошкольное учреждение вне очереди, что безусловно нарушит права других детей, стоящих в очереди. Суд также обращает внимание на тот факт, что принятие ФИО3 в группу, сверх установленной нормы комплектации детей в определенном учреждении повлечет за собой нарушение не только федеральных законов об образовании, но и СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Из толкования п 4.10 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» следует, что площадь групповой, спальни должна составлять не менее 2,0 кв. м на 1 ФИО3 в дошкольных группах. С учетом 25 детей такая площадь должна составлять 50 кв. м, что формально соответствует нормам в ДОУ, решение по данному вопросу может дать лишь орган, издавший СанПиН — Роспотребнадзор. Отказ в зачислении и приеме в образовательное учреждение по причине отсутствия свободных мест, содержит в себе строгое ограничение по количеству обучающихся в группах, что прямо усматривается из положений и норм. В материалы дела ответчиком представлены доказательства того, что Администрацией <адрес> планомерно ведутся работы по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях. Ответчиком предоставлены сведений о том, что в соответствии с Федеральной целевой программой «Социально – экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года» продолжается строительство ДОУ на территории <адрес>. С 2017 года было начато строительство 7 ДОУ на 260 мест и 1 ДОУ на 120 мест. Кроме того за счет Республиканской адресной инвестиционной программы ведутся работы по строительству 5 модульных детских садов на 100 мест каждый. Срок окончания работ – декабрь 2018 года. В материалы дела представлены Приложения к Решению 93-й сессии I созыва № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым, предусмотрено выделение денежных средств на указанное строительство дошкольных образовательных учреждений в <адрес> на период до 2020 года. По смыслу закона к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В ходе рассмотрения дела признаков бездействия со стороны ответчиков, такого что, повлекло нарушение прав и законных интересов истца, судом не установлено, поскольку материалами дела подтверждается принятие ответчиком возможных мер, при отсутствии мест, по устройству ФИО3 в целях обеспечения права ФИО3 на получение дошкольного образования. Само по себе наличие очереди на получение мест в дошкольном образовательном учреждении нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования. Учитывая установленные в судебном заедании обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчиками в полной мере подтверждено отсутствие бездействия по принятию мер, направленных на создание возможности реализовать права в части получения ФИО3 дошкольного образования. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований ФИО4 о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> и Муниципального казенного учреждения Управление образования Администрации <адрес> по непредоставлению места в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении <адрес>, возложении обязанности на Администрацию <адрес> и Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации <адрес> предоставить малолетней ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном детском дошкольном образовательном учреждении <адрес> по месту жительства ФИО3 в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда, взыскании с Администрации <адрес> и Муниципального казенного образовательного учреждения Управление образования Администрации <адрес> морального ущерба в размере 50 000 рублей, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: З.Ю. Каралаш Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. |