ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2103 от 15.03.2012 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

                                                                                    Советский районный суд г. Казани Республики  Татарстан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Советский районный суд г. Казани Республики  Татарстан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №2-2103/12

Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и   15 марта 2012 года

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Садыковой Э.И.

при секретаре Ермаковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приволжского района г.Казани к Закрытому акционерному обществу «ЭР-Телеком Холдинг» в лице филиала в Республике Татарстан ЗАО «Копания «ЭР-Телеком» о признании незаконным нахождение проложенных воздушным способом линий связи, обязании переоборудования линий связи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику о признании незаконным нахождение линий связи ЗАО «ЭР-Телеком», проложенных воздушным способом между домами №,  по , обязании переоборудовать указанные линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации на том основании, что  прокуратурой Советского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переводов. В ходе выездной проверки был выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ответчику, и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов №,  по . Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Кроме того, отсутствует согласие собственников жилых помещений на размещение подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов не имеется. Открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи.

Прокурор в судебном заседании иск подержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Представитель третьего лица – ООО «Управляющая компания Слобода» – в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ – в судебном заседании иск поддержал.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что  прокуратурой Советского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ была проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов.

В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов №,  по , о чем был составлен соответствующий акт.

Принадлежность подвесных линий связи ответчику последним не оспаривается, письменными материалами подтверждается.

Специальное оборудование, кабельные линии размещены ответчиком на основании заключенного между ответчиком и собственниками помещений в многоквартирном доме договора  о предоставлении права на производство и размещение оборудования от 

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от  №126-ФЗ «О связи» (далее Закон) оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи.

Решением Казанской городской Думы от   внесены изменения в Правила благоустройства г. Казани, утвержденные решением от  . В частности, Правила дополнены пунктами  и . Согласно пункту  Правил запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).

Решение от  вступило в силу с .

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ -р от  в целях обеспечения населения РТ качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований РТ, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов РТ и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории РТ, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом.

Согласно данному распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования РТ подземным способом, без использования подвесных линий, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах РТ с численностью населения более 50000 человек.

Распоряжением Кабинета Министров РТ от  -р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до .

В результате проверки было выявлено, что ответчик провел подвесные линии связи в районе многоэтажной застройки между крышами домов №, 80/105 по  с использованием воздушно-кабельных переходов, а не в подземных коммуникациях.

Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц.

То обстоятельство, что распоряжение Кабинета Министров РТ -р от , решение Казанской городской Думы от   были приняты и вступили в силу после размещения ответчиком специального оборудования и линий связи, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска. Действительно, распоряжение вступило в силу  (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от  ), а решение – . Однако это не означает, что предписания, содержащиеся в этих нормативных актах, не подлежат применению в рассматриваемом случае. Распоряжение от  не содержит указаний о том, что его положения подлежат применению при решении вопроса о размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов лишь при подготовке заданий на разработку проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту для объектов капитального строительства, социально-культурной сферы и спортивных сооружений, т.е. первоначальном размещении оборудования и линий связи. Напротив, из содержания пункта 2 распоряжения следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено не только обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (в срок до ; это правовое регулирование в МО г. Казани обеспечено путем внесения изменений в Правила благоустройства г. Казани), но и обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в указанных населенных пунктах.

Кроме того, пункт  решения от  устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.

Следовательно, новые правила размещения линий связи распространяются и на существующие линии связи, в том числе подвесные. Таким образом, время размещения оборудования, линий связи не имеет значения.

По этим основаниям довод ответчика о том, что закон не имеет обратной силы, отклоняется.

Довод ответчика о том, что в связи с размещением ответчиком оборудования и подвесных линий связи в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент их размещения, работы по их переоборудованию должны проводиться за счет средств государства, отклоняется.

Действительно, согласно пункту 1 статьи 6 Закона, состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи должны определяться при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке.

Положения пунктов 2 и 4 статьи 6 Закона допускают возможность возмещения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов расходов организаций связи, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений. Однако эти расходы подлежат возмещению лишь тогда, когда перенос или переустройство линий связи связаны со строительством, расширением территорий поселений, капитальным ремонтом или реконструкцией зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой месторождений полезных ископаемых, т.е. для соблюдения общественных интересов. Такие же обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют.

Более того, даже в случае, если перенос линий связи был бы вызван причинами, перечисленными в пункте 4 статьи 6 Закона, у ответчика имелось право на возмещение уже осуществленных расходов. Однако такие расходы ответчиком до настоящего времени не понесены.

Положения пункта 4 статьи 6 Закона согласуются с содержанием пункта 1 статьи 46 Закона, согласно которому расходы на систему управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи.

Таким образом, после вступления в силу распоряжения от  у ответчика возникла обязанность по переоборудованию подвесных линий связи.

Довод ответчика о том, что федеральное законодательство не содержит запрета на размещение линий связи воздушным способом, отклоняется, так как распоряжение Кабинета Министров РТ от  официально опубликовано, следовательно, вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (пункт 6 Указа Президента РТ от  №П-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан». Недействительным это распоряжение не признано, поэтому подлежит исполнению.

Кроме того, согласно статье 23 Конституции РФ каждому гарантировано право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.

Следует согласиться и с доводом прокурора о том, что открытое размещение линий связи исключает возможность гарантированного обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи.

При определении срока, в течение которого ответчик в соответствии со статьей 206 ГПК РФ обязан осуществить переоборудование линий связи, принимается во внимание характер возлагаемой обязанности, объем подлежащих выполнению работ.

Следует отметить, что хотя представитель ответчика данный иск не признает, однако имеется соглашение  о сотрудничестве Министерства информатизации и связи Республики Татарстан и ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» от , согласно Приложению  «График проведения работ по переводу подвесных линий связи в подземные коммуникации ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в 2012 году на территории Республики Татарстан». Согласно пункту 89 указанного Графика ответчик обязался провести указанные работы в августе 2012 года, что предполагает, установить срок выполнения этих работ до .

В связи с тем, что заявитель при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, последняя на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным нахождение линий связи ЗАО «ЭР-Телеком», проложенных воздушным способом между домами №,  по .

Обязать Закрытое Акционерное Общество «Эр-Телеком Холдинг» в срок до  переоборудовать линии связи, проложенные между домами №,  по , в соответствие с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации.

Взыскать с Закрытого акционерного Общества «Эр-Телеком Холдинг» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.

Судья: