ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2101/19 от 05.08.2019 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело 2-2101/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серпухов Московской области

05 августа 2019 года

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Барановой Е.В.,

с участием:

представителя истца ФИО1ФИО2,

представителя ответчика ООО «Занарье-ЖКХ» - ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Занарье-ЖКХ» о защите прав потребителя,

установил:

Истец ФИО1 предъявила исковые требования к ООО «Занарье-ЖКХ» о признании незаконным бездействия ООО «Занарье-ЖКХ» по непринятии мер по установке в многоквартирном доме, расположенном по адресу <...> общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, проведении расчётов за коммунальные услуги по отоплению по его показаниям; об обязании принять меры для установки в многоквартирном доме, расположенном по адресу <...> общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, проведении расчётов за коммунальные услуги по отоплению по его показаниям; о признании незаконным бездействия по проверке факта предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества на основании претензии от 17.04.2019, выявлению причины отсутствия тепла в полотенцесушителе, устранении данного недостатка; обязать ответчика произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению для жилого помещения квартиры <адрес> за период с 17 апреля 2019 года по 22 апреля 2019 года, взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, штраф за нарушение прав потребителя. В обоснование исковых требований истец ФИО1 указала, что является сособственницей жилого помещения, расположенного по <адрес>. Ответчик не принимает мер по установке в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, осуществление расчётов за коммунальную услугу по отоплению по его показаниям. 10.01.2019 в адрес ответчика факсом направлено обращение, в котором был поставлен вопрос имеется ли техническая возможность по установке в доме ОДПУ. Письмом от 15.01.2019 получен ответ на данное обращение. На поставленные вопросы разъяснений не последовало. 11.03.2019 в адрес ответчика заказным письмом направлено обращение, в котором сформулирован вопрос почему в доме не установлен ОДПУ, имеется ли в управляющей организации акт обследования дома на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки такого прибора учёта тепла. Из письма ответчика от 25.03.2019 следует, что в сентябре 2016 года было проведено обследование дома на предмет установления наличия технической возможности установки ОДПУ. Наличие технической возможности подтверждено актом от 28.09.2016 года. Истцу было рекомендовано провести общее собрание собственников по принятию решения об установке в доме ОДПУ, согласовать все вопросы: стоимости, сроков и условий установки счётчика с ресурсоснабжающей организацией ООО «Газпром теплоэнерго МО», уведомить о своём решении управляющую организацию. 12.04.2019 в адрес ответчика заказным письмом направлено заявление, в котором выражена просьба проинформировать о причине не установки в доме ОДПУ. Письмом от 25.04.2019 ответчик повторно порекомендовал провести общее собрание собственников по принятию решения об установке в доме ОДПУ, и в случае принятия положительного решения обратиться в ресурсоснабжающую организацию. 17.04.2019 года в ООО «Занарье-ЖКХ» подана претензия, в которой ответчику было сообщено, что с 11.04.2019 в квартире <номер> (в совмещенном туалете и ванной) отсутствует отопление: полотенцесушитель холодный. Была высказана просьба: проинформировать о причине отсутствия отопления в помещении ванной и туалета, составить акт проверки, фиксирующий факт предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, осуществить перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению за апрель 2019 года в связи сданным фактом предоставления этой услуги ненадлежащего качества, направить ответ на претензию в установленный срок.

В судебном заседании представитель истца настаивал на исковых требованиях.

Представитель ответчика ООО «Занарье-ЖКХ» в судебном заседании с иском не согласилась. Представитель ответчика указала, что права истца управляющей компанией не нарушались, все правоотношения с собственниками помещений возникают на основании и в рамках договора управления. При этом любые работы и услуги, выходящие за пределы минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме должны быть утверждены общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, также общим собранием должен быть определен размер и порядок оплаты указанных работ. Общее собрание собственников по принятию решения об установке в доме ОДПУ не проводилось, у истца отсутствует право требовать от управляющей компании проведения такого собрания, так как таким правом обладают собственники, имеющие не менее чем 10% голосов. Оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии осуществляет ресурсоснабжающая организация, а не ответчик, являющийся управляющей компанией.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришёл к следующим выводам.

Судом установлено, что ООО «Занарье - ЖКХ» осуществляет управление многоквартирным домом <номер> по <адрес> на основании решения собственников помещений в данном многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.

В силу части 2 статьи 13 данного Закона N 261-ФЗ расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяце ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 -7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения и приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 -6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане -собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане -собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 -6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 -7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборам учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к прибора учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Из указанных норм закона следует, что оснащение многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии осуществляет ресурсоснабжающая организация.

Из представленных истцом доказательств следует, что решение собственников многоквартирного дома об установке теплового узла в вышеуказанном доме, а также об источниках финансирования работ и сроках оплаты за установку ОДПУ тепловой энергии не принято, решения общего собрания по вопросам оснащения многоквартирного дома ОДПУ тепловой энергий не принимались.

Таким образом, суд считает, что условиями договора управления и с учетом отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по данному вопросу на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по принятию мер по установке в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию. Следовательно требование истца о признании незаконным бездействия управляющей организации ООО «Занарье - ЖКХ» в части непринятия мер по установке в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, проведение расчетов за коммунальную услугу по отоплению по его показаниям не основано на нормах действующего законодательства, условиях заключенного договора управления, и не подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 6 ст. 45 ЖК РФ собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация обязана осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ).

Таким образом, проведение управляющей организацией общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - это право, а не обязанность управляющей организации.

Истец ФИО1 не является собственником, обладающим не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Доказательств того, что она уполномочена другими собственниками на предъявление подобного требования не представлено. Обращений собственников, обладающих не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, в ООО «Занарье - ЖКХ» для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не поступало.

Исковое требование ФИО1 о признании незаконным бездействия управляющей организации ООО «Занарье - ЖКХ» в части непринятия мер по проверке факта предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества в жилом помещении <номер> по <адрес> на основании претензии собственника от 17.04.2019, выявлению причины отсутствия тепла в полотенцесушителе, расположенном в совмещенном помещении (ванна и туалет), устранении данного недостатка, отсутствии информирования собственника о результатах рассмотрения претензии, не подлежит удовлетворению, поскольку ответчик после того, как 17.04.2019 в адрес ООО «Занарье - ЖКХ» от М-вых поступила претензия по вопросу отсутствия отопления в помещении ванной и туалета 19.04.2019 произвёл осмотр стояка системы отопления (полотенцесушителя) по квартирам <номер> (проживающие квартиры <номер> дверь не открыли). В ходе осмотра было установлено, что в квартире <номер> на полотенцесушителе установлен запорный кран без перемычки. Собственник квартиры <номер> перекрыл кран на полотенцесушителе, что привело к отсутствию циркуляции стояка системы отопления (полотенцесушителя) по квартирам № <номер> По данному факту составлен Акт, а также выдано предписание (<номер> от 19.04.2019 г.) в адрес собственника квартиры <номер> об устранении выявленных недостатков. В данном случае суд считает, что ответчик предпринял меры по поступившей претензии и установил причину некачественного оказания услуги и выдал предписание для её устранения.

Подлежит удовлетворению требование истца об обязании ООО «Занарье-ЖКХ» произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 150 «Правил предоставления коммунальных услуг...» (утв. Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 года №354) для жилого помещения <номер><адрес> за период с 17.04.2019 (даты обращения к ответчику с претензией) по 22.04.2019, поскольку установлен факт оказания услуги ненадлежащего качества и ответчиком не представлено доказательств того, что в этот период услуга оказывалась надлежащего качества. Суд не соглашается с ответчиком в той части, что противоправные действия собственника квартиры <номер> освобождают управляющую компанию от перерасчёта оказываемой услуги. Ответчиком не представлено доказательств того, что возобновление оказания услуги надлежащего качества было произведено 19.04.2019, поскольку выдача предписания собственнику квартиры <номер> таким доказательством не может являться.

С учётом того, что ответчиком допущено нарушение прав истца как потребителя, то в соответствии со статьёй 15 Закона Российской Федерации «о защите прав потребителей» необходимо взыскать с ООО «Занарье-ЖКХ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, а также в соответствии со статьёй 16 этого закона штраф в размере 500 рублей.

Заявление ФИО1 о возмещении почтовых расходов в размере 168 рублей 54 копейки, о взыскании судебной неустойки следует оставить без удовлетворения, так как отказано в требованиях о признании незаконным бездействия ООО «Занарье-ЖКХ» по непринятии мер по установке в многоквартирном доме общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии.

Руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Занарье-ЖКХ»: о признании незаконным бездействия ООО «Занарье-ЖКХ» по непринятии мер по установке в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, проведении расчётов за коммунальные услуги по отоплению по его показаниям; об обязании принять меры для установки в многоквартирном доме, расположенном по <адрес> общедомового (коллективного) прибора учёта тепловой энергии, вводе его в эксплуатацию, проведении расчётов за коммунальные услуги по отоплению по его показаниям; о признании незаконным бездействия по проверке факта предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества на основании претензии от 17.04.2019, выявлению причины отсутствия тепла в полотенцесушителе, устранении данного недостатка - оставить без удовлетворения.

Обязать ООО «Занарье-ЖКХ» произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению для жилого помещения квартиры <адрес> за период с 17 апреля 2019 года по 22 апреля 2019 года.

Взыскать с ООО «Занарье-ЖКХ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 (одну тысячу) рублей, штраф в размере 500 (пятьсот) рублей.

Заявление ФИО1 о возмещении почтовых расходов в размере 168 рублей 54 копейки, о взыскании судебной неустойки - оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Серпуховский городской суд Московской области.

Председательствующий судья В.А. Коляда

Мотивированное решение суда изготовлено 19 августа 2019 года

Председательствующий судья В.А. Коляда