ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2108/2014 от 27.06.2014 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

  РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 г. Рязань                                                                                      27 июня 2014 года                                                                                                                       

 Судья Советского районного суда г. Рязани Синякова Г. А.,

 при секретаре Здешневой Г.В.,

 представителя заинтересованного лица управления Минюста России по Рязанской области ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению политической партии «Партия прогресса» об оспаривании решения органа государственной власти - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области об отказе в государственной регистрации Регионального отделения в Рязанской области политической партии «Партия прогресса» при создании от 01.04.2014г.,

 УСТАНОВИЛ:

 Политическая партия «Партия прогресса» обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области об отказе в государственной регистрации Регионального отделения в Рязанской области политической партии «Партия прогресса» при создании от 01.04.2014г., в обоснование заявления указав, что 17.11.2013 года на Учредительном съезде Политической партии «Народный альянс» было принято решение о создании политической партии «Народный Альянс», затем на 2-м съезде Партии 8.02.2014 года было принято решение о принятии Устава в новой редакции, в котором изменено наименование Партии на наименование политическая партия «Партия прогресса», которая 25.02.2014 года в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 года № 75-ФЗ «О политических партиях» была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации с присвоением ОГРН. 13.03.2014 года уполномоченным лицом Партии Л. был представлен на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области пакет документов, предусмотренный ст. 18 ФЗ «О политических партиях» для регистрации регионального отделения Партии в Рязанской области, 1.04.2014 года с указанием на отсутствие полномочий у Л. и наличие противоречия протоколов общего собрания Регионального отделения Партии Уставу партии в государственной регистрации регионального отделения Партии в Рязанской области было отказано. Данный отказ нарушает право политической партии на создание региональных отделений Партии, поскольку Л. являлся уполномоченным лицом политической партии, на регистрацию заинтересованному лицу были представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии, в полном объеме. Просит признать недействительным уведомление об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании от 01.04.2014 года и обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области произвести государственную регистрацию Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Партия прогресса».

 Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен, в суд его представитель не явился.

 Представитель заинтересованного лица, чей отказ в государственной регистрации регионального отделения политической партии оспаривается заявителем, с доводами заявления не согласился, пояснив, что отказ в регистрации соответствует нормам действующего законодательства и прав заявителя не нарушает. Более того, заявитель после обжалуемого отказа снова обращался с заявлением о регистрации регионального отделения партии, сообщив о невозможности устранить основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации регионального отделения, представив в управление решение Центрального совета Политической партии «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА» (о его ликвидации и создании нового.

 Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. В судебном заседании установлено, что 13.03.2014года в Управление Министерства юстиции по Рязанской области с заявлением о государственной регистрации Регионального отделения в Рязанской области политической партии «Партия прогресса» обратился Л., чья подпись в качестве заявителя при данном виде регистрации удостоверена в нотариальном порядке. Данное заявление было зарегистрировано в управлении 13.03.2014года под входящим.

 В подтверждение полномочий действовать от имени политической партии при государственной регистрации соответствующего регионального отделения заявителем, наряду с другими документами, указанными в расписке о приеме документов от 13.03.2014, представлено решение учредительного съезда Политической партии «Народный Альянс» (прежнее название политической партии) от 17.11.2013, которым Л. назначен уполномоченным лицом партии с наделением его полномочиями по представлению документов, указанных в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации партии, а также иными полномочиями, связанными с представлением документов в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации партии.

 В адрес Л. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации Регионального отделения политической партии «Партия прогресса» от 1.04.2014 года, в котором управлением со ссылкой на п. «а», «б» статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» в регистрации регионального отделения отказано.

 Частью 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" установлено, что политическая партия это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Предметом регулирования указанного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации (ст. 1).

 Согласно ст. 4 приведенного закона деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях» региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

 а) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации регионального отделения политической партии;

 б) территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

 В силу ч. 1 ст. 21 ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

 В силу п.п. «а» п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также уставы политической партии, при определении полномочий лица (лиц), действующего от имени и в интересах политической партии, подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иные федеральные законы, регулирующих соответствующее правоотношения.

 Под региональным отделением политической партии в Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 ФЗ "О политических партиях").

 Согласно, имеющихся в материалах дела решений Учредительного съезда Политической партии «Народный Альянс» от 17.11.2013 года, Учредительным съездом Политической партии «Народный Альянс» 17.11.2013 года были приняты решения о регистрации Политической партии «Народный Альянс» и назначении Л. уполномоченным лицом Политической партии «Народный Альянс», наделив его полномочиями по представлению документов, указанных в пункте 1 статьи 16 Федерального закона «О политических партиях» в Министерство юстиции Российской Федерации, полномочиями по подписанию и заверению документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации Партии, а также иными полномочиями, связанными с представлением документов в Министерство юстиции для государственной регистрации партии

 Делегатами Учредительного съезда было решено создать региональные отделения Политической партии «Народный Альянс» в 83 субъектах Российской Федерации, в том числе Рязанской области.

 Как усматривается из протокола Общего собрания Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Народный альянс» от 22.12.2013 года общее число членов партии составляет 6 человек, которыми единогласно было принято к исполнению решение Учредительного съезда Политической партии «Народный альянс», прошедшего 17.11.2013 года; решено сформировать руководящие органы Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Народный альянс» в составе Председателя Регионального отделения Политической партии «Народный альянс» и Совета Регионального отделения Политической партии «Народный альянс» и назначить Уполномоченным лицом Регионального отделения в Рязанской области Политической партии «Народный альянс», с правом заверять решения органов Регионального отделения и иные документы Регионального отделения.

 Решением Второго Съезда партии 8.02.2014 года было принято решение об изменение наименования партии, в том числе наименования всех 83 региональных отделений партии во всех субъектах Российской Федерации на новое наименование - Политическая партия «Партия Прогресса».

 Согласно протокола общего собрания Регионального отделения в Рязанской области от 9.02.2014 года членами регионального отделения партии было принято к исполнению решение съезда партии об изменении наименования регионального отделения на Региональное отделение Политической партии «Партия прогресса». Согласно п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений.

 Согласно пункта 1.3 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

 а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

 б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

 в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

 г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

 д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

 Статьей 16 Федерального закона «О политических партиях» определены документы, представляемые для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, которые предоставляются в федеральный уполномоченный орган, в том числе заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов.

 В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О политических партиях» для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляется заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов, а также перечень документов.

 Таким образом, исходя из смысла положений ст. 16, ст. 18 Федерального закона «О политических партиях», следует, что уполномоченные лица политической партии должны быть наделены полномочиями на обращение для государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган, а также государственной регистрации регионального отделения партии в территориальный орган. 17.11.2013 года решением делегатов Учредительного съезда политической партии «Народный альянс» было принято решение о создании партии и её региональных отделений, о государственной регистрации партии в Министерстве юстиции Российской Федерации, в то время региональные отделения партии в регионах созданы ещё не были, о том, что решением делегатов съезда уполномоченным лицом партии на обращение в территориальные органы с заявлением в соответствии со ст. 18 ФЗ «О политических партиях» о государственной регистрации региональных отделений партии назначен Л., в представленных на регистрацию документах не имеется, полномочие на представление иных документов на государственную регистрацию партии в Министерство юстиции, на которое ссылается заявитель, таковым может явиться, при наличии сведений о том, что делегатами съезда обсуждался данный вопрос, по которому принято именно то решение, на которое он ссылается. В указанном решении от 17.11.2013 года (на бланке) имеется указание «приложение №7 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 №94», хотя приложение №7 такого решения не содержит, а потому необоснованными суд находит ссылки заявителя о том, что представление иных документов в Министерство юстиции РФ для государственной регистрации партии подлежит расширительному толкованию, поскольку в ст. 18 Федерального закона «О политических партиях» определено, что именно уполномоченное лицо (уполномоченные лица) партии обращается в территориальный орган с заявлением на государственную регистрацию регионального отделения партии, а из решения, представленного Л., не усматривается то, что он наделен и такими полномочиями тоже. В решении от 17.11.2013 года по вопросу регистрации политической партии Народный Альянс» не указано на то, что Л. наделяется полномочиями на обращение в территориальный орган с заявлением о государственной регистрации регионального отделения партии политической партией, при этом протокол Учредительного съезда от 17.01.2013 года, в части обсуждения полномочий, которыми наделяется Л., не представлен, законных оснований считать его уполномоченным лицом партии по обращению с заявление в территориальный орган о государственной регистрации регионального отделения партии в данном случае не имеется, а потому суд находит правомерными выводы управления об отсутствии у Л. полномочий на обращение в территориальный орган с заявлением о государственной регистрации регионального отделения партии.

 Кроме того, в судебном заседании установлено, что представленные протоколы Регионального отделения партии не соответствуют Уставам Политической партии «Народный альянс» и «Партия прогресса», в нарушение п. «а» ст. 27 ФЗ «О политических партиях», а именно: в представленном в управление протоколе общего собрания регионального отделения в Рязанской области политической партии «Народный альянс» от 22.12.2013 года Совет регионального отделения сформирован в составе 2 человек, как председателя отделения в Рязанской области политической партии «Народный Альянс», который в соответствии с п. 28.6 статьи 28 Устава политической партии «Народный Альянс» от 17.11.2013 года, а также п.28.6 статьи Устава политической партии «Партия прогресса» от 08.02.2014 года, входит по должности в состав Совета регионального отделения партии, что противоречит требованиям п.27.5 статьи 27 Устава политической партии «Народный Альянс» от 17.11.2013 года, а также пункта 27,5 статьи 27 Устава политической партии «Партия прогресса» от 08.02.2014г.; в пункте 30.7 статьи 30 Устава Политической партии «Народный Альянс» от 17.11.2013 года, а также в пункте 30.7 статьи 30 Устава политической партии «Партия прогресса» от 08.02.2014г. указано, что член Ревизионной комиссии (Ревизор) регионального отделения Партии не может занимать иную выборную должность в региональном отделении, однако, в представленном протоколе общего собрания регионального отделения в Рязанской области политической партии «Партия прогресса» от 09.02.2014 года Н., являющегося избранным Ревизором регионального отделения, согласно протокола общего собрания регионального отделения в Рязанской области политической партии «Народный Альянс» от 22.12.2013 года, доизбирают членом Совета регионального отделения, что противоречит пункту 30.7 статьи 30 Устава Политической партии «Народный альянс» от 17.11.2013г., а также пункту 30.7 статьи 30 Устава Политической партии «Партии прогресса» от 8.02.2014 года.

 При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что отказ управления в регистрации Регионального отделения политической партии «Партия прогресса» является законным и обоснованным, при имевшихся нарушениях требований ст.21 и ст.27 ФЗ «О политических партиях» управление правомерно руководствовалось подпунктами «а» и «б» пункта 2 статьи 20 ФЗ «О политических партиях», являющихся основаниями для отказа в государственной регистрации регионального отделения партии. Учитывая, что оспариваемым отказом управления права заявителя не нарушены, в удовлетворении заявления следует отказать.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194, ст. 198, ст.255, ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления политической партии «Партия прогресса» об оспаривании решения органа государственной власти - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области об отказе в государственной регистрации Регионального отделения в Рязанской области политической партии «Партия прогресса» при создании от 01.04.2014г. - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья-подпись-