ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2102/2022 от 22.07.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-2102/2022 ( УИД 44RS 0001-01-2022-002174-86)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2022 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе: председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при секретаре Макарычеве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» о возложении обязанности выполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с исковым заявлением к ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» о возложении обязанности выполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия, в котором просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области», владельца объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23, выполнить обязательства в области сохранения объекта культурного наследия, а именно: в срок до 01.04.2023 организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23; в срок до 15.12.2024 выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23 с получением акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области.

В обоснование заявленных требований истец указал, что указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» объект недвижимости, расположенный по адресу: город Кострома, улица Свердлова, дом 23, принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в. (далее - Объект). Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06.11.2015 № 13033-р Объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия за номером 441410311700006. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2012 серия 44-АБ № 596747 Объект находится в оперативном управлении ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области». 27.10.1973 в отношении Объекта разработан и утвержден паспорт объекта культурного наследия и его учетная карточка, являющиеся обязательными учетными документами. В 2017 году на основании поступившего в адрес инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области обращения гражданина, задания начальника Инспекции от 19.09.2017 № 240-17 проведены мероприятия по контролю за состоянием Объекта. По результатам мероприятий по контролю составлен акт осмотра от 20.09.2017 № 240-17/К, а также в адрес ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 04.10.2017 № 240-17/03-К. В соответствии с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений от 04.10.2017 № 240-17/03-К Ответчику необходимо в срок: до 01.06.2018 разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23; до 02.11.2018 выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в,, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23. Получить акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области. Позднее, в адрес законного владельца Объекта неоднократно выдавались повторные предписания об устранении выявленных нарушений. В 2020 году в адрес Ответчика направлено предписание об устранении выявленных нарушений от 25.11.2020 № ФК-38-20/03, в соответствии с которым необходимо, в срок до 01.11.2021 организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23. На основании задания начальника Инспекции от 02.11.2021 № Ф04- 21/МБ проведены контрольные (надзорные) мероприятия за состоянием вышеуказанного объекта культурного наследия, о чем. составлен акт контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 08.11.2022 № Ф04-21/МБ. Также, в связи с неисполнением в установленный срок требований предписаний об устранении выявленных нарушений Ответчик привлекался к административной ответственности, а именно: постановлением Свердловского районного суда города Костромы от 12.01.2021 по делу № 5-10/2021 Ответчик привлечен к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей; постановлением Свердловского районного суда города Костромы от 16.12.2021 по делу № 5-3932/2021 ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» привлечен к административной ответственности по ч. 19 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного, наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Принятые на себя обязательства по сохранению, объекта культурного ответчиком не исполняются.

Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, истец просил обязать Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области»в(ИНН 7707515984, ОГРН 1054408631640) - законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23, выполнить обязательства в области сохранения объектов культурного наследия, а именно: в срок до 01.09.2023 организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23; в срок до 01.01.2026 выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.

В судебном заседании представитель истца не участвует, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» Садовская С.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала. В представленных суду возражениях и в судебном заседании указала, что здание по улице Свердлова, д. 23 в г. Костроме, является объектом культурного наследия федерального значения. Объект поставлен под государственную охрану Указом Президента РФ от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Приказом Минкультуры России от 06.11.2015 № 13033-р, объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации и ему присвоен регистрационный №441410311700006. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.09.2012, указанный Объект культурного наследия находится в оперативном управлении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области». 08.11.2021 года заместителем начальника отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия Четвертухиным Г.Н. выдано предписание № Ф04-21/МБ, согласно которому Ответчику предписано: в срок до 01.04.2023 года организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23; в срок до 15.12.2024 года выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23 с получением акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекции по охране объектов культурного наследия. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» ранее были приняты все зависящие меры к сохранению объекта культурного наследия, осуществлен комплекс мероприятий, предохраняющих памятник культуры от дальнейшего разрушения. По результатам осмотра объекта культурного наследия установлено, что объект находится в удовлетворительном техническом состоянии, что отражено в акте ОГБУ «Наследие» от 29.11.2019. В настоящее время посредством привлечения специализированной организации требуемая проектная документация на проведение работ по реставрации и приспособления веранды с восстановлением утраченной части остекления объекта культурного наследия разработана, данный факт подтверждается обстоятельствами, установленными Свердловским судом города Костромы по делу от 16.12.2021г. №5-3932/2021. В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденном Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749 для согласования проектной документации Органу охраны объектов культурного наследия необходимо представить положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Для получения положительного заключения акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации необходимо разработать и утвердить проект предмет охраны, границ территории и правового режима использования Объекта в соответствии приказом Минкультуры России от 13.01.2016 №28. Письмом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 11.07.2022 Учреждению было отказано в получении документации проекта предмета охраны, границ территории Объекта, разработанные ООО «НПП «Вершина» в 2015 году по государственному контракту №2015.29456 от. 10.02.2015г. с Департаментом культуры Костромской области (работы по контракту приняты и оплачены в полном объеме), поскольку данная документация не является актуальной и не соответствует требованиям законодательства. Без данной документации Учреждение не сможет провести экспертизу проектной документации и ее согласование в установленном законном порядке. В требованиях истца не учтен факт отсутствия необходимой документации, что существенным образом отразится в дальнейшем на невозможности исполнения решения суда в установленные сроки. Не учтены также исключительные обстоятельства, связанные с имущественным и финансовым положением Ответчика, являющегося государственным учреждением, испытывающим нехватку финансовых средств. В соответствии сметой подготовленной ОГБУ «Наследие» стоимость работ по разработке проекта предмета охраны, границ территории и правового режима использования Объекта составляет 274832 руб., стоимость ремонтных и восстановительных работ составляет 637989 руб. Стоимость реставрационных работ (с учетом коэффициента реставрационных работ - 205,61) составляет 11851786 руб. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» является некоммерческой организацией. Бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Управления Роспотребнадзора по Костромской области. Государственное задание для Учреждения формирует Управление Роспотребнадзора по Костромской области и утверждает Федеральная служба Роспотребнадзора Российской федерации. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности. На территории Костромской области режим повышенной готовности введен с 17 марта 2020 года, в соответствии с распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 № 128-р «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Костромской области». С марта 2020 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» определен референс-лабораторией для всей Костромской области и непрерывно проводит лабораторные исследования по диагностике СОVID-19. Распространение новой коронавирусной инфекции, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы и является обстоятельством, объективно препятствующим исполнению предписания о сохранение объекта культурного наследия в установленный срок. Источником финансирования деятельности Учреждения являются: субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; средства от приносящей доход деятельности. Выполнение указанных работ по реставрации не может финансироваться за счет субсидий. В противном случае будет иметь место нецелевое использование бюджетных средств. Учреждение вынуждено изыскать необходимые денежные средства самостоятельно. Средства от приносящей доход деятельности обеспечивают расходы Учреждения и являются источником стабильного существования организации. Внебюджетные средства также обеспечивают возможность выполнения государственного задания. Значительное увеличение затрат на статью расходов «Ремонтные и реставрационные работы» приведут к перераспределению средств с других статей расходов, что в свою очередь не позволит Учреждению выполнять уставную деятельность, связанную с обеспечением деятельности Управления Роспотребнадзора по Костромской области». Кроме того, с учетом ухудшения экономической ситуации в 2022 году, введение санкционных ограничений, повлекших усложнение или полное прекращение логистических маршрутов поставки товаров, отсутствия части компонентов (материалов, оборудования) для проведения исследований, у поставщиков, увеличили в разы расходы Учреждения на приобретение расходных материалов, вспомогательного оборудования для проведения лабораторных диагностических исследований, на обеспечение деятельности Управления Роспотребнадзора по Костромской области. Кроме того, Инспекцией не учтено, что для исполнения требований, указанных в исковом заявлении, необходимо заключение отдельных договоров с соблюдением обязательных закупочных процедур. В настоящее время указанные закупки не включены в годовой план закупок ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» на 2022 - 2023 годы по причине отсутствия финансовых средств. Требуются значительное время на мероприятия связанные с выделением дополнительного (целевого) финансирования средств федерального бюджета на указанные виды работ. Подать заявки о потребности дополнительных бюджетных ассигнований, целевых субсидий на 2024 г. ответчик может лишь в первом квартале 2023 года и только на этапы работ, которые необходимо осуществить первостепенно (договор на установление предмета и границ охраны, договор на государственную экспертизу ПСД). Для выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных действующим законодательством РФ, включая разработку проекта предмета охраны, проведение экспертизы, конкурсные процедуры на заключение контактов на проведение работ по реставрации Объекта, услуги авторского надзора, фактическое проведение работ по реконструкции, Учреждением разработана дорожная карта, которая включает в себя весь комплекс мероприятий по требованиям истца. Согласно разработанной дорожной карте сроки по сохранению памятника культурного наследия разделены в несколько этапов: 1. Заключение договора на разработку документации (проектов) по определению предмета охраны, границ территории и правового режима использования Объекта и согласование документации в Инспекции культурного наследия по Костромской области до 31 декабря 2023 года; 2. Заключение договора на государственную историко-культурную экспертизу проектной документации и согласование проектно-сметной документации в Инспекции до 31 декабря 2024 года; 3. Определение подрядчика (конкурс, заключение контракта), определение научного руководителя, заключение договоров на авторский и технический надзор до 30 июня 2026 года; 4. Проведение работ с осуществлением государственного надзора (включая подготовку научного отчета) и приемка работ Инспекцией до 30.06.2027 года. Объект не является объектом повышенной опасности. Невыполнение требований в установленный срок не создает реальной угрозы разрушения Объекта. Инспекцией не выяснялся вопрос, является ли установленный срок реальным для исполнения. Установление сроков должно отвечать принципу правовой определенности и содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности. Учреждение не возражает выполнить работы по сохранению Объекта путем: «ремонта и приспособления веранды с восстановлением утраченной части остекления» в установленные предписанием сроки.

Представитель третьего лица МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч.1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране.

Подпункт 1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ предписывает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия лица, которым памятник истории принадлежит на праве собственности, находится во владении или в пользовании, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В соответствии с п. 1 ст. 40 вышеназванного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно положениям ст. 45 данного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением( п.1).

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия( п. 8).

В соответствии с п. 1 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Судом установлено, что в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176, включен объект культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых, сер. XIX в.», расположенный: Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 06 ноября 2015г. № 13033-р,данный объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №441410311700006.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21 сентября 2012г. (серия 44-АБ № 596747) на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области № 696 от 07 сентября 2005 г., объект находится в оперативном управлении Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области».

Как усматривается из материалов дела,19 сентября 2017 года начальником инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области выдано задание №240-17 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием вышеназванного объекта культурного наследия.

По результатам мероприятий по контролю 20 сентября 2017 г. составлен акт осмотра за № 240-17/К из которого усматривается, что объект культурного наследия претерпел изменения облика, связанные с утратой сплошного остекленения веранды на втором этаже главного( по ул. Свердлова) и бокового( юго- восточного) фасадов.

В адрес ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 04 октября 2017 г. № 240-17/03-К, в соответствии с которым ФГБУЗ необходимо в срок:

- до 01 июня 2018г. разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23;

- до 02 ноября 2018 г. выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в,, расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23. Получить акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия в инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области.

19 июня 2018 г. начальником инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области вновь было выдано задание №242-18 на осуществление мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия.

Составленный Акт осмотра № 242- 18/к свидетельствует о том, что предписание инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 04 октября 2017 г. № 240-7/03-К не выполнено. ОГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» 21 июня 2018 г. направлено повторное предписание за № 242- 18/03-К,в котором указано на необходимость в срок до 02 ноября 2018 г. выполнить мероприятия по разработке и согласованию проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23.

Позднее, в адрес ответчика на основании произведённых Актов осмотра (№ 408- 18/К, № Ф 214-19/К, ФК-01-20) неоднократно выдавались повторные предписания об устранении выявленных нарушений( № 408-18/03-К от 19 ноября 2018 г., Ф 214-19/03-К от 30 мая 2018 г., ФЗ-01-20/03 от 17 января 2020 г).

В 2020 году на основании Акта осмотра объекта культурного наследия № ФК-38-20 от 16 ноября 2020 г. в адрес ответчика 25 ноября 2020 г. направлено предписание № ФК-38-20/03, в соответствии с которым владельцу здания необходимо было в срок до 01 ноября 2021 организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части (объем веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых», сер. XIX в., расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23.

В результате проведённых контрольных (надзорных) мероприятий за состоянием вышеуказанного объекта культурного наследия от 02 ноября 2021 г. было установлено, что требования п. 1 предписания об устранении выявленных нарушений от 25 ноября 2020 г. № ФК-38- 20/03 и п. 2 предписания об устранении выявленных нарушений от 17 января 2020 г. № ФК-01- 20/03 не выполнены.

Постановлением Свердловского районного суда города Костромы от 12 января 2021 г. по делу № 5-10/2021 ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» был привлечен к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей;.

Постановлением Свердловского районного суда города Костромы от 16 декабря 2021г. по делу № 5-3932/2021 ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» привлечен к административной ответственности по ч. 19 ст. 19.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что ответчиком длительное время без уважительных причин не исполняются обязательства по сохранению объекта культурного наследия.

Доводы представителя ответчика, что заявленные исковые требования в части являются необоснованными, т.к. в настоящее время посредством привлечения специализированной организации требуемая проектная документация на проведение работ по реставрации и приспособления веранды с восстановлением утраченной части остекления объекта культурного наследия разработана, что подтверждается обстоятельствами, установленными Свердловским судом города Костромы по делу от 16. декабря 2021г. №5-3932/2021, судом оценены.

Так, в силу требований ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия подлежит государственной историко-культурной экспертизе.

Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона № 73-ФЗ, заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Порядок проведения историко-культурной экспертизы определен Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569.

Из представленных документов усматривается, что согласно условий заключенного между ОГБУ «Наследие» и ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» Договора от 06 ноября 2019 г. и дополнительного соглашения к договору от 20 января 2020 г., ОГБУ «Наследие» выполнены работы по разработке разделов проектной документации(предварительные работы, комплексные научные исследования, эскизный проект ремонта и приспособления веранды с восстановлением утраченной части остекленения объекта).

Представленные ответчиком документы не содержат сведения о том, что разработанный проект был предметом оценки государственной историко-культурной экспертизы.

При таких обстоятельствах, учитывая именно в результате проведённой государственной историко-культурной экспертизы определяется соответствие проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (абзац 9 статьи 28 ФЗ РФ от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), доводы о том, что проектная документация является разработанной, не могут быть признаны состоятельными. Так, в случае признания в результате проведённой экспертизы проектной документации не отвечающей установленным требованиям, она должна быть доработана и исправлена.

Не может являться основанием для освобождения от обязанности, возложенной законом, имущественное и финансовое положение ответчика, длительность закупочных процедур и отсутствие(по мнению представителя ответчика) потенциальной опасности для окружающих лиц.

Как следует из позиции представителя ответчика, ОГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области», необходимость проведения работ, на которые указывает в иске, ответчиком не отрицается.

Проверены судом доводы о том, что препятствием для разработки, последующего согласования проектной документации, начала выполнения работ, является отсутствие Проекта предмета охраны объекта т границ территории объекта охраны.

Как следует из представленных письменных пояснений представителя истца для разработки проектных решений для проведения работ по сохранение объекта культурного наследия по адресу: г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23 (в объёме веранды) требует наличие утверждённого предмета охраны памятника. Разработка предмета охраны памятника осуществляется в соответствии с приказом Минкультуры РФ от 13.01. 2016 № 28 заинтересованными физическими и юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счёт средств заказчика. При этом наличие лицензии Минкультуры РФ на проведение работ по сохранению памятника для данных работ не требуется. Сметная стоимость работ, подготовленная ОГБУ « Наследие» включает в себя работы по подготовке проекта границ и правового режима территории памятника, что не требуется для государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.

При таких обстоятельствах, данные доводы суд находит несостоятельными.

При таких обстоятельствах, исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр гигиены и эпидемиологи в Костромской области» о возложении обязанности организовать разработку и согласование проектной документации, выполнении работ –подлежат удовлетворению.

Предложенный истцом срок суд считает разумным и достаточным для выполнения возложенных судом обязанностей.

При обращении в суд истец от уплаты государственной пошлины был освобождён( п.1.1 ч.1 ст. 333. 37 НК РФ).

Как следует из положений с. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу ч. 2 ст. 88, ст. 90 ГПК РФ порядок уплаты государственной пошлины, основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Суд считает необходимым ответчика от уплаты государственной пошлины освободить, т.к. ответчик является федеральным государственным бюджетным учреждением.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центр гигиены и эпидемиологи в Костромской области» о возложении обязанности организовать разработку и согласование проектной документации, выполнении работ - удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области»:

в срок до 01 сентября 2023 г. организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по реставрации и приспособлению под современное использование части( объём веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых, сер. XIX в.», расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23;

- в срок до 01 января 2026 г. выполнить работы по реставрации и приспособлению под современное использование части(объём веранды) объекта культурного наследия федерального значения «Дом Рыбниковых, сер. XIX в.», расположенного по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Свердлова, д. 23.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова

Решение принято в окончательной форме: 29 июля 2022 г.

Председательствующий судья: Л.А. Нефёдова