ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2103/2014 от 08.05.2014 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

  Дело № 2-2103/2014

РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 город Кызыл 08 мая 2014 года

 Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

 председательствующего Ооржак К.Д., при секретаре Бамба А.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.А.Э. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду

 УСТАНОВИЛ:

 М.А.Э. в лице представителя ФИО1, действующей по доверенности, обратилась в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее – Минземимущество РТ) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, указав, что *** она подала заявление о предоставлении ей земельного участка по адресу *. *** Министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что если в случае судом будет принято решение о признании права собственности на самовольную постройку, то Министерство РТ рассмотрит вопрос о закреплении земельного участка. Просит суд признать незаконным бездействие Минземимущества РТ об отказе в предоставлении ей земельного участка и обязать принять решение о предоставлении ей земельного участка в аренду с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, общей площадью *.

 Заявитель М.А.Э. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие заявителя на основании ст. 167 ГПК РФ.

 Представитель заявителя ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании заявление поддержала по указанным в нем основаниям.

 Представитель заинтересованного лица – Минземимущества РТ не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом, уважительность неявки не установлена, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

 Судом установлено, что *** М.А.Э. на имя Министра земельных и имущественных отношений РТ подано заявление о предоставлении ей в аренду земельного участка по адресным ориентирам: *.

 *** за № * начальником отдела Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва дан ответ М.А.Э., в котором сообщается, что в соответствии с п.1 ст. 222  Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Заявителю предложено обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку. В случае если судом будет принято решение о признании права собственности на самовольную постройку, то Министерство РТ рассмотрит вопрос о закреплении земельного участка.

 Заявитель обжалует указанный ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

 При проверке судом соблюдения срока обращения заявителя в суд установлено следующее.

 Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 Из заявления следует, что о нарушении заинтересованным лицом прав заявителя, ей стало известно *** из вышеуказанного ответа Минземимущества РТ.

 С учетом изложенного, трехмесячный срок обращения в суд с оспариванием решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а именно Минземимущества РТ, заявителем не пропущен.

 При проверке законности и обоснованности действий (бездействия) заинтересованного лица при рассмотрении заявления М.А.Э. о предоставлении земельного участка от *** установлено следующее.

 В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 года N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.

 Как установлено судом, государственная собственность на земельный участок, расположенный по адресу: г адресу *, не разграничена, в связи с чем, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по распоряжению им является Минземимущество РТ.

 Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.   Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок   со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо   опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании  , определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

 В соответствии с разделом III Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" – столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 8 февраля 2013 г. N 81 (далее – Порядок распоряжения), предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В рамках предоставленных полномочий Министерство: 1) подготавливает (принимает) предложения о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) проводит работу по формированию земельного участка: а) выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; б) направляет в мэрию города Кызыла обращение о предоставлении информации о разрешенном использовании земельного участка и технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 3) принимает решение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 4) обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости земельного участка (рыночной годовой арендной платы); 5) обеспечивает публикацию сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) в газете "Тувинская правда". Сообщение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) размещается Министерством также на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Осуществляет передачу земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

 При получении Министерством заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в целях индивидуального жилищного строительства Министерство в двухнедельный срок принимает одно из следующих решений: о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка; о публикации в газете "Тувинская правда" сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования, а также размещении указанного сообщения на официальном сайте Республики Тыва.

 В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства заявления не поступили, Министерство в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему единственное заявление. Министерство заключает договор аренды земельного участка с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

 В случае, если в течение месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства поступили заявления от других лиц, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

 Таким образом, из указанных положений Земельного кодекса РФ и Положения следует, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства по договору аренды производится на основании из заявлений, по результатам рассмотрения которых в двухнедельный срок после их поступления принимается одно из решений - о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо о публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка в средствах массовой информации и на официальном сайте Республики Тыва. При этом предварительного согласования места размещения объекта в данном случае не требуется.

 Вместе с тем в своем ответе от *** в адрес заявителя начальник отдела Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва заявителю предложено обратиться в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку, также из ответа от *** Минземимущество предлагает приобрести земельный участок путем участия в открытых аукционах по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

 То есть фактически не дает ответа М.А.Э. по существу ее заявления о предоставлении ей земельного участка в аренду.

 Из ответа начальника Управления архитектуры и градостроительства Мэрии г.Кызыла в адрес начальника МКУ Департамент земельных и имущественных отношении Мэрии г.Кызыла от *** за исх.* следует, что визуально обследовав жилой дом по * на соответствие требованиям СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», Свода правил СП 42.13 330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройки городских и сельских поселений» СанПин 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» установил: фундаменты монолитные, общая площадь жилого дома по наружному обмеру составляет 5х6 кв.м; имеются дворовый туалет, водоколонка, отопление местное;, высота от пола до потолка составляет 2,15 м при норме по СНиП не менее -2,7м;. таким образом застройщику рекомендовано построить жилой дом в соответствии СНиП и СанПин.

 Ссылка министерства в ответе от *** на пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет правового значения для разрешения в установленном порядке заявления о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, поскольку вопросы признания постройки самовольной, ее сносе, признании права собственности на постройку являются предметом судебного рассмотрения. Установление данных фактов также может иметь значение при регистрации права собственности на возведенное строение.

 Таким образом, при рассмотрении заявления М.А.Э. о предоставлении земельного участка в аренду заявителю Минземимуществом РТ по существу не принято решение о способе предоставления земельного участка: путем проведения аукциона или публикации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка в аренду. Такое бездействие министерства по неисполнению требований пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ при рассмотрении заявления М.А.Э. является незаконным, в связи с чем нарушенные права заявителя в данной части подлежат восстановлению.

 Суд полагает, что в целях  восстановления нарушенных прав заявителя надлежит  обязать Минземимущество РТ принять меры к рассмотрению в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 ЗК РФ заявления М.А.Э. от *** о предоставлении ей в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

 Оснований для возложения обязанности на заинтересованное лицо издать распорядительный акт о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: * путем опубликования в средствах массовой информации извещения для неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, суд не находит, так как выбор способа предоставления земельного участка – путем проведения аукциона или публикации единственной заявки на предоставление земельного участка – в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ представляет собой административное полномочие (компетенцию) и усмотрение заинтересованного лица, данные мероприятия, которые должны предшествовать вынесению распоряжения о предоставлении земельного участка и заключению договора аренды, не были осуществлены заинтересованным лицом надлежащим образом.

 С учетом изложенного, заявление М.А.Э. к Минземимуществу РТ подлежит удовлетворению в части, так как заинтересованным лицом фактически не исполнены требования пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ при рассмотрении заявления М.А.Э. поэтому данное нарушение может быть устранено путем возложения на заинтересованное лицо обязанности по принятию мер к рассмотрению заявления М.А.Э. в соответствии с действующим законодательством, в том числе, при соблюдении правил пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление М.А.Э. удовлетворить в части.

 Признать незаконными действия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по направлению *** за исх. № * ответа М.А.Э. на ее заявление от *** о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: *.

 Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление М.А.Э. от *** в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации.

 В удовлетворении остальной части заявления отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Решение в окончательной форме изготовлено 14 мая 2014 года.

 Судья К.Д. Ооржак