№
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
17 апреля 2014 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., с участием прокурора Саликовой А.В., при секретаре Ивановой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании приказа за №-к от /дата/ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Московской области и увольнении с государственной гражданской службы Московской области незаконным, а внесение в трудовую книжку – недействительной, восстановлении на работе в должности Заведующего Секретариатом Министерства управления делами Министерства социальной защиты населения Московской области, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, признании служебного контракта № от /дата/ бессрочным или заключенным на неопределенный срок, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области, которым просила суд:
- признать приказ министра социальной защиты населения Московской области ФИО2 № № от /дата/ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Московской области и увольнении с государственной гражданской службы Московской области незаконным, а внесенную запись в трудовую книжку недействительной;
- восстановить истца на работе в должности Заведующего Секретариатом Министерства управления делами Министерства социальной защиты населения Московской области;
- взыскать с Министерства социальной защиты населения Правительства Московской области в пользу ФИО1 средний заработок за все время незаконного лишения её возможности трудиться, т.е. за период с /дата/ по день вынесения решения суда в размере 350,00 руб., исходя из следующего расчета: 50,00 руб. Х 7 мес. (расчет произведен за период с /дата/ по /дата/ (7 мес.) исходя из суммы детских пособий, поскольку истец находилась в отпуске по уходу за ребенком);
- признать служебный контракт № от /дата/ бессрочным или заключенным на неопределенный срок, и рассматривать данное увольнение как увольнение по инициативе работодателя в период нахождения в отпуске и увольнение матерей, воспитывающих детей до 3 лет, согласно нормам статей 81 и 261 ТК;
- взыскать с Министерства социальной защиты населения Правительства Московской области в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме 200000,00 (двести тысяч) рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что произведенное увольнение она считает незаконным, поскольку уволена без заблаговременного уведомления, а формулировку основания и причину увольнения неправильной и не аргументированной в силу предвзятого к ней отношения.
Представители ответчика - Министерства социальной защиты населения Московской области по доверенности ФИО3, ФИО4 исковые требования ФИО1 не признали, представили письменные возражения, просили суд в иске отказать как заявленном необоснованно, указав, что уведомление в данном случае не требуется, поскольку гражданин, заключая срочный служебный контракт сам принимает для себя решение и достоверно знает до какого времени будет действовать его контракт.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования ФИО1 в части восстановления на работе обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку нарушена процедура увольнения, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований по следующим основаниям:
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В судебном заседании установлено:
Секретариат Министерства социальной защиты населения Московской области является структурным подразделением управления делами Министерства социальной защиты населения Московской области.
В соответствии с Положением о секретариате, утвержденным приказом Министра социальной защиты населения Правительства Московской области от /дата/ №, одной из основных задач С. является обеспечение исполнения министром и его заместителями своих полномочий, а также контроль исполнения приказов министра и распоряжений М., организационных, информационно-справочных документов и обращений граждан, находящихся на контроле у министра и его заместителей.
На основании пункта 3.1 приложения 1 к Закону Московской области от /дата/ № «О государственной гражданской службе Московской области» должность «заведующий секретариатом министра Правительства Московской области», отнесена к должностям государственной гражданской службы, замещаемой на определенный срок полномочий - срок полномочий министра.
Илли (ранее ФИО5) Н. А., /дата/ года рождения, имеет образование высшее профессиональное по специальности «Социальная работа».
Согласно приказу № от /дата/ истец была принята на государственную гражданскую службу Московской области главным специалистом секретариата Министерства социальной защиты населения Московской области.
На должность заведующего секретариатом министра Правительства Московской области в Министерстве социальной защиты населения Московской области Карпухина (в настоящее время Илли) Н.А. была назначена с /дата/ приказом М. от /дата/ № с заключением срочного служебного контракта за № на период полномочий Министра социальной защиты населения Правительства Московской области в соответствии с п.3.1 Реестра должностей государственной гражданской службы Московской области.
ФИО1 была освобождена от замещаемой должности заведующего секретариатом министра /дата/ в связи с истечением срока полномочий министра ФИО6
С /дата/ ФИО7 назначена на должность заведующего секретариатом министра (приказ министра от /дата/ №) в связи с назначением ФИО6 Министром социальной защиты населения Правительства Московской области и заключением дополнительного соглашения к срочному служебному контракту на период полномочий Министра социальной защиты населения Правительства Московской области,
С /дата/ ФИО1 находилась в отпусках по уходу за детьми (с /дата/ - по уходу за первым ребенком, с /дата/ - по уходу за вторым).
Как следует из срочного служебного контракта за №, заключенного с ФИО1, представителем нанимателя истца являлась Министр социальной защиты населения Правительства Московской области ФИО6
В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от /дата/ № срок полномочий Министра ФИО6 истек /дата/ г.
/дата/ на должность Министра социальной защиты населения Московской области постановлением Губернатора Московской области от /дата/ № была назначена ФИО2
В связи с истечением срока полномочий Министра ФИО6 и в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служебный контракт с ФИО1 /дата/ был расторгнут и она была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Московской области, о чем сделана соответствующая запись за № в трудовой книжке на имя истца.
Истец полагала произведенное увольнение незаконным, поскольку уволена без заблаговременного уведомления, а формулировку основания и причину увольнения неправильной и не аргументированной в силу предвзятого отношения.
Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом РФ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в пункте 30 постановления от 17.03.2004 г. N 2, исходя из статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 25 Федерального закона срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категорий замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пункт 4 статьи 25 указанного Федерального закона устанавливает, что срочный служебный контракт заключается, в том числе, в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)".
Истечение срока действия срочного служебного контракта, заключенного в соответствии со статьей 25 Федерального закона, является одним из оснований его прекращения, освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (пункт 2 части 1 статьи 33 данного Федерального закона), о чем государственный гражданский служащий должен быть заранее предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней (часть 1 статьи 35 названного Федерального закона).
По смыслу статей 13, 16, 17, 23, 26 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление на государственную гражданскую службу граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта, заключаемого в письменной форме между гражданином и представителем нанимателя на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок.
Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются.
Таким образом, заключая срочный служебный контракт об исполнении обязанностей гражданской службы, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока он будет освобожден от занимаемой должности (уволен).
Аналогичное правовое регулирование действует в отношении лиц, заключивших срочный трудовой договор, в соответствии с которым истечение срока трудового договора является самостоятельным основанием прекращения такого договора не предполагающим обязанность работодателя принимать во внимание специальные дополнительные гарантии, установленные ТК РФ для отдельных случаев увольнения работников по инициативе работодателя (п. 2 ст. 77 и ст. 79, 81 ТК РФ).
Анализ указанных норм права показывает, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на оговоренных в служебном контракте условиях.
При этом истечение срока действия срочного служебного контракта является объективным событием, наступление которого не зависит от воли представителя нанимателя, а потому увольнение государственного гражданского служащего по данному основанию отнесено к общим основаниям прекращения служебного контракта.
Таким образом, увольнение в данном случае осуществляется не по инициативе работодателя, а в связи с наступлением предусмотренного законом события - юридического факта - окончания срока действия служебного контракта.
Установленный законом запрет на увольнение гражданского служащего (работника) в период пребывания в отпуске (ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 81 ТК РФ) на данный случай не распространяется.
Конституционный Суд РФ в определении от 11.05.2012 г. N 700-О выражена правовая позиция о том, что такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, в том числе принцип равенства, поскольку в равной мере распространяется на всех государственных гражданских служащих, замещающих должности на основании срочного служебного контракта.
Истец, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок, знала о его прекращении по наступлению определенного события, а именно прекращения полномочий Министра социальной защиты населения Московской области ФИО6, заключившего с ней служебный контракт.
Как указала сторона ответчика, и следует из материалов дела, в связи с нахождением ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком /дата/ г., в целях оперативного разрешения сложившейся ситуации, ФИО8, консультант отдела по прохождению государственной гражданской службы управления по работе с кадрами и вопросам государственной гражданской службы, в присутствии сотрудников Управления ФИО9, ФИО10 уведомила в телефонном режиме (тел. №) ФИО1 об её освобождении от должности в связи с истечением срока полномочий Министра ФИО6 и необходимости явиться в управление по работе с кадрами и вопросам государственной гражданской службы для ознакомления с приказом об увольнении и получения трудовой книжки. По телефону ФИО1 сообщила, что в связи с удаленностью местонахождения прибудет для ознакомления с приказом и получения на руки трудовой книжки по возможности, что следует из представленного акта от /дата/ Таким образом, Министерством были предприняты меры к уведомлению ФИО1 о прекращении срочного служебного контракта.
В соответствии со ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При этом суд считает необходимым указать, что приведенная выше норма права не предусматривает таких последствий как невозможность увольнения гражданского служащего по истечении срока служебного контракта и в том в случае, если по каким-либо причинам для представителя работодателя в установленный срок не представилось возможным предупредить гражданского служащего о предстоящем освобождении от должности (увольнении).
Учитывая, что срок действия срочного служебного контракта ФИО1 истек, у работодателя имелись основания для увольнения истца по указанному выше основанию.
Для ознакомления с приказом об увольнении и получения трудовой книжки ФИО1 прибыла в Министерство /дата/ В тот же день она получила на руки трудовую книжку и копию приказа об увольнении. Остальные копии документов, связанные с работой ФИО1, были ей переданы в течение 3-х рабочих дней, что не отрицалось истцом в судебном заседании.
При этом суд отвергает довод истца о наличии законом установленного запрета на её увольнение по основанию п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ввиду нахождения в отпуске по уходу за ребенком государственного служащего как основанного на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
Истечение срока служебного контракта, согласно ч. 1 ст. 35 ФЗ, влечет возникновение юридического основания для его расторжения, не требующего ни от одной из его сторон никаких дополнительных обоснований прекращения служебных отношений.
Причины отказа от продолжения служебных отношений не имеют правового значения.
Процедура увольнения гражданского служащего ответчиком соблюдена.
Законные права ФИО1 ответчиком не нарушены, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с Министерства социальной защиты населения Московской области компенсации морального вреда.
Правовых оснований для признания служебного контракта № от /дата/ бессрочным или заключенным на неопределенный срок, суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании приказа за № от /дата/ о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы Московской области и увольнении с государственной гражданской службы Московской области незаконным, а внесение в трудовую книжку – недействительной, восстановлении на работе в должности Заведующего Секретариатом Министерства управления делами Министерства социальной защиты населения Московской области, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, признании служебного контракта № от /дата/ бессрочным или заключенным на неопределенный срок, компенсации морального вреда, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Судья: Н.Н. Тягай
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2014 г.
Судья: Н.Н. Тягай