Дело № 2-2101/2016год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» сентября 2016 года г.Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
Председательствующего судьи Булыгиной Н.В.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Твери в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», администрации г.Твери, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери, Муниципальному образованию город Твери, ООО «ВТК» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт участка, входящего в систему теплоснабжения, о возложении обязанности на администрацию города Твери произвести возмещение затрат на капитальный ремонт участка,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Центрального района г. Твери в обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью Тверская генерация, администрации г. Твери о возложении обязанности произвести капитальный ремонт участка, входящего в систему теплоснабжения, о возложении обязанности на администрацию города Твери произвести возмещение затрат на капитальный ремонт участка.
В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере обеспечения сохранности муниципального имущества и обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г. Твери.
По результатам проверки установлено, что система теплоснабжения квартала в р-не бул. ФИО1, Тверской пр-т, ул. Симеоновская, Свободный пер., в частности участок Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской, находится в муниципальной собственности.
Участок Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской на основании договора аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери №б/н, заключенного 01.11.2015 между ООО «Тверская генерация» и департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, согласно которому администрация г. Твери передает ООО «Тверская генерация» во временное владение и пользование имущество, относящееся к системе коммунального теплоснабжения города Твери. Срок действия Договора установлен в п. 7.1 и определен на срок 11 месяцев с даты его заключения.
В силу п. 3.3 настоящего Договора арендатор обязан производить, в том числе капитальный ремонт имущества, переданного в аренду. При этом затраты на капитальный ремонт возмещаются в порядке, предусмотренном нормативно-правовым актом органа местного самоуправления.
Согласно настоящего Договора участок Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской имеет следующие характеристики: протяженность - 76,2 м, диаметр - 2d=159 мм, количество труб - 2 шт. Год выпуска указанного участка сети - 1973. Согласно данным бухгалтерского баланса износ указанного участка вставляет 100%. По результатам проведенного анализа установлено, что в период 2014-2016 гг. на указанном участке ежегодно неоднократного возникали порывы, а именно: в 2014 - 23.09.2016-26.09.2014, 26.09.2014-29.09.2014, 14.10.2014-.2.11.2014, в 2015 - 04.02.2015, 11.10.2015-12.10.2015, 24.10.2015, 02.11.2015-3.11.2015, в 2016 - 09.03.2016-10.03.2016, в результате которых производилось приостановление предоставления горячего водоснабжения и отопления в жилых домах и социальных объектах. Выявляемые повреждения устранялись в рамках текущего ремонта.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нахождение участка Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской в изношенном состоянии, требующем капитального ремонта.
Непринятие мер по капитальному ремонту указанного участка влечет за собой нарушение прав потребителей на получение услуг надлежащего качества, влекут за собой угрозу возникновения новых порывов в отопительный период 2016-2017 гг., чем будут существенно нарушены права неопределенного круга лиц.
Кроме того, указанные обстоятельства не позволят органу местного самоуправления надлежащим образом исполнить возложенные обязанности по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей на территории г. Твери.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчиков привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери и Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери, Муниципальное образование город Тверь, ООО «ВТК».
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Центрального района г. Твери Гагарина М.А. просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» по доверенности ФИО2 оставил рассмотрение требований к администрации г.Твери на усмотрение суда, пояснил, что ООО «Тверская генерация» не будет возражать против заявленных к ним требованиям, в том случае, если обязанность произвести возмещение затрат на капитальный ремонт участка будет возложена на администрацию г.Твери.
Представитель ответчика администрации г.Твери по доверенности ФИО3 исковые требования в части требований к Администрации г.Твери не признала, поддержала доводы представленных в материалы дела возражений, согласно которым тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» для потребителей городского округа город Тверь, на 2016 - 2018 годы установлены Приказом ГУ РЭК Тверской области от 18.12.2015 № 388-нп. В соответствии с протоколом № 37 заседания Правления ГУ «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 18.12.2015 года при установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тверская генерация» потребителям города Твери на 2016-2018 годы, ООО «Тверская генерация» представлен договор оказания услуг по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту магистральных и распределительных тепловых сетей, зданий и сооружений от 10.11.2015 № ТГ-587-15 (далее-Договор), который формирует базовый уровень операционных расходов на передачу тепловой энергии на 2016 год, и который принят ГУ РЭК при установлении тарифов ООО «Тверская генерация» на 2016 год. В соответствии с приложением № 3 к Договору «Сметный расчет стоимости услуг» в состав расходов подрядной организации ООО «Тверская генерация» включены расходы на проведение капитального ремонта тепловых сетей в объеме 35 504 тыс. руб. без учета НДС (п. 2.2.5., 2.2.6. приложения № 3 к Договору). При этом, расходы на проведение капитального ремонта тепловых сетей сформированы на основании производственной и ремонтной программы ООО «Тверская генерация» (п. 2 приложения № 3 к Договору). Согласно программы ремонта основного и вспомогательного оборудования, тепловых сетей, зданий и сооружений 000 «Тверская генерация» на 2016 год (далее - Программа), представленной обществом в обоснование тарифа, на капитальный ремонт разводящих тепловых сетей, к которым относится и участок Т/т от ТК-83-4 у д. 5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д. 14/7 по пр-ту Тверской, в тариф для потребителей городского округа город Тверь на 2016-2018 годы предусмотрено 17 080 тыс. рублей на 2016 год. При этом, финансирование каких либо работ за счет средств бюджета города Твери Программой не предусмотрено. Денежные средства на проведение капитального ремонта распределительных тепловых сетей заложены в тариф для потребителей ООО «Тверская генерация», установленный Приказом ГУ РЭК и компенсация затрат на указанные цели из бюджета города Твери не требуется. Требования прокурора Центрального района г.Твери в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация» поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований заявленных к администрации г.Твери, поддержал требования к ООО «Тверская генерация» в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований заявленных к администрации г.Твери, поддержал требования к ООО «Тверская генерация» в полном объеме.
Представители Муниципального образования город Тверь, ООО «ВТК» в судебное заседание не явились, данные о надлежащем извещении в материалах дела имеются, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В целях защиты прав неопределенного круга лиц в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района проведена проверка в сфере обеспечения сохранности муниципального имущества и обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории г. Твери.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
На основании ст.ст. 130 и 132 Конституции Российской Федераций - местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Устава города Твери, утвержденного Решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 № 68, администрация города Твери осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Твери.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что система теплоснабжения квартала в р-не бул. ФИО1, Тверской пр-т, ул. Симеоновская, Свободный пер., в частности участок Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской, находится в муниципальной собственности.
Участок Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской на основании договора аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери № б/н, заключенного 01.11.2015 между ООО «Тверская генерация» и департаментом управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, согласно которому администрация г. Твери передает ООО «Тверская генерация» во временное владение и пользование имущество, относящееся к системе коммунального теплоснабжения города Твери. Срок действия Договора установлен в п. 7.1 и определен на срок 11 месяцев с даты его заключения.
В силу положений ст.616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Норма, возлагающая на арендодателя проведение капитального ремонта, не императивна. Возлагая обязанность по проведению капитального ремонта на арендодателя, данная норма допускает возможность иного решения этого вопроса в договоре.
Между тем, в силу п. 3.3.6 вышеуказанного договора арендатор обязан производить, в том числе капитальный ремонт имущества, переданного в аренду. При этом затраты на капитальный ремонт возмещаются в порядке, предусмотренном нормативно-правовым актом органа местного самоуправления.
В силу п.3.3.7 договора арендодатель не вправе производить переоборудование и другие капительные работы без предварительного согласия арендодателя.
Таким образом, из положения вышеуказанного договора усматривается обязанность ООО «Тверская Генерация» произвести капитальный ремонт тепловых сетей, а также обязанность администрации города Твери произвести возмещение ООО «Тверская генерация» затрат на капитальный ремонт участка.
Довод администрации г.Твери о том, что денежные средства на проведение капитального ремонта распределительных тепловых сетей заложены в тариф для потребителей ООО «Тверская генерация», установленный Приказом ГУ РЭК и компенсация затрат на указанные цели из бюджета города Твери не требуется, не может быть принят судом во внимание, поскольку в данном Приказе не указана обязанность произвести ремонт именно участка тепловой сети Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской.
Как следует из указанного договора участок Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской имеет следующие характеристики: протяженность - 76,2 м, диаметр - 2d=159 мм, количество труб - 2 шт. Год выпуска указанного участка сети - 1973.
Согласно данным бухгалтерского баланса износ указанного участка составляет 100%.
По результатам проведенного прокуратурой Центрального района г.Твери анализа установлено, что в период 2014-2016 гг. на указанном участке ежегодно неоднократного возникали прорывы, а именно: в 2014 - 23.09.2016-26.09.2014, 26.09.2014-29.09.2014, 14.10.2014-.2.11.2014, в 2015 - 04.02.2015, 11.10.2015-12.10.2015, 24.10.2015, 02.11.2015-3.11.2015, в 2016 - 09.03.2016-10.03.2016, в результате которых производилось приостановление предоставления горячего водоснабжения и отопления в жилых домах и социальных объектах. Выявляемые повреждения устранялись в рамках текущего ремонта.
Согласно п. 14.3 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или): охранных зон таких объектов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о нахождении участка Т/т от ТК-83-4 у д.5 по пр-ту Тверской до ТК-83-4 у д.14/7а по пр-ту Тверской в изношенном состоянии, требующем капитального ремонта.
Необходимость проведения капитального ремонта тепловой сети ответчиками в судебном заседании не оспаривалась.
Непринятие мер по капитальному ремонту указанного участка влечет за собой нарушение прав потребителей на получение услуг надлежащего качества, влекут за собой угрозу возникновения новых порывов в отопительный период 2016-2017 гг., чем будут существенно нарушены права неопределенного круга лиц.
Исходя из изложенного, иск прокурора Центрального района г. Твери в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тверская генерация», администрации г. Твери,Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики администрации г.Твери, Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г.Твери, Муниципальному образованию город Твери, ООО «ВТК» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт участка, входящего в систему теплоснабжения, о возложении обязанности на администрацию города Твери произвести возмещение затрат на капитальный ремонт участка является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Центрального района г. Твери удовлетворить.
Обязать ООО «Тверская генерация» в срок до начала отопительного периода 2016-2017 годы произвести капитальный ремонт участка Т/т от ТК-83-4 у д.5 по проспекту Тверской до ТК 83-4 у <...> входящего в систему теплоснабжения квартала в районе бульвара ФИО1, Тверской проспект, ул.Симеоновская, Свободный пер, находящегося в муниципальной собственности.
Обязать администрацию города Твери произвести возмещение ООО «Тверская генерация» затрат на капитальный ремонт участка Т/т от ТК-83-4 у д.5 по проспекту Тверской до ТК 83-4 у <...> входящего в систему теплоснабжения квартала в районе бульвара ФИО1, Тверской проспект, ул.Симеоновская, Свободный пер, находящегося в муниципальной собственности.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2016 года.
Судья Н.В.Булыгина