Дело № 2-2102/2021
УИД 68RS0002-01-2021-003227-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 13 » декабря 2021 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Абрамовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрячевой И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОПФР по Тамбовской области о признании права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет,
У С Т А Н О В И Л:
С 01.09.2021г. ФИО1 выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет ФИО2, ***рождения, на основании поданного ею заявления от 06.09.2021г.
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области, с учетом уточнения, о признании за ней права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет - с 01 июля 2021 года.
В обоснование иска указала, что 05.07.2021г. обратилась в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении данного пособия, в котором указала все необходимые сведения, включая номер исполнительного производства по взысканию алиментов. Заявление было подано в электронном виде с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Однако 12.08.2021г. УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области отказано в назначении ежемесячного пособия, по причине наличия в заявлении недостоверных или неполных данных. 27.08.2021г. ею подано заявление о предоставлении информации о конкретной причине отказа, после чего 25.09.2021г. получен ответ о том, что не указаны сведения о судебном решении о взыскании алиментов, сведения об исполнительном производстве о взыскании алиментов не подтверждены ФССП России.
Считает отказ незаконным, поскольку ответчиком не возвращено ей заявление на доработку с указанием информации, в отношении которой выявлена неполнота, как это предусмотрено п.15 Правил назначения и выплаты данного ежемесячного пособия, утв.постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021г. N 1037.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержала уточненные требования в полном объеме. В дополнение пояснила, что графа «номер исполнительного производства» была при заполнении заявления заполнена, эта графа была обязательной к заполнению; графа «номер дела о взыскании алиментов в суде» в заявлении отсутствует, представила скриншот заявления от 05.07.2021г. из личного кабинета истца на сайте Госуслуг, в котором указан номер исполнительного производства. Считает, что ответчиком не направлялся запрос в ФССП России, поскольку исполнительное производство о взыскании алиментов возбуждено в 2012г., не окончено и не прекращено, сведения о нем содержатся в Банке данных исполнительных производств на сайте ФССП России; исходя из Соглашения от 28.06.2021г. №СЧ-09-31/сог/59 «Об информационном взаимодействии между ПФ РФ И ФССП России», в запросе и ответе на него должны быть указаны идентификационные номера, однако в представленных ответчиком сведениях такие номера не содержатся.
Представитель ответчика ОПФР по Тамбовской области ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях на иск (л.д.17-19), исходя из которых, решением УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе от 12.08.2021г. истице правомерно отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет как родителю ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, поскольку в заявлении от 05.07.2021г. истицей не указаны сведения о наличии исполнительного производства либо о наличии решения суда о назначении алиментов, то есть, в заявлении указаны неполные сведения, что в силу пп. «б» п.13 Правил N 1037 является основанием для отказа в назначении пособия. ОПФР по Тамбовской области был направлен запрос о наличии исполнительного производства о выплате алиментов в соответствии с Соглашением от 28.06.2021г. №СЧ-09-31/сог/59 «Об информационном взаимодействии между ПФ РФ И ФССП России», в ответ на который были получены сведения об отсутствии данных о таком исполнительном производстве. Ввиду получения таких сведений, у ответчика отсутствовали основания для возврата заявления истца на доработку в соответствии с п.15 Правил N 1037. 06.09.2021г. истицей повторно подано заявление, на основании которого ей установлено данное пособие с 01.09.2021г.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с федеральным законом от 26 мая 2021г. N151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» дополнен статьей 10.1 «Право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет».
В соответствии с данной статьей, право на ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет имеет единственный родитель такого ребенка или родитель (иной законный представитель) такого ребенка, в отношении которого предусмотрена на основании судебного решения уплата алиментов, при этом размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997года N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", определяют Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021г. N1037 (далее – Правила N1037).
Заявление о назначении пособий, заявления об изменении реквизитов кредитной организации, осуществляющей доставку пособий, подается, в том числе, в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (пп. «а» п.4 Правил N1037).
Документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты (прекращения выплаты) пособий, предусмотренных пунктом1 настоящих Правил, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021г. N1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении" (далее - соответственно документы (сведения), перечень), запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и(или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и(или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (п.6 Правил N1037).
В силу пп. «б» п.13 Правил N 1037, основанием для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом1 настоящих Правил, является наличие в заявлении о назначении пособий недостоверных или неполных данных, за исключением случая, предусмотренного пунктом15 настоящих Правил.
Пунктом 15 Правил N 1037 предусмотрено, что в случае установления факта наличия в заявлении о назначении пособий и(или) документах (сведениях), представленных заявителем, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе вернуть их заявителю на доработку с указанием информации, подлежащей корректировке.
Согласно п.56 Правил N 1037, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначается со дня достижения ребенком возраста 8 лет, если обращение за назначением указанного пособия последовало не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком такого возраста. В остальных случаях ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет назначается со дня обращения за назначением указанного пособия. Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет выплачивается за полный месяц независимо от даты рождения ребенка в конкретном месяце или даты обращения за назначением указанного пособия.
То есть, по общему правилу пособие выплачивается с 1 числа месяца, в течение которого заявитель обратился за его назначением.
Как следует из материалов дела и установлено судом, судебным приказом мирового судьи участка №2 г.Котовска Тамбовской области от 07.12.2010г. взысканы алименты в пользу взыскателя ФИО1 с должника ФИО6 в размере 1/4 части всех видов заработка или иного дохода ежемесячно, начиная с 07.10.2010г. и до совершеннолетия ребенка (л.д.14).
09.06.2012г. судебным приставом-исполнителем Котовского городского отделения судебных приставов УФССП России по Тамбовской области на основании судебного приказа возбуждено исполнительное производство ***, до настоящего времени исполнительное производство не прекращено, что подтверждается справкой судебного пристава-исполнителя от 19.11.2021г. (л.д.57), сведениями Банка данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП России в сети Интернет (л.д.64).
05.07.2021г. ФИО1 обратилась в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (с учетом реорганизации – ОПФР по Тамбовской области) с заявлением о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет по тому основанию, что один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда, в отношении сына ФИО2, *** года рождения.
Решением УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе №0001.001567/2021-0007854 от 12.08.2021г. ФИО1 отказано в назначении пособия в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных, в графе «комментарий» указано: «заявителем не указано наименование судебного органа» (л.д.39).
В ответ на обращение ФИО1 письмом УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе от 10.09.2021г. разъяснено, что в заявлении ею не указаны сведения из судебного решения о взыскании алиментов, сведения об исполнительном производстве о взыскании алиментов не подтверждены ФССП России.
06.09.2021г. ФИО1 повторно предъявлено заявление о назначении данного пособия, по результатам рассмотрения которого ей назначено ежемесячное пособие в отношении ФИО2 на период с 01.09.2021г. по 31.08.2022г.
Таким образом, предметом спора является право ФИО1 на получение данного ежемесячного пособия за период с 01.07.2021г. по 31.08.2021г.
При этом в ходе судебного разбирательства представитель ОПФР по Тамбовской области не оспаривал, что ФИО1 соответствует всем предусмотренным законом требованиям (уровень дохода и т.п.) для назначения пособия за спорный период.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о признании права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет с 01 июля 2021 года, суд исходит из того, что 05.07.2021г. ФИО1 обратилась с заявлением о назначении пособия в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", однако поданное ею заявление не было возращено ОПФР по Тамбовской области на доработку в порядке, предусмотренном п.15 пунктом 15 Правил N 1037; вопреки положениям ст.12, ч.1 ст.56 ГПК РФ, ответчиком не доказано, что им надлежащим образом исполнена обязанность по истребованию документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты пособия в рамках межведомственного электронного взаимодействия, как это предусмотрено пунктом 6 Правил N 1037; истец имел право на получение пособия за спорный период, однако по не зависящим от него обстоятельствам у ОПФР по Тамбовской области отсутствовали сведения, необходимые для назначения пособия, что повлекло принятие решения об отказе в его назначении.
Из пункта 6 Правил N 1037 следует, что заявитель при обращении с заявлением о назначении пособия вправе представить необходимые сведения, но не обязан, поскольку на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации возложена обязанность по направлении запросов данных документов (сведений) в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и(или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Порядок информационного взаимодействия в электронной форме между ПФР и ФССП России, осуществляемого в соответствии сФедеральным закономот 27 июля 2010г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в целях реализацииФедерального законаот 19 мая 1995г. N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" утвержден Соглашением об информационном взаимодействии между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов
(Москва, 28 июня 2021г. NСЧ-09-31/СОГ/59/00111/21/26-МВ).
Приложением к данному Соглашению является Временный регламент
информационного взаимодействия в части предоставления Федеральной службой судебных приставов в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о возбужденном на основании исполнительного документа исполнительном производстве, о его окончании или прекращении.
Согласно п.9 Временного регламента, информационное взаимодействие между ПФР и ФССП России осуществляется посредством защищенного канала связи (VipNet) с использованием защищенного автоматизированного рабочего места информационного взаимодействия (далее - защищенное АРМ), на котором создаются совместно используемые уполномоченными сотрудниками Получателя и Поставщика папки для размещения сведений.
В силу п.13.1 Временного регламента, поставщиком (ФССП России) формируется и предоставляется Получателю реестр сведений в виде файла формата. csv с набором полей:
- актуальный номер исполнительного производства;
- статус исполнительного производства;
- вид присужденных алиментов;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) взыскателя;
- дата рождения взыскателя (необязательно);
- адрес регистрации/проживания взыскателя (необязательно);
- фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка, в отношении которого выплачиваются алименты (необязательно);
- дата рождения ребенка, в отношении которого выплачиваются алименты (необязательно);
- адрес регистрации/проживания ребенка, в отношении которого выплачиваются алименты (необязательно);
- фамилия, имя, отчество (при наличии) должника;
- дата рождения должника (необязательно);
- год рождения должника (необязательно);
- адрес регистрации/проживания должника (необязательно);
- страховой номер индивидуального лицевого счета должника (необязательно);
- наименование судебного органа, вынесшего решение (необязательно);
Согласно п. 13.2 Временного регламента, указанный реестр сведений передается Поставщику по защищенному каналу путем его размещения в согласованной папке на защищенном АРМ.
Вопреки положениям ст.12, ч.1 ст.56 ГПК РФ, ответчиком ОПФР по Тамбовской области не доказан факт направления запроса в ФССП России в рамках межведомственного электронного взаимодействия; не представлены сведения о дате создания файла, содержащего запрос, о дате подписания его электронно-цифровой подписью, направления запроса посредством защищенного канала связи (VipNet) в порядке, установленном указанными выше положениями Временного регламента информационного взаимодействия.
Между тем, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ответ на судебный запрос ответчиком представлен скриншот записи Единойгосударственной информационнойсистемысоциальногообеспечения (ЕГИССО), в котором под заголовком «решения суда» указано: «данные были запрошены. Сведения в ФССП не найдены»; представитель ОПФР по Тамбовской области в судебном заседании ссылался на невозможность предоставления каких-либо иных доказательств направления запроса.
Согласно ч.1 ст.6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", единая государственная информационная система социальногообеспеченияявляется федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, об иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых гражданам в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в целях автоматизации процессов назначения и предоставления указанных мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, иных социальных гарантий и выплат путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Однако как следует из п.1.2 Соглашения об информационном взаимодействии между Пенсионным фондом Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов
(Москва, 28 июня 2021г. NСЧ-09-31/СОГ/59/00111/21/26-МВ), осуществление информационного взаимодействия в части получения сведений о возбужденном на основании исполнительного документа исполнительном производстве, о его окончании или прекращении содержащихся в информационных ресурсах ФССП России, осуществляется в соответствии с данным Соглашением, в тексте которого ссылки на ЕГИССО отсутствуют.
Таким образом, данный скриншот не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
Более того, непоступление из ФССП России в ответ на запрос ОПФР по Тамбовской области сведений о возбужденном исполнительном производстве, при том, что исполнительное производство *** возбуждено 09.06.2012г. и до настоящего времени не прекращено, - не должно повлечь нарушение права ФИО1 на своевременное получение мер социальной поддержки.
Кроме того, ОПФР по Тамбовской области не опровергнуты доводы истца о том, что ею при заполнении заявления от 05.07.2021г. в электронной форме исполнена обязанность по предоставлению сведений о номере исполнительного производства, подтвержденные скриншотом заявления из её личного кабинета на сайте Госуслуг (л.д.51), и подача заявления без указания данных сведений невозможна, т.к. данная графа является обязательной.
В силу п.5 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Отсутствие номера исполнительного производства в заявлении ФИО1, которое поступило на рассмотрение ответчику (л.д.28-38) само по себе данного факта не опровергает, т.к. не исключена возможность какого-либо технического сбоя.
Как следует из раздела 3 (сноски 13,14) Формы заявления
о назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте
от 8 до 17 лет, утв. постановлениемПравительства Российской Федерации от 28 июня 2021г. N1037, графа «Реквизиты судебного решения о назначении алиментов (наименование суда, дата вынесения решения, номер дела (при наличии), ФИО заявителя на момент вынесения судебного решения, ФИО должника на момент вынесения судебного решения)» заполняется в случае, если основание для назначения пособия "»один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда» при отсутствии заведенного исполнительного производства в ФССП России; графа «Реквизиты исполнительного производства (номер)» заполняется в случае, если основание для назначения пособия «один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда» при наличии заведенного исполнительного производства в ФССП России.
Суд полагает необоснованным указание ответчиком в отказе от 12.08.2021г. в назначении пособия указание на предоставление недостоверных или неполных данных, а именно: «заявителем не указано наименование судебного органа» (л.д.39), поскольку в заявлении ФИО1 ссылается на иное основание для назначения пособия: «один из родителей обязан выплачивать алименты на содержание ребенка согласно решению суда при наличии заведенного исполнительного производства в ФССП России».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет с 01 июля 2021 года.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать право ФИО1 на получение ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет - с 01 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.
Судья С.А.Абрамова
Решение суда в окончательной форме составлено 23 декабря 2021 года.
Судья С.А.Абрамова