УИД 26RS0035-01-2023-002582-48
Дело № 2 - 2101/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 14 сентября 2023 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Дириной А.И.,
при секретаре Зуевой Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3, ФИО4, третьего лица ДНТ «Орловка» в лице председателя правления дачного некоммерческого товарищества «Орловка» ФИО5, третьих лиц - комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании уточненное исковое заявление (от ДД.ММ.ГГГГ) Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия к ФИО2 об обязании ответчика силами археологической организации Российской Федерации принять меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (курган 4) в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ, получить по документации заключение государственной историко-культурной экспертизы, представить на согласование в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» документацию и заключение государственной историко-культурной экспертизы в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, после согласования Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» указанной документации обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) обеспечить силами археологической организации Российской Федерации проведение работ, предусмотренных указанной документацией в срок до одного года с момента вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - Управление) обратилось в Шпаковский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением к ДНТ «Орловка», ФИО2 об обязании обеспечить соблюдение требований в границах выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник «Татарка-4».
В обоснование исковых требований указало, что согласно пункту 1 Положения об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 марта 2015 года № 102-п Управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также осуществляет отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило обращение исполняющего обязанности директора ГБУК СК «Государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник ФИО7 и ФИО8» ФИО9 сообщающее об осуществлении земляных работ на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес>
В связи с поступлением указанной информации Управлением с привлечением специалиста - ведущего научного сотрудника ООО «НИИ «Севкавархеология» ФИО10 организован осмотр выявленного объекта археологического наследия «Курганный могильник «Татарка-4», состоящего на государственной охране на основании приказа управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с приказом управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выявленном объекте археологического наследия» выявленный объект археологического наследия «Курганный могильник «Татарка-4» включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, утверждены границы территории выявленного объекта археологического наследия (приложение № к приказу), установлен режим использования земельных участков в границах территории выявленного объекта археологического наследия (приложение № к приказу).
Объект археологического наследия «Татарка-4» расположен в Шпаковском муниципальном округе Ставропольского края, в 2,466 км к югу-юго-востоку от перекрестка <адрес> и <адрес>. и в 1,388 км к северу-северо-западу от перекрестка <адрес> Расположен на пашне. Выражен в рельефе.
Памятник расположен на территории ДНТ «Орловка», на южном склоне Ставропольских высот; на гребне водораздела основного истока <адрес> (ур. Орловка) и безымянной балки, правого притока <адрес> (правый приток <адрес>. Егорлык). Состоит из 4 курганных каменно-земляных насыпей.
Объект культурного археологического наследия включает в себя 4 кургана и прикурганное пространство и межкурганное пространство между насыпями, расстояние между которыми менее 25 метров.
Курган 1. Юго-западный в группе. Координаты вершины кургана: № (WGS-84). Насыпь овальной покатой формы, вытянутая по линии северо-запад-юго-восток. По западной поле насыпи проходит грунтовая дорога. К северу от насыпи расположены дачные участки №. Высота кургана 0,80 м, диаметр 17- 18 м.
Курган 2. Расположен в 16 м к востоку-северо-востоку от кургана 1, Координаты вершины кургана: №). Насыпь овальной покатой формы, вытянутая по линии северо-запад - юго-восток. К востоку от насыпи расположен дачный участок №, к югу - участок №, с северо-запада - участок №. Юго-восточная часть территории кургана вошла в границы участков № № и 282. Высота кургана 0,40 м, диаметр 13-14 м,.
Курган 3. Северный в могильнике. Координаты вершины кургана: №). Насыпь овальной формы, вытянутая по линии север-юг. Насыпь кургана снесена при нивелировке территории под детскую площадку. На месте насыпи видны камни основания каменной подкурганной конструкции. Юго-западная: часть территории кургана вошла в границы участка №а. Высота кургана 0,16 м, диаметр 14-16 м.
Курган 4. Расположен в 21 м к югу-юго-востоку от кургана 3 и в 63 м к северу-северо-востоку от кургана 2, Координаты вершины кургана: №). Насыпь округлой формы. Насыпь кургана уничтожена, ее границы установлены по выступающим камням подкурганной конструкции. Западная часть территории кургана вошла в границы участков №. Высота кургана 0,13 м, диаметр 12 м. Периметр границы территории объекта археологического наследия составляет 379 м, в границах: тт. 1-26, 184 м; тт. 27-56, 195 м. Площадь территории объекта археологического наследия 0,3837 га (3837 кв.м,), в границах: тт. 1-26, 0,2015 га (2015 кв.м.); тт. 27-56, 0,1822 га (1822 кв.м.). Памятник датируется: III тыс. до н.э. - XIV-XV вв. н.э.
В границах указанного объекта археологического наследия «Курганный могильник «Татарка-4» запрещается: проведение земляных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ в границах территории объекта без обеспечении сохранности объектов археологического наследия; осуществление ремонта действующих коммуникаций без реализации мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, указанных в пункте 1 настоящего Режима использования, за исключением работ связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций; сбор с поверхности с применением технических средств (или без таковых) археологических находок (подъемного материала) без специального разрешения (открытого листа), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; осуществление любых действий, ведущих к повреждению, разрушению или уничтожению объекта археологического наследия и его природного комплекса; размещение мест складирования/захоронения промышленных, бытовых сельскохозяйственных и иных отходов; размещение мест складирования (постоянного или временного) материалов, грузов, техники и механизмов; несанкционированный и неорганизованный сброс мусора.
ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> (кадастровый номер участка №) Управлением осуществлен осмотр выявленного объекта культурного наследия, на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ№
В ходе осмотра объекта культурного наследия на земельном участке, расположенном в границах выявленного объекта археологического наследия, зафиксировано ведение активной строительной деятельности, противоречащей требованиям п. 1 ст. 5.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на территории Кургана 4, расположенного в 21 м к югу-юго-востоку от Кургана 3 и в 63 м к северу-северо-востоку от Кургана 2. Координаты вершины кургана: №) установлено, что участок частично застроен, наблюдается отвал мусора, западная пола кургана застроена домовладением, возведен кирпичный забор.
Строительные работы произведены на земельном участке, расположенном в границах объекта археологического наследия без согласования проектной документации и проведения работ по сохранению объекта археологического наследия, а также без плана проведения спасательных археологических полевых работ.
Истец указал, что собственником земельного участка, с кадастровым номером № является садоводческое некоммерческое товарищество «Орловка», также зарегистрирован индивидуальный жилой дом, собственность №ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.
Истец просил суд возложить обязанность на ответчиков СНТ «Орловка (правильное наименование юридического лица ДНТ «Орловка»), ФИО2 обеспечить разработку раздела об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка-4» (Курган №) либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный выявленный объект культурного наследия, в соответствии с требованиями ст. 36, 45, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2022 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», получить по вышеуказанной документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка-4» заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в управление на согласование в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
После согласования согласованной управлением документации, меры, по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия обеспечить проведение работ, предусмотренных документацией, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка-4» (Курган №), согласованной управлением в соответствии с требованиями ст. 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф8 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в срок до одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ истцом заявлено ходатайство об исключении ДНТ «Орловка» из числа ответчиков, уточнены исковые требования.
Управлением предъявлены уточненные исковые требования к ФИО2 (л.д. 213 Т. 1) о возложении не неё обязанности силами археологической организации Российской Федерации обеспечить разработку раздела об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (курган 4) либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект культурного наследия; получить по документации (разделу документации) обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы, представить указанную документацию и заключение в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, после согласования документации обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия принять меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.
Уточненные требования к ответчику ФИО2 приняты судом в порядке статьи 39 ГПК РФ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истцом уточнены требования, Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия просит обязать ФИО2 силами археологической организации Российской Федерации принять меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ, получить по документации заключение государственной историко-культурной экспертизы, представить на согласование в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» документацию и заключение государственной историко-культурной экспертизы в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, после согласования Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» указанной документации обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) обеспечить силами археологической организации Российской Федерации проведение работ, предусмотренных указанной документацией в срок до одного года с момента вступления решения в законную силу,
Уточненные требования к ответчику ФИО2 приняты судом в порядке статьи 39 ГПК РФ.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования: комитет комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с уточнением исковых требований к ФИО2, ДНТ «Орловка» исключено из состава ответчиков по делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в целях полноты исследования обстоятельств, в связи доводами ответчика о том, что строительные работы ответчиком не велись, жилой дом приобретался в готовом виде, в том числе за счет ипотечных средств, а работы на участке проводил предыдущий собственник участка, привлечен предыдущий собственник участка - ФИО11, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора.
В судебном заседании представитель Управления по доверенности ФИО1 поддержала уточненные требования, пояснила, что на участке расположен объект культурного наследия «Курганный могильник «Татарка-4», а именно его часть, курган №. В результате строительства дома и других работ на участке объект поврежден, его сохранность находится под угрозой. Строительные работы по возведению дома ответчиком выполнены без разработки мер по сохранению кургана, и без согласования с Управлением.
На момент спора строительные работы завершены, то есть в настоящее время нет необходимости оценивать воздействие проводимых строительных работ, как ранее было заявлено в иске. Необходимо определить меры, требуемые для сохранения объекта (кургана) и обеспечить их выполнение.
Управление заявляет требования к собственнику земельного участка, на котором расположен один из курганов (курган №), о возложении на него обязанностей предусмотренных законом, а именно разработать документацию, содержащую меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, провести историко-культурную экспертизу такой документации, представить на согласование в Управление документацию и заключение государственной историко-культурной экспертизы, далее после согласования выполнять меры, направленные на сохранение объекта археологического наследия.
Требования заявлены с учетом положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ.
Требований о сносе возведенного строения (жилого дома) истец не заявляет. Финансовые затраты по разработке документации должен нести собственник участка.
Конкретизировать меры, направленные на сохранение объекта культурного наследия на данном этапе также не возможно, поскольку их действительный перечень и содержание будут определять компетентные специалисты ученые археологи на месте, с учетом состояния объекта культурного наследия, погодных условий при которых будут проведены работы и иных факторов.
Отсутствие сведений о наличии археологических объектов в выписке ЕГРН не освобождает застройщика от обязанности направить запрос для уточнения таких сведений о нахождении на участке объекта культурного наследия.
Управление несогласно с доводами ответчика завившего о недобросовестности поведения Управления, поскольку истцом после обнаружения объектов культурного наследия направило правообладателям участков, на которых имелись курганы, уведомления, собственники установлены согласно данным ЕГРН.
Управление также не имеет возможности постоянно находится на участках на которых находятся курганы, о строительстве жилого дома ответчиком узнало уже после того как работы были завершены. Просит уточненные требования удовлетворить
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась.
Представители ответчика возражали против удовлетворения уточненных исковых требований. Пояснили, что поддерживают доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 109-118 Т. 2). Считают, что Управлением нарушена процедура извещения собственника земельного участка о выявленных объектах культурного наследия, предусмотренная п. 8 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Управление не выполнило своей обязанности по направлению ФИО2, а также ФИО12 (предыдущему собственнику участка) уведомления о наличии на территории участка объекта культурного наследия.
Из представленных документов следует, что сведения направлялись только СНТ «Орловка» (в настоящее время ДНТ). О наличии объекта (кургана 4) на территории земельного участка собственник не знал, сведения об объекте (кургане 4) являются закрытыми. Если бы Управление исполнило обязанность по извещению собственников о наличии объекта (кургана) ФИО2 не стала бы приобретать данный дом и участок. В действиях Управления усматривается недобросовестность.
Кроме того объект культурного наследия «Курганный могильник «Татарка – 4» расположен не только на участке ФИО2, а также на иных участках, но требования к иным лицам Управление не предъявляет, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
ФИО2 строительные работы на участке не производила, купила готовый объект (дом) с использованием кредитных средств ПАО «Сбербанк», обязательства по кредиту не исполнены, несение расходов по подготовке документации и прохождению историко-культурной экспертизы для неё является обременительными. Просит учесть, что при удовлетворении исковых требований ответчику придется снести свой дом, затронуть участки соседей, что невыполнимо.
Земельный участок был закреплен за ФИО12 в 2015 году, позднее земельный участок был предоставлен в собственность ФИО12, в постановлении о предоставлении участка в собственность не было указано сведений о наличии на участке кургана.
Заявленные исковые требования направлены на причинение вреда ФИО2, поскольку Управлением не уведомлены собственники земельных участков, не выдавалось предписание на приостановление проведения строительных работ. Жилой дом это единственное её жилье ФИО2.
Представитель третьих лиц комитета комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края представила письменные возражения, в которых указано, что ФИО2 не обращалась за выдачей разрешения на строительство, дом создан на участке, предоставленном гражданину для ведения садоводства. Просит вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо ФИО12 в судебное заседание не явился.
Третье лицо ДНТ «Орловка» представило письменные возражения (л.д. 36 Т. 1) в которых указало, что готово оказать содействие в проведении научно-исследовательских работ, археологической разведке. Объект культурного наследия (курган 4) находится в пределах территории занимаемой ДНТ «Орловка». Председателем правления ДНТ «Орловка» (согласно данным ЕГРЮЛ ФИО5 (л.д. 73 Т. 1)) приняты меры для сохранения объектов культурного наследия на участках находящихся в собственности ДНТ. Находящиеся в собственности ДНТ «Орловка» участки не застроены, на них не ведутся какие либо работы, не допущено складирование мусора (приложены фотоматериалы (л.д. 139-159 Т. 1). ДНТ «Орловка» как юридическим лицом не допущено нарушений режима использования земельных участков, находящихся в собственности, на которых расположен объект культурного наследия.
Председатель правления в судебном заседании просила в удовлетворении уточненных исковых требований предъявленных к ФИО2 отказать.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (статья 44, часть 3).
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Судом установлено, что один из курганов (курган №) входящий в состав объекта археологического наследия «Курганный могильник «Татарка-4» расположен на земельном участке КН № (<адрес>).
Данное обстоятельство подтверждается сведениями ЕГРН о земельном участке по состоянии на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122 Т. 2 оборот), заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ с приложением схемы расположения земельный участков (л.д. 199-200 Т. 1), не опровергалось участвующими лицами.
Истцом приобщено в материалы дела описание объекта, обосновании, критерии и методы определения границ объекта и фотоматериалы курганного могильника «Татарка 4» (л.д. 227 -244 Т. 1).
Объект археологического наследия «Курганный могильник «Татарка-4» включен ДД.ММ.ГГГГ в перечень объектов культурного наследия, что подтверждается приказом Управления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14 Т. 1, л.д. 127 Т. 2 схема расположения л.д. 128 Т. 2), установлены его границы в точных координатах, а также установлен режим использования для земельных участков, в границах которых расположен объект археологического наследия (л.д. 15 Т. 1, л.д. 130 Т. 2).
В границах объекта археологического наследия запрещается проведение земляных, мелиоративных, хозяйственных работ без реализации разделов об обеспечении сохранности объектов в проектах работ либо без плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекты культурного наследия. Также запрещен ремонт коммуникаций, сбор с поверхности археологических находок, осуществление действий влекущих повреждение и разрушение или уничтожение объектов культурного наследия, запрещено размещение мест складирования отходов, сброс мусора.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусматривает, что земляные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 № 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 данного закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Таким образом, собственник участка, являющийся заказчиком работ, до проведения любых строительных работ на земельном участке, в границах которого расположен объект археологического наследия, влекущих его возможное повреждение, разрушение, уничтожение, должен согласовать с органом охраны объектов культурного наследия их проведение.
Судом установлено, что на участке с КН № расположено здание (индивидуальный жилой дом) КН № (<адрес>). Жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 21 Т. 1) Фотоматериалы дома и участка на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 195-198 Т. 1).
Право собственности на земельный участок КН № согласно сведениям ЕГРН (л.д. 43 Т. 1) у ФИО2 возникло на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием ипотечного кредита ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком представлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66 Т. 2) по условиям которого ИП ФИО12 продал ФИО2 индивидуальный жилой дом КН № (<адрес>), земельный участок КН №
В материалы дела представлен кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58 Т. 2) между ПАО «Сбербанк» и созаемщиками ФИО2 ФИО13, кредитные средства предоставлены для приобретения жилого дома и земельного участка по <адрес>. Согласно сведениям ЕГРН (л.д. 101-104 Т. 2) земельный участок и жилой дом находятся в залоге (ипотека в силу закона) ПАО «Сбербанк России».
Комитет по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края в письме от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 204 Т. 1) сообщил, что уведомление о соответствии построенных и реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: СНТ «Орловка № не выдавалось.
Судом установлено, что на момент обращения Управления с исковыми требованиями работы по строительству жилого дома КН № были завершены, что подтверждается сведениями технического плана здания (л.д. 70-86 Т. 2) подготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В техническом плане год завершения строительства жилого дома указан 2021. Материалами дела также подтверждается, что земельный участок КН № огорожен забором, (фото л.д. 162 Т. 1, л.д. 195-198 Т. 1).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ (после выявления объекта археологического наследия в декабре 2020 года) Постановлением администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края № (л.д. 140 Т. 2) земельный участок КН № предоставлен в собственность бесплатно ФИО12 с видом разрешенного использования для садоводства.
Судом установлено и следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 223 оборот-224 Т. 1), что при проведении проверки КУСП ДЧ Отдела МВД России «Шпаковский» № от ДД.ММ.ГГГГ, опрошена ФИО2, которая пояснила, что в 2019 году она с супругом решила приобрести домовладение, с этой целью она нашла понравившийся участок ДНТ «Орловка» 219, который принадлежал ФИО12, который являлся ИП и мог построить дом. Примерно в ноябре 2020 года ФИО2 заключил с ИП ФИО12 устное соглашение на постройку жилого дома по заранее согласованному проекту, ФИО12 приступил к строительству дома. Согласно соглашению после окончания строительства дом ФИО2 приобретает в собственность. ФИО14 выезжала на участок и вела контроль за строительством работ. По документации строительством занимался ФИО12, так как он был собственником участка. К концу 2020 года были возведены стены дома и частично крыша. Примерно в апреле 2021 года дом уже был полностью построен. ФИО14 начала заниматься оформлением данного дома на себя посредством ипотечного кредита. В декабре 2021 года ФИО14 приобрела дом и участок. О том, что дом был построен на месте археологического объекта, ей не было известно.
ФИО12 дал пояснения, что земельный участок принадлежал ему с 2015 года, по договоренности с Шишкиной он построил для нее дом на участке, строительство дома началось в середине 2020 года, окончено в середине 2021 года, после дом был продан ФИО14. Он не знал, что на его участке расположен археологический объект, ему об этом никто не сообщал.
Аналогичные пояснения ФИО2 и ФИО12 содержатся в постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 226 оборот Т. 1).
Таким образом, после выявления объекта археологического наследия ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что на участке КН № произведены земельные, строительные работы по возведению жилого дома ФИО12 по поручению и в интересах ФИО2, которая в последующем приобрела в собственность жилой дом и земельный участок.
Ответчиком не представлено доказательств выполнения обязанности по согласованию с Управлением до начала проведения данных строительных работ на земельном участке, в границах которого расположен объект археологического наследия (курган 4), влекущих его возможное повреждение, разрушение, уничтожение.
Как установлено судом Управлением ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо № (л.д. 18 Т. 1) председателю правления СНТ «Орловка» сообщающее о выявлении объекта археологического наследия и включении его в перечень объектов археологического наследия.
Управлением ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо (л.д. 240 Т. 1) главе Шпаковского муниципального округа Ставропольского края ФИО15 информирующее о том, что на территории Шпаковского муниципального округа Ставропольского края выявлены объекты археологического наследия «Курганный могильник «Татарка 4».
Управлением ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо (л.д. 242 оборот Т. 1) директору филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю сведения о том, что выявлен объект археологического наследия «Курганный могильник «Татарка 4» для внесения сведений в ЕГРН.
Также Управлением направлено письмо в управление по информационной политике аппарата Правительства Ставропольского края для опубликования приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О выявленном объекте археологического наследия» на официальном интернет- портале правовой информации Ставропольского края.
С учетом указанных документов судом отклоняются доводы ответчика о том, что истец не принял надлежащих мер для информирования собственников участков об объекте Курганный могильник «Татарка 4».
В ЕГРН не содержались сведения о правообладателе участка № на момент выявления объекта Курганный могильник «Татарка 4». Администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края была уведомлена о наличии указанного объекта, его границах и режиме использования земельных участков.
Кроме того, о нахождении курганов на территории СНТ было известно председателю правления СНТ, что подтверждает схемой размещения участков товарищества датированной по состоянию на 1993 год, представленной в материалы дела в копии председателем ДНТ «Орловка» (л.д. 37 Т. 1) на которой имеются указания о том, что запрещаются выделение под дачи нескольких участков (в том числе №) по причине нахождения на них древних курганов.
Согласно п. 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также любыми заинтересованными физическими или юридическими лицами.
С учетом указанных обстоятельств суд считает, что ФИО16, как заинтересованным лицом, перед началом строительства дома не было принято мер по установлению наличия кургана на земельном участке.
Сам факт того что ФИО16 не знала о расположении на её земельном участке кургана 4, не освобождает собственника участка от обязанности предусмотренной статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поддерживать выявленный объект культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия.
Согласно статье 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия обязан 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Ответчиком не представлено доказательств того, что на участке были соблюдены установленные статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, в границах которых располагается объект археологического наследия.
В судебном заседании допрошен в качестве специалиста кандидат истерических наук ФИО17, аттестованный эксперт по проведению государственной историко-культурно экспертизе, согласно приказу Министерства культуры РФ от 23 июня 2021 года №1039, который пояснил, что курган представляет собой древнее захоронение, курганные могильники являются закрытым комплексом, который по методике его исследования должен быть раскопан полностью, не допускается проведение шурфов, поскольку сама территория кургана является носителем научной и исторической информации в целом. Татарка 4 состоит из четырех курганных насыпей и межкурганного пространства. Соседние курганы не повреждены.
Последовательность работ следующая, археологи на основании открытого листа проводят полевые работы археологическую разведку с выходом на место, проводят ряд обследований, по результатам которых становится возможным разработать план работ по сохранению объекта. Документация передается эксперту по проведению государственной историко-культурно экспертизе, в случае положительно заключения экспертизы весь пакет документов сдается в государственный орган охраны объектов культурного наследия, там проходит общественное обсуждение, после это дается заключение управление. После этого заказчик получает письмо, содержащее в себе перечень работ, требуемых для сохранения объекта культурного наследия, и имеет право приступить к работам.
Без этой документации (без плана спасательных работ) археологи не могут провести работы. Без плана работ не могут быть выданы на проведение раскопок открытый лист. Проведение работ оплачивает заказчик. План может содержать рекомендуемые сроки проведения работ, эти сроки зависят от многих факторов, от погодных условий, при минусовых работах археологические полевые работы проводить нельзя, требуется изготовление специальных навесов.
Курган не может быть раскопан частично, он должен быть раскопан полностью. На момент выявления памятника на поверхности участка видны внутрикурганные конструкции, возможно. Имело место нарушение почвенного слоя, видны камни, панцирь над курганной насыпью. Этот панцирь является древним сооружение произведенным с момент сооружения древнего кургана. Кроме погребения в кургане могут тризны, святилища.
При проведении исследования кургана полностью открывается все захоронение, все исследуется до так называемого материка, то есть до слоя земли, в котором нет антропогенного воздействия. Весь культурный срой подлежит изъятию, все найденные вещи сдаются в музейный фонд, сдается описательная часть раскопок и исследования. После изъятия вещей (культурного слоя кургана ) памятник – курган перестает существовать и ограничения снимаются. Поскольку изымается культурный слой, не требуется охрана, меняются границы территории памятника.
С учетом указанных пояснений специалиста, подтверждаются доводы истца том, что на момент рассмотрения спора без проведения археологических работ на участке невозможно определить конкретный перечень работ требуемых для сохранения объекта. При этом сохранение кургана не означает обязательный снос здания, сохранение кургана также предполагает исследование и изъятие культурного слоя и находящихся в кургане предметов, имеющих историческую ценность.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.
Доказательств невозможности поведения работ по сохранению объекта культурного наследия, а также нарушения прав ФИО18 в случае возложения такой обязанности, не установлено.
Доводы ответчика о том, что фактически заявлен иск о сносе жилого дома, отклоняются судом, просительная часть уточненного иска таких исковых требований не содержит.
Доводы о том, что у ответчика затруднительное материальное положение и имеется непогашенный кредит, также не является основанием для освобождения собственника земельного участка от организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 у казанного Федерального закона.
Согласно статье 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2014 года № 2755-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО19 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 31 и пунктом 4 статьи 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Конституционный Суд РФ указал, что положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направлены на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В преамбуле закона подчеркивается, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Государственная охрана такого невосполнимого ресурса, как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), - одна из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, для реализации которой Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрены, в частности, процедуры сохранения объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор; в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под его сохранением понимаются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов (статья 40).
Обременения же в виде оплаты проведения историко-культурной экспертизы, а также земляных и иных работ на земельных участках, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия, возлагаются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на заказчиков проводимых работ (пункт 1 статьи 31, статья 36): в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации; финансирование указанных работ осуществляется за счет средств физических или юридических лиц, являющихся заказчиками проводимых работ.
Конституционный суд РФ указал, что законоположения ( пункта 2 статьи 31 и пункта 4 статьи 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», возлагают финансовые обременения на собственников земельных участков, расположенных в границах территории объекта культурного наследия, которые являются заказчиком работ, проводящих землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в культурном слое, подвергающие объекты опасности повреждения или уничтожения.
Такие обременения не являются произвольными или чрезмерными, так как направлены на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Обязанностью собственника земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия, является оплата проведения государственной историко-культурной экспертизы, а также последующее проведение земляных и строительных работ.
С учетом установленных судом обстоятельств дела, изложенной позиции Конституционного Суда РФ, положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» суд считает, что на ответчика подлежит возложению обязанность приняты меры направленные на сохранение объекта культурного наследия Курганный могильник «Татарка-4», частью которого является курган №4.
Мерами, направленными на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. А в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Доводы о неисполнимости решения суда с учетом заявленных истцом сроков отклоняются судом, доказательств не возможности подготовки документации в годичный год ответчиком не представлено. Кроме того, в случае наличия объективны причин и препятствий для подготовки документации, данный срок может быть продлен на стадии исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия к ФИО2 об обязании ответчика силами археологической организации Российской Федерации принять меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ, получить по документации заключение государственной историко-культурной экспертизы, представить на согласование в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» документацию и заключение государственной историко-культурной экспертизы в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, после согласования Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» указанной документации обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) обеспечить силами археологической организации Российской Федерации проведение работ, предусмотренных указанной документацией в срок до одного года с момента вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Возложить обязанность на ФИО2 силами археологической организации Российской Федерации принять меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ, получить по документации заключение государственной историко-культурной экспертизы, представить на согласование в Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» документацию и заключение государственной историко-культурной экспертизы в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, после согласования Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия» указанной документации обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия «Курганный могильник «Татарка 4» (Курган 4) обеспечить силами археологической организации Российской Федерации проведение работ, предусмотренных указанной документацией в срок до одного года с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2023 года.
Председательствующий судья А.И. Дирина