ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2103/20 от 21.07.2020 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Гражданское дело № ******

УИД 66RS0№ ******-93

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ермолаевой А.В.,

при секретаре Сафоновой А.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика Главного Управления МЧС России по <адрес> ФИО3,

рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по <адрес> о признании права собственности на гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска отсутствующим, возложении на Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> обязанности произвести государственную регистрацию изменений и снять гидроцикл с регистрационного учета,

Установил:

Истец обратился в суд с вышеупомянутыми исковыми требованиями. В обоснование указал, что до 2007 года являлся собственником гидроцикла YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска, VIN US-YAMA 3255А505, заводской № ******А-1003293, бортовой номер Р36-65СЕ. Впоследствии данный гидроцикл был передан им для реализации ООО «Лига моторов», осуществляющему продажу маломерных судов. В июне 2007 года гидроцикл вместе со всеми документами, в том числе судовым билетом, был передан им покупателю во исполнение договора купли – продажи. Между сторонами произведен расчет. Поскольку реализация маломерного судна осуществлялась им через ООО «Лига моторов» полагал, что снятие с регистрационного учета маломерного судна будет произведено обществом. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес Межрайонной ИФНС России № ****** по <адрес> были направлены налоговые уведомления, а в последующем требование об уплате транспортного налога 2016, 2017, 2018 год, в связи с чем ему стало известно о том, что до настоящего времени гидроцикл в реестре маломерных судов зарегистрирован за ним. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> о приведении в соответствие с действительностью сведений, содержащихся в реестре маломерных судов, однако в удовлетворении его требований об исключении из реестра маломерных судов гидроцикла YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска было отказано. В этой связи просил признать право собственности на гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска отсутствующим, возложить на Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> обязанность произвести государственную регистрацию изменений и снять гидроцикл с регистрационного учета.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 исковые требования поддержали. Указали, что на основании договора купли – продажи от 2007 года гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска, VIN US-YAMA 3255А505, заводской № ******А-1003293, бортовой номер Р36-65СЕ перешел в собственному к иному лицу. Регистрация судна в реестре маломерных судов за ФИО1 нарушает права истца, поскольку влечет для него необходимость уплаты транспортного налога. Отсутствие договора купли – продажи, а также судового билета исключает возможность избрания истцом иного способа защиты, чем обращение в суд с иском о признании права собственности прекращенным.

В судебном заседании представитель ответчика Главного Управления МЧС России по <адрес> ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражал по мотиву не представления истцом доказательств продажи маломерного судна.

В судебное заседание представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № ****** по <адрес> не явился. О времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав истца, представителей сторон, находит исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По данным Центра ГИМС МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ значится собственником гидроцикла YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска, VIN US-YAMA 3255А505, заводской № ******А-1003293, бортовой номер Р36-65СЕ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ представитель истца обратилась с заявлением об исключении из реестра маломерных судов гидроцикла YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска, VIN US-YAMA 3255А505, заводской № ******А-1003293, бортовой номер Р36-65СЕ. В обоснование представила ответ ООО «Лига моторов» на обращение ФИО1, из содержания которого следует, что гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска, VIN US-YAMA 3255А505 принимался ООО «Лига моторов» на реализацию и был продан в июне 2007 года по согласованной с собственником цене. Документы, подтверждающие продажу гидроцикла, отсутствуют.

Регистрирующим органом ФИО1 в удовлетворении заявления отказано ввиду не предоставления судового билета и документов, подтверждающих основания для исключения гидроцикла из реестра маломерных судов.

Истец просит признать его право собственности на гидроцикл отсутствующим, в связи с его отчуждением.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся, в том числе подлежащие государственной регистрации суда внутреннего плавания, в том числе маломерные.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.

Согласно части 5 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Согласно пункту 13 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** (Административный регламент) результатом предоставления государственной услуги является: государственная регистрация маломерного судна, используемого в некоммерческих целях (далее - судно), в реестре маломерных судов или отказ в государственной регистрации судна в реестре маломерных судов; государственная регистрация изменений, вносимых в реестр маломерных судов, или отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в реестр маломерных судов; государственная регистрация ограничений (обременений) прав на судно или отказ в государственной регистрации ограничений (обременений) прав на судно; исключение судна из реестра маломерных судов или отказ в исключении судна из реестра маломерных судов; выдача дубликата судового билета или отказ в выдаче дубликата судового билета; выдача выписки из реестра маломерных судов или отказ в выдаче выписки из реестра маломерных судов.

Согласно пункту 17 Административного регламента документы, необходимые для предоставления государственной услуги, включают документы, подлежащие представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, и документы и информацию из документов, подлежащих получению органом регистрации без участия заявителя по запросу в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно пункту 18 Административного регламента перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, включает: заявление; документ, удостоверяющий личность; доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях, если заявитель не является собственником).

Согласно подпункту "г" пункта 19 Административного регламента в дополнение к документам, указанным в пункте 18 настоящего Административного регламента, в зависимости от требуемого результата предоставления государственной услуги заявитель представляет, для исключения судна из реестра маломерных судов: судовой билет, документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов.

Согласно пункту 22 Административного регламента в качестве документа, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, представляется один из нижеперечисленных документов: акт, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках его компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта и на момент его издания; договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки; свидетельство о праве на наследство; судебный акт, вступивший в законную силу; судовой билет; иной акт передачи прав на судно в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иной документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Согласно пункту 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, исключение судна из реестра осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеприведенных положений, исключение маломерного судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности на такое судно.

В рамках настоящего дела истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств перехода права собственности на маломерное судно к иным лицам, а также не представлено доказательств обращения ФИО1 с заявлением к приобретателю гидроцикла о понуждении совершить данные действия, направленные на постановку на учет маломерного суда, после подписания договора купли-продажи. Соответствующая регистрация перехода права в Государственном судовом реестре истцом не произведена вопреки принципам добросовестности действий участников гражданского оборота.

Представленный истцом в материалы дела ответ на обращение ФИО1 из ООО «Лига моторов» не содержит каких – либо идентификационных данных, позволяющих установить дату совершения сделки, стороны сделки, а также ее существенные условия.

Допрошенный в качестве свидетеля управляющий ООО «Лига Моторов» ФИО4, в своих пояснениях имеющиеся пробелы не восполнил, напротив, указал, что об обстоятельства совершения сделки за давностью событий он не помнит. Сведениями о дате совершения сделки, приобретателе маломерного судна, о виде сделки, он не располагает.

При таких обстоятельствах, ввиду не представления истцом доказательств, которые в соответствии с действующим законодательством дают основания для государственной регистрации перехода права собственности на маломерное судно, суд не усматривает оснований для признания права собственности ФИО1 на гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска, VIN US-YAMA 3255А505, заводской № ******А-1003293, бортовой номер Р36-65СЕ отсутствующим.

При этом суд отмечает, что налогоплательщики - организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 362 НК РФ).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от факта регистрации транспортного средства, а не от факта наличия (или отсутствия) у титульного владелица транспортного средства.

Отказывая в удовлетворении ФИО1 в требовании о признании права собственности на гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска отсутствующим и производном от него требовании о возложении обязанности произвести государственную регистрацию изменений, снять гидроцикл с регистрационного учета, суд также находит, что права истца Главным Управлением МЧС России по <адрес> нарушены не были, у заявленного в качестве ответчика лица материально - правовой интерес в отношении спорного имущества отсутствует, в связи с чем указанный ответчик не может являться надлежащим по заявленным требованиям.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по <адрес> о признании права собственности на гидроцикл YAMAHA GР-800а 2005 года выпуска отсутствующим, возложении на Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> обязанности произвести государственную регистрацию изменений и снять гидроцикл с регистрационного учета – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий Ермолаева А.В.