Дело № 2-2102/2020
УИД 44RS0001-01-2020-002062-02
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2020 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Беляковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы к К.А.В. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы обратилось в суд с указанным иском, просило обязать К.А.В. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет осуществить снос двухэтажной кирпичной постройки по адресу: <адрес>
Свои требования мотивировало тем, что <дата> при проведении внеплановой выездной проверки специалистами отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы выявлена самовольная двухэтажная кирпичная постройка, нежилое здание с признаками капитального строительства по адресу: <адрес>. Земельный участок по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В отношении земельного участка по данному адресу проведены кадастровые работы (межевание). На момент проведения проверки земельный участок огражден, ограждение установлено в соответствии с юридическими границами земельного участка, определенными при межевании. На земельном участке расположен жилой дом, имеются хозяйственные постройки. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>№М.Т.Д., Р.Н.В., К.О.И. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит вышеуказанный земельный участок (доли в праве ..., ..., ... соответственно). Согласно сведениям Муниципального казенного учреждения <адрес> «Центр регистрации граждан», место жительства К.О.И. не известно, Р.Н.В. умерла <дата>. В ходе проведения проверки, С.Ф.Н., действующим на основании доверенности от имени М.Т.Д., правоустанавливающие документы на указанный земельный участок не представлены. При этом он пояснил, что М.Т.Д. по договору купли-продажи от <дата> г. № продала Г.А.Э. свою часть дома и земельного участка (... долей) по адресу: <адрес>. В ходе проверки, данный договор был представлен на обозрение С.Ф.Н., однако приобщить его к акту проверки отказался. В соответствии с договором от <дата>Г.А.Э. подарил К.А.В.... долей бревенчатого одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. К.А.В. при проверке представлено межевое дело земельного участка по адресу: <адрес> от <дата>, где имеются сведения БТИ от <дата> о том, что владельцами дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являются К.О.И.... доля) и К.А.В. (... долей). Таким образом, выявлен факт использования земельного участка по адресу: <адрес>К.А.В., без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в связи с чем К.А.В. вынесено предписание от <дата> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства в срок до <дата>. Кроме того, на земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание, на котором имеется вывеска «НЕБЕСА. Бюро ритуальных услуг», а также вывеска с указанием времени работы ритуального бюро. Здание подключено к сетям инженерной инфраструктуры, входная группа установлена на землях, государственная собственность на которые не разграничена на территории <адрес>, в здании установлены пластиковые окна, выполнена скатная крыша. Факт наличия самовольной постройки подтверждается фототаблицей от <дата>. Выявлен факт использования земельного участка не по целевому назначению, в связи с чем К.А.В. вынесено предписание от <дата> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года № 62 (далее - Правила), земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, является смежным с земельным участком, на котором расположен объект культурного наследия «Усадьба Чернова, 60-70-е гг. XIX в.: Флигель, 60-70-е гг. XIX в.» по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, расположен в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем, на основании статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов на него не распространяется.
В судебное заседание Администрация г. Костромы для участия в деле своего представителя не направили, в ходатайстве просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание ответчик К.А.В. не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, Поскольку ответчик об уважительности причин неявки суд не уведомил, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела <дата> при проведении внеплановой выездной проверки специалистами отдела муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы выявлена самовольная двухэтажная кирпичная постройка, нежилое здание с признаками капитального строительства по адресу: <адрес>.
Земельный участок по адресу: <адрес>, площадью ... кв. м., имеет кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. В отношении земельного участка по данному адресу проведены кадастровые работы (межевание).
На момент проведения проверки земельный участок огражден, ограждение установлено в соответствии с юридическими границами земельного участка, определенными при межевании. На земельном участке расположен жилой дом, имеются хозяйственные постройки.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>№М.Т.Д., Р.Н.В., К.О.И. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит вышеуказанный земельный участок (доли в праве ..., ..., ... соответственно). Согласно сведениям Муниципального казенного учреждения <адрес> «Центр регистрации граждан», место жительства К.О.И. не известно, ФИО1 умерла 28 февраля 1996 года.
В соответствии с п.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Пунктом 1 ст.26 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В ходе проведения проверки, С.Ф.Н., действующим на основании доверенности от имени М.Т.Д., правоустанавливающие документы на указанный земельный участок не представлены. При этом он пояснил, что М.Т.Д. по договору купли-продажи от 7<дата>№ продала Г.А.Э. свою часть дома и земельного участка (5/9 долей) по адресу: <адрес>. В ходе проверки, данный договор был представлен на обозрение С.Ф.Н., однако приобщить его к акту проверки отказался.
В соответствии с договором от <дата>Г.А.Э. подарил К.А.В. 8/9 долей бревенчатого одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
К.А.В. при проверке представлено межевое дело земельного участка по адресу: <адрес> от <дата>, где имеются сведения БТИ от <дата> о том, что владельцами дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являются К.О.И.... доля) и К.А.В. (... долей).
Таким образом, выявлен факт использования земельного участка по адресу: <адрес>К.А.В., без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, в связи с чем К.А.В. вынесено предписание от <дата> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства в срок до <дата>.
Кроме того, на земельном участке расположено двухэтажное нежилое здание, на котором имеется вывеска «НЕБЕСА. Бюро ритуальных услуг», а также вывеска с указанием времени работы ритуального бюро. Здание подключено к сетям инженерной инфраструктуры, входная группа установлена на землях, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Костромы, в здании установлены пластиковые окна, выполнена скатная крыша. Факт наличия самовольной постройки подтверждается фототаблицей от <дата>.
В связи с выявлением факта использования земельного участка не по целевому назначению, К.А.В. вынесено предписание от <дата> об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий. В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с п.9 ст.72 ЗК РФ, в случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт.
В силу пп. 2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>№ виды разрешенного использования для земельного участка по адресу: <адрес>: «для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории <адрес>, утвержденными решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года № 62 (далее - Правила), земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес>, является смежным с земельным участком, на котором расположен объект культурного наследия «Усадьба Чернова, 60-70-е гг. XIX в.: Флигель, 60-70-е гг. XIX в.» по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № расположен в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с чем, на основании статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительных регламентов на него не распространяется.
В соответствии с ч.7 ст.36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых регламенты не устанавливаются, определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 28 Положения об Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 16 ноября 2015 года № 206, Инспекция является органом, уполномоченным на территории города Костромы на определение использования земельных участков в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, действие градостроительных регламентов на которые не распространяется.
В Заключении Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 11 марта 2020 года № 32-20 об использовании земельного участка в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, действия градостроительных регламентов на которые не распространяется, указанный земельный участок является смежным с земельным участком на котором расположен объект культурного наследия «Усадьба Чернова, 60-70-е гг. XIX в.: Флигель, 60-70-е гг. XIX в.» по адресу: <...>, кадастровый номер земельного участка 44:27:040718:4».
В соответствии с пунктом 12 заключения Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 11 марта 2020 года № 32-20 - «виды разрешенного использования земельного участка»: историко-культурная деятельность. Заключением определено, что установление видов разрешенного использования, соответствующих основным видам территориальной зоны Генерального плана города Костромы и ст. 68 Правил землепользования и застройки города Костромы возможно по результатам утверждения проекта границ и правового режима использования территории объекта культурного наследия «Усадьба Чернова, 60-70-е гг. XIX в.: Флигель, 60-70-е гг. XIX в.» путем выдачи нового заключения, учитывающего площадь земель, на которые Градостроительные регламенты не распространяются (земли историко-культурного назначения).
В силу ст.ст.51, 51.1 ГрК РФ документами, разрешающими строительство объектов, является разрешение на строительство объекта капитального строительства или уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее -требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. В силу части 2 статьи 51 Кодекса, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на строительство объекта капитального строительства, или уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>, кирпичное строение, Администрацией города Костромы не выдавалось.
Учитывая вышеизложенное, данный объект капитального строительства является самовольным.
В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с п.п. 2, 3.1 ст.222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа.
В соответствии с абзацем третьим п.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее -установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется, в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с ч.1 ст.55.32 ГрК РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.55.32 ГрК РФ снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, исковые требования муниципального образования городской округ г.Кострома в лице Администрации г.Костромы подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы удовлетворить.
Обязать К.А.В. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет осуществить снос двухэтажной кирпичной постройки по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья (подпись) И.В. Шувалова
Копия верна: судья И.В. Шувалова