Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2013 года город Ноябрьск, ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кравцовой Е.А.
при секретаре судебного заседания Насыровой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2103-2013 по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «...» и Открытому акционерному обществу «...» о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтедобывающих скважин,
установил:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к ответчикам о возложении обязанности устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации нефтедобывающих скважин. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки в отношении ООО «...» установлены нарушения требований промышленной безопасности и градостроительного законодательства при вводе в эксплуатацию нефтедобывающих скважин, следствие чего поставлено под угрозу экологическое благополучие жителей <адрес>. ООО «...» является владельцем лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Вынгапуровского месторождения нефти на территории <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по заказу ООО «...» подрядной буровой компанией построены скважины №№ ... месторождения нефти. В ходе проверки установлено, что к эксплуатации указанных скважин приступило ОАО «...» на основании пункта 2.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании операторских услуг, заключенного с владельцем лицензии - ООО «...». По данным автономного учреждения ... «...» и ОАО «...» общий объем добычи нефти из скважины № в период с № за период с ДД.ММ.ГГГГ - ..., из скважины № в период с ДД.ММ.ГГГГ - ..., скважины № в период с ДД.ММ.ГГГГ - ..., из скважины № с ДД.ММ.ГГГГ - .... Однако, эксплуатация вышеуказанных скважин осуществляется обществом с грубыми нарушениями действующего законодательства. Истец просит обязать ООО «...» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в Управлении по недропользованию по ... разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства – нефтедобывающих скважин № ... месторождения нефти в <адрес>. Также просит запретить ОАО «...» с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию нефтедобывающих скважин № ... месторождения нефти в <адрес> до получения в Управлении по недропользованию по ХМАО-Югре в порядке, предусмотренном статьёй 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
В судебном заседании Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор не присутствовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие представителя прокуратуры.
Представитель ООО «...» и ОАО «...» в судебном заседании не присутствовали, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, с уточнёнными исковыми требованиями согласны.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации установлено статьей 45 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «...» является владельцем лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Вынгапуровского месторождения нефти на территории <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по заказу ООО «...» подрядной буровой компанией построены скважины № Вынгапуровского месторождения нефти.
В ходе проведённой Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что к эксплуатации указанных скважин приступило ОАО «...» на основании пункта 2.2 договора № № от ДД.ММ.ГГГГ об оказании операторских услуг, заключенного с владельцем лицензии - ООО «...». По данным автономного учреждения ... «...» и ОАО «...» общий объем добычи нефти из скважины № в период с ДД.ММ.ГГГГ составил ... тонн, скважины № в период с ДД.ММ.ГГГГ -... тонн, из скважины № за период с ДД.ММ.ГГГГ - ... тонн, из скважины № в период с ДД.ММ.ГГГГ - ... тонн, скважины № в период с ДД.ММ.ГГГГ - ..., из скважины № с ДД.ММ.ГГГГ - ... тонн.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства представляет собой здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу подпункта «в» пункта 11 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно, опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее-Федеральный закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В приложении №1 к ФЗ № 116-ФЗ указано, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы.
В соответствии с изложенным, указанные выше скважины Вынгапуровского месторождения нефти являются объектами капитального строительства и относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно пункту 104 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06 июня 2003 года №71, пользователем недр ведется в установленном порядке учет фонда скважин. Эксплуатационный фонд скважин подразделяется на действующий фонд, бездействующий фонд и фонд скважин, находящихся в освоении. К действующему фонду скважин относятся скважины, дававшие продукцию (находившиеся под закачкой) в последнем месяце учитываемого периода независимо от числа дней их работы в этом месяце. К скважинам, находящимся в освоении и ожидании освоения после бурения, относятся скважины, завершенные строительством и не давшие продукцию (не находившиеся под закачкой).
Таким образом, вышеперечисленные скважины Вынгапуровского месторождения нефти относятся к категории действующих скважин, как находящиеся под закачкой и давшие продукцию.
На основании пункта 5.8 Инструкции по безопасности одновременного производства буровых работ, освоения и эксплуатации скважин на кусте (№), утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11 марта 2002 года № 14, прием в эксплуатацию каждого опасного производственного объекта на кустовой площадке производится в порядке, установленном ФЗ от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В соответствии с частью 4 статьи 8 ФЗ №116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Согласно пункту 2.11.15 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 05 июня 2003 года №56, сдача скважины буровым подрядчиком и приемка ее заказчиком производится после предварительных исследований качества выполнения работ и оформляется актом, подписанным обеими сторонами. Ввод скважины в эксплуатацию производится заказчиком в установленном порядке.
В соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К данному заявлению прилагается, в том числе, и заключение государственного органа строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указано, что застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства.
В ходе проверки установлено, что ООО «...» является владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Вынгапуровского месторождения нефти и арендатором земельных (лесных) участков, на которых построены скважины.
Таким образом, ООО «...» является застройщиком, в обязанность которого, согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ, входит получение разрешения на ввод в эксплуатацию нефтедобывающих скважин.
В нарушение указанных требований закона эксплуатация вышеуказанных нефтедобывающих скважин, являющихся потенциально опасными промышленными объектами, осуществляется без разрешений на ввод в эксплуатацию с угрозой возникновения аварийных ситуаций и причинения ущерба экологии в будущем.
Эксплуатация скважин без разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию ставит под угрозу промышленную безопасность данных опасных производственных объектов, сохранность компонентов окружающей среды от негативного воздействия и уничтожения, а также экологическое благополучие жителей <адрес>
В соответствии со статьёй 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
В силу статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в силу требований статьи З ФЗ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на основе таких принципов как презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии со статьёй 24 Закона РФ «О недрах» строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Пользователи недр обязаны обеспечить выполнение стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, требования о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в соответствии со статьёй 55 Градостроительного кодекса РФ направлены, в том числе, на подтверждение со стороны уполномоченного государственного органа соответствия процесса ввода в эксплуатацию и дальнейшей эксплуатации нефтедобывающей скважины требованиям экологической и промышленной безопасности.
Согласно статьям 41,42 Конституции РФ, статье 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства и промышленной безопасности.
В соответствии со статьёй 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «...» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в Управлении по недропользованию по ХМАО-Югре разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства – нефтедобывающих скважин № ... месторождения нефти в <адрес>
Запретить ОАО «...» с ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию нефтедобывающих скважин № ... месторождения нефти в <адрес> до получения в Управлении по недропользованию по ХМАО-Югре в установленном законом порядке разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «...» государственную пошлину в бюджет МО г. Ноябрьск в сумме ... рублей.
Взыскать с открытого акционерного общества «...» государственную пошлину в бюджет МО г. Ноябрьск в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.
Председательствующий Е.А. Кравцова