ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2105/18 от 06.03.2019 Долгопрудненского городского суда (Московская область)

Дело № 2 - 330/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лапшиной И. А.,

при секретаре Чуриловой М. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Долгопрудный о снятии земельного участка с кадастрового учета, установлении границ земельного участка, признании права аренды,

УСТАНОВИЛ

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации г. Долгопрудный, в котором просит снять с кадастрового учета земельный участок площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, установить границы двухконтурного земельного участка общей площадью <данные изъяты> расположенного по тому же адресу, по характерным точкам, отраженным в схеме и признать за ней право аренды в отношении указанного земельного участка.

Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив суду, что истица в течении длительного времени пользуется многоконтурным земельным участком, состоящим из двух частей, на котором располагаются принадлежащие ей на праве собственности здания, строения и сооружения и соответственно имеет право на закрепление данного земельного участка в аренду. Наличие на месте находящейся в фактическом пользовании истца части земельного участка по сведениям ЕГРН расположен другой земельный участок, поставленный на кадастровый учет, что препятствует истцу в образовании земельного участка и последующем заключении договора аренды.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал в части установления границ земельного участка в судебном порядке без предварительного обращения в Администрацию г. Долгопрудного, так как формирование земельных участков государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена осуществляется во внесудебном порядке путем обращения землепользователя с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления, что истцом не было выполнено. Против снятия с кадастрового учета земельного участка не возражает.

Третьи лица ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском согласны.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.

Истцу на праве собственности принадлежит часть жилого дома общей площадью <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> (л. д. 9).

Данный объект недвижимости расположен на землях муниципальная и государственная собственность в отношении которых не разграничена.

Земельный участок, занятый фундаментом, принадлежащим истцу, как самостоятельный объект гражданско – правовых отношений, не сформирован, сведения о нем, включая сведения о месторасположении его границ в ЕГРН, отсутствуют.

Статьей 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьба земельного участка и всех прочно связанных с ним объектов, согласно которому земля следует судьбе объекта недвижимости, который на ней расположен.

Согласно ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» полномочия по управлению и распоряжению земельными участками с ДД.ММ.ГГГГ. перешли к городским и сельским поселениям.

На основании ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.

Исходя из положений п. 9 ч. 2 ст. 39.6. договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в аренду, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ и включает в себя среди прочего подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, исходя их вышеуказанных норм, в их правовой взаимосвязи, истец, как собственник зданий, строений и сооружений, расположенных на земельном участке государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена, имеет исключительное право при соблюдении определенного нормами действующего Российского законодательства порядка, на предоставление занятого указанными объектами недвижимости земельного участка в его арендное пользование, без проведения торгов.

При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка Земельным кодексом РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон, участвующая в деле обязана доказать то на что она ссылается.

При рассмотрении дела истец не представила доказательств того, что для целей приобретения в арендное пользование земельного участка на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости, она обращалась в установленном законом порядке в Администрацию г. Долгопрудного с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.

Задачей судов является защита и восстановление нарушенных прав истца, в том числе и действиями (бездействиями) государственных и муниципальных органов, наделенных властными полномочиями по оказанию государственных услуг.

В отсутствие обращения истца в Администрацию г. Долгопрудного с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, в порядке, установленном нормами действующего законодательства и соответственно непринятии муниципальным органом какого – либо решения по причине отсутствия данного обращения, суд не может согласиться с доводом истца о том, что ответчиком, являющимся публичным образованием, нарушено их исключительное право на формирование и последующее предоставление в аренду без проведения торгов на испрашиваемый срок земельных участков.

При этом, суд полагает, что требования, заявленные истцом, направлены на подмену органа уполномоченного нормами действующего закона на предоставление земельных участков в аренду на суд, что не допускается законом.

При указанных обстоятельствах суд отказывает истице в удовлетворении заявленных исковых требований, в части установления границ земельного участка и признании в отношении него права аренды, при этом, суд считает необходимым разъяснить истице, что она, в порядке установленном ст. ст. 39.14., 39.15. ЗК РФ, вправе обратиться в Администрацию г. Долгопрудного с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.

Как указывалось выше, Администрация г. Долгопрудного осуществляет распоряжение землями и земельными участка государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена.

В ЕГРН сведения о правах в отношении земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют. Сведения о земельном участке имеют статус «временные».

Представитель Администрации г. Долгопрудного не возражает против заявленных истцом требований, в части снятия с кадастрового учета указанного земельного участка, так как это не нарушает прав органов местного самоуправления на муниципальные земли, из которых сформирован данный земельный участок, при этом, представитель Администрации г. Долгопрудного пояснил суду, что орган местного самоуправления не осуществлял формирование и постановку на кадастровый учет данного земельного участка.

Исходя из изложенного, принимая во внимание довод представителя Администрации г. Долгопрудного, суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования, в части снятия земельного участка площадью <данные изъяты> имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, с кадастрового учета, а именно:

снять земельный участок площадью <данные изъяты> имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, с кадастрового учет.

В удовлетворении остальной части исковых требований – об установлении границ двухконтурного земельного участка общей площадью <данные изъяты> (такого участка не имеется), о признании права аренды в отношении указанного земельного участка - ФИО1, отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к Администрации г. Долгопрудный о снятии земельного участка с кадастрового учета, установлении границ земельного участка, признании права аренды, удовлетворить частично.

Снять земельный участок площадью <данные изъяты>, имеющий кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, с кадастрового учета.

В удовлетворении остальной части исковых требований – об установлении границ двухконтурного земельного участка общей площадью <данные изъяты>, о признании права аренды в отношении указанного земельного участка - ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И. А. Лапшина

Решение в окончательной форме принято 10.04.2019 г.

Судья И. А. Лапшина