ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2106/2015 от 21.03.2016 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

№ 2-73/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Горковенко М.Ю.,

при секретаре Евдокимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке 21 марта 2016 года гражданское дело по иску Новокузнецкого транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании действий незаконными, понуждению к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» о признании действий незаконными, понуждению к совершению действий.

Просил суд: Признать незаконными действия ОАО «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в демонтаже железнодорожных путей общего пользования станции Мыски, М° 18 станции «Новокузнецк-Восточный», и № станции «Новокузнецк- Сортировочный» и повлекшие закрытие железнодорожных путей общего пользования. Обязать устранить нарушение закона путем восстановления (открытия для постоянной эксплуатации) демонтированных железнодорожных путей общего пользования станции Мыски, станции «Новокузнецк-Восточный», и № станции «Новокузнецк-Сортировочный».

Впоследствии истцом неоднократно уточнялись исковые требования. На день вынесения решения судом просит суд: Признать действия ОАО «РЖД» в лице Западно-Сибирской железной дороги, выразившиеся в демонтаже верхней части железнодорожных путей общего пользования на <адрес>, на <адрес>, № и <адрес>, то есть приведении их в состояние, непригодное для эксплуатации, незаконными. Обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения закона путём восстановления демонтированной части данных железнодорожных путей (приведения их в пригодное для эксплуатации техническое состояние). Установить ответчику срок исполнения обязательств - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере железнодорожного транспорта, регламентирующего порядок закрытия железнодорожных путей общего пользования, в ходе которой выявлены нарушения закона при закрытии и демонтаже железнодорожных путей общего пользования на станциях Мыски, Новокузнецк-Сортировочный и Новокузнецк-Восточный Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги.

Как показала проверка, в период 2007-20012 гг. на основании устных распоряжений начальника Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» работниками Новокузнецкой и Полосухинской дистанций пути Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги осуществлен демонтаж железнодорожных путей общего пользования.

В частности, железнодорожный путь общего пользования <адрес> демонтирован в июне 2007 года, железнодорожный путь общего пользования ст. «Новокузнецк-Восточный» демонтирован в октябре 2008 года, железнодорожный путь общего пользования № ст. «Новокузнецк-Сортировочный» демонтирован в сентябре 2007 года, железнодорожный путь общего пользования демонтирован в мае 2012 года.

Установлено, что все названные железнодорожные пути являлись путями общего пользования, были предназначены для приема и выдачи грузов, а также выполнения сортировочных и маневровых работ на станциях.

Как показала проверка, демонтаж железнодорожных путей общего пользования фактически привел к закрытию указанных участков пути.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ) деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции. В силу требований п. 5 ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ и Правил примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в редакциях, действующих на момент демонтажа железнодорожных путей, закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

В связи с внесенными с ДД.ММ.ГГГГ изменениями в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке.

В соответствии с Порядком закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, утвержденным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, решение о закрытии железнодорожных путей общего пользования принимается Министерством транспорта Российской Федерации путем издания соответствующего приказа (п.п.18-19). То есть, законность закрытия путей, и возможность организации перевозочного процесса в изменённых условиях подтверждается соответствующим решением органа государственной власти.

Вместе с тем, соответствующее решение Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации о закрытии железнодорожных путей общего пользования <адрес>, ст. «Новокузнецк-Восточный», и № ст. «Новокузнецк-Сортировочный» отсутствует, что свидетельствует о несоблюдении ОАО «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» требований закона.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации. В связи с тем, что действия ОАО «Российские железные дороги» в лице Западно- Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в демонтаже железнодорожных Путей общего пользования, противоречат основам функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации, установленным ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ, в соответствии с которой железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом’ способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Выбранный прокурором способ защиты - восстановление (открытие для постоянной эксплуатации) демонтированных железнодорожных путей не противоречит ст.12 ГК РФ и данной ситуации является наиболее приемлемым для устранения нарушений закона.

Помощник Новокузнецкого транспортного прокурора ФИО3, действующая на основании поручения, удостоверения, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила установить срок ответчику для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ОАО «РЖД», ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила суду отзыв и дополнение к нему, согласно которым, полагает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению.

3-е лицо Администрация Кемеровской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Федерального суда Новокузнецкого района Кемеровской области, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили, представили суду заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему

В соответствии с частью второй ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. ч. 1, 4, 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ) деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В силу требований п. 5 ст. 15 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ и Правил примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в редакциях, действующих на момент демонтажа железнодорожных путей, закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

В связи с внесенными с ДД.ММ.ГГГГ изменениями в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке.

В соответствии с Порядком закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, утвержденным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, решение о закрытии железнодорожных путей общего пользования принимается Министерством транспорта Российской Федерации путем издания соответствующего приказа (п.п.18-19). То есть, законность закрытия путей, и возможность организации перевозочного процесса в изменённых условиях подтверждается соответствующим решением органа государственной власти.

В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с частью первой ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. ст.27, 35 упомянутого Федерального закона прокурору предоставлено право в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью первой ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципальных образований. Принимая во внимание, что непредставление в установленный законом срок и в установленном законом объеме сведений о застрахованных лицах нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, прокурор вправе обратиться с в суд с иском о понуждении Ответчика устранить нарушения действующего законодательства.

Судом установлено, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере железнодорожного транспорта, регламентирующего порядок закрытия железнодорожных путей общего пользования, в ходе которой выявлены нарушения закона при закрытии и демонтаже железнодорожных путей общего пользования на станциях Мыски, Новокузнецк-Сортировочный и Новокузнецк-Восточный Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги.

При проведении проверки установлено, что в период 2007-20012 гг. на основании устных распоряжений начальника Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги» работниками Новокузнецкой и Полосухинской дистанций пути Кузбасского региона Западно-Сибирской железной дороги осуществлен демонтаж железнодорожных путей общего пользования.

В частности, железнодорожный путь общего пользования <адрес> демонтирован в июне 2007 года, железнодорожный путь общего пользования ст. «Новокузнецк-Восточный» демонтирован в октябре 2008 года, железнодорожный путь общего пользования № ст. «Новокузнецк-Сортировочный» демонтирован в сентябре 2007 года, железнодорожный путь общего пользования демонтирован в мае 2012 года.

Все названные железнодорожные пути являлись путями общего пользования, были предназначены для приема и выдачи грузов, а также выполнения сортировочных и маневровых работ на станциях.

Демонтаж ОАО «РЖД» в лице Западно-Сибирской железной дороги, верхней части железнодорожных путей общего пользования на <адрес>, на <адрес>, № и <адрес>, то есть приведении их в состояние, непригодное для эксплуатации фактически привел к невозможности эксплуатации указанных участков пути, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Новокузнецким транспортным прокурором направлено сообщение о выявленных при проверке нарушениях Начальнику Управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере (Том 1. Л.д. 70)

При этом, соответствующего решения Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации о закрытии железнодорожных путей общего пользования <адрес>, ст. «Новокузнецк-Восточный», и № ст. «Новокузнецк-Сортировочный» не выдано, что свидетельствует о несоблюдении ОАО «Российские железные дороги» в лице Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» требований закона.

При обращении с настоящими требованиями на основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор обоснованно исходит из нарушения интересов государства, поскольку указанные железнодорожные пути является путями общего пользования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Новокузнецкого транспортного прокурора в полном объеме, при этом суд исходит из того, что Федеральным законом установлена возможность закрытия (ограничения) движения по конкретным железнодорожным путям общего пользования, в том числе малоинтенсивным (малодеятельным) линиям и участкам. Порядок закрытия (ограничения) движения по таким железнодорожным путям определяется Правительством РФ.

Порядок закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 327.

При этом, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17- ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке.

Порядок закрытия железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, утвержден приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 136 (далее - Порядок закрытия железнодорожных станций).

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решение о закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, является Росжелдор (п. 13 Порядка закрытия железнодорожных станций).

В соответствии с п. 2 Порядка закрытия железнодорожных станций для закрытия железнодорожной станции для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа (далее - закрытие железнодорожной станции), владелец инфраструктуры, которому принадлежит железнодорожная станция, направляет в Федеральное агентство железнодорожного транспорта письменное предложение о закрытии железнодорожной станции.

В соответствии с п. п. 11, 12 Порядка закрытия железнодорожных станций Федеральное агентство железнодорожного транспорта на основании заключения территориального органа в течение десяти рабочих дней направляет согласованное с Министерством транспорта Российской Федерации заключение о возможности или невозможности закрытия железнодорожной станции в Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по тарифам, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти представляют в 30-дневный срок в Федеральное агентство железнодорожного транспорта согласование на заключение либо обоснованные замечания и предложения по нему.

Согласно п. 13 Порядка закрытия железнодорожных станций Федеральное агентство железнодорожного транспорта с учетом согласований на заключение либо обоснованных замечаний и предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Федеральное агентство железнодорожного транспорта принимает решение о закрытии железнодорожной станции либо об отказе в закрытии железнодорожной станции.

При этом, доводы ответчика о том, что он как собственник указанных железнодорожных путей несет бремя содержания указанного имущества, что влечет дополнительные затраты, перед демонтажом участков путей общего пользования признанные нецелесообразными собственником, восстановление указанных участков путей повлечет также дополнительные расходы, что является нецелесообразным по мнению ответчика, суд считает не имеющими правового значения. Поскольку нормы ст. 15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» регулируют порядок открытия и закрытия для постоянной эксплуатации такого вида путей. Закрытие железнодорожных путей общего пользования - это юридический факт признания государством в лице уполномоченных органов отсутствия необходимости в осуществлении движения поездов, перевозки пассажиров и грузов по данным путям. Решением о закрытии путей их собственнику предоставляется возможность списания такого имущества с бухгалтерского и иного учета, прекращения самого объекта в натуре и права собственности на него, продаже его третьему лицу в целях недопущения дальнейшего несения убытков в виде расходов на содержание и эксплуатацию. С принятием такого решения такие пути утрачивают статус общего пользования (ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ») и в дальнейшем не могут использоваться владельцем инфраструктуры, перевозчиками для перевозки грузов, багажа и грузобагажа, обслуживания пассажиров, выполнения сортировочной и маневровой работы.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке. Порядок закрытия железнодорожных путей в период с 2007 г. по настоящее время регламентировался следующими нормативными актами:Постановлением Правительства РФ «О Правилах примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования и закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, и железнодорожных станций»; приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков»; Приказом Минтранса РФ «Об утверждении Порядка закрытия железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков».

ОАО «РЖД» в 2010 году было получено согласие субъекта РФ – Администрацией Кемеровской области на закрытие данных путей общего пользования.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен как отдельный порядок закрытия железнодорожных путей, так и само понятие - демонтаж железнодорожных путей общего пользования.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать его, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Исходя из материалов дела, представленных сторонами (актов обследования, актов проверки состояния, подлежащего списанию недвижимого имущества, актов о состоянии старогодных материалов верхнего строения пути, приемных актов, актов проверки технического состояния объекта недвижимого имущества, актов обследования объектов основных средств, пояснений, объяснений, приказов, ордеров, актов списания объекта основных средств, протоколов (Том 1. Л.д. 6-7, 8-9, 10-11, 12-13, 14, 15, 16, 17-21, 23, , 25, 27, 28, 31-33, 37-39, 57-58, 61-62, 63, 64-65, 67-68 – акт, 26, 29, 30, 66 – ордер, 34, 35 – пояснения, 36, 60, 76 - объяснения, 40, 69 – приказ, Том 2. Л.д. 10 – приказ, 15-18 – пояснение, 19-21, 22-, 37-41, 46-47, 49, 50-51, 53, 54-55, 57, 58-59, 61, 72-73, 78-79, 80-81, 82, 83, 84, 85-86, 96-97, 102-103, 106-108, 116-117, 118 – акт, 48, 52, 56, 60, 104 – ордер, 43-45, 75-77, 99-101 - протокол), следует, что демонтаж верхней части железнодорожных путей общего пользования на <адрес>, на <адрес>, № и <адрес>, является вынужденной мерой по оптимизации перевозочного процесса, сокращения эксплуатационных расходов и рационального использования материальных ресурсов ОАО «РЖД», ввиду отсутствия производственной потребности и изменения путевого развития и с целью снижения эксплуатационных затрат.

Указанные в иске железнодорожные пути, и входящие в их состав сооружения находятся в собственности ОАО «РЖД» (Том 2. Л.д. 25, 62, 87, 105).

Земельные участки, на которых расположены указанные участки путей общего пользования являются собственностью Российской Федерации (Том 1. Л.д. 54 – свидетельство, Том 2. Л.д. 111 - свидетельство).

Соответственно Новокузнецкий транспортный прокурор правомочен на предъявление настоящего иска к ответчику в защиту интересов Российской Федерации.

Положением п. 1 ст. 235 ГК РФ установлено, что право собственности прекращается при гибели или уничтожении имущества.

По смыслу закона прекращение права собственности на объект недвижимого имущества поставлено в зависимость не от обстоятельств, свидетельствующих о полном уничтожении (гибели) объекта, а от обстоятельств, свидетельствующих об утрате недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Согласно положению абз. 1 ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).

В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, утв. МПС РФ ЖД1-774, железнодорожный путь представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для осуществления движения поездов. Путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).

Действующей с 01.03.2013г. Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД», установлено, что железнодорожный путь включает в себя верхнее строение (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма), земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, а также искусственные сооружения.

Исходя из норм п. 3.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России № ЦРБ-162, п. 1 Техническая эксплуатация сооружений и устройств путевого хозяйства (Приложение к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. приказом Минтранса России) выделяются элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение и искусственные сооружения).

Таким образом, элементы железнодорожного пути относятся к частям сложной вещи, не могут рассматриваться как отдельные объекты прав.

При этом произведенный фактически демонтаж одного из элементов сложной вещи для последующего его хранения еще не означает, что сам объект основных средств был ликвидирован (уничтожен), однако судом установлено, что спорные железнодорожные пути приведены в такое состояние, которое препятствует их использованию, по прямому назначению, в связи с чем фактические произошло закрытие для эксплуатации спорных железнодорожных путей.

Однако, в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 115-ФЗ) закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.

Правительством Российской Федерации и (или) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в случае невозможности закрытия железнодорожных путей общего пользования, имеющих государственное, социальное или оборонное значение, определяется источник финансирования содержания и эксплуатации этих железнодорожных путей. В случае, если в течение шести месяцев со дня внесения предложения о закрытии железнодорожных путей общего пользования решение об их закрытии не будет принято или не будет осуществлено соответствующее финансирование, владелец инфраструктуры вправе требовать в судебном порядке возмещения расходов на содержание указанных железнодорожных путей или их закрытия.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 160-ФЗ) закрытие железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, осуществляется на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленном им порядке в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской федерации в настоящее время уполномоченным органом по оказанию государственной услуги по принятию решения о закрытии железнодорожный путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, является Министерство транспорта Российской Федерации.

При этом, письмами от ДД.ММ.ГГГГ начальник Полосухинской дистанции пути, начальник станции Мыски обратились за разрешением демонтажа путей, от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился к Губернатору Кемеровской области за согласованием предложений Кузбассого отделения Западно-Сибирской железной дороги по закрытию недействующих железно-дорожных путей общего пользования, от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратился в Федеральное агентство железнодорожного транспорта за подготовкой обоснованнного заключения о возможности или невозможности закрытия железнодорожных путей, ДД.ММ.ГГГГ в Министерство транспорта Российской Федерации с предложением о закрытии данных путей общего пользования с предоставлением предусмотренного для этого документации, ДД.ММ.ГГГГ в 1 отдел Управления по контрразведывательному обеспечению объектов транспорта Службы экономической безопасности ФСБ России представлены испрашиваемые документы, сообщено о невозможности предоставления части испрашиваемых документов, Администрацией Кемеровской области, Отделом архитектуры и градостроительства МО «Мысковский городской округ»,Админситрацией Куйбышевского района <адрес> дано согласие на закрытие указанных участков путей (Том 1. Л.д. 41-42, 71-72, 73-74, 75 – письмо, Том 2. Л.д. 6-9, 11-12, 13-14, 115, 162-163, 164, 165 – письмо). Решение об отклонении или утверждении данного предложения Министерством транспорта Российской Федерации до настоящего времени не принято.

Письмами Администрацией Кемеровской области дано согласие на закрытие указанных участков путей общего пользования, указав на основание письма руководителей муниципальных образований, на территории которых располагаются данные объекты, и по которым дано согласие ими на закрытие (л.д. Том 1. Л.д. 43, 44-46 – список).

Расчеты затрат на содержание указанных путей общего пользования, согласно которым содержание путей убыточно, также имеются в материалах дела. (Том 1. Л.д. 50, 51, 52, 53 – расчет).

Соответствующего решения Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской федерации о закрытии указанных путей не принималось.

Поэтому вышеуказанные работы на железнодорожных станциях, выразившиеся в демонтаже верхней части железнодорожных путей общего пользования на <адрес>, на <адрес>, № и <адрес>, ответчиком были выполнены с нарушением установленного законом порядка, чем нарушены законные права и интересы Российской Федерации, как в части неукоснительного соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства РФ так и в части невозмодности эксплуатации спорных железнодорожных путей..

А потому суд признает действия ОАО «РЖД» в лице Западно-Сибирской железной дороги, выразившиеся в демонтаже верхней части железнодорожных путей общего пользования на <адрес>, на <адрес>, № и <адрес>, то есть приведении их в состояние, непригодное для эксплуатации - незаконными.

При таких обстоятельствах, требования Новокузнецкого транспортного прокурора об обязании ОАО «РЖД» устранить нарушения закона путём восстановления демонтированной части данных железнодорожных путей (приведения их в пригодное для эксплуатации техническое состояние) подлежат удовлетворению, так как именно данный способ приведен к восстановлению нарушенных прав и полному исполнению требований закона.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае если требуемые действия могут быть совершены только ответчиком, суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Предоставить ответчику срок для выполнения указанных требований 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новокузнецкого транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании действий незаконными, понуждению к совершению действий – удовлетворить в полном объеме.

Признать действия ОАО «РЖД» в лице Западно-Сибирской железной дороги, выразившиеся в демонтаже верхней части железнодорожных путей общего пользования на <адрес>, на <адрес>, № и <адрес>, то есть приведении их в состояние, непригодное для эксплуатации, незаконными.

Обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения действующего законодательства путём восстановления демонтированной части данных железнодорожных путей (приведения их в пригодное для эксплуатации техническое состояние), предоставив ответчику срок для выполнения указанных требований 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.

Мотивированное решение по делу составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья М.Ю. Горковенко